Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспрессивная речь

 

Учет состояния мышечного аппарата языка, губ и мягкого нёба; особое внимание должно быть обращено как на силу и объем, так и на точность, скорость и подвижность этих моторных актов. Дизартрии.

 

Также необходимо учитывать состояние орального праксиса, это разные уровни по отношению к собственно речевым движениям.

 

 

Исследование артикуляции речевых звуков.

 

 

  1. Повтор звуков изолированных гласных и согласных.
  2. Повтор звуков серий из двух и боле звуков далеких артикуляторно и близких (сз, фв, сбтж, тпру, стро, лдтн).
  3. Повторение слогов, серий слогов (изолированных из двух звуков (ме, су, фа) из трех (гне, сло, отп, исм). Близкие по звучанию и по артикуляции (т.е. звуки похожие или переставлены местами).

 

 

В качестве опоры другие афферентные системы: предлагают рассматривать свою артикуляцию в зеркале, разъясняют схему артикуляции того или иного звука (используя для этого принятые в логопедии таблицы), вводят иные опорные средства (ощупывание гортани говорящего для анализа вибрации), включают артикуляции в практические действия (сдувание пушинки, задувание свечи), используют условные жесты, имитирующие движения губ (изображение трубы для артикуляции «у», круга для артикуляции «о», растягивания рта для артикуляции «и» и т. д.).

 

Ошибки: 1) смешение звуков по звучанию (сенсорные нарушения), 2) смешение звуков по артикуляции. В большинстве случаев близкие по артикуляции и по звучанию одни и те же звуки, но не всегда. 3) при повторении серий – трудности слухоречевой памяти 4) а также нарушения переключения (паузы, персеверации).

 

 

Исследование отраженной (повторной) речи.

 

  1. Повторение простых односложных, частотных слов (дом, лес, кот)
  2. Повтор многосложных, частотных слов (топор, костер, вода, лыжи)
  3. Повтор слов со сложной слоговой структурой (кораблекрушение, бронепоезд, полотенце, сковорода, грамматический, стрептомицин).
  4. Повтор серий простых односложных, частотных слов.
  5. Повтор серий близких по звучанию и по артикуляции (забор, собор).
  6. Повтор несуществующих или неизвестных больному слов (чунстронцин, акрохамилот).
  7. Повторение фраз с нарастанием объема (сегодня хорошая погода, дом горит — луна светит — метла метет, на столе стоит ваза с белыми цветами, в Тушино сегодня проходил авиационный праздник с показательными выступлениями.)
  8. Повторение небольших текстов (обращать внимание на полноту деталей, удержание основного содержания).

 

Сенсибилизация: пауза 3-5 сек между предъявлением и воспроизведением.

 

Ошибки: 1) смешение по звучанию (сенсорные нарушения), 2) смешение звуков по артикуляции. 3) отчуждение 4) нарушения переключения (паузы, персеверации, инертное повторение). 5) контаминации при повторении серий.

 

Исследование автоматизированной речи.

 

1) Автоматизированные ряды (усложнение: 1-10, 10-20, дни недели, месяцы).

 

Ошибки: 1) нарушение порядка, каждое слово требует отдельного импульса (подсказка), невозможность начать с середины – эфферентные трудности. 2) эхолалии с невозможностью продолжить ряд при возможном повторении – динамическая афазия. 3) артикуляторные замены вплоть до общего абриса 4) сенсорные литеральные или вербальные парафазии.

 

2) дезавтоматизированные ряды (те же, только в обратном порядке).

 

Ошибки: 1) сбивка на прямой порядок на автоматизированные ряды – эффренетная, динамическая афазия 2) эхолалии с невозможностью продолжить ряд при возможном повторении – динамическая афазия. 3) артикуляторные замены вплоть до общего абриса 4) сенсорные литеральные или вербальные парафазии.

 

3) Дополнение фразы до целого.

Сначала пословицы и поговорки, как упроченные штампы (Тише едешь… что посеешь…), потом фразы с однозначным заполнением (хлеб режут острым…, в небе летит реактивный…), потом неоднозначные фразы, где активность построения фразы увеличивается (Завтра вечером с друзьями мы пойдем… Мой друг прилетел из Лениграда, чтобы… Зимой бывает очень…«Я пошел в.., чтобы купить себе хлеба», («самолет упал, (хотя) мотор был цел»)

 

Исследование номинативной функции речи

 

  1. Называние реалистических предметов и изображений. (предметная лексика).
  2. Называние действий.
  3. Называние предметов предъявленных тактильно (для дифференциации оптико-мнестической афазии).
  4. Называние по определению (требуется сохранность импрессивной речи). «Как называется предмет, которым расчесывают волосы'» «Как называется предмет, который показывает время?»
  5. Нахождение общих категориальных названий (мебель, посуда).

 

Сенсибилизация: уменьшение частотности.

 

Вспомогательный прием — последовательное предъявление одного или нескольких начальных звуков искомого слова. Быстро подхваченная подсказка показывает, что основная трудность не связана с дефектами в звуковом образе слова. Наоборот, если подсказка не помогает вспомнить нужное слово, если слово парадоксально не вспоминается даже после того, как оно дается почти целиком, можно полагать, что нарушение номинативной функции речи тесно связано с распадом или нестойкостью звуковой структуры слова.

 

Вторым приемом, облегчающим нахождение названия, является прием введения искомого слова в смысловой контекст. Больному, который испытывает затруднения при нахождении слова «расческа», дается начало фразы: «Я расчесываю свои волосы...».

 

Ошибки: 1) литеральные или вербальные парафазии по фонематическому признаку. 2) вербальные парафазии по семантическому признаку (дифференциальный признак – подсказка первого звука). 3) трудности актуализации по типу снижения внутреннего программирования речи на уровне семантического синтаксиса и снижения речевой инициативы (нет вербальных парафазий, продукция отсутствует, инертное воспроизведение. Подсказка помогает в большей мере контекстная). 4) персеверации по эфферентному типу или инертное воспроизведение. 5) литеральные парафазии по афферентному типу.

 

Исследование повествовательной речи.

 

1) Диалогическая спонтанная речь.

Усложнения: 1) общие вопросы – ответ да, нет. 2) специальные вопросы – ответ с использованием новых слов и выражений 3) специальные вопросы с требованием развернутой повествовательной речи (что вы делали вчера вечером).

 

Ошибки: 1) литеральные или вербальные парафазии по фонематическому признаку. 2) вербальные парафазии по семантическому признаку. 3) трудности актуализации слов или разворачивания высказывания по типу снижения внутреннего программирования речи на уровне семантического синтаксиса и снижения речевой инициативы (нет вербальных парафазий, продукция отсутствует, инертное воспроизведение, эхолалии, сокращение фразы до одного слова или редуцирование фразы, или сшибка на речевые штампы. Подсказка помогает в большей мере контекстная). При этом повтор сложных высказываний сохранен. 4) персеверации по эфферентному типу или инертное воспроизведение. 5) литеральные парафазии по афферентному типу.

 

2) Пересказ текста.

 

Проба боле сложная, чем предыдущая, т.к. не опирается на речевые штампы, содержание и речевые формы выражения ограничены.

 

Обращать внимание на 1) возможность самостоятельно воспроизвести нужное повествование, а не простое повторение фразами из рассказа. 2) не исчерпывается ли речь одними номинативными элементами (превращаясь, таким образом, не в развертывание сюжета, а в перечисление отдельных предметных деталей). 3) удержание смысла рассказа. 4) сокращение размера рассказа

 

Ошибки те же.

 

3) Составление рассказа по сюжетной картине.

 

Еще одно усложнение: уже нет речевого эталона, нечего запоминать и использовать по памяти, нужно строить самостоятельные высказывания, но содержание задано.

 

Ошибки те же.

 

В обеих пробах при невозможности самостоятельной речи можно разбить повествование с помощью структурирующих вопросов.

 

4) Составить рассказ на заданную тему.

 

Наиболее сложная проба, т.к. необходимо составлять чисто собственные высказывания, без опоры на память.

 

5) Составление фразы из заданных слов.

 

Слова различаются по количеству и по частотности.

«машина — дрова — гараж»

 

6) Составить фразу из слов, находящихся в беспорядке.

«лес — пришел — и — в — дровосек — дрова — взял»

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Импрессивная речь | Исследование письма и чтения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.