Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, цели и задачи планирования




Система планирования на предприятии.

Определение, принципиальные направления, типы бизнес-планов

Модель бизнес-плана.

Зарубежный опыт организации планирования

Организация внутрифирменного планирования

Организаци я системы планирования на предприятии.

Производственные мощности

Программы

Основные разделы и технико-экономические показатели производственной

Формирование портфеля заказов продукции

Значение и этапы формирования производственной программы

Производственная программа предприятия.

Нормативно-информационная база планирования

Текущее планирование деятельности предприятия

Формы и этапы планирования, виды планов их характеристика и взаимосвязь

Понятие, цели и задачи планирования

Система планирования на предприятии.

- Директивное и индикативное планирование;

- Классификация планов по горизонту планирования;

- Классификация планов по типам целей;

- Классификация планов по другим признакам;

- Этапы планирования.

4. 2. Структура, объём и состав бизнес-плана

- Общая характеристика предприятия и его продукции;

- Маркетинговый план;

- План производства;

- Организационный план;

- Финансовый план;

- Оценка рисков и страхование.

Планирование — это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его
развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции
развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на
перспективу с определённым набором ресурсов и желаемой эффективностью. Планирование является центральным звеном всей си­стемы хозяйственного механизма управления и регулирования

про­изводства. Планирование, административное управление и конт­роль за деятельностью предприятия в зарубежной практике опреде­ляют одним понятием — «менеджмент».

Каждое предприятие независимо от формы собственности, масштабов и направлений деятельности занимается планирова­нием. Планированиеэто процесс обоснования и выбора целей предприятия на определенную перспективу, основных направлений и решений с разработкой соответствующей технологии для их достижения. Отметим, что современная рыночная экономика является более плановой, чем прежняя отечественная экономи­ка в условиях централизованной системы управлении.

Большинство российских субъектов хозяйствования имеют длительный опыт социалистического планирования. Практика социалистического планирования имеет позитивные и негатив­ные последствия. Негативные последствия прежде всего были связаны с ограниченной свободой действия, свободой планиро­вания (сегодня проявляет себя еще одно негативное последствие — ограничение ответственности). Реформы, проводящиеся в России, открыли путь к экономической свободе фирм. Многие фирмы предприняли попытку частично или даже полностью (в основном это относится к новым экономическим структурам малого и среднего бизнеса) освободиться от «оков» планирова­ния.

Однако принятие решений на базе интуиции, импровизации, даже с учетом опыта прошлой руководящей деятельности, не приводит к оптимальным результатам. В условиях становления рынка, роста и усиления конкуренции должна возрастать роль планирования. В нашей стране достаточно интенсивно созда­ются новые экономические структуры, но, к сожалению сегодня до 28—30% зарегистрированных малых и средних фирм экономически не функционируют, а почти половина функционирующих крупных и средних фирмы находятся в состоянии неплатёжеспособности.

Причин такого состояния много, однако главные кроются все же в слабом менеджменте, неправильно выработанных страте­гиях, отсутствии квалифицированного планирования.

Принципиальное отличие состоит в том, что в условиях ры­ночной экономики меняется прежде всего субъект планирования: принимает и утверждает план только собственник (его пред­ставитель) или уполномоченный им работник, нанятый по кон­тракту и отвечающий за результаты финансово-хозяйственной деятельности фирмы. Поэтому прежде всего необходима оцен­ка сложившейся в условиях централизованного управления си­стемы планирования на предприятии. Это необходимо как для определения имеющегося задела (базиса), не потерявшего зна­чения и в условиях рыночной экономики, так и для преодоления недостатков данной сис­темы, перестройки плановой деятельности на предприятии в условиях рынка.

Рыночные условия диктуют характер и целенаправленность планирования на предприятии. Необходимо своевременно учи­тывать на предприятии внешние факторы воздействия (конку­рентов, рынки сбыта, потребителей), стремиться определить воздействие предстоящих научно-технических, социально-эко­номических, организационных, экологических, политических и других изменений. Прежние функции государственных органов переходят непосредственно предприятиям: становится необхо­димым самостоятельно разрабатывать долгосрочную стратегию развития на уровне предприятия. Отсюда изменяются формы и принципы заводского (внутрифирменного) планирования.

Планирование как функция управления прежде всего круп­ной промышленной фирмой (концерн, картель, консорциум и т.д.) осуществляется в конкретизации целей развития фирмы и каж­дого подразделения в отдельности на определенный период, постановке задач и выборе средств их достижения, определении необходимых материальных, финансовых и трудовых ресурсов для выполнения поставленных целей и задач. Разрабатывается комплекс мер, направленный на взаимоувязку деятельности от­дельных структурных подразделений предприятия при опреде­лении путей, последовательности и направлений достижения конкретных целей, включая всю технологическую цепочку (от научно-исследовательских и опытно-конструкторских разрабо­ток до производства, сбыта и сервисного обслуживания). Для этого необходимо знать перспективы конъюнктуры рынка, тенденции потребительского спроса, возможности наиболее эффективного применения используемых ресурсов. Необходима также посто­янная увязка планирования с маркетингом и контролем. Пла­нирование осуществляется в виде взаимосвязанной совокупно­сти перспективных и текущих планов.

В условиях рынка диапазон использования факторов чрезвы­чайно широк, субъект хозяйствования стремится к их оптималь­ному сочетанию. Основной формой внутренней увязки всех фак­торов является планирование производственной и финансовой деятельности. В условиях жесткой конкуренции планирование производственно-хозяйственной и финансовой деятельности является важнейшим условием их выживания, экономического роста и процветания. Планирование позволяет оптимально увя­зать имеющиеся возможности по выпуску продукции со сложив­шимся на рынке спросом и предложением.

Это вытекает из самой сущности планирования, проявляю­щейся в том, что:

во-первых, оно имеет дело с выбором из множества возмож­ной альтернативны развития фирмы в будущем;

во-вторых, реализация выбранной альтернативы осуществля­ется на основе решений, принимаемых сегодня, поэтому всегда существует вероятность ошибки;

в-третьих, планирование есть непрерывный процесс приня­тия решений, в ходе которого устанавливаются и постоянно уточ­няются по времени цели и задачи развития фирмы (начиная с производства изделий, их реализации и кончая дальнейшим его развитием); определяются стратегия и политика по их достиже­нию; разрабатываются долгосрочные планы, в которых скоор­динировано выполнение показателей, отражающих различные стороны ведения экономики фирмы;

в-четвертых, исходной посылкой планирования должен стать принцип, согласно которому функционирование фирмы долж­но быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в резуль­татах работы фирмы группы лиц (собственников, учредителей, коллективов акционеров, государства и т.д.);

в-пятых, в силу различий в самой сущности и характере про­явления факторов производства и задач, вытекающих из отдель­ных направлений деятельности фирмы, планирование подраз­деляется на долгосрочное и краткосрочное. Так, например, приобретение оборудования и характер его использования, кад­ровая политика, определение ассортимента продукции и рын­ка сбыта требуют рассмотрения в долговременном плане. В то же время текущее обеспечение фирмы сырьем и материалами, плата за энергию, воду нуждаются в анализе в краткосрочном периоде.

Сущность планирования наиболее ярко проявляется в прин­ципах планирования, которые в совокупности отражают содер­жание планирования. В качестве критериев оценки эффектив­ности планирования выступают несколько принципов:

• научность планирования,

• полнота и точность планирования,

• непрерывность планирования,

• эластичность и гибкость планирования,

• экономичность планирования,

• возможность контроля планов,

• возможность оперативной корректировки планов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.