Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Крупномасштабное предпринимательство




Наряду с развитием малого предпринимательства под маркой одной фирмы идёт процесс концентрации капитала. В этом заинтересовано и государство. Активная экономическая политика страны при отсутствии прямого непосредственного государственного вмешательства возможна лишь при наличии крупных промышленно-финансовых структур, способных самостоятельно обеспечить сбалансированность экономики и выхода производства на новый технологический уровень развития.

В индустриально развитых странах (Япония, ФРГ, США, Южной Корее и др.) наиболее крупные промышленно-финансовые группы занимают ведущие позиции в экономике, определяют технический уровень производства и темпы развития национального хозяйства. Лицо супердержавы –США определяют не миллионы микроскопических фирм, а компании – гиганты типа «Форд мотор», «Дженерал электрик», «Интел Корпорэйшн» и др.

Основная выгода создания крупных интегрированных структур заключается в объединении капитала в сфере технологического развития, маркетинга, рекламы, продвижения товара к потребителю, снижению внепроизводственных расходов.

В жёсткой конкурентной борьбе поражение терпят, и нередко, даже компании- гиганты, что заставляет их объединяться в ещё более крупные структуры. В современных условиях процесс поиска партнёров и создания объединений вышел за пределы отдельных стран и принял международный характер.

Гигантские транснациональные объединения создаются в области авиастроения, космической техники, добычи и транспортировки нефти и газа, морских и железнодорожных перевозок, в сфере банковского капитала и др.

Крупные предприятия имеют целый ряд преимуществ перед малыми. Во-первых, они могут использовать новейшую дорогостоящую высокопроизводительную технику, снижая себестоимость продукции, повышая ее качество и завоевывая в этой связи рынки сбыта, приносящие им высокий доход.

Во-вторых, у крупных предприятий и организаций за счет концентрации капитала имеется возможность проводить широкомасштабные маркетинговые исследования, что уменьшает потери на рисковых мероприятиях.

В третьих, внутренняя специализация и кооперирование позволяют этим предприятиям повышать общий уровень квалификации сотрудников, увеличивать загрузку оборудования, снижать удельные потери на складских и транспортных операциях, рекламе и т.д.

Крупномасштабное предпринимательство выступает в различных формах. Это совершенно не обязательно строительство огромного завода с концентрацией производства на одной территории. Часто это десятки, сотни и более средних и мелких предприятий, разбросанных на больших расстояниях друг от друга, но имеющих общее управление, единое техническое и финансовое обслуживание («Макдоналдс» 23 тыс. ресторанов и кафе в 111странах мира и др.)

Вследствие происшедших перемен пред­принимательство на современном этапе стало составной частью де­ятельности руководителей и специалистов крупных фирм, банков, холдингов. Здесь предпринимательство поставлено на научную осно­ву, развернута широкомасштабная работа в этом направлении. Кон­центрация финансовых и людских ресурсов в предельно небольшом числе корпораций позволяет последним осуществлять внутрифирменный перелив капитала из одной отрасли в другую. Диверсифика­ция производства наряду с теми преимуществами, которые крупные фирмы имеют за счет концентрации ресурсов, дает им возможность «держаться на плаву» даже в самые неблагоприятные для экономики периоды. При снижении спроса на одни виды продукции, которые производит суперкорпорация, она повышает выпуск продукции, спрос на которую удерживается. Диверсификация наряду с научно-техническим прогрессом оказалась главным направлением предпри­нимательства современного крупного капитала.

1.1. В рыночной экономике разных стран существуют определённые типы объединений в целях координации деятельности, защиты общих коммерческих интересов и повышения эффективности использования капитала предприятия могут на основании договора создавать объединения, которые различаются между собой по тем или иным признакам. В основу их классификации положены признаки по:

· цели объединения;

· характеру хозяйственных отношений между участниками;

· степени самостоятельности входящих в объединение предприятий.

Простейшей формой объединения является картель- объединение предприятий одной отрасли. Участники договариваются между собой:

· о рынках сбыта,

· об условиях реализации,

· о величине сбыта (квота),

· о товарных ценах.

Характерными особенностями объединения данного типа является то, что их объединение носит договорной характер сохраняется право собственности участников на свои предприятия, а следовательно, сохраняется хозяйственная, юридическая и финансовая самостоятельность.

Объединения могут создаваться и в форме ассоциаций (корпораций), консорциумов, синдикатов и прочих союзов.

Основными задачами подобного объединения являются:

· повышение эффективности работы в результате объединения усилий участников и развития внутренней кооперации производственных, научных, проектных, строительных и других организаций в единый комплекс;

· завоевание и удержание рынков сбыта;

· закрепление поставщиков сырья, материалов, комплектующих и прочих ресурсов;

· ускорение технического развития производства.

Основные принципы формирования объединений:

· добровольность союза;

· равноправие партнеров;

· свобода выбора организационных форм;

· самостоятельность участников;

· ответственность только по обязательствам, взятым каждым предприятием при вступлении в объединение.

Наиболее широкое распространение получили такие хозяйственные структуры, как хозяйственные и финансово-промышленные ассоциации, холдинги, синдикаты, консорциумы, каждая организационная структура имеет свои особенности, характеризующиеся наличием внутренних имущественных и юридических прав.

1.2 Корпорация – это организационно-правовая форма бизнеса, отличающаяся и ограниченная от конкретных лиц, владеющих ею. Такая структура, имеющая статус юридического лица, вправе приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск, выступать ответчиком в суде, а также выполнять все те функции, которые выполняют деловые предприятия любого другого вида.

1.3 Холдинги ­– это головная материальная компания, обладающая контрольным пакетом акций предприятий, объединённых в единую структуру, осуществляет управление ими и контроль за их деятельностью с целью получения дохода на вложенный в акции капитал.

Различают два вида холдингов:

· Чистый холдинг, т.е. получение компанией доходов посредством участия в акционерном капитале других фирм;

· Смешанный, когда холдинговая компания занимается предпринимательской деятельностью и одновременно с целью расширения сферы влияния организует новые зависимые фирмы и филиалы.

Компании чистого холдинга, как правило, возглавляются крупными банками; во главе смешанного холдинга может находиться любое крупное объединение, преимущественно связанное с производством. Особенностью холдинговых компаний является то, что это многофункциональные образования, обеспечивающие последовательное объединение производственных денежных ресурсов, характеризующиеся дифференциацией производств, ориентацией на разработку и внедрение новейших технических решений и реализацию инвестиционных программ. Естественно, что классификация эта достаточно условна. Диверсифицированные современные концерны могут быть холдингом по отношению к своим дочерним фирмам, и филиалами одновременно, сами могут входить в качестве дочерних фирм в состав более могущественных холдингов. Холдинговые компании, как правило, создаются в следующих случаях:

►при образовании крупных предприятий с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий;

►при объединении пакетов акций юриди­чески самостоятельных предприятий;

► при учреждении новых ак­ционерных обществ.

В число участников (акционеров) холдинговых компаний и их дочерних предприятий при создании могут входить юридические и физические лица, признанные покупателями в со­ответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Фе­дерации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.