Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 3

По учебной дисциплине

Лекционного занятия

ПЛАН-СЦЕНАРИЙ

«СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА И СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ»

«Механическая асфиксия»

по специальности 030505.65 Правоохранительная деятельность

 

План-сценарий подготовлен доцентом кафедры криминалистики, подполковником полиции, кандидатом медицинских наук А.В. Васильченко

 

Обсужден и одобрен на заседании кафедры «28» января 2012 г., протокол № 10

 

УФА 2012


 

Цель лекции: изложить курсантам общее понятие о механической асфиксии, раскрыть механизм развития асфиксического процесса при различных ситуациях.

Учебные вопросы и примерный расчет времени:

Введение – до 5 мин.

1. Механическая асфиксия – до 20 мин.

2. Асфиксия от сдавления – до 25 мин.

3. Обтурационная асфиксия – до 25 мин.

4. Асфиксия в замкнутом пространстве – до 10 мин.

Заключение – до 5 мин.

СТРУКТУРА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ:

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ХОД ЗАНЯТИЯ:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (до 5 мин.):

 

Объявить:

- тему лекции (см. СЛАЙД);

- количество часов отводимых на изучение темы;

- цель лекции, актуальность;

- план лекции (см.СЛАЙД);

- литература (см. СЛАЙД);

- взаимосвязи с другими темами дисциплины;

- основную литературу по теме.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (до 80 мин.): учебные вопросы, подлежащие рассмотрению:

 

1-й вопрос — Механическая асфиксия, ее виды (до 20 мин.). Объяснить понятие «асфиксия». Перечислить разновидности асфиксий, стадии асфиксического процесса, привести общие наружные и внутренние признаки смерти от асфиксии при различных видах асфиксической смерти. Механизм сдавления органов шеи при повешении и при удавлении петлей. Привести примеры из судебно-медицинской практики.

Под асфиксией понимают нарушение процессов газообмена в организме вследствие прекращения или замедления доступа кислоро­да и задержки выделения углекислого газа.

Причинами ее могут быть заболевания, отравления (токсическая) и механические препятствия для поступления воздуха в организм (механическая). В данной лекции мы рассмотрим механическую асфиксию.

КЛАССИФИКАЦИЯ АСФИКСИЙ

1. Асфиксия от сдавления

а) странгуляционное (повешение, удавление петлей, удавление руками)

б) компрессионное (сдавление груди и живота)

2. Асфиксия от закрытия

а) обтурационная (закрытие рта и носа, закрытие дыхательных тупей

крупными инородными телами)

б) аспирационная (аспирация сыпучих веществ, жидкостей)

в) утопление

3. Асфиксия в ограниченном замкнутом пространстве

Вывод по первому вопросу. Под асфиксией понимают нарушение процессов газообмена в организме вследствие прекращения или замедления доступа кислоро­да и задержки выделения углекислого газа.

Причинами ее могут быть заболевания, отравления (токсическая) и механические препятствия. Различают ряд последовательных периодов в развитии асфиксии, каждый из которых имеет свое судебно-медицинское значение.

Диагноз насильственной асфиксии основан главным образом на обнаружении видимых следов того предмета, который служил орудием для задушения. Бывают случаи, когда следы отсутствуют. Тогда определенную диагностическую ценность приобретают общие признаки асфиксии.

2-й вопрос — Асфиксия от сдавления (до 25 мин.).

Странгуляционная асфиксия. К данному виду асфиксии относятся: повешение, удавление петлей, руками и другими предметами. Объяснить механизм странгуляции, причину смерти; алгоритм описания странгуляционной борозды при повешении; различия странгуляционных борозд при повешении и при удавлении петлей. Проба Бокариуса. Экхимозы. Привести примеры – частота самоубийств через повешение в полнолуние: мужчина в ванной;

Компрессионная асфиксия от сдавления груди и живота. Различают три типа дыхания: ключичное, реберное и диафрагмальное. При сдавлении груди и живота прекращается дыхание и наступает смерть от компрессионной асфиксии. Привести примеры – массовое скопление людей: хадж, футбольный матч, похороны Сталина, коронация царей, фотовыставка США в Уфе в 1973 г. в ВДНХ. Объяснить термин «экхимотическая маска», «карминовый отек легких».

Вывод по второму вопросу. Асфиксия от сдавления (странгуляционная и компрессионная) является самым распространенным видом механической асфиксии, что имеет существенное значение для судебно-медицинской практики. Для правильной диагностики и оценки смерти важно тщательно изучить обстоятельства происшествия, осмотреть место происшествия, вещественные доказательства и исследовать труп человека.

 

3-й вопрос - Обтурационная асфиксия (до 25 мин.). К этому виду асфиксий относятся: закрытие отверстий рта и носа, закрытие дыхательных путей инородными телами, утопление. Привести признаки при смерти от закрытия рта и носа – уплощение черт лица, бледность носогубного треугольника, отпечатки зубов на внутренней поверхности губ. Привести пример с новорожденным ребенком в портфеле. Задушение рвотными массами – в трех случаях: тяжелая степень алкогольного опьянения, неправильная реанимация утопающего, смерть детей грудного возраста. Утопление – истинное, спастическое, рефлекторное. Пример – утопление в общественной уборной; в жаркий день в прохладной реке. Раскрыть признаки смерти от утопления, признаки пребывания трупа в воде. Привести примеры – «рука прачки», «перчатка смерти», причина всплытия трупа, пребывание трупа в пресной и морской воде.

Вывод по третьему вопросу. Основной вопрос при судебно-медицинской экспертизе трупа при - определение причины смерти. Если смерть наступила от обтурации твердыми инородными телами, аспирации жидкостей и сыпучих тел или утопления, то при наружном и внутреннем исследованиях трупа выявляется комплекс различных признаков, которые наблюдаются не во всех случаях и диагностическая ценность которых неодинакова.

 

4-й вопрос - Асфиксия в замкнутом пространстве (до 10 мин.). К группе механической асфиксии относят смерть в ограниченном объеме замкнутого пространства.

Для диагностики этого вида асфиксии большое значение имеют обстоятельства дела. Нередко в таких случаях эксперту приходится дифференцировать смерть от асфиксии вследствие недостатка кисло­рода во вдыхаемом воздухе от отравления угарным газом, сероводо­родом и другими ядовитыми газами, которые могут находиться в ем­костях для алкогольных напитков, выгребных ямах и колодцах и в других полностью или неполностью замкнутых пространствах.

В связи с этим следует прежде всего проанализировать имею­щиеся материалы дела для того, чтобы выяснить, что представляло собой замкнутое пространство, в котором наступила смерть потер­певшего (холодильник, сундук, пластмассовый мешок, надетый на голову потерпевшего, цистерна для вина или пива, колодец, погреб и т.д.).

Важны сведения о газовом составе пространства, в котором произошла смерть и в котором могли со­держаться некоторые ядовитые газы. В связи с этим эксперт должен проанализировать газовый сос­тав воздуха этого пространства. Такие анализы должны производиться во всех случаях смерти в замкнутых прост­ранствах, в которых возможно скопление ядовитых газов.

Следует обратить внимание на сведения о длительности пребывания потер­певшего в замкнутом пространстве, а также на обстоятельства, при которых потерпевший в них оказался. Следует выявить и описать приз­наки заболеваний, повреждения, выявляемые как при наружном, так и при внутреннем исследованиях.

При исследовании трупа выявляются приз­наки быстро наступившей смерти.

Необходимо решить следующие вопросы:

1. Доказательство факта гибели в замкнутом пространстве.

2. Возможность гибели в условиях конкретного замкнутого пространства.

Вывод по четвертому вопросу. Для диагностики асфиксии в замкнутом пространстве большое значение имеют обстоятельства дела. Нередко в таких случаях эксперту приходится дифференцировать смерть от асфиксии вследствие недостатка кислорода во вдыхаемом воздухе от отравления угарным газом, сероводородом и другими ядовитыми газами, которые могут находиться в емкостях для алкогольных напитков, выгребных ямах и колодцах и в других полностью или не полностью замкнутых пространствах.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (до 5 мин.):

В ходе лекции мы с Вами рассмотрели общие понятия о механической травме, изучили признаки смерти при различных видах механической асфиксии, вопросы установления причин смерти, формировки вопросы для судебно-медицинской экспертизы.

Сотрудники ОВД должны быть хорошо ориентированы в судебно-медицинской значении механической асфиксии, так как они позволяют разрешить ряд важных для следствия вопросов – происхождение, механизм возникновения механи­ческой асфиксии, к какому роду смерти относится механическая асфиксия (убийство, самоубийство, несчастный случай), какие факторы способствовали смерти, какие особенности и признаки, указывают на прижизненность и давность повреждений.

- Ответы на вопросы аудитории.;

- Постановка задачи на самостоятельную работу

Литература

Основная:

1. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ (ред. от 28.06.2009) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 23. – Ст. 2291. – 2009. – № 26. – Ст. 3122.

2. Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации [Текст]: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 мая 2010 г. № 346н // Российская газета. – 2010. – 20 августа. – № 5265.

3.Об утверждении инструкции по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий [Текст]: приказ Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 г. № 73 // Российская газета. – 2003. – 15 апреля. – № 3186.

4. Датий А. В. Судебная медицина и психиатрия [Текст]: учебник / А. В. Датий. – М.: РИОР, 2009. – 309 с.

5. Самищенко С. С. Судебная медицина [Текст]: учебник / С. С. Самищенко. – М.: Юрайт, 2011. – 465 с.

 

Дополнительная:

1. Бойко Ю. Л. Назначение и производство медико-криминалистических экспертиз [Текст]: учеб.-практ. пособие / Ю. Л. Бойко; Департамент кадрового обеспечения МВД РФ. – М.: ЦОКР МВД России, 2010. – 320 с.

2. Буромский И. В. Судебно-медицинская экспертиза. Термины и понятия: словарь для юристов и судебно-медицинских экспертов [Текст] / И. В. Буромский. М.: Норма, 2006.-256 с.

3. Витер В. И. Судебно-медицинская экспертиза механической асфиксии [Текст]: учебно-методическое пособие / В. И. Витер, А. Ю. Вавилов, В. В. Кунгурова. – Ижевск: ИжМА, 2008. – 48 с.

3. Гриненко А. В. Использование судебно-медицинских знаний при расследовании преступлений против жизни и здоровья [Текст]: науч.-практ. пособие / А. В. Гриненко, Н. П. Кондрашова. – М.: Юрлитинформ, 2011. – 192 с.

4. Козлов В. А. Судебная медицина: учебно-методический комплекс/ В. А. Козлов. – М.: ЦОКР МВД России, 2009. – 176 с.

5 Колоколов Г. Р. Судебная медицина [Текст]: курс лекций / Г. Р. Колоколов. – М.: Экзамен, 2006. – 256 с.

6. Алимурадов Г. Б. Особенности осмотра места происшествия при расследовании убийств [Текст] / Г. Б. Алимурадов // Эксперт-криминалист. –2010. – № 3.

7. Грицаенко П. П. О причинной связи между повреждением и смертью [Текст] / П. П. Грицаенко // Российский юридический журнал. – 2010. – № 1.

8. Путинцев В.А. Обтурация, аспирация и ингаляция при механической асфиксии [Текст] / В. А. Путинцев [и др.] // Судебно-медицинская экспертиза. — 2011.— № 1.— С. 23-24.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ш. Методические рекомендации по чтению лекции | Сергей Федорович Платонов. Полный курс лекций по русской истории. Часть 3
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.