![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конкретное толкование
Д) Исследование процесса формирования понятий
1) Определение понятий, при которых больному дают ряд слов, обозначающих различные понятия (например, «стол», «трактор», «дерево», «трамвай», «остров» и т. д.) и предлагают определить их.
Инстр: Сейчас я вам назову слово, а вы мне дадите его определение.
Исследующий обращает внимание на то, в какой мере больной, определяя понятие, оказывается в состоянии применить отвлеченные категории, включая данное понятие в систему эквивалентных или более общих понятий,
(например, «стол — это вид мебели, на который ставится посуда, кладутся книги, за которым сидят» и т. д.), специально выделяются случаи, когда он ограничивается лишь описанием данного предмета, вводя его в наглядно-действенную ситуацию («стол бывает письменный или обеденный», «у нас в палате стоит стол, его накрывают» и т. д.).
Естественно, что для правильной оценки получаемых результатов необходимо учитывать преморбидный уровень больного.
2) Сравнение понятий
Сейчас я вам назову два слова, а вы мне скажете, чем они сходны и чем отличаются друг от друга.
В этих опытах больному предлагаются пары понятий, которые он должен сравнить, и либо найти общее между ними, обозначив их одним словом (например, «стул и диван — это мебель»), либо найти различие между ними (например, «заяц — это дикое животное, а кролик — домашнее»).
Следует обращать особое внимание на то, в какой мере больной может выходить за пределы непосредственного описания обоих предметов и подняться до операции сравнения посредством их отнесения к известной категории.
В случае, если больной не может выполнить эту задачу самостоятельно, ему дают пример правильного выполнения этой операции и прослеживают, как он может переносить данный ему принцип на другие примеры.
3) Нахождение аналогий
Инструкций по показу.
Здесь написаны два слова, они находятся в определенном отношении, связаны между собой. В данном случае противоположны. Тут написано третье слово, надо к нему подобрать пару, которая была бы связана с ним, так же как связаны первые два слова.
Больному дают пару слов, стоящих друг с другом в определенных отношениях, и предлагают третье слово, к которому больной должен подобрать аналогичное отношение (например, высокий — низкий; добрый —? (злой); стол — ножка; велосипед —? (колесо) или более сложное (полк — солдаты; библиотека —? (книги); река — берег; улица —? (тротуар) и т. д.).
В специальном варианте опыта больному может предлагаться задача самостоятельно выбрать нужное слово из трех возможных альтернатив:
высокий — низкий; добрый —? (бедный, злой, человек) полк — солдаты; библиотека-—? (читатель, здание, книги).
Этот вариант опыта снимает необходимость подыскивать слова, но ставит больного перед более сложной задачей сделать выбор из ряда альтернатив и затормозить. связи, строящиеся на основе близких, но не соответствующих задаче отношений.
Часть целое, противоположное, синонимы ….
4) подбор противоположных понятий
Инстр: Сейчас я вам назову слово, а вы попробуете подобрать слово противоположное по смыслу.
сладкий, мягкий, твердый
Автоматизировано ли выполняет, не соскальзывает ли.
Показ на примере, и анализ возможности переноса.
В специальном варианте опыта больному предлагают не находить нужные слова самостоятельно, а выбрать нужное слово из трех предложенных, причем среди этих два слова стоят к заданному слову в иных отношениях.
Лобные: является легкая потеря избирательности связей и замена их побочными связями или интертными стереотипами. инертно закрепившимися от ранее проделанных операций. соскальз ывает на побочные связи, больной с поражением лобных долей мозга, относительно легко решающий задачу на нахождение аналогии в обычных условиях, оказывается не в состоянии решить ее, если ему предъявляется несколько возможных решений, из которых он должен выбрать адекватное («избирательный» вариант решения).
Общемозговые: колебания эффективности, конкретность абстрактность.
Вторично от зрител гнозиз, речевые нарушения при необходимости читать и говорить.
Классификация
1) «4-й лишний».
Инструкция: Здесь 4 предмета. Один из них не подходит к 3 остальным, лишний. Остальные предметы можно объединить в какую-то одну группу или назвать одним названием.
Разные варианты провокаций, на конкртено-ситуатиное обобщение или на латентное. Особо отмечаются те случаи, когда больной не в состоянии это сделать, сближая предметы лишь по их внешнему виду (форме, цвету, величине) или же заменяя операцию отнесения предметов к определенной категории другой конкретной операцией — воссоздания той ситуации, в которой эти предметы могут участвовать вместе.
Классификация
70 карточек
Инстр: 2 этапа 1) глухой этап <разложите эти карточки группы что к чему подходит>.
Если больной задает вопросы о том, как надо раскладывать, ему отвечают на этом первом этапе умончиво: <Начните работать и сами увидите, как надо>.
После того как больной выкладывает на стол 15-20 карточек, дается вторая Явструкция и начинается второй этап работы. Он начинается с положительной "Уценки или критических замечаний по поводу того, что больной уже сделал. Экспериментатор говорит; <Правильно, вот вы положили вместе мебель, так и надо объединять все по сортам так, чтобы в каждой группе лежали предметы одного сорта, чтобы их можно было назвать одним названием> - или, если больной кладет карточки ошибочно: <Нет, это не имеет значения, что одежда висит в шкафу, класть надо вместе предметы одного сорта так, чтобы их можно было назвать одним названием, мебель нужно положить с мебелью, одежду с
Поскольку инструкция должна быть всегда одинакова, нет надобносги записывать ее в протокол, но обязательно отмечать ее чталы (1, II, III).
жить с мебелью, одежду с одеждой>.
Экспериментатор записывает в про- токол действия больного и время от времени спрашивает его, почему он поло- жил те или иные карточки вместе, как можно назвать ту или иную групп у.
Но даже при безупречной работе больно- го о названиях нескольких групп спросить необходимо. Не следует спрашивать больного (как это часто ошибочно делают неопытные экспериментаторы) толь- ко о тех группах, которые сложены ошибочно.
Если экспериментатор замечает
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |