Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная работа с осужденными, подвергающимися различным формам притеснения




Проблема обеспечения защиты основных прав, законных свобод и интересов, отдельных аспектов безопасности, профилактики насильственных преступлений и агрессивных проявлений, разнообразных видов притеснений в УИС стоит чрезвычайно остро. В последнее время достаточно интенсивно ведется научный поиск путей ее решения (В.М. Анисимков, Ю.М. Антонян, А.И. Васильев, Н.С. Глазунов, М.А. Громов, Б.Б. Казак, А.Н. Олейник, А.И. Папкин, В.И. Селиверстов, А.Н. Сухов, А.И. Ушатиков). Вместе с тем, в системе предлагаемых уголовно-правовых и организационных мер отсутствует социальная защита, помощь и поддержка осужденных по удовлетворению их базовых потребностей. В своей совокупности они образуют социальную работу, которая профессионально направлена на ресоциализацию лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. В процессе исполнения наказаний социальная работа должна содействовать снятию агрессивности, напряжения во взаимоотношениях осужденных, защитить наиболее уязвимые категории, восстановить их права и социальный статус, чувство собственного достоинства, минимизировать последствия различного вида дискриминации, притеснения. Чтобы определить предмет деятельности специалистов службы по социальной работе с притеснителями и притесняемыми осужденными, которая в последнее время формируется в исправительных колониях, необходимо, опираясь на общетеоретические подходы к проблеме, определить специфику феномена притеснения в особой среде [[xii], С.8-12].

Осужденный в процессе отбывания наказания подвергается многоуровневому, многовариантному по содержанию и формам проявления притеснению. Во-первых, это общесоциальный уровень. Предназначенный для достижения позитивных целей (защиты общества, торможения негативного развития, исправления и ресоциализации правонарушителя) на деле он формализуется в диапазоне от пренебрежительно-равнодушного отношения официальных органов и сограждан до социального отчуждения и стигматизации. Во-вторых, притеснения, объективно создаваемые в местах лишения свободы ограничениями, изоляцией и сопутствующими неудобствами, психическим дискомфортом и негативными последствиями для здоровья, ограниченными возможностями для удовлетворения базовых естественных потребностей, а также отрицательным влиянием микросреды и субкультуры осужденных в ИУ. В-третьих, притеснения, субъективно создаваемые неправомерными требованиями персонала вследствие его низкой квалификации, слабости гуманистических и преобладания в профессиональном сознании карательно-репрессивных установок. Так, согласно данным Б.Б.Казака, в 1998 году по представлениям прокуратуры из карцеров и штрафных изоляторов было освобождено 2574 осужденных, как водворенных туда без достаточных оснований [[xiii], С.270]. К сожалению, эта статистика меняется в худшую сторону: в 2003 году их количество выросло до 6 тысяч. Наиболее жесткое, постоянное психическое и даже физическое притеснение испытывают осужденные со стороны себе подобных. Формы притеснения различны: побои, агрессия, поборы, присвоение результатов чужого труда, принуждение к выполнению работы за других, совершению нарушений, преступлений, либо принятию ответственности за них, насильственные сексуальные контакты, дискриминация по национальному или религиозному признаку, издевательства, угрозы, оскорбления особенно лиц, имеющих аномалии в развитии, слухи, оговоры, прессинг и т.д. Часто они используются в совокупности. «Насилие словами, жестами и даже физическими действиями … становится в тюрьме обыденным» [[xiv], С.129]. Их распространенный характер, привычность явлений препятствует адекватному их восприятию, оценке и формированию отношения как к нарушению прав и свобод притесняемых. Внимание администрации и самих осужденных привлекают лишь наиболее жестокие, комплексные, тяжелые по последствиям формы притеснения, вследствие осуществления которых появляются изгои: «обиженные», «опущенные», «петухи», «пренебрегаемые», «неприкасаемые», «шкварные», «дырявые», «черти», образующие низший по статусу страт осужденных. Они являются «привилегированными» объектами комплексных (психических, физических, экономических, моральных, вербальных и особенно - сексуальных) форм притеснения и одновременно - «приемлемой жертвой», вынужденной мириться с притеснениями и насилием. В условиях лишения свободы эти осужденные претерпевают дополнительные неформальные ограничения в правах, унижения морально, физически человеческого достоинства, поскольку ограничены возможности изменения обстановки и обстоятельств, обуславливающих притеснения.

Официальной статистики о распространенности в УИС России этого феномена не существует. Попытка включить «количество жалоб осужденных по поводу физического и психического насилия» в перечень показателей, характеризующих социальный паспорт осужденных ИК, натолкнулась на неприятие практических работников. Однако факт его существования в местах лишения свободы признают все. Особенностью данного вида притеснения в ИУ является его высокая латентность. Она детерминирована слабостью социального контроля, пассивностью надзорных органов, незаинтересованностью субъектов и объектов притеснения (обидчиков и обиженных) в выявлении, регистрации, формализации, распространении информации о подобных фактах, представляющих собой не только ущемления и без того ограниченных прав и свобод личности, ее чести и достоинства, но и часто образующих состав преступления, либо провоцирующих притесняемых к правонарушениям, различным формам аутоагрессии. Так, исследованием Б.Б.Казака установлено, что мужеложство, сопряженное с насилием, является причиной совершения осужденными 45% преступлений. «Стремление избавиться от унижений и притеснений со стороны других осужденных» - самый распространенный мотив побегов и нанесений тяжких телесных повреждений [13, С.271-272]. Этот же мотив доминирует при совершении притесняемыми осужденными по собственной воле или под давлением представителей иных страт грубых нарушений режима, самоповреждений и даже суицидальных проявлений. Подобная протестная реакция на притеснения обусловлена тем, что «в среде жестокой по своему определению, человек вынужден поднимать планку своей чувствительности к насилию» и либо активно ему противодействовать, используя для этого разнообразные, даже криминальные способы, либо смириться с притеснениями, «проявляя невосприимчивость к нему» [14, С.127-129]. Между тем и терпимость, и неформальное противодействие порождают эскалацию, цепную реакцию насилия, в результате чего возникает порочный круг взаимных притеснений. Примечательно, что в соответствии со сложившимися понятиями, закрепленными в неписанных кодексах и субкультуре, у самих притесняемых осужденных нет даже «права на протест», сопротивление насилию и издевательствам со стороны других, а также изменение своего статуса. Любая форма протеста со стороны «обиженных» неукоснительно пресекается и жестоко подавляется. Разрушительной для личности становится и позиция непротивления. Об этом свидетельствует один из таких осужденных: «Многие из «обиженных» от такой жизни накидывают сами себе петлю на шею, чтобы уйти из этой безвыходности и бессилия, чтобы больше не видеть этот подлый преступный мир, который есть в каждом СИЗО, есть в каждой колонии… Косые взгляды людей, насмешки, которые ранят человека хуже, чем ножом. Ранят душу, без того уже разувеченную и растерзанную испытаниями тюремного бытия… Человек загнан в угол. Пальцы рук невольно плетут веревку. Мысли накинуть петлю на шею каждую минуту загоняют человека в угол. Безвыходность - это самое страшное… Я устал, не существует того наказания, которое могло быть страшнее, чем быть нареченным самими зэками - клеймом «обиженный» [[xv], С.27-28].

Особенность этого явления в местах лишения свободы состоит в том, что треть осужденных допускает существование такой формы притеснения в «качестве нормы» или «крайнего вида наказания за серьезные проступки». Очевидно, что в эту группу входят сами обидчики и лица, смирившиеся со сложившимся положением. Субъективный ресурс для борьбы с этой формой притеснения составляет 37,5% опрошенных, «не приемлющих гомосексуализм в ИУ ни в какой форме». При организации дифференцированной режимно-воспитательной и социальной работы по формированию активного неприятия этих крайних форм насилия и дискриминации личности названный ресурс может быть значительно усилен за счет почти трети осужденных, занимающих сегодня нейтральную позицию [14, С.123]. В ходе этой работы сотрудникам ИУ, надзорным органам и здоровой части осужденных необходимо восстановить верховенство закона и нравственных норм в их взаимоотношениях, вместо таких регуляторов поведения и отношений, как понятия и нормы субкультуры: сегодня 34,8% содержащихся в местах лишения свободы считают наиболее опасными санкции за нарушения правил, «установленных авторитетами и «ворами в законе», смотрящими и господствующих в среде осужденных» [14, С.142].

Несмотря на отсутствие надежных механизмов выявления, фиксации, процессуальной квалификации о широкой распространенности этих деяний в большинстве ИУ свидетельствуют косвенные признаки - факторы риска:

- ухудшение криминологических и психолого-педагогических характеристик осужденных (увеличение удельного веса совершивших насильственные преступления - потенциальных обидчиков; лиц, имеющих глубокие личностные деформации, аномалии в развитии - потенциальных обиженных);

- массовидные условия содержания, отсутствие нормальных условий для проживания и быта, скученность и теснота, особенно в СИЗО;

- незанятость значительной части осужденных общественно-полезным трудом, другими видами полезной деятельности;

- ослабление охраны, надзора, контроля, сопровождающееся усилением влияния криминальных авторитетов, субкультуры, высоким уровнем преступлений и грубых нарушений дисциплины, связанных с насилием, отсутствием выявленных мотивов при их совершении;

- недостатки в организации воспитательного процесса, психологического и социального сопровождения осужденных;

- отсутствие системы различных форм социального контроля общественности, СМИ.

При наличии названных факторов притеснения в исправительных учреждениях приобретают распространенный характер и имеют негативную тенденцию к росту. Один из неоднократно судимых осужденных замечает по этому поводу: «Вот я пришел в зону в 70-м году первый раз, вот у нас на всю зону (1200 у нас зона была) … на всю зону было всего три «петуха» - три! Потом я пришел в зону - там их уже двадцать три. Потом я в 73-м освободился и в 73-м сел … их было уже полный отряд - отдельно они жили, их там режим отдельно держал под замком. А сейчас? Сейчас их в каждом отряде тьма…» [14, С.102].

Количественное увеличение сопровождается качественными изменениями внутри страта «обиженных». Она стала неоднородной: к гомосексуалистам добавились лица, проигравшиеся в карты и не способные рассчитаться за долги; заподозренные в «предательстве» и негласном сотрудничестве с администрацией (особенно оперативными работниками); изгнанные из высшей «касты» за нарушение воровских норм или потерпевшие поражение в борьбе за криминальную власть; совершившие с точки зрения правильных понятий недостойные преступления (изнасилование, мужеложство, убийство детей, развратные действия по отношению к малолетним и др.), бывшие сотрудники правоохранительных органов, солдаты внутренних войск и т.д. Меняется и процедура опускания. Теперь оно может быть «добровольным». «Если осужденный (заключенный) сам чувствует, что он совершил нечто несовместимое с тюремным законом, он может, не ожидая неминуемых санкций, добровольно перейти в касту опущенных, т.е. перенести своих вещи в ту часть помещения (камеры), где располагается данная масть. В этом случае обычно никаких унижающих санкций в виде акта мужеложства или проведения по губам половым членом не производится» [14, С.25-26]. Разумеется, добровольность условна и заключается только в самостоятельном принятии решения о переходе в разряд «обиженных» под давлением обстоятельств и требований субкультуральных понятий. При этом отношение к традиционно «обиженному» и добровольцу соответствует общепринятым в ИУ понятиям.

Изменилась психология и поведение «обиженных». Как отмечают ученые и практики (Б.Б. Казак, А.И. Ушатиков, Б.Ф. Водолазский, Ю.А. Вакутин), они стали адаптироваться к своему социальному статусу. Безысходность положения «обиженных» приводит в действие механизмы психологической защиты осужденных: снижается самооценка и уровень притязаний личности; происходит переориентация на другие (минимально значимые) социальные ценности, либо их переоценка; уменьшается тревожность и включаются механизмы самоуспокоения, непроизвольной саморегуляции психических состояний; вытесняются отрицательные эмоции и создается иллюзия благополучия, удовлетворения своим статусом. Происходит объединение «обиженных» в организованные группы, которые выполняют не только функции психологической поддержки, взаимопомощи равных по низшему статусу, собственной самозащиты, но и совершают агрессивные действия по отношению к «мужикам» и слабым осужденным. Большая численность, различная степень «виновности», значимые отличия в процедуре опускания и особенно индивидуальные характеристики «обиженных» в страте причинно обуславливают внутреннюю ролевую дифференциацию и дополнительное статусное расслоение. Внутри низшей страты выделяются более сильные, активные, волевые («обиженные» - притеснители), которые начинают доминировать и компенсировать свою неполноценность за счет еще более слабой части осужденных (многократно обиженные и притесняемые). При этом проявляется закономерность: чем ниже статус притеснителей, тем выше активность, интенсивность, жестокость угнетения нижестоящих.

Таким образом, происходит трансформация «обиженных» в «обидчиков». Следовательно, притеснение в среде осужденных является объективно существующим и устойчивым социально-пенитенциарным феноменом, «неизбежно возникающим в процессе социального взаимодействия двух и более субъектов социальных отношений…, состоящим из социально справедливого принуждения и ограничения свободы в социальных отношениях и социально несправедливого ограничения прав» [12, С.20] осужденных по удовлетворению потребностей и интересов в период отбывания уголовного наказания.

Устойчивость и воспроизводимость феномена обиженных в уголовно-исполнительной системе объясняется наличием причин и условий. Существенной социально-психологической причиной является «потребность значительной части осужденных, находящихся объективно в общей социальной стратификации на самой низшей ступени, компенсировать чувство своей ущербности и социальной неполноценности созданием внутри своей социальной общности еще более низшей страты… Наличие этой социальной подгруппы («обиженных») возвышает остальную часть осужденных в их «Я – концепции» и позволяет чувствовать себя более комфортно» [15, С.23]. Внешние условия для естественного био-социального процесса «фронтального лидерства и аутсайдерства», «постоянной регенерации насилия внутри тюремных стен» создают «массовая модель заключения» [144, С.125], а также другие названные ранее факторы. Закономерна зависимость насилия в стране и в уголовно-исполнительной системе; чем выше уровень жестокости проявляется в межличностных, межгрупповых, этнических конфликтах, тем выше и опаснее он в местах лишения свободы. В свою очередь, криминально-насильственный опыт общения освободившихся из ИУ порождает новые притеснения и негативно влияет на обеспечение личной безопасности членов общества. Поэтому «решение острых социальных проблем и противоречий, в том числе межнациональных, повышение эффективности воспитания и внедрение идеологии ненасилия наравне с повышением материального благосостояния людей является той основой, на которую должна опираться работа по предупреждению насилия, где бы оно ни имело место» [134, С.43]. Успешная профилактика самых жестоких форм притеснения в ИУ создает предпосылки для повышения результативности исправления осужденных и снижения уровня рецидива вообще, рецидива насилия, в частности, а следовательно - социального оздоровления.

Поскольку личность осужденного представляет собой индивидуальную форму бытия, а также результат влияния неблагоприятных общественных условий и процессов, возможно выделение социально-психологических характеристик, типичных для представителей категории «обиженных». Среди них - относительно невысокий уровень интеллекта и общей культуры, заниженный уровень самооценки, притязаний, самоуважения и собственного достоинства, маргинальность и другие личностные слабости. Несмотря на неоднородность страты «притесняемых», в ней преобладают слабовольные лица, психологически склонные к подчинению, внушению, не способные самостоятельно защитить свои интересы и права, самоутвердиться в неблагополучной криминальной среде. Как правило, эту группу пополняют инфантильные осужденные, имеющие отклонения в психическом развитии (умственно отсталые, олигофрены, психопаты), физические слабости и недостатки, различные увечия. Их главными виктимологическими чертами являются слабость, личностная ущербность пониженный порог чувствительности к несправедливости, ущемлению личного достоинства и неспособность к различным формам сопротивления внешнему давлению.

Очевидно, что причины проявления самых жестоких форм притеснения в местах лишения свободы имеют комплексный объективный и субъективный характер и содержат уголовно-правовой, криминологический, уголовно-исполнительный, психолого-педагогический, социальный, управленческий и даже экономический аспекты. Стремление односторонне-упрощенно разрешить многоаспектную проблему, используя организационно-режимные подходы (насильно усадить в столовой за один стол с «обиженными» представителей других каст осужденных либо сформировать из притесненных отдельный отряд, чтобы уравнять их в правах и защитить от притеснений) на практике успеха не имело. Следовательно, профилактика этого явления требует комплексных мер воздействия, которые должны содействовать общей цели – восстановлению социальной справедливости, минимизации наиболее жестких форм притеснения и одновременно решать частные профессиональные задачи: режимно-оперативные - укрепление порядка и безопасности каждого, гуманизация и урегулирование взаимоотношений осужденных, своевременное выявления, контроль, надзор, реагирование и пресечение насилия; социально-бытовые меры - оптимизация условий размещения, сочетающие коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы проживания, а также удовлетворение естественных потребностей осужденных; медико-психиатрические меры - выявление потенциальных жертв притеснения и оказание им различной медицинской помощи, реабилитация и преодоление психических и физических аномалий; психологические - возвышение осужденных в их «Я - концепции», повышение самооценки, уровня самоуважения и стрессоустойчивости, изменение индивидуального и группового отношения к притеснению, оздоровление психологического климата; педагогические меры - организация различных видов полезной занятости осужденных (общественный труд, обучение, физическая культура, спорт, культурный досуг, художественное творчество), особенно их коллективных форм, разъяснение и воспитание гуманного отношения к человеку, особенно слабому, формирование коллективистских качеств и навыков самопомощи и самозащиты, развитие самодеятельности.

Важное место в решении проблемы должно быть отведено социальной работе и социально-реабилитационным мерам, направленным на восстановление человеческого достоинства и социального статуса «обиженного», установление социального контроля, в том числе - административного со стороны сотрудников, общественных, правозащитных, религиозных, иных лиц и организаций, попечительских советов за соблюдением прав и законных интересов, в первую очередь - виктимных осужденных, их защиты от дискриминации, устранение причин и условий притеснения в УИС (скученность, теснота, латентность, высокая степень опасности и агрессивности, субкультура, другие деформации в системе ценностей правонарушителей и т.д.), приведение социально-бытовых, медико-санитарных норм, внешнего вида осужденных в соответствие с требованиями законодательства, разрешение иных индивидуальных проблем, составляющих пенитенциарную трудную жизненную ситуацию

Средства, методы, формы, технология социальной работы, ее организация и осуществление с учетом типологических особенностей притесняемых, внешних причин и внутренних предпосылок, детерминирующих проявления феномена, требуют дополнительного детального исследования. Вместе с тем, примерная программа социальной работы с ними должна включать:

1) осознание значимости проблемы и целевую ориентацию профессиональной деятельности специалиста по социальной работе во взаимодействии с другими сотрудниками ИУ на минимизацию проявлений наиболее тяжких форм притеснения в отношении «обиженных»;

2) официальную легитимизацию (признание факта существования) категории «обиженных» как следствия их комплексного притеснения в соответствии с понятиями криминальной субкультуры, определение понятия, признаков феномена притеснения в ИУ;

3) снижение уровня латентности проявления феномена «обиженных» путем определения показателей (режимно-правовых, психологических, медицинских и др.), критериев оценки, механизмов выявления и регистрации конкретных фактов;

4) исследование сущности, выявление закономерностей, личностных и социальных причин, детерминант, предпосылок и особенностей проявления;

5) выработку и опытно-экспериментальную проверку комплексной системы мер по профилактике и коррекции проявлений притеснения, включающей раннюю диагностику в карантине виктимных осужденных; максимальную дифференциацию условий содержания потенциальных притеснителей и их жертв, целенаправленную помощь, защиту, поддержку, соединенную с индивидуальной и групповой разъяснительной, психогигиенической, психопрофилактической и коррекционной работой (по изменению самооценки, «Я - концепции»), формированию гуманного отношения к другому, установок и опыта ненасильственного общения и поведения, нейтрализации влияния криминальной субкультуры, проведения социально-психологических тренингов с различными категориями осужденных, организации индивидуального шефства сотрудников над ними;

6) организацию условий для позитивной самокомпенсации и самореализации конкретных осужденных в общественно значимых видах совместной (групповой, коллективной) деятельности, нацеленных на достижение общего результата, формирование обстановки взаимозависимости, взаимоответственности, взаимопомощи, а также рационализацию дисциплинарного воздействия на субъекты притеснения;

7) максимально широкое привлечение к процессу исправления и ресоциализации осужденных, социальному контролю за соблюдением прав и законных интересов притесняемых, оказании помощи и поддержки извне от родственников, общественности, религиозных организаций, здоровых сил из числа лиц, содержащихся в местах лишения свободы;

8) обучение сотрудников ИУ опыту работы по профилактике и пресечению насильственных проявлений в среде осужденных.

Основные принципы организации деятельности - комплексность усилий, системность воздействий, помощи, поддержки, дифференциация и индивидуализация применения средств, методов и форм исправления и ресоциализации. Оптимальный опыт их реализации накоплен в УИН Минюста России по Орловской области [[xvi]], где в центрах психолого-педагогической и социальной работы с осужденными практически исключены проявления наиболее жестоких форм притеснения человека. В качестве перспективы может быть рассмотрен и зарубежный опыт раздельного, покамерного содержания осужденных.

 


[i] См.: Махиборода Н.И. Социальная работа с осужденными в воспитательных колониях // Уголовно-исполнительное право; научный журнал-2006-№ 2. С 17-21

[ii] См.: Характеристика осужденных к лишению свободы. По материалам социальной переписи 1999 г. – М., 2001

[iii] Женские исправительные учреждения: время реформ: Сб. материалов Всеросс. семинара «Реформы системы через реформу сознания», г. Краснодар, 2-3 апреля 2001 г. – М., 2001.

[iv] Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. – М.: Рос. право, 1992.

[v] Социальная работа: Учеб. / Под ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

[vi] Хвостов А.А. Моральное сознание преступников и законопослушных граждан в сравнительном измерении // Развитие личности.- 2002.- № 3.

[vii] Малышева О.А. Криминалистические и психологические проблемы дезадаптации женщин молодежного возраста, отбывающих наказание в виде лишения свободы, Учебн. пособие. - М., 2001.

[viii] Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1972.

[ix] Мухина В.С., Дебольский М.Г. и др. Программа социально-психологической реабилитации осужденных женщин, имеющих детей в условиях лишения свободы. – М., 2002.

[x] Факторы ресоциализации женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Материалы семин. 17-19 января 2002 г. Орел. - М., 2002.

[xi] Новоселова А.С. Мама, я помню руки твои! Программа педагогического аутотренинга. – Пермь, 2002.

[xii] Психология притеснения: обидчики и обиженные: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Коломна, 17-18 мая 2000 г. - Коломна, 2000.

[xiii] Казак Б.Б. Уголовно-исполнительная система в механизме обеспечения внутренней безопасности общества: Монография. - Рязань, 2000.

[xiv] Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. - М., 2001.

[xv] Александров Ю.К. Очерк криминальной субкультуры. - М., 1999.

[xvi] Опыт работы Управления исполнения наказаний Минюста России по Орловской области по апробированию новой модели управления отрядным звеном в виде центров (участков) психолого-педагогической и социальной работы. - Орел, 2002.

VI. Правовая и социальная защита работников уголовно-исполнительной системы

 

Статья 32. Правовая защита персонала учреждений, исполняющих наказания, и членов их семей

Персонал, а также члены семей персонала находятся под защитой государства. Неприкосновенность личности, честь и достоинство персонала охраняются законом. Законные требования персонала обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами. Неисполнение законных требований персонала, а также действия должностных лиц и граждан, препятствующие исполнению персоналом своих обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке.

Никто, кроме государственных органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то настоящим Законом, не вправе вмешиваться в служебную деятельность персонала.

Статья 33. Гарантии личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей

Личная безопасность сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей гарантируется законодательством Российской Федерации.

В интересах обеспечения личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей не допускается обнародование в средствах массовой информации сведений о месте жительства сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Сведения о прохождении службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы могут предоставляться только с разрешения начальников учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.

Центральный орган уголовно-исполнительной системы обязан обеспечивать сотрудников уголовно-исполнительной системы оружием и специальными средствами индивидуальной защиты для постоянного ношения и хранения по нормам, установленным Правительством Российской Федерации.

Статья 34. Государственное страхование и возмещение ущерба в случае смерти (гибели) или увечья рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов

На рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов распространяется порядок государственного страхования и возмещения ущерба в случае их смерти (гибели) или увечья, предусмотренный для сотрудников уголовно-исполнительной системы законодательством Российской Федерации.

Статья 35. Обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы жилой площадью

Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти в течение трех лет, по установленным законодательством нормам. До предоставления жилой площади в установленный срок они обеспечиваются общежитием либо им выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) временного жилого помещения в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья, но не превышающем должностной оклад нанимателя.

Уголовно-исполнительная система может иметь ведомственный жилой фонд, формируемый в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и проживающим в жилых помещениях, не имеющих центрального отопления, оплачивается за счет учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению в этих районах и местностях.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности не менее 10 лет и уволенные из органов внутренних дел Российской Федерации по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или сокращению штатов, а также члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для постановки на квартирный учет в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.

При невозможности предоставить им жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления обязаны временно разместить граждан, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и членов их семей в жилых помещениях или выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) временного жилого помещения в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья. С согласия граждан, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органами местного самоуправления им могут быть предоставлены средства для строительства или приобретения жилья в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Статья 36. Предоставление льгот персоналу

Должностные оклады персонала увеличиваются:

1) в зависимости от вида учреждения, исполняющего наказания, характера и сложности выполняемой работы - в размере от 15 до 20 процентов, а в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности - до 50 процентов по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению центрального органа уголовно-исполнительной системы;

2) за работу в учреждениях, исполняющих наказания, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных, устанавливается надбавка к должностным окладам в размере 25 процентов, а для содержания осужденных с пожизненным сроком - в размере 30 процентов;

3) в случае увеличения численности осужденных и заключенных сверх лимита, установленного Правительством Российской Федерации для данного вида учреждений, исполняющих наказания, с соответствующим режимом или следственного изолятора, - в размере одного процента за каждый процент превышения их численности.

Рабочим и служащим учреждений, исполняющих наказания, занятым на работах с осужденными, по списку работ и профессий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, пенсия устанавливается:

1) мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 15 лет - на работах с осужденными;

2) женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет - на работах с осужденными.

Сотрудникам уголовно-исполнительной системы устанавливается льготный зачет выслуги лет для назначения пенсии: два дня службы - за три, а в учреждениях, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных и осужденных с пожизненным сроком, - один день службы за два при сохранении за ними ранее установленных льгот.

Сотрудникам уголовно-исполнительной системы полностью засчитывается в стаж службы и выслуги лет для назначения пенсии работа в качестве рабочих и служащих в учреждениях, исполняющих наказания.

Сотрудники, уволенные из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с правом выхода на пенсию и имеющие выслугу 20 лет и более (в льготном исчислении), а также члены их семей имеют право на бесплатный проезд на лечение по заключению военно-врачебной комиссии в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год).

Сотрудники уголовно-исполнительной системы на всей территории Российской Федерации бесплатно пользуются всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а также попутным транспортом - в сельской местности.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы, направленные в командировку, пользуются правом на приобретение вне очереди проездных документов на все виды транспорта и на размещение в гостинице по командировочному удостоверению.

Сотрудникам уголовно-исполнительной системы устанавливаются квартирные телефоны в течение года со дня подачи заявления.

Сотрудникам уголовно-исполнительной системы при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или сокращению штатов выплачивается единовременное пособие при общей продолжительности службы:

менее 10 лет - в размере 5 окладов денежного содержания;

от 10 до 15 лет - в размере 10 окладов денежного содержания;

от 15 до 20 лет - в размере 15 окладов денежного содержания;

свыше 20 лет - в размере 20 окладов денежного содержания.

Сотрудникам уголовно-исполнительной системы, награжденным в период службы государственной наградой, размер единовременного пособия увеличивается на два оклада денежного содержания.

Статья 37. Социально-бытовое обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы

Сотрудники учреждений, исполняющих наказания, имеют право на получение из средств центрального органа уголовно-исполнительной системы выплат на первоначальное обзаведение хозяйством в виде беспроцентной ссуды в размере до 12 окладов денежного содержания на срок до трех лет в случае:

1) назначения на должность после окончания учебного заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации;

2) назначения на должность прибывших по распределению выпускников гражданских высших учебных заведений;

3) в течение трех месяцев с момента заключения первого брака.

При переезде сотрудников уголовно-исполнительной системы на новое место жительства в связи с переводом на новое место службы им производятся выплаты за счет средств центрального органа уголовно-исполнительной системы:

1) в размере двух окладов денежного содержания на сотрудника уголовно-исполнительной системы и половины оклада денежного содержания на каждого члена его семьи, переезжающего вместе с ним;

2) в размере твердой ставки (суточные), установленной Правительством Российской Федерации для командированных сотрудников за каждый день нахождения в пути, на сотрудника и на каждого члена его семьи, переезжающего вместе с ним.

Кроме того, сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право на перевозку всеми видами транспорта, кроме воздушного, до 20 тонн личного имущества с прежнего места жительства на новое место жительства в связи с переводом на новое место службы и при увольнении из органов внутренних дел Российской Федерации или учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с компенсацией затрат за счет средств центрального органа уголовно-исполнительной системы. Глава VII. Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы

2. Осужденным выплачиваются следующие пособия по обязательному государственному социальному страхованию:

а) по временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);

б) по беременности и родам;

в) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель);

г) единовременное пособие при рождении ребенка (кроме случаев, когда дети осужденных находятся на полном государственном обеспечении);

д) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (в случае отбывания наказания в колониях-поселениях).

3. Пособия выплачиваются осужденным за счет единого социального налога (взноса), уплачиваемого в Фонд социального страхования Российской Федерации организациями, в которых трудятся осужденные.

4. Осужденные имеют право на получение пособий, указанных в подпунктах "а"-"в" пункта 2 настоящего Положения, если до освобождения от работы в связи с нетрудоспособностью или беременностью трудовые обязанности исполнялись ими в соответствии с установленным графиком работы.

5. Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности, установления инвалидности, окончания отпуска по беременности и родам, рождения ребенка. При этом пособие по временной нетрудоспособности выдается не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за пособием.

6. Ответственность за назначение, исчисление и выплату пособий по обязательному государственному социальному страхованию несут руководитель и главный бухгалтер организации, где трудятся осужденные.

7. Контроль за правильным назначением, исчислением и выплатой пособий по обязательному государственному социальному страхованию в организациях, где трудятся осужденные, осуществляется отделениями (филиалами) Фонда социального страхования Российской Федерации. II. Пособие по временной нетрудоспособности

 

8. Пособие по временной нетрудоспособности выдается при заболевании (травме), связанном с утратой трудоспособности.

Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности.

Осужденные, отбывающие наказание в колониях-поселениях, получают листки нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях самостоятельно для последующего их предъявления администрации по месту работы.

Осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях иных видов, листки нетрудоспособности оформляются медицинскими частями исправительных учреждений, в которых они отбывают наказание, и передаются администрациям указанных исправительных учреждений, которые производят назначение и выплату пособий или направляют их в организации, где трудятся осужденные.

9. Пособие по временной нетрудоспособности выдается с первого дня утраты осужденным трудоспособности вплоть до ее восстановления либо до установления учреждением медико-социальной экспертизы инвалидности, если иное не определено нормативными правовыми актами по вопросам обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности.

10. Пособие по временной нетрудоспособности не выдается:

а) за время проведения периодического медицинского осмотра осужденного в установленных законодательством Российской Федерации случаях, в том числе при нахождении в стационаре лечебно-профилактического учреждения;

б) в случае наступления нетрудоспособности в период временной приостановки работы;

в) в случае наступления нетрудоспособности в период, когда осужденный не работал вследствие отстранения от работы в связи с нарушением установленного порядка отбывания наказания, - за все время отстранения от работы;

г) в случае умышленного причинения осужденным вреда своему здоровью с целью уклонения от работы или других обязанностей либо симулянтам - за все время нетрудоспособности;

д) в случае возникновения временной нетрудоспособности осужденного вследствие заболевания или травм, полученных при совершении им преступления или злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания, - за все время нетрудоспособности;

е) за время принудительного лечения по определению суда;

ж) в случае нарушения осужденным режима, установленного для него врачом, либо неявки без уважительной причины в назначенный срок на врачебный осмотр или на освидетельствование в учреждение медико-социальной экспертизы - со дня, когда было допущено нарушение, на срок, установленный администрацией исправительного учреждения.

В случае если состояние временной нетрудоспособности продолжается после окончания временной приостановки работы, пособие по временной нетрудоспособности выдается со дня, когда осужденный по окончании указанного периода должен был приступить к работе.

11. Размер пособия по временной нетрудоспособности составляет от 60 до 100 процентов заработка осужденного в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа и других обстоятельств, предусмотренных нормативными правовыми актами, и за полный календарный месяц не может превышать максимального размера указанного пособия, установленного федеральным законом.

12. При установлении размера пособия по временной нетрудоспособности учитывается непрерывный трудовой стаж, исчисляемый со дня начала работы осужденного до дня наступления временной нетрудоспособности. Периоды привлечения осужденного к оплачиваемому труду включаются в непрерывный трудовой стаж при условии выполнения им установленного графика работы. III. Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

 

13. Пособие по беременности и родам осужденным женщинам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, а при рождении 2 и более детей - 110) календарных дней после родов, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется осужденной женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

14. Основанием для назначения пособия по беременности и родам является листок нетрудоспособности, выданный в установленном порядке.

Осужденные женщины, отбывающие наказание в колониях-поселениях, получают листки нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях самостоятельно для последующего их предъявления администрации по месту работы.

Осужденным женщинам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях иных видов, листки нетрудоспособности оформляются медицинскими частями исправительных учреждений, в которых они отбывают наказание, и передаются администрациям указанных исправительных учреждений, которые производят назначение и выплату пособий или направляют их в организации, где трудятся осужденные женщины.

15. Осужденным женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), дополнительно к пособию по беременности и родам выплачивается единовременное пособие в установленном федеральным законом размере.

Основанием для назначения единовременного пособия осужденным женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, является справка, выданная лечебно-профилактическим учреждением.

Осужденные женщины, отбывающие наказание в колониях-поселениях, получают справку о постановке на учет в ранние сроки беременности в женской консультации либо другом медицинском учреждении, поставившем женщину на учет в ранние сроки беременности, самостоятельно.

Осужденным женщинам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях иных видов, справка о постановке на учет в ранние сроки беременности оформляется медицинскими частями исправительных учреждений, в которых они отбывают наказание, и передается администрациям указанных исправительных учреждений, которые производят назначение и выплату пособий или направляют ее в организации, где трудятся осужденные женщины.

16. Пособие по беременности и родам начисляется в размере 100 процентов среднего заработка, но не может превышать максимального размера указанного пособия, установленного федеральным законом. IV. Единовременное пособие при рождении ребенка

 

17. Единовременное пособие при рождении ребенка осужденным женщинам выдается в установленном федеральным законом размере.

В случае рождения 2 и более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка.

При рождении мертвого ребенка единовременное пособие не назначается.

18. Основанием для назначения единовременного пособия при рождении ребенка является:

заявление о назначении пособия;

справка о рождении ребенка, выданная органом записи актов гражданского состояния.

19. Осужденным женщинам единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается администрациями организаций, где трудятся осужденные женщины. V. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

 

20. Осужденным (матерям, отцам), отбывающим наказание в колониях-поселениях, фактически осуществляющим уход за ребенком, выплачивается ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Право на получение указанного пособия сохраняется в случае работы осужденного, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, на условиях неполного рабочего времени или на дому.

21. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается осужденным в установленном федеральным законом размере.

22. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается осужденным со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку возраста полутора лет.

При предоставлении указанного отпуска по частям ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается пропорционально количеству календарных дней в месяце, приходящихся на отпуск по уходу за ребенком.

23. Основанием для назначения осужденным ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет являются следующие документы:

заявление о назначении пособия;

приказ о предоставлении отпуска по уходу за ребенком;

копия свидетельства о рождении ребенка;

справка с места работы другого родителя о том, что им не используется указанный отпуск.

24. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет назначается и выплачивается администрацией организации, где трудятся осужденные, в сроки, установленные для получения заработной платы.

25. В случае если в период нахождения осужденной женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет наступает отпуск по беременности и родам, осужденная женщина имеет право выбора одного из двух выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков видов пособийVI. Исчисление пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам

 

26. Пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам исчисляются из фактического заработка осужденных в соответствии с нормативными правовыми актами по вопросам обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию. VII. Назначение и выплата пособий

 

27. Пособия назначаются и выплачиваются администрацией по месту работы осужденных.

Выплата пособий осуществляется путем их зачисления на лицевые счета осужденных.

В случае если Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации предусмотрена выдача осужденному заработной платы на руки, пособия по обязательному государственному социальному страхованию выплачиваются в том же порядке.

28. Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в сроки, установленные для выплаты заработной платы, а пособие по беременности и родам и единовременное пособие при рождении ребенка - не позднее 10 дней с даты представления всех необходимых документов.

Единовременное пособие осужденным женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, назначается и выдается одновременно с пособием по беременности и родам.

29. Пособие по беременности и родам выплачивается единовременно за весь период отпуска независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

30. Жалобы по вопросам обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных направляются и рассматриваются в порядке, установленном статьей 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерацииhttp://femida.info/42/ppo15o2001N727p007.htm

 

Контроль за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания осужжденными беременными женщинами и женщинами, имеющими малолетних детей

 

В целях создания благоприятных условий для рождения и воспитания детей законом "О внесении изменений и дополне-ний в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР" от 12 июня 1992 г. в российское уголовное законодательство впервые введен институт отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и жен-щинам, имеющим малолетних детей. Согласно ст. 46 ч.2 УК РСФСР отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей в возрасте до трех лет, применялась после вступления приговора в законную силу, когда осужденная уже отбывала уголовное наказание. Контроль за соблюдением осужденными женщинами условий отсрочки отбывания наказания возложен на уголовно-исполнительные инспекции.

 

Уголовный кодекс РФ 1996 г. заметно усилил данный институт, предусмотрев, во-первых, что женщинам рассматриваемой категории, кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, отсрочка отбывания наказания может быть предос-тавлена до достижения ребенком восьмилетнего возраста, во-вторых, она может быть применена судом при вынесении приговора либо во время отбывания наказания. Федеральным законом РФ "О внесе-нии изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федера-ции, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 9 марта 2001 года период отсрочки отбывания наказания беременным жен-щинам и женщинам, имеющим малолетних детей, продлен до достижения ребен-ком четырнадцатилетнего возраста.

 

В целях осуществления контроля за соблюдением осужденной женщиной условий отсрочки отбывания наказания сотрудники ежемесячно проверяют ее по существующим учетам органов внутренних дел, не реже одного раза в месяц посещают по месту жительства, проводят профилактические беседы с ней, ее родственниками и лицами, которые могут оказать на нее положительное влияние. В ходе проверки выясняются условия, в которых проживает осужденная, занимается ли она воспитанием ребенка, имеются ли для него продукты питания и одежда. При необходимости осуществляют выходы по месту работы осужденной. В случае отказа от ребенка или уклонения от его воспитания отсрочка может быть отменена.

 

Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за выполнением женщинами условий отсрочки отбывания наказания во взаимодействии с органами опеки и попечительства, внутренних дел (участковыми уполномоченными милиции, инспекторами по делам несовершеннолетних), родственниками осужденных, администрацией предприятий. К работе с данной категорией привлекаются силы общественных организаций, центров социального обслуживания населения. Их представители совместно с сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций проверяют осужденных женщин по месту жительства на предмет выявления фактов уклонения от воспитания детей, их своевременного осмотра у врача-педиатра, организовывают детский досуг. Оказывается материальная помощь, как финансовая, так и в виде продуктов, одежды, мебели, школьных принадлежностей.

 

В республиках Татарстан и Марий Эл, Ставропольском крае, Архангельской, Пензенской, Тамбовской, Тверской и других областях заключены договоры о социальном партнерстве с реабилитационными центрами, где осужденным женщинам квалифицированными специалистами оказывалась медико-социальная, психологическая и юридическая помощь.

 

УФСИН России по Тамбовской области подписано соглашение "О сотрудничестве по содействию в социальной реабилитации женщин, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества" с Тамбовским областным государственным учреждением социального обслуживания населения "Центр социальной помощи семье и детям "Дом милосердия".

 

В г. Москве налажено взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций с социально-реабилитационным центром "Аврора" по обучению осужденных женщин, в том числе несовершеннолетних, специальностям, востребованным на рынке труда. В данном центре организованы бесплатные курсы компьютерной грамотности, работают клубы по интересам, оказывается помощь психолога по возникшим социальным проблемам в семье, юридические консультации по различным правовым вопросам

 

Хороших результатов в исправлении женщин добились уголовно-исполнительные инспекции Архангельской, Калининградской, Владимирской областей и ряда других регионов, где осужденными в период отсрочки отбывания наказания не допущено повторных преступлений, а также не применялась отмена отсрочки и направление в места лишения свободы для отбывания реального наказания.

 

Наличием малолетних детей продиктована необходимость пристального внимания к данной категории осужденных. Несмотря на небольшую численность (в 2007 году по учетам прошло менее 8 тысяч человек), криминогенный состав осужденных женщин достаточно сложный. Каждая четвертая имела судимость в прошлом, 3,4 тысячи или 43% осуждены за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, каждая пятая - за насильственные преступления против жизни и здоровья, в том числе по ст.105 УК РФ (убийство) - 408 или 5%, по ст.111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) - 1022 или 13%; за кражи, грабеж и разбой - 1551 женщина или 19,7%.

 

Ежегодно около 80 женщин во время отсрочки отбывания наказания совершают повторные преступления, однако данный показатель стабилен и на протяжении последних лет не превышает 1,0% от числа прошедших по учетам.

 

В связи с отказом от ребенка, уклонением от его воспитания и ухода за ним в 2006 году 407 (5,3%), в 2007 году 348 (4,4%) женщинам судом по представлениям уголовно-исполнительных инспекций отменена отсрочка наказания с направлением осужденной для отбывания ранее назначенного судом наказания.

 

В целом закрепленный в российском законодательстве институт отсрочки отбывания наказания женщинам, призванный выполнять задачи в области гармоничного развития детей, охраны их прав и интересов, в полной мере соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права и отражает тенденцию к дальнейшей гуманизации современной уголовной политики на фоне укрепления принципа неотвратимости наказания. Историческая справка о развитии службы по исполнению наказаний, альтернативных лишению свободы

 

До революции доктрина наказания была основана на так называемой классической школе уголовного права, закрепленной в Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 года, Уголовном уложении 1903 года и имела направленность исключительно "карательных" видов наказания. Основным постулатом уголовного права был тезис: "наказание призвано обеспечить возмездие за совершенное деяние в виде адекватной кары". Этим определялась и структура органов, исполняющих наказания, которые были подчинены Главному тюремному управлению Российской Империи. После октябрьской революции 1917 года советская власть полностью отказалась от сложившейся в российском уголовном праве системы построения карательных мер и сразу приступила к перестройке органов суда и выработке новой, пролетарской уголовной политики, в результате чего пенитенциарная идеология в корне изменилась. Наказанию стал придаваться воспитательный акцент. В этой связи большое значение стало отводиться наказаниям, основанным на общественном порицании и труде для общественного блага. В это время возникло множество новых видов наказаний, не связанных с лишением свободы, которых не знала не только дореволюционная российская система наказаний, но также и системы наказаний многих капиталистических стран. В первые годы советской власти применялись следующие виды наказаний: предупреждение; общественное порицание (в публичном заседании суда); доведение до сведения организации, в которой работает наказуемый, о совершенном им правонарушении; выговор, строгий выговор; принудительное политическое воспитание; помещение на видном месте приговора суда; возмещение причиненного ущерба; принуждение к действию, не представляющему физического лишения; денежные вычеты в утроенном размере, причитавшиеся за время отсутствия в воинской части (для дезертиров); лишение навсегда или на срок земельного надела или его части (для дезертиров); денежный штраф; секвестр и конфискация имущества (частичная или полная); воспрещение исполнять ту или иную работу; воспрещение занимать ту или иную должность; высылка из определенной местности; общественные принудительные работы; принудительные работы на рудниках; перевод на тяжелые принудительные работы без лишения свободы на том же предприятии или вне такого на срок до 6 месяцев; направление в штрафную часть (для военнослужащих); лишение (поражение) всех или некоторых политических прав (на срок или без срока). С декабря 1917 года особое распространение получили исправительно-трудовые (принудительные) работы. Контроль за исполнением данного наказания возлагался на трудовые коллективы, сотрудников НКВД или представителей общественности. Неопределенность порядка исполнения исправительно-трудовых работ (далее ИТР), а также все более частое их применение в судебной практике, привело к необходимости создания специального органа, ведающего организацией ИТР. В 1919 году такой орган был создан в виде Бюро принудительных (исправительно-трудовых) работ при Московском Совете рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, который выработал специальное "Положение о бюро принудительных работ". Это положение, утвержденное 7 мая 1919 года Центральным карательным отделом НКЮ РСФСР, было рекомендовано всем губернским карательным отделам в качестве основы для организации бюро принудительных (исправительно-трудовых) работ. Именно этот орган явился прообразом современных уголовно-исполнительных инспекций (далее УИИ). Практика применения в Советском Союзе наказаний без изоляции от общества обусловила создание системы исполняющих их органов, формирование которой было в целом завершено лишь во второй половине прошлого века и на которую были возложены контрольно-надзорные функции в отношении осужденных к исправительным работам, ссылке, высылке, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, условному осуждению и условному освобождению с обязательным привлечением к труду, наказанию с отсрочкой исполнения приговора. Начиная с 30-х годов прошлого века, органы, исполняющие наказания без изоляции от общества входили в систему МВД СССР. В 1999 году УИИ были переданы из МВД России в УИС Минюста России. В настоящее время УИИ, согласно Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации, исполняют наказания в виде обязательных и исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осуществляют контроль за осужденными, к которым применены некоторые иные меры уголовно-правового характера такие, как условное осуждение, отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам имеющим малолетних детей. С 2006 года планируется введение нового вида наказания, альтернативного лишению свободы - ограничение свободы. В настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации на рассмотрении находится законопроект, в котором предусматривается, что это наказание отбывается по месту жительства осужденного и состоит в исполнении им установленных судом обязанностей, ограничивающих его свободу, под надзором УИИ. ервые результаты исполнения нового вида наказания

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.222 сек.