КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Парагнозии по артикуляторному признаку Н,Л,Т. М,П
Компенсация: обращаются к анализу орального образа (смотря на лицо говорящего или прослеживая движения своих губ в зеркале), так как эти способы помогают при выполнении задачи.
Премоторные больные: Особенную трудность составляет здесь выделение гласных звуков), и обнаруживают особенно значительные затруднения при анализе порядка звуков, составляющих слово. В слове «луч» звук «ч» выделяется как «первый». «к-о-т» оценивается как «кто» или «ток».
Лобные больные: импульсивные догадками о значении последовательно предъявляемых серий звуков. В основе этой импульсивности лежит ослабление тормозных процессов и недостаточный контроль результата собственного действия.
ТРО: нарушение последовательности из-за пространственных трудностей.
Исследование письма.
Имеет особенно большое значение при изучении оптико-гностических и двигательных расстройств.
Ошибки: При оптико-гностических расстройствах наблюдаются затруднения в зрительном анализе элементов букв, пропуск, искажение деталей. При поражении ТРО: пространственные искажения, часто координатного характера. При двигательных нарушениях: неровность линий, метрические искажения, слабость нажатия. Нарушение плавности, лишние элементы, персеверации. Тонические нарушения: микро и макрография. При лобных поражениях: соскальзование на другие формы деятельности, постепенное угасание деятельности, инактивность, системные персеверации.
Сенсибилизация: разные шрифты (печатный, обычный, стилизованный).
В случае выраженных двигательных нарушений: выкладывание слов из разрезной азбуки.
Подпись, фамилия, имя (в простом и сложном варианте), отчество. Упроченные в личном опыте слова, (СССР, Москва, Россия).
Письмо как автоматический навык. Слова уже не требуют звукобуквенного анализа, а пишутся автоматически одним росчерком пера.
От более частотных к менее частотным. В разнобой, если недоступно, то опора на автоматизированный ряд алфавита.
Обращать внимание на характер процесса письма букв (больной может выполнить эту задачу сразу, непосредственно, или длительно искать нужный знак, включая проговаривание.
Ошибки: 1) пространственные искажения (пространственная аграфия) 2) зрительные искажения 3) параграфии по артикуляторному признаку, 4) параграфии по сенсорному признаку. 5) нарушение связи между фонемой и графемой (при различных формах). 6) истощаемость: микро и макрографии. 7) при лобных поражениях: соскальзование на другие формы деятельности, постепенное угасание деятельности, инактивность, системные персеверации.
Простые открытые, закрытые, со стечением согласных.
Ошибки: те же, но плюс возможны перестановки, персеверации, что указывает на трудности сукцессивной организации письма, возник при эффер аф.
Также от простых частотных, до многосложных, до слов со стечением согласных, сложных незнакомых слов (астролябия, дефибриллятор).
Ошибки: те же.
Отличать ошибки специфические от ошибок орфографических, учитывать преморбид.
При написании бессмысленных звукосочетаний, анализ которых носит чисто cлуховой (или слухо-артикуляторный) характер. При диктовке слов на помощь память лексикона (знакомое или нет слово на слух), также память на зрительные образы слов. Вторая особенность процесса записи осмысленных слов заключается в том, что больной легче может сохранить их в памяти и может многократно возвращаться к ним для их звукового анализа, что в случае письма бессмысленных звукосочетаний оказывается значительно труднее. Поэтому если в обеих пробах легко обнаруживаются дефекты слухового анализа и синтеза, то при письме бессмысленных звукосочетаний они выступают в значительно более чистой форме.
Сенсибилизация: зажатый язык.
Помощь: опираться на оральный образ произносимого звука, наблюдая лицо исследующего или рассматривая свои губы в зеркало.
Обходной способ: разрезная азбука.
Обращать внимание на присутствие проговаривания.
Ошибки те же плюс трудности слухоречевой памяти, а также микрографии и макрографии по типу истощаемости.
Написать текст по названию. Или описать предмет письменно.
Ошибки те же плюс нарушения 1) формирование и удержание замысла (смысловой синтаксис) 2) внутреннее программирование высказывания (семантический синтаксис) 3) грамматическое структурирование (поверхностный синтаксис) – аграмматизмы. При собственно лобных поражениях: инактивность, отвелекаемость, соскальзование на другие формы деятельности, или на другие темы. Системные персеверации: «Уважаемый профессор, я хочу вам сказать, что я хочу вам сказать, вам сказать...».
Исследование чтения.
1. Узнавание букв.
А) Назвать буквы, если затруднено в связи с нарушениями эксперессивной речи, то
Б) Сравнить буквы разных шрифтов.
В) показать картинку, с предмет на которой начинается с этой буквы.
Сенсибилизация: 1) наложенные друг на друга буквы. 2) выбрать верно написанную из верной и зеркальной. 3) зашумленные буквы.
При крайних формах можно попросить обводить или списывать, но это может быть просто рабское копирование.
Ошибки: 1) зрительные трудности: путает похожие буквы, трудности опознания разных шрифтов, или зашумленных букв. 2) Сесорные: литеральные и вербальные паралексии по сенсорному признаку 3) афферентные: по кинест признаку. 4) неспецифические трудности: увеличение темпа, отчуждение графемы и артикулемы и фонемы.
Простых открытых, закрытых, со стечением согласных или гласных.
Ошибки те же плюс 1) сужение поля зрения (воспринимает только одну букву). 2) трансформация в слово (лобные или просто компенсация неспецифического дефекта).
СССР, Москва, хлеб.
Восприятие как единого зрительного комплекса, без звуко-буквенного анализа.
Исследование всех этих аспектов чтения может протекать в виде громкого прочитывания. Тогда возникают дополнительные типы ошибок: 1) по типу эфферентных трудностей (персеверации, послоговое чтение, паузы между словами, перестановки). часто невозможность слияния букв в слоги и слова и как следствие глобальное чтение. 2) афер трудности (кинестетич паралексии) 3) сенсорн: сенсорные паралексии.
Исследование может быть и без громкого проговаривания. Это часто облегчает процесс чтения, т.к. нет дополнительного задания читать вслух.
В этом случае исследуется чисто понимание и оно может изучаться путем сопоставления слова с картинкой. При этом не ясно, каким методом больной читает: аналитическим или глобальным (идеографическое чтение), узнает слово как изображение без звуко-буквенного анализа.
Увеличение фразы по объему. Может возникать глобальное чтение, когда смысл угадывается на основе восприятия лишь нескольких элементов.
Для этого дают предложения не соответствующие ожиданию: «у меня очень болит голень» (вместо «голова»).
Ошибки те же, плюс: 1) левостороннее игнорирование.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |