Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Импрессивная речь

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ.

 

 

 

Следует убедиться в сохранности слуха, прежде чем начинать специальное исследование импрессивной стороны речи.

 

Исследование восприятия фонем

 

  1. Показ простые изолированные звуки (б, р, м, д, к, с, ш) или повторить (различить) пары, включающие как резко различающиеся (дизъюнктные) фонемы (м—ρ, п—с, б—н), так и близкие по звучанию (оппозиционные или коррелирующие) фонемы (б—п и п—б, д—т и т—д, к—г и г—к, р—л и л—р).

серия из трех звуков или простых слогов, включающая либо различные (дизъюнктные) фонемы (типа а—о—у, у—а—и, б—р—к, м—с—д), либо близкие (коррелирующие) фонемы (типа б—п—б, п—б—п, д—т—д, т—д—т, т—д—д и т. п.).

 

Инструкция: я вам буду называть звуки а вы покажите, где они написаны (повторите).

 

В качестве варианта может быть: повтор, написание.

 

Побочные факторы – удержание рядов (память), при повторе – моторные трудности, при письме - сохранное письмо. Необходимо сопоставление разных моторных проб, на память и письмо, чтоб оценить вклад нарушений именно фонемат слуха.

 

Основные ошибки по типу нарушения фонематического слуха не различение близких или ладе далеки фонем.

Нарушение удержания звуков как симптом акустико-мнестической афазии, нарушения слухоречевой памяти и модально неспецифических нарушений памяти.

 

  1. Оценить одинаковые или различные звуки, которые предъявляются ему в соответствующих парах (например, б—п или п—п, д—т или т—т).

 

Пробы могут быть проведены и на материале слогов, близких и далеких по звучанию.

 

 

Исследование понимания слов

 

  1. Показ предметов, которых он не видит (части тела). Усложняется частотность и объем (ресница, переносица, заусеница).
  2. Показ предметов, которые перед глазами и относятся к одной категории (предметы в комнате).

 

Повторение одних и тех же слов – провокация на отчуждение.

 

КОР

  1. Показ предметов на картинке не связанных между собой (разные типы стимулов, объем). Оценка.

 

Инструкция: сейчас я вам буду называть слова, а вы мне покажите где нарисованы предметы, которые они обозначают.

 

Основные ошибки по типу нарушения фонематического слуха не различение близких или ладе далеки фонем, отчуждение смысла (потеря смысла, ложная семантизация слова) слов при семантически близких, или при увеличение объема.

 

При увеличении объема на первый план могут выходить нарушения слухоречевой памяти, что специфично для акустико-мнестической афазии, нарушения слухоречевой памяти и модально неспецифических нарушений памяти.

 

Вторичные нарушения понимания слов в связи с моторными трудностями. Деятельность эфферентное звено, моторная основа рецепции, нарушения внутренней речи а также опосредующих понимание свернутых речевых движений.

 

В качестве помощи можно включать слово в контекст или добавлять ему специфические определения. Облегчает понимание.

 

 

Исследование понимания простых предложений.

 

1. Исследование понимания спонтанной диалогической речи. Предложение не длинные, связаны по контексту. (КОР)

 

Иногда вопросы меняют тему, и влияние контекста ослабляется – оценивать особо.

 

2. Выполнение инструкций с нарастающим объемом слов (КОР). Несвязанные между собой действия. Внеситуативная речь.

 

Инструкция: сейчас я вам буду говорить разные инструкции, а вы их выполняйте как можно боле точно.

 

На первом плане нарушения слухоречевой памяти, фонематического слуха, отчуждение.

 

  1. Показ предложений на картинках.

Сначала далеких по смыслу, потом близких. (КОР).

 

Инструкция: сейчас я вам буду называть предложения, а вы покажите картинки, на которых они нарисованы.

 

Понимание предложений ожжет искажаться в связи с импульсивностью – реакция на изолированное слово в соответствии с его привычным значением, но противоречащим контексту предложения.

 

 

Исследование понимания логико-грамматических конструкций.

 

Конструкции, в которых идет речь о двух или более объектах, между которыми имеется некоторое отношение. Пи этом эти конструкции могут быть обратимыми, т.е. оказывается возможным составить фразу с теми же существительными, той же синтаксической структуры, но противоположной по смыслу.

По мнению Лурии в этих конструкциях отражаются наглядные пространственные отношения между объектами, или квазипространственные (более метафорические пространственные) отношения.

 

  1. предложные пространственные
  2. предложные временные
  3. сравнительные
  4. параметрические творительного падежа
  5. параметрические атрибутивного родительного падежа
  6. пассивный залог
  7. конструкции с вводными словами и вставленными предложениями (Инженер, хотя и сильно устал, продолжал работу).
  8. обратный порядок слов Колю побил Петя. (используется как дополнительный фактор ко всем конструкциям).

 

Наиболее удобный способ проведения, две противоположные картинки, и предложение. Надо соотнести. Можно в чисто речевом плане и вопрос с перефразом (Маша выше Пети, кто ниже.)

Можно одна картинка и два предложения, но это опора на память.

 

Можно просить нарисовать больного пространственные отношения (точка под кругом).

 

Инструкция: здесь нарисованы две картинки (обозначить все предметы), я вам сейчас назову предложение, а вы покажите, какая картинка к нему больше подходит.

 

Побочные факторы: слухоречевая память, фонематический, слух, отчуждение смысла слова, моторные нарушения, опосредующие понимания, лобные нарушения (фрагментарность, инертное восприятия разных конструкций).

 

Первичный импрессивный аграмматизм проявляется: больные понимать отдельные слова, но трудно воспринять отношения, догадки, активный анализ.

 

Показать КОР.

 

Компенсация – задание референс поинт другими синтаксическими маркерами, интонация.

 

 

Оценка грамматической нормативности.

 

Предъявления предложение верных и неверных относительно их синтаксического строения.

Нужно оценить верно или нет.

 

Инструкция: сейчас я вам буду называть предложения, а вы скажетемне правильно они составлены или нет.

 

Неверные окончания (Мальчик сидит на стулу)

Предлоги (Под окне стоит горшок с цветами)

Временное согласование (Мы вчера пойдем в театр).

Числительные (он был четырнадцать по счету).

 

Побочные факторы: Побочные факторы: слухоречевая память, фонематический, слух, отчуждение смысла слова, моторные нарушения, опосредующие понимания, лобные нарушения (фрагментарность, инертное восприятия разных конструкций).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оператор goto и метки | Экспрессивная речь
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.