Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Абонентскими устройствами




Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка - данное следственное действие представляет собой комплекс трех процессуальных действий: 1) арест почтово-телеграфных отправлений; 2) их осмотр; 3) выемка.

Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления заключается в установлении обязательного для соответствующих учреждений связи запрета передавать определенному адресату отправления, поступающие на его имя, а равно направлять по указанному им адресу исходящие от него отправления.

К почтово-телеграфным отправлениям относятся те их виды, в которых могут содержаться сведения, интересующие органы расследования. Это могут быть бандероли, посылки, прямые контейнеры или другие почтово-телеграфные оправления (письма, почтовые карточки, мелкие пакеты), а также телеграммы и радиограммы.

Закон не ограничивает круг лиц, на корреспонденцию которых может быть наложен арест. Это значит, что арест может быть наложен на почтово-телеграфные отправления не только обвиняемого или подозреваемого, но и любого другого лица, если эти отправления имеют значение для уголовного дела.

Основанием для наложения ареста почтово-телеграфных отправлений является наличие достаточных оснований полагать, что предметы, документы или сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться в тех или иных почтовых отправлениях.

Порядок производства данного следственного действия складывается из следующих этапов:

1) вынесение следователем постановления о возбуждении перед судом ходатайства о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки, получение соответствующего согласия руководителя следственного органа и разрешения судьи;

2) исполнение ареста почтово-телеграфных отправлений учреждением связи;

3) осмотр и выемка отправлений либо снятие с них копий;

4) отмена ареста почтово-телеграфных отправлений.

Первый этап производства данного следственного действия.

В случае необходимости наложить арест на почтово-телеграфные отправления, произвести их осмотр и выемку следователь с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом соответствующее ходатайство. К нему он обязан приложить материалы, подтверждающие обоснованность ограничения конституционного права на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

В ходатайстве следователя обязательно указываются: 1) фамилия, имя, отчество и адрес лица, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться; 2) конкретные основания наложения ареста, производства осмотра и выемки; 3) виды почтово-телеграфных отправлений, подлежащих аресту; 4) наименование учреждения связи, на которое возлагается обязанность задерживать соответствующие почтово-телеграфные отправления (ч.3 ст.185 УПК РФ).

По результатам рассмотрения ходатайства судьей выносится постановление о разрешении производства данного следственного действия либо об отказе в этом. В постановлении судьи о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемку должны быть изложены обстоятельства, вызывающие необходимость наложения ареста, а также, чьи и какие именно отправления подлежат аресту и в какое учреждение связи подлежит направлению для исполнения данное постановление. Арест может быть наложен как на входящие, так и на исходящие отправления.

Копия постановления судьи направляется в соответствующее учреждение связи, которому поручается задерживать почтово-телеграфные отправления и незамедлительно уведомлять об этом следователя.

Вторым этапом данного следственного действия является исполнение ареста почтово-телеграфных отправлений. Оператор связи, исполняя решение суда, уведомляет следователя о факте задержания отправлений в случае их поступлений.

Третий этап следственного действия: - осмотр и выемка корреспонденции.

Получив уведомление о задержании почтово-телеграфного отправления, следователь прибывает в учреждение связи для его осмотра с целью определения значения для дела содержащихся в отправлении сведений и необходимости его изъятия.

При осмотре отправления соблюдается обычная для этого следственного действия процедура. Но есть и одна особенность: осмотр почтово-телеграфных отправлений, как и выемка или снятие с них копий производится в присутствии понятых из числа работников соответствующего учреждения связи. Вместе с тем, при наличии оснований полагать, что в посылках или бандеролях находятся взрывчатые или ядовитые вещества, их осмотр может быть начат без участия понятых (ч. 3 ст. 170 УПК). В необходимых случаях для участия в производстве осмотра и выемки следователь вправе вызвать переводчика, а также соответствующего специалиста (например, сотрудника оперативно-технического подразделения для выявления и фиксации отпечатков пальцев).

Независимо от того, обнаружена путем осмотра почтово-телеграфного отправления относящаяся к делу информация или нет, о результатах осмотра составляется протокол. В нем помимо обычных данных, требуемых ст.166 УПК РФ, отражаются вид почтово-телеграфного отправления, подвергнутого осмотру, сведения, содержащиеся в нем (в том числе содержимое бандероли и посылки, имеющее значение для дела), а также кем и кому оно направлено.

Если выявленные при осмотре сведения не имеют отношения к делу или если следователь ограничился осмотром отправления и снятием с него копии (например, когда по тактическим соображениям целесообразно направить отправление адресату), следователь принимает меры к тому, чтобы почтовое отправление продолжило движение в неповрежденном виде.

В случае, если отправление содержит значимую для дела информацию, причем доказательственное значение имеет и оригинал отправления (подлинное письмо, телеграмма), следователь производит его выемку, которая производится по общим правилам, установленным для этого следственного действия ст.183 УПК РФ.

Четвертый этап связан с отменой ареста почтово-телеграфных отправлений.

Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления носит длящийся характер. Но в любом случае оно ограничено сроками расследования уголовного дела. Если необходимость в его применении отпадает до истечения сроков расследования, следователь своим постановлением может отменить наложение ареста на почтово-телеграфные отправления с обязательным уведомлением об этом суда, принявшего решение о наложении ареста, и соответствующего прокурора.

Согласно п.14.1 ст.5 УПК РФ контроль телефонных и иных переговоров – это прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации, осмотр и прослушивание фонограмм.

Данное следственное действие представляет собой комплекс действий, осуществляемых для получения доказательственной информации из переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц с целью выяснения обстоятельств совершения преступления, а также обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля, их близких родственников, родственников или близких лиц.

Закон позволяет различать две разновидности контроля и записи переговоров, предопределяемые целями этого действия: контроль и запись переговоров в целях осуществления уголовного преследования; контроль и запись переговоров в целях защиты участников судопроизводства от преступных посягательств.

Основанием контроля и записи переговоров в целях уголовного преследования являются сведения о том, что в переговорах подозреваемого, обвиняемого и иных лиц могут содержаться фактические данные, имеющие значение для дела.

Основанием контроля и записи переговоров в целях защиты участников судопроизводства выступают сведения, устанавливающие факты преступного (содержащего признаки преступления) воздействия определенных лиц на потерпевшего, свидетеля, их родственников и близких лиц.

Поскольку контроль и запись переговоров существенно ограничивают конституционное право подозреваемого, обвиняемого и других лиц на тайну телефонных переговоров и иных сообщений, они допускаются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также средней тяжести и не иначе как по судебному решению, принимаемому в соответствии с требованиями ст.165 УПК РФ.

При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по их письменному заявлению, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения. Контроль и запись переговоров в отношении указанных лиц применяются в соответствии с ч.3 ст.11 УПК РФ в качестве мер безопасности.

При необходимости осуществления контроля и записи телефонных и иных переговоров следователь возбуждает перед судом ходатайство, в котором излагаются сущность уголовного дела и основания осуществления данного следственного действия, а также указываются фамилия, имя и отчество лица, в отношении переговоров которого будут производиться контроль и запись, срок их проведения, наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи телефонных и иных переговоров.

Ходатайство следователя с согласия руководителя следственного органа направляется в суд по месту производства предварительного следствия или проведения данного следственного действия и подлежит рассмотрению судьей в порядке, предусмотренном ст.165 УПК РФ. В случае принятия судьей положительного решения по ходатайству следователя постановление о производстве контроля и записи переговоров направляется следователем для исполнения в соответствующий орган. В законе такой орган не называется. Это внутренний вопрос правоохранительной деятельности, который решается на основе ведомственных нормативных документов. Так, например, в ведомстве, которым мы несем службу, это подразделения Управления специальных технических мероприятий.

Закон не предусматривает порядок оформления решения о проведении контроля и записи переговоров, если они осуществляются по письменному заявлению подлежащих защите от преступного воздействия лиц. Он устанавливает лишь, что судебное решение в данном случае не требуется. Представляется, следователь обязан вынести соответствующее постановление, которое вместе с его поручением направляется в орган, осуществляющий оперативно-технические мероприятия.

Орган, который технически осуществляет контроль и запись переговоров, при получении соответствующих документов приступает к функциональной стадии контроля и записи – негласному и непосредственному подключению к необходимым узлам связи. Подключение может состояться в любом месте телефонной линии, где обеспечивается необходимая скрытость. Как правило, при контроле стационарных телефонов подключение осуществляется на АТС.

Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для ее осмотра и прослушивания. Фонограмма передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи телефонных и иных переговоров и краткие технические характеристики использованных для этого технических средств.

Осмотр и прослушивание полученной фонограммы следователь производит с участием понятых, а также лиц, чьи переговоры записаны на фонограмму. В случае необходимости приглашаются соответствующие специалисты.

Фонограмма, передаваемая следователю, подлежит обязательному осмотру с целью изучения ее технических параметров и внешнего вида, индивидуальных особенностей, наличия или отсутствия признаков возможного внесения изменений, проверки ее подлинности, цельности, правильности оформления и соблюдения условий предоставления в распоряжение следователя. После внешнего осмотра технического носителя информации участники следственного действия приступают к прослушиванию фонограммы.

О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователем составляется протокол. Закон не требует дословного закрепления в протоколе содержания всей прослушиваемой фонограммы. Требуется дословное изложение в протоколе лишь той части фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к уголовному делу. В протоколе следует также указать общую продолжительность записи и фразы, которыми начинается и заканчивается фонограмма.

Фонограмма в полном объеме приобщается к уголовному делу на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок не более чем 6 месяцев. Проведение контроля и записи переговоров прекращается по постановлению следователя в случае, если необходимость в них отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.

Статья 186 УПК РФ, регламентирующая контроль и запись переговоров, регламентирует возможность получения в форме фонограммы содержания телефонных и иных переговоров и не раскрывает порядок и форму получения данных о соединениях абонентов городских телефонных сетей, сотовой и иной электросвязи, включая глобальную сеть Интернет, а также корпоративных локально-вычислительных сетей.

Длительное время после вступления в силу УПК РФ сведения о соединениях абонентов можно было получить без судебного разрешения. Однако данный подход не соответствовал конституционному содержанию понятия «тайна телефонных переговоров». На это указал и Конституционный Суд РФ в своем определении от 2 октября 2003 г. № 345-О: «…информацией, составляющей охраняемую Конституцией РФ и действующими на территории РФ законами тайну телефонных переговоров, считаются любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи».

Следствием изложенного стало появление нового следственного действия - получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами

Согласно ч.1 ст.186.1 УПК РФ при наличии достаточных оснований полагать, что информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами имеет значение для уголовного дела, получение следователем указанной информации допускается на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст.165 УПК РФ.

В ходатайстве следователя о производстве следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, указываются:

1) уголовное дело, при производстве которого необходимо выполнить данное следственное действие;

2) основания, по которым производится данное следственное действие;

3) период, за который необходимо получить соответствующую информацию, и (или) срок производства данного следственного действия;

4) наименование организации, от которой необходимо получить указанную информацию.

В случае принятия судом решения о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами его копия направляется следователем в соответствующую осуществляющую услуги связи организацию, руководитель которой обязан предоставить указанную информацию, зафиксированную на любом материальном носителе информации. Указанная информация предоставляется в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором указываются период, за который она предоставлена, и номера абонентов и (или) абонентских устройств.

Получение следователем информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами может быть установлено на срок до шести месяцев. Соответствующая осуществляющая услуги связи организация в течение всего срока производства данного следственного действия обязана предоставлять следователю указанную информацию по мере ее поступления, но не реже одного раза в неделю.

Следователь осматривает представленные документы, содержащие информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, с участием понятых и (при необходимости) специалиста, о чем составляет протокол, в котором должна быть указана та часть информации, которая, по мнению следователя, имеет отношение к уголовному делу (дата, время, продолжительность соединений между абонентами и (или) абонентскими устройствами, номера абонентов и другие данные). Лица, присутствовавшие при составлении протокола, вправе в том же протоколе или отдельно от него изложить свои замечания.

Представленные документы, содержащие информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, приобщаются к материалам уголовного дела в полном объеме на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ознакомления с ними посторонних лиц и обеспечивающих их сохранность.

Если необходимость в производстве данного следственного действия отпадает, его производство прекращается по постановлению следователя, но не позднее окончания предварительного расследования по уголовному делу.

Таким образом, Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка, контроль и запись переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами – это следственные действия, ограничивающие конституционные права граждан, следовательно, они должны проводиться на основании судебного решения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.