Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности социальной работы с осужденными-женщинами




Словосочетание «осужденная женщина» состоит из антонимов - слов трудносоединимых в одно целое понятие. Тем не менее, оно существует в третьем тысячелетии и даже носит довольно распространенный характер не только в России, но и цивилизованных зарубежных странах. Осуждение и изоляция человека в местах лишения свободы ставит его в сложную жизненную ситуацию. Гендерные особенности женщин обуславливают дополнительные негативные последствия, связанные с трудными обстоятельствами их жизнедеятельности в период отбывания уголовного наказания. Самостоятельно разрешить трудную жизненную ситуацию, вернуться к нормальной жизни после освобождения удается далеко немногим из них. Отсюда следуют необратимые потери для самой женщины, ее микросреды, семьи, общества в целом. Очевидно, что осужденным женщинам необходима специальная комплексная правовая, психологическая, педагогическая, социальная помощь, система которой составляет суть и особенности социальной работы с ними.

Осужденная – мать – понятие широкое. Это лицо, имеющее ребенка не только в доме ребенка при ИУ, но и у родственников, а также находящегося на социальном попечении государства. К этой категории необходимо отнести осужденных женщин, имеющих детей дошкольного, подросткового и иных возрастов, даже взрослых самостоятельно живущих детей, а также молодых женщин, отбывающих наказание в ИУ из числа беременных и «потенциальных» матерей. К числу последних необходимо отнести женщин, имеющих реальные перспективы будущего материнства. Выборочные исследования показывают, что в 1999 году в УИС 1545 осужденных женщин имели детей, более половины которых находились с родственниками, иными лицами и в государственных учреждениях. Еще 245 содержащихся в ИУ женщин были беременны.

Обобщенных и систематизированных данных, на основании которых можно было бы составить социальный портрет осужденной матери, отбывающей наказание в местах лишения свободы, нет даже в материалах самой полной специальной переписи осужденных 1999 года. [[ii]] Тем не менее, изучение результатов переписи и статистических характеристик УИС за последнее десятилетие позволяют сделать определенные выводы: отмечаются негативные тенденции к росту общей численности осужденных женщин, особенно в 1995-1997 гг., 1999-2000гг., 2001-2002 гг. В 2003 году в ИК их содержалось более 40 тысяч. На фоне колебаний общего количества осужденных в ИК показательна устойчивая динамика роста удельного веса осужденных женщин, представленная на рис. 4

 

В соответствии с этой динамикой очевиден вывод о возрастающей численности осужденных матерей, хотя социальные потери трудно измерить статистическими данными.

Увеличение доли женщин среди «тюремного населения» России подтверждает научные данные об их высокой уязвимости, неумения разрешать свои проблемы некриминальным способом, низкой защищенности и адаптивности к новым социально-экономическим условиям в период затянувшихся масштабных реформ. В сложившейся ситуации осужденные матери в значительной степени являются не только преступниками, достойными наказания, но и жертвами социального неблагополучия, нуждающимися в помощи и поддержке. Вдвойне жертвами становятся их дети, отклонения и различные деформации в развитии которых при отсутствии матери приобретают характер неизбежности и часто - необратимости. Наука убедительно доказала: заменить ребенку мать крайне сложно, в период младенчества и раннего детства в силу особой биопсихической зависимости практически невозможно. Поэтому не требует особых доказательств актуальность и гуманистическая ценность поиска путей разрешения либо смягчения обозначенного противоречия.

Кто же это осужденная - мать? Обобщенный социальный паспорт свидетельствует, что за последнее время она несколько повзрослела (ее средний возраст - 37,1 год). Вместе с тем, значительно (на 13,3%) увеличился удельный вес молодежи: доля осужденных женщин в возрасте от 18 до 29 лет составляет (42,0%). Соотношение возрастных групп осужденных - матерей свидетельствует о том, что доминирует категория в возрасте свыше 40 лет (38%), чуть меньше - (34%) лица возрастного диапазона от 20 до 30 лет. Большинство из них находятся в одном из самых социально продуктивных возрастов - от 30 до 39 лет. Оценка негативной динамики очевидна: в условиях общесоциального демографического спада, кризиса семьи, роста девиаций детей, значительная часть женщин вместо выполнения традиционных гендерных ролей (создания семьи, рождения, воспитания и обучения детей, самореализации в семейной микросреде и иных позитивных видах деятельности) проводит почти шесть важнейших для жизни лет в местах лишения свободы[2, С.276]. Средний срок наказания составил 5,7 лет, что значительно больше данных пятилетней давности при одновременном двукратном уменьшении доли кратких сроков (до 2-х лет). Увеличение среднего возраста, сроков отбывания наказания негативно влияет на перспективы ресоциализации и социальной реабилитации осужденных женщин, выполнение ими материнских, супружеских и иных социально значимых функций.

Образование является одним из важнейших социальных факторов. Несмотря на отсутствие закономерных зависимостей между ростом образованности и сокращением преступности, пенитенциарная статистика самых разных стран мира свидетельствует о том, что в структуре «тюремного населения» преобладает менее образованная часть граждан. Очевидно, что относительно высокий уровень образования в период социальной и экономической нестабильности не способен нейтрализовать действие комплекса иных негативных факторов. Уровень образования женщин, лишенных свободы, свидетельствует не только о наличии профессиональной квалификации, жизненного опыта, сформированного сознания и ценностно-мотивационной сферы, приоритетов в удовлетворении потребностей, но и общей культуры, развития, информированности, в том числе по проблемам материнства, детства, воспитания и обучения. С этих позиций состояние и динамика уровня образования данной категории осужденных характеризуется противоречивостью: средний образовательный уровень несколько снизился, однако заметно увеличилась численность имеющих высшее и среднее специальное (профессиональное) образование. Дифференциация осужденных - матерей по этому показателю свидетельствует о преобладании лиц, имеющих среднее и среднее специальное (профессиональное) образование (73%) [5]. Вместе с тем к «группе риска» можно отнести каждую третью осужденную, поскольку они имеют лишь начальное или неполное среднее образование. В сочетании с другими неблагоприятными социальными факторами низкий уровень образования часто выступает в качестве детерминанты, предопределяющей криминогенный способ разрешения трудной жизненной ситуации.

Общепризнано, что решающим антикриминогенным фактором для всех категорий осужденных, особенно женщин, является семья, без которой невозможна полная самореализация в жизни. В качестве семьи осужденной рассматривается наличие у нее мужа, детей и официально зарегистрированных брачных отношений. По этому признаку можно дифференцировать осужденных женщин на группы: 1) состояли до осуждения в браке (37,2%); 2) не состояли в браке на момент осуждения (62,8%); 3) у состоявших в браке семья распалась в период отбывания наказания (47,7%), что значительно хуже аналогичного показателя осужденных - мужчин; 4) сохранилась семья менее чем у каждой пятой из незначительного числа имевших ее до осуждения; 5) вступившие в брак в ИУ (чуть более одного процента); 6) состоявшие до осуждения в гражданском браке (сожительстве). При высокой латентности гражданско-семейных отношений считается, что их около четверти среди осужденных; 7) имеющие неполную семью (детей без мужа) - около четырех процентов от всех осужденных, содержащихся в женских ИК. Сравнительный анализ приведенных с аналогичными показателями 5-10-летней давности свидетельствует о негативных тенденциях: увеличение количества осужденных женщин без семьи, ухудшение из-за возраста перспектив создания семей, высокие темпы распада семей вследствие увеличения сроков лишения свободы, ухудшения состояния здоровья. Каждая из выделенных групп требует специального подхода при организации работы по сохранению, созданию, восстановлению семейных отношений и социально полезных связей. Перспективы благополучного разрешения семейной проблемы осужденных женщин напрямую связаны с их возрастом. Среди не состоявших в браке и сохраняющих наибольшие шансы создать семью доминируют группы молодых женщин (18-19 и 20-24 года), две трети их среди 25-29-летних. По мере увеличения возраста доля не состоявших в браке стабилизируется на уровне пятидесяти процентов. Наиболее прочными являются семьи осужденных женщин в возрастной группе 30-49 лет, вместе с тем количество сохранившихся и распавшихся у них семей практически равнозначно. С учетом выявленных характеристик приоритетным направлением социальной и воспитательной работы должна стать разнообразная по формам и преимущественно индивидуальная по содержанию профилактика распадов семьи у женщин, особенно молодежного и среднего возраста.

К числу негативных данных этой категории осужденных относятся алкоголизм, наркомания и другие заболевания. Осужденные женщины подвержены наиболее интенсивной алкоголизации. Так, среди всех категорий лиц, лишенных свободы, подвергавшихся лечению от алкоголизма (8,2%), наиболее высокий удельный вес (11,5 %) составляют женщины. Доля женщин-наркоманов в УИС почти вдвое превышает средние показатели, больных венерическими заболеваниями - почти втрое. Среди женщин, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, неблагоприятна динамика ВИЧ-инфицированных. Их численность стабильно составляет более 5 тысяч женщин, страдающих алкоголизмом, наркоманией, свыше 1,5 - тысяч туберкулезом и более 800 ВИЧ-инфицированных, каждый пятый стоит на учете у психиатра [[iii]]. По данным различных исследований от 25 до 60% осужденных женщин имеют различные формы психических аномалий в пределах вменяемости, что снижает их адаптивный потенциал, ослабляет способности к самоконтролю, затрудняет психологическую коррекцию, исправление, ресоциализацию. У этих женщин отчетливо проявляется социальная и личностная деградация, происходящая быстрее, чем у мужчин: «сужается круг интересов, исчезают прежние культурные запросы, появляется склонность к ведению асоциального образа жизни, этические нормы поведения утрачивают свою регулирующую силу, «происходит расторможение низших влечений» [[iv], С.180-181], перестраивается внутренний мир человека, изменяется установки, ценности, иерархия мотивов. Среди последних доминирует необходимость удовлетворения потребностей в спиртных напитках, наркотиках, сексе. Алкоголизация обуславливает и сопровождается семейными конфликтами и распадом семьи. Вместе с тем, по данным Ю.М. Антоняна, около 85% женщин-алкоголиков имеют детей. Асоциальное поведение матери многократно повышает риск десоциализации детей. Отсутствие материнской ласки, домашнего тепла и заботы, надзора и попечения, семейные ссоры, скандалы, драки, истерики, картины массового пьянства, сексуальных актов, насилия, обстановка враждебности и отчуждения пагубно влияют на физическое и особенно психическое здоровье детей. Подражая родственникам, дети в таких семьях вовлекаются в пьянство, раннюю половую жизнь, усваивают асоциальные привычки, становятся беспризорными, безнадзорными и девиантами. Не спасает положения лишение родительских прав, направление в детские дома, интернаты, приюты. Среди их выпускников до 30% становятся «бомжами», до 20% - преступниками, каждый десятый оканчивает жизнь самоубийством [[v], С.133]. Предпринимаемые администрацией ИК при содействии общественных организаций («Врачи без границ», Спид Фонд Восток-Запад») меры социально-медицинского характера способствуют восстановлению здоровья осужденных женщин, отказу от вредных привычек, что далеко не всегда ведет к реабилитации материнских функций.

Показателем социальной дезадаптации и криминогенной пораженности женщин является незанятость общественно полезным трудом: 70,9% осужденных до совершения преступления не имели определенных занятий, соответственно законного и постоянного источника собственного существования, материальной поддержки родственников, средств для воспитания и развития детей. За последние десятилетия социально-экономического реформирования в стране группа женщин, не имеющих до осуждения определенного рода занятий, увеличилась почти на четверть, безработных в 1,6 раза. 88,4% из них относятся к возрастной группе 20-49 лет. Сопоставление приведенных данных со средним возрастом и количеством женщин, не состоявших до ареста в браке, свидетельствует о высокой социально криминогенной уязвимости конкретной группы женщин, а также возможностях прогнозирования профилактики женской преступности, их социальной реабилитации. Казалось бы, незанятость матерей на работе открывает дополнительные возможности для саморазвития, обучения, ухода за детьми, их воспитания, однако очень часто незанятость женщин в сочетании с криминальной и аморальной склонностью актуализирует паразитические, эгоцентристские и иждивенческие свойства, ведет к разрушительному влиянию на детей и даже вовлечению их в противоправную деятельность.

Социальный портрет осужденной, содержащейся в местах лишения свободы, включает в себя уголовно-правовые характеристики. Они подтверждают выводы о значительных личностных деформациях: наибольшую долю (77,8%) совершаемых преступлений являются тяжкими, наименьшую - менее тяжкими. С увеличением возраста растет доля тяжких преступлений и почти вдвое - особо тяжких. Одновременно уменьшается доля менее тяжких преступлений. Наиболее криминогенный возраст - 20-49 лет, в котором совершается 89,3% всей совокупности женских преступлений. Параллельно с тяжестью деяний незначительно, но устойчиво растет средний возраст осужденной женщины (от 31,5 лет, в котором совершаются менее тяжкие преступления, до 35,2 лет, свойственный женщинам в момент совершения особо тяжкого преступления). Соответственно тяжести преступлений по данным переписи осужденных с 4,0 до 5,7, вдвое уменьшились краткие сроки (до 1 и 2 лет включительно), увеличивается продолжительность среднего срока лишения свободы, на треть увеличилось количество длительных сроков, более чем на половину - особо длительных сроков (от 10 до 20 лет). Несмотря на некоторое уменьшение доли впервые судимых осужденных и совершивших преступления при особо опасном рецидиве, они составляют значительное количество. Вместе с тем, значительно выросла численность женщин, судимых дважды. При этом необходимо отметить, что на уголовно-правовые характеристики осужденных матерей позитивно повлияли гуманистические изменения в отношении этой категории правонарушителей, произошедшие в уголовном законодательстве и судебной практике.

Социально неблагоприятные условия и факторы в своей совокупности создают трудную жизненную ситуацию, а также предпосылки для проявления криминально-значимых свойств личности, сочетание которых и является детерминантами преступного поведения. Психолого-педагогические и криминологические исследования доказывают, что личность осужденной характеризуется значительной деформацией содержания ценностно-нормативной системы (потребности, мотивы, цели, ценностные ориентации, жизненные планы, интересы), устойчивыми психологическими особенностями (повышенной эмоциональностью, чувствительностью, внушаемостью, экспрессивностью, агрессивностью, жестокостью, тревожностью) и другими гендерными (обусловленными половой принадлежностью) проявлениями. Вместе с тем, Ю.М. Антонян подчеркивает, что основной массе женщин-преступниц в меньшей степени, чем осужденным мужчинам «присущи асоциальные установки, у них отсутствуют устойчивые преступные убеждения, социально-психологическая адаптация, хотя и нарушена, но серьезных дефектов нет» [7, С.80]. Демонстративность поведения женщин в сочетании со слабыми навыками произвольного самоконтроля, отсутствием опыта некриминального разрешения своих проблем во многом предопределяют совершение преступления в целях самоутверждения, которое выполняет при этом защитные функции. Потребность в самоутверждении, часто не регулируемая сознанием, в сочетании с указанными криминогенными факторами становится у потенциальных осужденных доминирующей «навязчивой, застревающей, существенно влияющей на весь их образ жизни… Характерные для преступниц стойкость, застреваемость аффективных, психотравмирующих переживаний и высокая импульсивность приводят к игнорированию или недостаточному учету всех необходимых обстоятельств, неадекватному восприятию и оценке возникающих жизненных ситуаций, плохому прогнозированию последствий своих поступков, дезорганизованности и необдуманности поведения» [7, С.81]. Осужденная женщина более остро испытывает чувство вины, повышенную тревожность, эмоциональную ранимость, беспокойство за свое и будущее детей. 85% осужденных женщин озабочены проблемами сохранения семьи в период отбывания наказания. Стремление изменить сложную жизненную ситуацию своей активностью, может служить предпосылками для исправления путем включения ее в процесс самосовершенствования и устранения деформаций. Вместе с тем, научно установлено, что корни повышенной тревожности, беспокойства, неуверенности, страха, угроз биологическому и социальному существованию лежат в семье. Подвергшись разрушительному влиянию перестроечных процессов, семья попала в сложную социальную ситуацию и не смогла полноценно выполнять свои основные функции: рекреационную, психотерапевтическую (духовного убежища), первичной социализации ребенка, воспитательную и другие. В результате – женщины, будучи наиболее уязвимыми для неблагоприятных внешних социальных воздействий, не получили необходимого эмоционального отношения, семейного тепла, защиты, помощи, поддержки. Семья перестала обучать женщину любви к детям, состраданию, сочувствию, мягкости по отношению к людям. Ее психологическое отчуждение, дефекты семейного общения и воспитания, различные формы насилия создают условия для криминогенного формирования личности женщины и в значительной степени предопределяют последующую жизнедеятельность, ее успешность.

Важнейшими личностными характеристиками осужденных женщин, зависящими от условий их жизни, воспитания и развития, являются потребности и интересы, определяющие мотивацию. Для всех категорий осужденных характерно негативное содержание ценностно-нормативной системы, пренебрежительное отношение к социальным нормам, отсутствие волевых осознанных стремлений к их соблюдению. Осужденные явно выступают за определенный анархизм или личностную свободу в решении вопроса добра и зла, сомневаются, надо ли работать, если в этом нет необходимости. Очевидно, что у них отсутствуют ценностное отношение к труду, толерантные формы общения, а преобладает доминирование либо агрессивных, либо пассивных форм адаптации [[vi], С.93]. Ведущими в мотивационной структуре женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы, являются: материальная заинтересованность (наличие высокооплачиваемой работы, стремление к работе, обеспечивающей лично-семейную благоустроенность, независимость, возможность помогать близким, заботиться о семье и т.д.), самовыражение (желание добиться хотя бы внешне успеха, выделиться среди других, получить признание, одобрение), познавательные мотивы (желание получить образование, усовершенствовать профессиональную подготовку, узнать новое), аффилиации - стремление быть в обществе других людей (общаться с интересными, яркими и привлекательными людьми, иметь духовную близость с другими осужденными) [[vii], С.31]. Иерархия мотивов осужденных женщин свидетельствует о слабо выраженных желаниях и стремлениях заботиться о детях, отсутствии ценностной ответственности за их благополучие и будущее. Следовательно, одной из психолого-педагогических задач в женских ИК должно стать формирование или реанимация мотивов материнства, его высокого личностного смысла в жизни и приоритетной социальной ценности.

Основной признак, выделяющий осужденных матерей из среды женщин, лишенных свободы, - наличие у них детей. Материнство - состояние женщины-матери в период беременности, родов, кормления ребенка, а также свойственное ей сознание родственной связи с детьми [[viii], С.314]. Оно предполагает чувства любви и ответственности за своего ребенка, способность к рефлексии на физические и психические состояния ребенка, удовлетворение их основных потребностей, воспитание и сопровождение по жизни. Материнство имеет глубокие биологические корни и социальные предпосылки: материнский инстинкт и самосознание, материнские чувства, специфическая потребностно-мотивационная сфера, соответствующая система отношений и поведения. Однако приведенные выше характеристики осужденных матерей свидетельствуют о серьезных деформациях, негативно влияющих на выполнение всего комплекса материнских функций. Это обусловлено, как правило, асоциальным образом жизни до осуждения, нарушением онтогенетических этапов личностного развития, социально-педагогической неподготовленностью к материнству. Отбывание наказания в местах лишения свободы далеко не всегда положительно влияет на личность матери, ее исправление и ресоциализацию. Разрыв социальных (в том числе и позитивных) связей, отчужденность по отношению к людям и самой себе, отсутствие поддержки близких, обуславливают отчужденность и к ребенку. Бессознательно мать, содержащаяся в ИУ, воспринимает ребенка как дополнительную обузу, усугубляющую и без того сложную жизненную ситуацию. Реальность бытия в исправительной колонии, необходимость постоянного пребывания в изоляции вступает в противоречие с материнскими обязанностями в условиях, когда ребенок остается на свободе: почти половина (47%) у родственников, 25% - у родителей матери, 15% - у отца, 10% направляются в детские дома, незначительная часть передается под опеку. По данным Министерства образования в 1998 году только у 17% детей из домов ребенка и детских домов отмечается гармоническое физическое и психическое развитие, у 25% - выявлена задержка психического развития, у 60% - общее недоразвитие речи, у половины – другие нервно-психические отклонения. Не менее сложное отношение осужденной к сыну или дочери, находящимся в доме ребенка при исправительном учреждении [[ix], С.16].

Отношение осужденной матери к своему ребенку зависит от ряда факторов: социальной ситуации, наследственных характеристик, ее внутренней жизни. Социальная ситуация включает в себя наличие или отсутствие полной семьи, уровень ее благополучия; достойной работы; благоустроенного жилья; семейного достатка; характер взаимоотношений родственников друг с другом уровень воспитания, образования; особенности лидерства и т.д.

Объективно неблагоприятными для реанимации материнских качеств являются условия содержания в ИУ: отсутствие нормальных бытовых условий, проблемы соблюдения требований гигиены, неполноценное питание, скученность и отсутствие индивидуального пространства, строгая регламентация распорядка жизни, ограничение возможности для проявления самостоятельности и ответственности, сужение сферы социальных контактов и отчужденность. Так, по различным причинам 70% осужденных женщин не пользуются правом на свидания, в том числе, 24-39-летние осужденные не используют четверть длительных свиданий. Почти половина из них не получает посылок, 88,7% - денежных переводов, практически никто не имеет возможности отправлять их для поддержки своих близких и детей. Почти половина женщин в период отбывания наказания не хочет воспользоваться таким средством коммуникации, как телефон. Практически не реализуются ими такие формы поддержания семейных и социальных контактов, как краткосрочные выезды и отпуска с выездом из ИУ. Очевидно, что необходима коррекция системы их социального взаимодействия с семьей и здоровыми силами общества.

Воспитательный и ресоциализационный потенциал исправительных учреждений по перспективному разрешению пенитенциарной трудной жизненной ситуации, по формированию и реабилитации материнских качеств осужденных, а также смягчения для детей негативных последствий лишения свободы их матерей ограничен. Вместе с тем, интерес науки, практики, общественности к проблеме, позволяет определить и экспериментально проверить пути его увеличения. Основная цель их совместной деятельности - возрождение материнства и семьи как основных компонентов ценностно-мотивационной сферы и институтов социальной реабилитации. Достижение поставленной цели должно способствовать исправлению и успешной ресоциализации осужденных матерей, а также снижению негативных влияний, обусловленных лишением свободы, на развитие и воспитание их детей, особенно в период младенчества и раннего детства [[x], С.39-48]. Для этого необходимо создать в исправительном учреждении, во-первых, условия для нормализации психических состояний осужденных матерей; во-вторых, сформировать систему постоянных социальных и межличностных контактов с ребенком, членами семьи, консультаций специалистов психологов, социальных педагогов и работников, педиатров; в-третьих, с учетом гендерных особенностей подчинить весь воспитательный процесс формированию женских начал, организовать дифференцированную подготовку и обучение осужденных, имеющих детей, основам материнства; в-четвертых, выработать рекомендации по расширению практики применения к этой категории осужденных льгот, возможности совместного проживания с ребенком до достижения им трехлетнего возраста, преимущественного предоставления права на высокооплачиваемую работу, трудовое и жилищно-бытовое устройство после освобождения, других социальных гарантий.

Психологическая помощь, воспитательная и социальная работа с женщинами должны проводиться в комплексе и вместе с тем, дифференцировано по содержанию и методикам. Наиболее глубокое представление о личности конкретной осужденной дает психодиагностика. Личностные опросники, тесты, индивидуальные беседы, анализ жизненного пути, наблюдение и другие методы позволяют выявить не просто особенности осужденной, а значимые свойства, типичные психические состояния, криминогенные качества, личностные и социальные детерминанты деформаций, а также преступного поведения. Важнейшее значение для последующей работы с осужденной матерью имеет выявление места ребенка, семьи в мотивационно-потребностной структуре и системе ценностей, а также типа материнского отношения к сыну или дочери. Кроме того, программой первичного изучения личности матери, отбывающей наказание в местах лишения свободы, должен предусматриваться анализ социально-демографических данных, конкретных условий и обстоятельств ее воспитания, формирования и развития, выявление факторов риска (наследственных, семейных, социальных), повлиявших на историю и образ жизни, результаты воспитания и развития, деформацию материнских качеств, в своей совокупности закономерно обуславливающих преступное поведение, осуждение и последующее наказание. При выявлении социально обусловленных патологий в личности женщины специалистам по социальной работе, базируясь на данных психодиагностики и собственного изучения необходимо специально исследовать проблемы тех из них, которые особо нуждаются в приоритетной помощи, защите, поддержке: инвалиды, имеющие детей в возрасте до 3-х лет, ВИЧ-инфицированные, алкоголики, наркоманы, имеющие аномалии в психике и другие. Кроме того необходимо определить характер влияния личностных и социальных факторов, причинно-следственные связи, позитивный потенциал и деформации осужденной, требующие коррекционного воздействия. Самостоятельным объектом исследования и помощи является ребенок, благополучие, здоровье, интересы которого должны быть безальтернативным ориентиром в деятельности сотрудников, родственников, государственных органов и общественности. По результатам диагностики составляются психологический портрет, карта ресоциализации конкретной осужденной, социальный паспорт этой категории осужденных. Концентрации значимой, оптимальной по содержанию, достаточной по объему информации о личности осужденного вместо карточки индивидуальной воспитательной работы, психологического и социальных паспортов мог бы служить единый документ - пенитенциарный паспорт осужденного.

Следующим этапом организации воспитательной и социальной работы является прогнозирование вариантов развития трудной жизненной ситуации и личности осужденной, комплексное планирование, составление программ ее исправления и ресоциализации осужденной. При этом с учетом их социально-психологических характеристик осужденных женщин и на основании результатов диагностики конкретной личности необходимо сосредоточить внимание на устранении и профилактике социальных проблем, личностных криминогенных качеств и свойств (базовых деформаций); позитивном развитии личности путем переориентации направленности и создания условий для реализации положительного потенциала, самоутверждения и реализации в социально одобряемых и личностно значимых видах деятельности (производственном труде, обучении, творчестве, улучшении быта, досуга, организации благотворительности, помощи нуждающимся, в том числе - детям, содержащимся в домах ребенка, интернатах, приютах); создании благоприятного эмоционального фона в общении и деятельности; помощи в получении социальных пособий; вовлечении в процесс планирования и реализации намеченного начальника отряда, психолога, специалиста по социальной работе, а также самой осужденной, ее родственников, взрослых детей.

Важным реабилитационным направлением работы с различными категориями осужденных, особенно матерями является удовлетворение биосоциальной потребности в индивидуальном пространстве. Возможности для индивидуального или микрогруппового содержания осужденных к лишению свободы, а также кратковременного уединения в нормальных условиях могут быть созданы после введения в практику УИС альтернативных видов наказания и соответствующего снижения численности «тюремного населения» в России. Поскольку сегодня обеспечить индивидуальные или даже микрогрупповые условия проживания осужденных проблематично, необходимо организовать моделирование дома, уюта, предметно-бытового мира, элементов природы. «Для матери с ребенком в условиях лишения свободы весьма желательно обрести место, которое станет моделью отсутствующего дома. Это могут быть специально выделенные пространства или специальные помещения, ограниченные стенами, ширмами или другими символами закрытого мира, который обустраивает женщина для себя и своего ребенка» [12, С.21-22].

Важным является представление права и возможности для совместного проживания осужденных матерей с детьми до достижения ими трехлетнего возраста в отдельных благоустроенных комнатах в домах ребенка при ИУ. Такое право по решению администрации может быть предоставлено осужденным, имеющим необходимые материнские качества, воспринимающих ребенка как высшую ценность, способных и готовых строить субъект - субъектные отношения, заботиться об удовлетворении его основных потребностей, растить, воспитывать, обучать, защищать. Поскольку у многих женщин, содержащихся в местах лишения свободы, отмечается утрата или деформация материнских инстинктов, чувств и свойств, необходима работа по их реанимации, восстановлению, развитию.

Действенной формой решения этих проблем может стать подготовка, воспитание, обучение, помощь в специальной «Материнской школе» (по Я.Коменскому), «Школе материнства» или «Маминой школе». Беседы, консультации, практические занятия, ролевые игры, тренинги, к проведению которых должны привлекаться специалисты (врачи, педиатры, психотерапевты и психиатры, педагоги-психологи, социальные работники и педагоги), построенные в соответствии с программой, способны ознакомить с вопросами законодательства о правах матери, ребенка, семьи (правовой блок). В медицинский блок необходимо включать разъяснение вопросов физиологического развития матери и детей на различных жизненных этапах, влияния наследственных и социальных факторов на здоровье человека, обучение матерей основам педиатрии, гигиены, профилактики заболеваемости, детского патронажа - уходу за детьми, формированию навыков общения и воспитания, удовлетворения основных потребностей ребенка, в том числе - надежной первичной привязанности. Нарушения первичной привязанности ведут не только к психологическим расстройствам (расстройствам привязанности), но и к определенным болезненным состояниям детей дошкольного возраста. Они являются следствием грубого родительского пренебрежения потребностями детей или их помещения в учреждения с частой сменой ухаживающих лиц. Важнейшее значение имеет психологический блок. Преодолеть отчуждение от ребенка, пробудить материнские чувства, привить ответственность за сына или дочь, помочь их психическому и физическому выздоровлению, научить способам произвольной психосаморегуляции и психологической защиты, сформировать активную личностную позицию в сложных ситуациях, а также другие проблемы нужно решить в процессе этических бесед, социально-психологических, психолого-педагогических тренингов, ролевых игр, психодрамы. Так, программа педагогического аутотренинга «Мама, я помню руки твои!» А.С. Новоселовой наряду с психогигиеническими и психокоррекционным воздействием, основанном на аутотренинге, «создает личностные установки, направленные на пробуждение положительных эмоций в материнской любви к ребенку, формирует чувство ответственности за данную ею жизнь, рождает ту необходимую и важную нить, которая связывает с самого рождения мать и дитя» [[xi], С.10]. Психопрофилактике и психогигиене негативных состояний, развитию чувства материнства, улучшению социального самочувствия и формированию установки на собственные силы, на личностное самосовершенствование способствуют адаптированные в женских ИК тренинг музыкальной психотерапии (В.И.Петрушин), психотерапевтический театр (Г.Н.Рослова). Педагогическая проблематика в рамках «Материнской школы» может быть представлена системой воспитательно-реабилитационных мероприятий (зрительские конференции, выпуск газет, консультации, лекции, беседы, диспуты, тематические вечера и т.д.), основанных на женской тематике, а также педагогическом всеобуче. В рамках всеобуча рассматриваются наиболее актуальные вопросы: дошкольной и семейной педагогики, методы общения с детьми, игра и другие виды совместной деятельности, важность и организация совместного досуга, семейное воспитание, трудности неполной семьи, профилактика девиантного поведения, насилие в семье, как правильно поощрять и наказывать детей, особые нужды ребенка и специальная педагогическая помощь в кризисные периоды и другие. Блок социальных проблем, пути разрешения которых определяются в школе материнства, должен включать разъяснение, консультирование, индивидуальные и групповые беседы, встречи с родственниками, специалистами на темы: родительские права и обязанности, опекунство и патронаж как формы социальной помощи, способы восстановления связей с близкими, подготовка к освобождению и прогнозируемые трудности, организация социальной помощи и поддержки матери и ребенку. Важно, чтобы эта работа сопровождалась реальными поступками, поведением, действиями по последовательному разрешению проблем

Анализ практического опыта показывает, что исправление, ресоциализация и социальная реабилитация осужденных-женщин и особенно матерей - дело не только чрезвычайной общественной значимости, но и такой же трудности. Однако его успешность во многом предопределяет благополучие детства, семьи и будущее общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.