Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органами предварительного расследования




Вопрос 1. Прокурорский надзор за исполнением законов

Введение

Деятельность органов дознания и предварительного следствия по расследованию преступлений, связанная с ограничением конституционных прав и свобод и с применением мер процессуального принуждения, существенно затрагивает права и законные интересы участников уголовного судопроизводства.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» предусматривает ряд гарантий охраны прав личности, в том числе в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, а ст.46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

К настоящему времени сложились три самостоятельных формы контроля за расследованием преступлений: судебный контроль, прокурорский надзор, ведомственный процессуальный контроль. Наиболее новой формой является судебный контроль, широкое развитие которого за последнее десятилетие стало одним из приоритетных направлений судебно-правовой реформы.

В данной лекции будут рассмотрены основные полномочия суда, руководителя следственного органа, начальника подразделения дознания по осуществлению контроля за деятельностью следователя и дознавателя, а также полномочия прокурора по надзору за предварительным расследованием.

 

 

В ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указано, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Одним из направлений надзора, осуществляемого органами прокуратуры, является надзор за органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Актуальность этого направления надзорной деятельности прокуратуры определяется необходимостью и особой значимостью обеспечения законных интересов и прав участников уголовно-процессуальной деятельности и режима законности в процессе расследования преступлений, значительным объемом работы прокуратуры на этом направлении. Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия занимает в деятельности прокуратуры ведущее место, является важной гарантией обеспечения законности в сфере борьбы с преступностью.

Надзор осуществляется районными, городскими, краевыми, республиканскими, прокурорами автономных округов, военными и транспортными прокурорами, а также другими прокурорами, действующими на правах районных, городских и областных прокуроров (ст. 12 Закона «О прокуратуре»).

Особое внимание при осуществлении надзора прокурор должен уделять вопросам соблюдения компетенции должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование; соблюдения подследственности; наличия основания и условий проведения следственных и процессуальных действий и принятия решений об их проведении; соблюдения правил и порядка собирания доказательств; решению вопросов применения мер уголовно-процессуального принуждения, уделяя пристальное внимание применению мер пресечения; соблюдению правил получения разрешения суда и процессуального порядка оформления такого решения; наличию оснований привлечения лица к уголовной ответственности в качестве обвиняемого и процессуального порядка предъявления обвинения, допроса в качестве обвиняемого и соблюдению прав и законных интересов как обвиняемого, так и других участников процесса в этот ответственный момент; строгому соблюдению оснований и условий приостановления и возобновления расследования по делу, порядка оформления этого этапа расследования; особое внимание должно уделяться решению о прекращении уголовного дела или уголовного преследования. Требует пристального внимания прокурора принятие решений по делам в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния, лиц, страдающих психическими или физическими недостатками, которые лишены возможности самостоятельно отстаивать свои права и законные интересы.

Таким образом, можно выделить несколько основных направлений деятельности прокурора в стадии предварительного расследования:

- надзор за законностью применения мер принуждения;

- надзор за законностью производства следственных и иных процессуальных действий, принятием процессуальных решений;

- действия и решения прокурора, связанные с окончанием расследования;

- рассмотрение жалоб участников процесса.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г. содержал главу 18 «Надзор прокурора за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия» (ст. 211 - 217). Такой главы в действующем уголовно-процессуальном законе нет. Полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве определены ст. 37 УПК РФ.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ;

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

12) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК РФ.

Перечень устанавливаемых законом полномочий прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, по сути, носит исчерпывающий характер. Осуществление прокурором полномочий строится исходя из точного следования смыслу определяющих их правовых норм. Выход за пределы установленных законом полномочий, их корректировка по каким-либо мотивам противоречат как общим принципам уголовного судопроизводства, так и конкретным условиям обеспечения законности расследования преступлений.

Право (и одновременно обязанность) прокурора проверять исполнение требований Федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях имеет прямое отношение к достижению целей повышения уровня практики выявления, пресечения и раскрытия преступлений. Прокурором проверяется исполнение соответствующих нормативных правил, содержащихся в УПК РФ, законах, регламентирующих правовой статус правоохранительных органов («О полиции» и др.), иных законодательных актах.

К числу надзорных правовых средств относится полномочие прокурора давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения и о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.

Прежде чем дать согласие на возбуждение такого ходатайства, прокурор обязан тщательно изучить материалы, характеризующие основания возбуждения дознавателем соответствующего ходатайства, и в зависимости от их содержания принять необходимое решение.

Наделение прокурора правом разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы имеет целью обеспечить своевременное выявление обстоятельств, исключающих участие указанного лица в уголовном судопроизводстве, и принятие мер к их устранению.

Полномочие прокурора, устанавливающее его право отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования в случаях нарушения ими процессуального законодательства, свидетельствует о властно-распорядительном характере данного и ряда других полномочий прокурора, которые необходимы для своевременного, оперативного и реального обеспечения условий эффективного получения доказательств в ходе дознания и предварительного следствия. Право отстранения лица, производящего расследование преступлений, прокурор использует только при наличии достоверно установленных фактов нарушения им процессуального закона, что может, например, выражаться в несоблюдении сроков расследования и содержания под стражей, несвоевременном предъявлении обвинения, задержании лица при отсутствии на то законных оснований, утрате доказательств, тенденциозном определении направлений расследования и др. Отстранение дознавателя может быть произведено при явном несоответствии уровня его профессиональной подготовки сложности расследуемого преступления, выступающего одной из достаточно влиятельных причин допускаемых нарушений процессуального закона (естественно, при их бесспорной установленности и подтвержденности материалами дела).

Отчетливо выраженный властно-распорядительный характер имеет также полномочие прокурора, позволяющее ему изымать любое дело у органа дознания и передавать его следователю. Как правило, необходимость передачи по требованию прокурора дела органом дознания следователю возникает при непредвиденном осложнении следственной ситуации, при особой общественной значимости раскрытия конкретного преступления. На необходимость передачи дела следователю могут указываться нарушения закона, допущенные в ходе дознания.

Право прокурора передавать дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности, установленных ст. 151 УПК РФ, определяется ролью прокурора как лица, осуществляющего надзор за исполнением законов органами, производящими дознание и предварительное следствие. Выполнение прокурором надзорной функции является правовой и фактической базой возложения на него роли своего рода координатора деятельности по соблюдению принципа расследования уголовных дел в соответствии с их подследственностью. Соблюдение предусмотренных законом правил подследственности важно для обеспечения надлежащего качества расследования. Законодательное закрепление за прокурором ведущего места в регулировании коллизионных ситуаций в определении подследственности уголовных дел позволяет оперативно решать возникающие в данной сфере споры. В постановлении о направлении уголовного дела по подследственности подробно излагаются основания передачи уголовного дела от одного органа расследования другому.

В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета РФ или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета РФ или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

В связи с внесением Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», созданием Следственного комитета РФ существенно изменилось соотношение полномочий прокурора и руководителя следственного органа на стадии досудебного уголовного судопроизводства. В частности, разделены полномочия прокурора по надзору за исполнением законов и процессуальные полномочия руководителей следственных органов по контролю за органами предварительного следствия.

Говоря о полномочиях прокурора за деятельностью органов предварительного следствия, следует отметить, что эти полномочия стали (ввиду последних изменений) весьма ограниченными, в частности, прокурор вправе:

- в течение 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела (ч.4 ст. 146 УПК РФ);

- участвовать в судебном заседании при рассмотрении ходатайств следователя о производстве процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, а также об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, о продлении срока содержания под стражей (п.8 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

- утверждать обвинительное заключение (п. 14. ч.2 ст. 37 УПК РФ);

- возвращать уголовное дело следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения (п. 15. ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Анализ этих положений позволяет говорить о том, что на сегодняшний день прокурор не имеет достаточных полномочий для осуществления эффективного надзора за процессуальной деятельностью следователя.

Подводя итог по данному вопросу, следует обратить внимание, что полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства при осуществлении надзора за органами предварительного следствия и дознания закреплены в ст.37 УПК РФ. При этом полномочия указанного участника уголовного судопроизводства при осуществлении надзора за деятельность органов предварительного следствия в значительной мере претерпели изменения. Однако, что касается дознания, то прокурорские полномочия нисколько не пострадали. Исходя из того, что перечень категорий дел, по которым расследование производится в форме дознания, шире, чем перечень категорий дел, по которым осуществляется предварительное следствие, прокурор фактически превращается в руководителя дознания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.