Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Медико-психологическая защита населения и спасателей в чрезвычайных ситуациях




Вопрос 2.

 

По мнению экспертов ВОЗ, рост числа психических нарушений, в том числе возник­ших при ЧС, в последние годы достигает значительных масштабов. По данным эпиде­миологических исследований, показатель распространенности всех психических болез­ней в России за 1950 - 1993гг возрос в 2,2 раза (с 137 до 301 на 1000 человек); показа­тель распространенности пограничных расстройств в 2,7 раза (с 87 до 237 на 1000), психозов в 1,7 раза (с 16,5 до 28 на 1000).

В значительной мере группа населения с пограничными психическими расстройства­ми увеличивается за счет лиц, пострадавших при локальных военных конфликтах, сти­хийных бедствиях и авариях, ставших вынужденными переселенцами, впавших в ни­щету.

В настоящее время считается признанным, что психические нарушения относятся к числу наиболее частых медицинских последствий различных ЧС. Только по косвенным данным в нашей стране число лиц, имеющих проблемы с психическим здоровьем в ре­зультате пережитых ими стихийных бедствий, техногенных катастроф и вооруженных конфликтов, составляет не менее 10 млн. человек. В происхождении этих нарушений значительную роль играют стрессовые реакции, а также временное снижение психиче­ской устойчивости. Главная опасность острых и особенно затяжных психотравмирующих ситуаций заключается в том, что обусловленные ими психические расстройства имеют часто хроническое или отдаленное развитие.

Об этом свидетельствуют отдаленные последствия, наблюдаемые у лиц, переживших трагедию Чернобыля, Буденовска. Такие факторы, как потеря социальной поддержки, изменение образа жизни, утрата родных и близких в результате ЧС, не только способ­ствуют переходу психических нарушений на более глубокий уровень, но и приводят к тому, что медико-социальные последствия по своим масштабам значительно превосхо­дят прямые эффекты катастрофы.

При обследовании различных категорий спасателей, в том числе медицинских работ­ников, проработавших в экстремальных ситуациях 6-8 часов, были выявлены сущест­венные изменения в организме, влияющие на их трудоспособность. Так, при ликвида­ции последствий землетрясения в Армении (1988г) у 80% обследованных, кроме резко выраженной физической усталости, регистрировались признаки стрессовой реакции, причем у 10% - в тяжелой степени, а у 74% - в виде навязчивых идей. В результате пси­хоэмоциональной и физической нагрузки, качество проводимых работ персоналом, ко­торый длительно не покидал своих рабочих мест, снижалось. Тяжелые стихийные бедствия и катастрофы - трудное испытание для многих людей. Психическая реакция человека на экстремальные условия, особенно в случаях значи­тельных материальных потерь, гибели людей, может надолго лишить человека способ­ности к рациональным поступкам и действиям.

 

Психо-химическая реакция напрямую связана с ситуацией и как правило, непродолжительна. Сохраняется работоспособность, возможность контакта, критическая оценка своего поведения.

Паталогические состояния – это болезненные проявления, которые полностью выводят из строя и требуют оказания специальной помощи.

Реакция может быть пассивная и человек становится беспомощным и неспособным к действиям и защите. Второй тип реакции на ситуацию – активная. При этом наблюдается подъем физических и духовных сил, способность работать и действовать настойчиво, не зная усталости.

Только правильные действия спасателей, четкая информация для населения о характере чрезвычайной ситуации, о плане действий, о принимаемых мерах и четкое руководство по поведению населения способны снять напряжение, панические реакции и перевести пассивную психо-химическую реакцию в активную. Психо-эмоциональное поведение людей в условиях стресса имеет несколько стадий своего развития.

Первая стадия — стадия витальных реакций, когда все дей­ствия направлены на спасение собственной жизни. Она не­продолжительна, длится до 15 минут и переходит в короткое состояние оцепенения.

Вторая стадия — острый психо-эмошюнальыый шок. Про­исходит предельная мобилизация резервных возможностей, обостряются восприятия, отмечается общее психическое на­пряжение, но снижена критическая оценка ситуации. Длите­льность этой стадии напряжения 3 - 5 часов.

Третья стадия — психо-физиологическая декомпенсация. Происходит ухудшение самочувствия и психо-эмоционального состояния. Начинают преобладать панические реакции. Наступает спад физических сил. Эта стадия длится до 3 суток.

Четвертая стадия — стадия разрешения. Наступает после 3 суток и длится до 12 дней. Постепенно улучшается самочув­ствие и настроение.

Пятая стадия — восстановительная. Начинается с 12 дня и продолжается неопределенно долго в зависимости от тяжести пережитой стрессовой ситуации. Постепенно нормализуется эмоциональный фон и активизируются контакты.

Шестая стадия — стадия оставленных реакций. Характе­ризуется формированием отдаленных последствий пережито­го. Могут наблюдаться нарушения сна, связанные с прошед­шей стрессовой ситуацией, развиваться неврозы и пр.

Патологические состояния в условиях чрезвычайной ситуа­ции чаще всего проявляются в виде реактивного ступора, реактивной депрессии, реактивного параноида и истерических психозов.

 

Практически мероприятия могут быть разделены на те, которые осуществляются до возникновения экстремальной ситуации, в период действия психотравмирующих экс­тремальных факторов и после прекращения их воздействия.

До возникновения экстремальной ситуации целесообразны следующие психопрофилактические мероприятия:

• Подготовка медицинской службы к работе в экстремальных условиях, обучение личного состава санитарных постов и дружин оказанию медицинской помощи пострадавшим с психогениями.

• Формирование и развитие у личного состава медицинской службы высоких психологических качеств, умения правильно вести себя в экстремальных ситуациях, спо­собности преодолевать страх.

• Выработка у личного состава медицинской службы организационных навыков по психопрофилактической работе с населением.

• Информирование медицинских работников и населения о возможностях применения для психопрофилактики психотерапевтических и медикаментозных средств.

Данный перечень профилактических мероприятий, непосредственно адресованный, прежде всего различным подразделениям медицинской службы, должен быть дополнен широким кругом просветительных и организационных мер, направленных на преодо­ление беспечности и пренебрежения к тем или иным жизнеопасным воздействиям на человека. Большое значение имеет психическая закалка, то есть выработка человеком смелости, воли, хладнокровия, выдержки и умения преодолеть чувство страха.

Необходимость такого рода профилактической работы вытекает из анализа многих аварийных ситуаций, в том числе и чернобыльской катастрофы. Так жительница При­пяти X., старший инженер производственно - распорядительного отдела управления строительства ЧАЭС, свидетельствует: «В субботу,26 апреля 1986 года, все уже гото­вились к празднику 1 мая. Теплый погожий день. Весна. Цветут сады... Среди боль­шинства строителей и монтажников никто еще ничего не знал. Потом просочилось что-то об аварии и пожаре на четвертом энергоблоке. Но что именно произошло, никто толком не знал. Дети пошли в школу, малыши играли на улице в песочницах, катались на велосипедах. У всех у них к вечеру 26 апреля в волосах и на одежде была уже высо­кая радиоактивность, но тогда мы этого не знали. Недалеко от нас продавали на улице вкусные пончики... Группа соседских ребят ездила на велосипедах на путепровод (мост), оттуда хорошо был виден аварийный блок со стороны станции Янов. Это, как мы позже узнали, было наиболее радиоактивное место в городе, потому что там прошло облако ядерного выброса. Но это стало ясно потом, а тогда, утром 26 апре­ля, ребятам было просто интересно смотреть, как горит реактор. У этих детей развилась потом тяжелая лучевая болезнь».

Как в приведенном, так и во многих аналогичных примерах вера в чудо, в «авось», в то, что все может быть легко исправлено, парализует, делает мышление человека не­гибким, лишает его возможности объективно и компетентно анализировать происхо­дящее даже в том случае, когда у него есть и теоретические знания, и некоторый прак­тический опыт. В случае с аварией на ЧАЭС надежда на «авось, обойдется» оказалась преступной.

 

В период действия психотравмирующих экстремальных факторов важнейшими пси­хопрофилактическими мероприятиями являются:

1. Организация четкой работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим с психогениями.

2. Объективная информация населения о медицинских аспектах стихийного бедствия (катастрофы).

3. Помощь руководителям в пересечении панических настроений, высказываний и поступков.

4. Привлечение легкопострадавших к спасательным и неотложным аварийно восста­новительным работам.

 

По окончании действия психотравмирующих факторов психопрофилактика включает мероприятия:

• Объективная информация населения о последствиях стихийного бедствия, катаст­рофы и их влияния на нервно - психическое здоровье людей.

• Доведение до сведения населения данных о возможностях науки в отношении оказания медицинской помощи на современном уровне.

• Профилактика возникновения рецидивов или повторных психических расстройств (так называемая вторичная профилактика), а также развитие соматических наруше­ний в результате нервно - психических расстройств.

• Медикаментозная профилактика отсроченных психогенных реакций.

• Привлечение легкопораженных к участию в спасательных и неотложных аварийно - восстановительных работах и в оказании медицинской помощи пострадавшим.

К числу важнейших социально - психологических профилактических задач относится информирование населения о ситуации, осуществляемое непрерывно. Сведения долж­ны быть полными, объективными, правдивыми, но и в разумных пределах успокаи­вающими. Четкость и краткость информации делают ее особо действенной и доходчи­вой, а отсутствие или запаздывание порождают непредсказуемые последствия. Напри­мер, несвоевременное и полуправдивое информирование населения о радиационной обстановке в зоне ЧАЭС привело ко многим трагическим результатам как непосредст­венно для здоровья людей, так и для принятия организационных решений по ликвида­ции аварии и ее последствий, а на отдаленных этапах чернобыльской трагедии это спо­собствовало невротизации широких кругов населения и формированию психогенных психических расстройств.

Современный человек должен уметь правильно вести себя в любых, даже самых трудных ситуациях. Важно отрабатывать соответствующие практические навыки на тактико-специальных и комплексных учениях в обстановке, максимально приближен­ной к реальной, в ночное время, в любую погоду. Одновременно с этим необходимо воспитывать в людях высокие нравственные и психологические качества, готовность проявить мужество, выдержку и самообладание, инициативу и находчивость, уверен­ность в своих силах и действиях, выносливость.

Не без оснований полагают, что неконтролируемый страх свидетельствует о неуве­ренности в себе, в своих знаниях, умениях. Он же может вести к паническим реакциям, для предотвращения которых надо пресекать распространение ложных слухов, прояв­лять твердость с «лидерами» паникеров, направлять энергию людей на спасательные работы. Известно, что распространению паники способствуют многие факторы, обу­словленные психологической пассивностью человека в экстремальных ситуациях, от­сутствием готовности к борьбе со стихией.

Особо следует сказать о возможностях первичной медикаментозной профилактики психогений. В последние десятилетия такой профилактике уделялось значительное ""внимание. Однако нужно иметь в виду, что применение лекарственных психофармако­логических препаратов в профилактических целях должно быть ограниченным. Подоб­ные средства могут рекомендоваться лишь небольшим контингентам людей. При этом следует учитывать возможность развития мышечной слабости, сонливости, снижения внимания (транквилизаторы, нейролептики), гиперстимуляции (психоактиваторы). Требуется учитывать дозы рекомендуемого препарата, а также характер предполагае­мой деятельности человека. Гораздо шире эти средства могут применяться для преду­преждения психических нарушений у людей, оставшихся в живых после стихийного бедствия или катастрофы.

Медико-социальные профилактические мероприятия играют важную роль и на отда­ленных этапах произошедшей ЧС. Так, уже через сутки после чернобыльской трагедии во многих пострадавших и прилегающих к ним районах стали наиболее актуальны не столько радиационные, сколько психологические и психиатрические проблемы, породившие в ряде случаев широкое распространение так называемой радиофобии. Как правило, такие состояния носят массовый характер, хотя наиболее выражены у истери­ческих и тревожно-мнительных личностей. Именно у них отмечается развитие патохарактерологических личностных изменений. В этих случаях достаточно часто удается наблюдать механизм индуцирования болезненных расстройств. Предвидя возможность их возникновения на отдаленных этапах ЧС, необходимо разрабатывая и осуществляя весь комплекс восстановительных мер, оказывать пострадавшим активную социально-психологическую поддержку, вести ними разъяснительную работу.

В современных условиях есть все основания более широко использовать данные пси­хологии, психотерапии, психогигиены и других дисциплин с целью оптимизации дея­тельности людей в экстремальных ситуациях, преодоления повышенных психологиче­ских и физических нагрузок.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.