Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. по учебной дисциплине «КРИМИНОЛОГИЯ»

ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине «КРИМИНОЛОГИЯ»

по теме № 5

«Причины и условия совершения конкретного преступления»

по специальности 030501.65 Юриспруденция

 

Время – 2 часа

Лекция подготовлена старшим преподавателем кафедры криминологии и психологии к.ю.н. подполковником милиции Е.В. Коломийченко

 

 

Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры криминологии и психологии

_________ 2009 г., протокол №

 

УФА 2009


Содержание

  Стр.
Введение ………………………………………………………………..  
Вопрос 1. Внутренние причины и условия совершения конкретного преступления ……………………………………………………….…  
Вопрос 2. Внешние причины и условия совершения конкретного преступления ………………………………………………………….  
Заключение ……………………………………………………………  
Литература …………………………………………………………….  

Преступное поведение - более широкое понятие, чем преступление. Как известно, преступление в уголовном праве определяется как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ). Из этого определения следует, что речь идет о внешне выраженном акте человеческого поведения, который причинил ущерб объекту посягательства или поставил его под угрозу причинения вреда. Однако криминолога, изучающего причины преступлений, интересует не только и не столько указанный акт сам по себе, сколько предшествовавшие ему объективные и субъективные обстоятельства, с которыми были связаны возникновение мотивов преступления, постановка целей, выбор средств, принятие решений и т.д. Все эти обстоятельства в процессе их формирования еще не образуют состава преступления как завершенного акта. Однако они могут быть включены в понятие преступного поведения, которое в криминологическом понимании охватывает формирование преступного намерения и его осуществление. Таким образом, преступное поведение есть процесс, развертывающийся в пространстве и времени и включающий внешние, объективные действия, образующие состав преступления, а также внутренние, предшествующие им психологические явления, которые детерминируют совершение преступления.

Важным аспектом изучения преступного поведения является анализ его «механизма». Под этим термином мы понимаем определенную последовательность развития преступных действий: возникновение преступных намерений, принятие решения совершить преступление, планирование своих поступков и, наконец, осуществление их преступником. Можно сказать иначе: это процесс взаимодействия личности и внешней среды, формирующий преступное поведение человека и реализующий его. В нем участвуют психические компоненты и состояния личности (интеллект, воля, предвидение, эмоции и т.д.), которые присущи и правомерному поступку. Но в преступном поведении все они или по крайней мере некоторые из них наполнены специфическим содержанием - антиобщественной направленностью.

Механизм умышленного преступления обычно включает три основных звена: мотивацию преступления; планирование преступных действий; их реализацию.

Из приведенной схемы видно, что названные звенья последовательно переходят одно в другое. Заметим, что это характерно не для всякого преступления. Например, преступления, совершенные в состоянии аффекта (сильного душевного волнения), обычно не содержат стадии планирования: от возникновения мотива субъект сразу переходит к действию. А в преступлениях, совершаемых по неосторожности, нет и стадии мотивации. Как мы увидим далее, в этих преступлениях механизм сводится к ошибочному принятию решения или к дефектам исполнения поступка, правомерного по своему первоначальному замыслу.

Механизм преступного поведения тесно связан с личностью преступника и с внешней физической и социальной средой. Он не может существовать в отрыве от личности, потому что все психические процессы, из которых складывается этот механизм, суть процессы, происходящие в самой личности, организме, мозге человека. Личность не только осуществляет мотивацию, планирование и исполнение задуманного, но также предвидит возможный результат своих действий.

Столь же тесно связан механизм преступного поведения и с окружающей внешней средой: ведь преступник действует не в безвоздушном пространстве. Мотивы его поступка рождаются на основе внутренних и внешних влиянии, во взаимодействии интересов человека с особенностями переживаемой им жизненной ситуации. При планировании преступником будущих действий невозможно отвлечься от внешней среды. А исполнение преступления затрагивает эту среду самым непосредственным образом.

И сама личность испытывает воздействие внешней среды, хотя, это влияние имеет вероятностный, статистический характер. Иначе не мог бы возникнуть вопрос об ответственности человека за свои поступки.

Анализ содержания и особенностей функционирования механизма преступного поведения весьма важен как с теоретической, так и с практической точек зрения. В научном отношении он важен потому, что раскрывает свойства личности, преступника и те стороны внешней среды, которые образуют причины и условия, способствующие совершению преступлений. В практическом - потому, что помогает определить меры, способные предотвратить преступление, изменить направленность личности правонарушителя.

Анализ механизма преступного поведения показывает, что поведение становится антиобщественным и противоправным не в одной какой-то точке причинной цепочки, ведущей к преступному деянию. Здесь надо отметить два обстоятельства: во-первых, как правило, антиобщественный характер поступка складывается постепенно, начиная с незначительных отклонений от социальных норм; во-вторых, «критическая точка» развития, после которой поведение явно приобретает преступный характер, может быть расположена в самых разных звеньях рассматриваемого механизма. В силу этих обстоятельств обычно имеются достаточно большие возможности для предотвращения нежелательного развития событий. Во многих случаях можно вовремя пресечь преступное поведение, повернуть намерения и действия лица в ином направлении и тем самым предотвратить преступное деяние.

Рассмотрим отдельные звенья механизма преступного поведения более подробно.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Медико-психологическое обеспечение населения и спасателей при проведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах массового поражения (заражения) | Преступления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.