Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть работы. Раньше вы соединяли в группы карточки с карточкой, а теперь




Правильно собранных группах, а затем, не меняя тона, о той группе, в которой

Ошибку или непонятную группировку, он должен спросить больного об 1-2

допущена ошибка или имеет место непонятно мотивированная раскладка. Иногда

целесообразно вообще не замечать допущенные больным ошибки, для того что-

бы проследить, не обнаружит ли ее сам больной, или для того, чтобы вернуться

к этой ошибке в конце работы и тогда обсудить ее.

 

Если больной спрашивает, нужно ли классифицировать подробно или мож-

но сразу устанавливать крупные группы, экспериментатор отвечает уклончиво,

т.е. говорит больному: < Как вам это кажется лучше, как вы сами хотите>.

Когда эти группы собраны и названы, переходят к 3 этапу. Больному говорят:

<Первую часть работы вы выполнили хорошо. Теперь нужно сделать вторую

нужно соединить группу с группой так, чтобы групп стало как можно меньше,

но чтобы можно было дать каждой группе какое-либо название>.

По мере того как больной производит укрупнение групп, экс-

периментатор просит делать их все меньше и меньше. Иногда, если больной с

трудом производит укрупнение, ему говорят: <Должно получиться всего три групп

Так, некоторые боль-

ные устанавливают очень дробные, чрезмерно детальные группировки:

посуда чайная и посуда кухонная, птицы лесные и птицы домашние, ме-

бель, годная для спанья, и остальная и т.д. Отделяя домашних живот-

ных (козу, овцу, лошадь) от зверей (лисы, медведя, волка), такие боль-

ные испытывают затруднения, не зная, куда отнести кошку, так как она,

хотя и домашнее животное, но не такое, как овца...

 

Наличием одноименных трупп. Так, на-

црмер, больной начал объединять в одну труппу животных разных

дщаетшых: и домашних, и диких. Затем, когда ему встретилось еще одно

животное, больной забыл о том, что у него уже начата такая труппа, не

надымит ее взором на столе и кладет это животное в другое место. Так

яоарввкшот в разных местах ничем не отличающиеся группы, т. е. одно-

лмвдые (люди в одном месте и люди в другом, мебель в одном и мс-

ругом и т. д.). Наличие одноименных трупп свидетельствует о

забывчивости больных, о сужении объема их внимания

цнадят всего, что лежит у них перед глазами).

 

Разноплановость

 

причудливость рассуждений больных. группа измерительных приборов,

больной откладывает группу предметов, которые он любит, а рядом та-

кие, которые имеют острые окончания.

 

На 3 этапе выявляется, доступно ли больному понимание сложных

обобщений.

 

При конкретности мышления, затрудненности процессов

абстрагирования больные могут успешно справиться со 2 этапом и не

справляются самостоятельно с 3. При интеллектуальной сохранности,

ю сужении объема внимания и снижении работоспособности больных

ЦМГруцняет обилие карточек на 2 этапе и они неожиданно лучше, уверен-

<1ве, более четко справляются с работой на 3 этапе, где материала мень-

ЙЯ а необходимость абстрагирования больше.

 

Реакция на критику и собственная: разные степени лобного синдрома, одному помогает, другому нет.

 

Лобные: является легкая потеря избирательности связей и замена их побочными связями или интертными стереотипами.

инертно закрепившимися от ранее проделанных операций.

соскальз ывает на побочные связи,

больной с поражением лобных долей мозга, относительно легко решающий задачу на нахождение аналогии в обычных условиях, оказывается не в состоянии решить ее, если ему предъявляется несколько возможных решений, из которых он должен выбрать адекватное («избирательный» вариант решения).

 

 

г) Исследование дискурсивного мышления. Решение задач

 

Решающий задачу должен проанализировать составные элементы ее условия, выделить в них существенные отношения, найти промежуточные цели и те операции, с помощью которых цель может быть достигнута. Только путем осуществления цепи таких промежуточных операций он может прийти к окончательному решению задачи.

 

Опыты обычно начинаются с арифметических задач, которые достаточно элементарны по включенным в них арифметическим операциям и которые могут быть решены либо простым путем сложения и вычитания или требуют сравнительно несложной промежуточной операции.

 

К первому виду таких задач относятся такие, как «У Пети было 2 яблока, у Маши — 6 яблок. Сколько было у обоих?» или: «У Кати было 7 яблок, из них 3 она отдала. Сколько у нее осталось?»

 

Ко второму виду относятся задачи, требующие осуществления промежуточной (не сформулированной в условии) операции, например: «У Маши было 4 яблока, у Сони — на 2 яблока больше. Сколько яблок было у обеих?».

 

 

Упрощение: заменяет сложное составное решение непосредственным ответом, указывает ему на ошибку и проверяет результаты этого разъяснения на другом примере.

 

 

Основным для данной серии опытов является решение сложных арифметических задач, сначала более легких, при которых испытуемый должен только удержать условие и проделать ряд последовательных операций. Затем переходят к решению так называемых типовых задач, в которых промежуточная операция совершается путем специальных, имеющих чисто вспомогательное значение математических действий; исследование заканчивают решением наиболее сложных задач, в которых центр тяжести переносится в формулирование ряда промежуточных вопросов.

 

К первому виду относятся задачи типа· «У колхозников было 10 га земли; с каждого они сняли по 6 ц семян; третью часть они продали государству. Сколько у них осталось0»

 

«На двух полках было 18 книг; на одной из них — в два раза больше (меньше), чем на другой. Сколько книг было на каждой полке?»

 

Упрощение: 18х2=36

 

К третьему виду относятся более сложные задачи, которые отличаются тем, что с первого взгляда их условие формулируется не полностью, и решающему необходимо самому сформулировать ряд дополнительных вопросов. Примером таких задач может служить следующая: «Сыну 5 лет, через 15 лет отец будет в 3 раза старше сына. Сколько лет отцу сейчас?». В этой задаче необходимо найти, сколько лет будет сыну через указанный срок, затем вычислить возраст отца к тому времени и, наконец, вернуться к исходному времени.

 

 

Последний вид задач, с успехом применяемых при клинико-психологическом исследовании, составляют так называемые конфликтные задачи, формулировка которых вызывает тенденцию к неверному решению.

 

. К ним относятся задачи типа: «Пешеход идет до вокзала 15 минут, а велосипедист едет в 5 раз быстрее. Сколько времени велосипедист едет до вокзала?» Формулировка «быстрее» вызывает тенденцию к умножению, которую нужно преодолеть, чтобы совершить правильную операцию деления.

 

 

К этому же типу относится задача: «Длина карандаша 15 см; тень от карандаша длинее его на 45 см. Во сколько раз тень длиннее карандаша?». Конфликтность задачи заключается в том, что больной выпускает промежуточное звено (45+15) и сразу же делит 45: 15.

 

Поражения нижнетеменных и теменно-затылочных отделов коры левого полушария, сопровождающиеся явлениями симультанной агнозии, конструктивной апраксии и семантической афазии, могут сказываться на осуществлении счетных операций и на возможности симультанного обозрения всех условий задачи.

 

 

общий план решения задачи остается для него принципиально доступным, в то время как отдельные операции, оказываются дефектными.

 

поражением височных систем и явлениями акустической афазии.

 

Нестойкость значения слов, легкое отчуждение их смысла и быстрое угасание словесных следов являются тем основным препятствием, которое не дает возможности удержать условие задачи и осуществить требуемый ход рассуждений.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.