КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные термины
Аккумуляторы для портативных устройств связи Топливные элементы с твердым электролитом (Solid Oxide Fuel Cells, SOFC) Топливные элементы с электролитом из расплава карбоната лития и натрия (Molten Carbonate Fuel Cell, MCFC) Данный тип топливных элементов относится к высокотемпературным устройствам. В них применяется электролит, состоящий из карбоната лития (Li2CO3) либо карбоната натрия (Na2CO3), находящегося в порах керамической матрицы. В качестве материала для анода используется никель, легированный хромом, а для катода — литированный оксид никеля (NiO+LiO2). При нагревании до температуры порядка 650 °С компоненты электролита расплавляются, в результате чего образуются ионы углекислой соли, движущиеся от катода к аноду, где они вступают в реакцию с водородом: CO32-+H2→H2O+CO2+2e. Высвободившиеся электроны движутся по внешней цепи обратно к катоду, где происходит реакция: CO2+1/2 O2+2e→CO32-. Высокая рабочая температура данных элементов позволяет применять в качестве топлива природный газ (метан), преобразуемый встроенным конвертором в водород и монооксид углерода: CH4+H2O↔CO+3H2. МСFС-элементы обладают высоким КПД (до 60"о) и позволяют использовать в качестве катализатора не платину, а более дешевый и доступный никель. Вследствие большого количества выделяемого при работе тепла данный вид топливных элементов хорошо подходит для создания стационарных источников электрической и тепловой энергии, однако малопригоден для эксплуатации в мобильных условиях. В настоящее время на базе МСFС-элементов уже созданы стационарные энергоустановки мощностью до 2 МВт.
Данный тип элементов имеет еще более высокую рабочую температуру (от 800 до 1000 °С), чем вышеописанный МСFС. В SOFC применяется керамический электролит на основе оксида циркония (ZrO2), стабилизированного оксидом иттрия (Y2O3). На катоде происходит электрохимическая реакция с образованием отрицательно заряженных ионов кислорода: O2+4e→2O2-. Отрицательно заряженные ионы кислорода движутся в электролите по направлению от катода к аноду, где происходит окисление топлива (обычно — смеси водорода с монооксидом углерода) с образованием воды и углекислого газа: H2+2O2-→H2O+2e, CO+2O2-→CO2+2e. Элементы типа SOFC обладают теми же достоинствами, что и МСFС, включая возможность использования в качестве топлива природного газа. Компоненты SOFC обладают более высокой химической стабильностью, однако себестоимость их производства несколько выше по сравнению с MCFC.
Лекция 12 При зарядке и разрядке аккумуляторов протекающий через него ток удобно выражать в значениях, кратных Сн, где Сн — ток, численно равный номинальной емкости (например, Сн для аккумулятора емкостью 1,2 А·ч равно 1,2 А). Номинальная емкость — это емкость полностью заряженного аккумулятора при температуре 20 0С. Скорости зарядки и разрядки обычно выражаются в величинах, кратных долям Сн, и в зависимости от этой величины строятся кривые заряда-разряда аккумуляторных батарей. Ниже мы объясним это более подробно, а пока отметим, что если разрядка аккумулятора определяется током потребления конкретного мобильного устройства, то скорости зарядки варьируются в зависимости от различных зарядных устройств (режимов зарядки). Известны такие режимы, как быстрая зарядка, зарядка малым током («капельная»), стандартная, ускоренная и др. Проще говоря, режим быстрой зарядки производится током от Сн до 4Сн, зарядка малым током предполагает использование токов от Сн/50 до Сн/10, стандартная зарядка идет от Сн/20 до Сн/ 10, а ускоренная зарядка — от Сн/5 до Сн/3. Отметим также влияние температуры окружающей среды на форму разрядных кривых и на реальную емкость аккумуляторов. Рассмотрим функциональную эффективность типичного никель-металлгидридного аккумулятора (NiМН) в зависимости от температуры. Такая батарея рассчитана, как правило, на 500-600 циклов зарядки-разрядки. При этом изменение разрядной емкости при изменении рабочей температуры среды прямо пропорционально значениям изменения температуры (t) и может быть оценено по следующей формуле в процентах: Сн = 90 + 0,77 t(%). При разрядной емкости 80-90% от номинальной производитель гарантирует 500 циклов «заряд-разряд» (хотя в среднем мы можем получить и большее число циклов). По своим обобщенным зарядно-разрядным характеристикам NiМН-аккумуляторы подобны никель-кадмиевым (NiCd), но превышают последние в 1,5-2 раза по удельной емкости, однако температурный режим эксплуатации NiМН-аккумуляторов все же несколько уже, чем у никель-кадмиевых, и гарантированное число циклов заряда-разряда меньше. Кроме того, на форму разрядных кривых и на величину емкости современных литий-ионных аккумуляторов изменение температуры среды не оказывает такого значительного влияния, как на NiCd- и NiМН-аккумуляторы.
Классификация аккумуляторов Аккумуляторные батареи используются в автономных источниках энергии в самых разных областях. Требования, которые могут предъявляться к этим устройствам, тоже различаются довольно значительно. При выборе конкретного типа аккумулятора с потребительской точки зрения во внимание принимаются следующие характеристики: рабочее напряжение; планируемый режим разряда (постоянный или импульсный разряд); максимальный ток разряда; температурный режим при разряде; допустимый режим заряда (стандартный, ускоренный, быстрый или режим постоянного подзаряда. называемый также буферным); масса и габаритные характеристики; срок службы. К тому же в тех случаях, когда заряженные батареи могут некоторое время храниться без использования, необходимо обращать внимание также на скорость саморазряда аккумуляторов. В зависимости от электрохимической технологии можно выделить следующие основные типы современных источников тока для мобильных устройств: герметизированные свинцово-кислотные аккумуляторы (SLA); никель-кадмиевые аккумуляторы (NiCd); никель-металлгидридные аккумуляторы (NiMH); литий-ионные аккумуляторы (Li-Ion); литий-полимерные аккумуляторы (Li-Ро1). никель-цинковые аккумуляторы; серебряно-цинковые аккумуляторы; серебряно-кадмиевые аккумуляторы; топливные элементы питания.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |