Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сергей Федорович Платонов. Полный курс лекций по русской истории. Часть 3

--------------------------------------------------------------- Петроград. 5 Августа 1917 г. Печатный источник: С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории. Издание 10-е OCR, Spellcheck: Максим Пономарёв--------------------------------------------------------------- Краткий обзор времени императора Александра II и великих реформ Личность императора Александра Николаевича. Родившийся в 1818 г. сынвеликого князя Николая Павловича Александр с самых первых дней своей жизнивсеми почитался как будущий монарх, ибо он был старшим в своем поколениивеликим князем. "Это маленькое существо призвано стать императором" -- таквыразилась о нем его мать, соображая, что ни у императора Александра I, ни уцесаревича Константина нет сыновей. Поэтому и поэт В. А. Жуковскийприветствовал "милого пришельца в Божий свет" как "прекрасное Россииупование" и на "высокой чреде" царства желал ему внутренних добродетелей ивнешней славы. Будущего монарха, естественно, старались приготовитьнаилучшим образом к высокому жребию, его ожидавшему. Воспитание императораАлександра II было поставлено прекрасно. С малых лет воспитателем его былгуманный и умный человек капитан Мердер. Лет девяти Александр начал учитьсяпод главным руководством своего "наставника" В. А. Жуковского. Жуковскийпредварительно составил глубоко обдуманный план учения цесаревича,утвержденный Николаем. По этому плану целью всего учения было -- сделатьбудущего государя человеком просвещенным и всесторонне образованным,сохранив его от преждевременных увлечений мелочами военного дела. Жуковскомуудалось осуществить свою программу учения; но уберечь цесаревича от влияния тогдашней военной "муштры" он не мог.Верный традициям своего отца и старших братьев, император Николай внушалМердеру, что Александр "должен быть военный в душе, без чего он будетпотерян в нашем веке". На Александра поэтому легла печать того века с егонаклонностью к плац-параду, дисциплине и военной торжественности. Но вместес тем цесаревич много учился и имел хороших учителей. Между прочим, самзнаменитый М. М. Сперанский вел с ним "беседы о законах", послужившие,по-видимому, поводом к составлению его "Руководства к познанию законов".Домашние кабинетные занятия Александра Николаевича дополнялисьобразовательными поездками. Из них особенно памятно большое путешествие поРоссии и Западной Сибири в 1 837 г. Двадцати трех лет цесаревич вступил вбрак с Марией Александровной, принцессой Гессен-Дармштадтской, с которой онпознакомился во время большого заграничного путешествия. С этого времениначалась служебная деятельность Александра Николаевича. Император Николайсистематически знакомил сына с разными отраслями государственного управленияи даже поручал ему общее руководство делами на время своих отъездов изстолицы. В течение десяти лет наследник престола был ближайшим помощникомсвоего отца и свидетелем всей его правительственной работы. По всей видимости, Александр Николаевич находился под сильнейшимвлиянием отца. Отличаясь от отца характером, он уступал ему волей. Суровый инепреклонный ум Николая порабощал мягкую и доступную влияниям натуру егосына, и Александр, любя отца и восторгаясь им, усвоил его взгляды и готовбыл идти ему вослед. Со всей стороны, Николай очень любил Александра, верилему и поручал ему серьезные дела. В практической школе отца блекли ивыцветали те заветы романтической гуманности, которые вкладывал в душусвоего воспитанника кроткий Жуковский. Но врожденное добродушие и мягкостьнатуры, в свою очередь, не допустили Александра воспитать в себе ту каменнуюкрепость духа, какой обладал его отец. Вот почему личность Александра II неотличается определенностью черт и в разные моменты его жизни и деятельностипроизводит неодинаковое впечатление. Первые годы царствования императора Александра II были посвященыликвидации Восточной войны и тяжелых порядков николаевского времени. Вотношении внешней политики новый государь явил себя последователем "началСвященного Союза", руководивших политикой императоров Александра I и НиколаяI. В этом смысле он высказался на первом приеме дипломатического корпуса ипоказал дипломатам, что готов продолжать войну, если не достигнет почетногомира. Таким образом, Европа была вправе считать Александра прямымпродолжателем политики его отца и поборником отживших свое время принциповВенского конгресса. В такой же мере, по первым речам Александра, и русскиелюди могли судить о желании молодого государя следовать отцу в делахвнутреннего управления. Однако же практика нового правительства показаласущественные отличия его приемов от предшествующего режима. Повеяломягкостью и терпимостью, характеристичными для темперамента нового монарха.Сняты были мелочные стеснения с печати; университеты вздохнули свободнее;общество стало "бодрее духом"; говорили, что "государь хочет правды,просвещения, честности и свободного голоса". Это было справедливо, потомучто Александр, наученный горьким опытом правительственного неустройства ибессилия в тяжелое время Крымской войны, деятельно требовал правды и"откровенного изложения всех недостатков". Но от него не исходило поканикаких определенных правительственных программ или обещания реформ. Можнодумать, что на первых порах программы и не было, ибо трудности военноговремени не давали Александру возможности оглядеться и сосредоточиться навнутренних делах. Только по окончании войны нашел Александр уместнымпоместить в манифесте 19 марта 1856 г. о заключении мира знаменательнуюфразу касательно России: "Да утверждается и совершенствуется ея внутреннееблагоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развиваетсяповсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезнойдеятельности..." В этих словах заключалось как бы обещание внутреннегообновления, необходимость которого чувствовалась одинаково какправительством, так и обществом. Одновременно с этим манифестом, в том жемарте 1856 г., государь, принимая представителей московского дворянства вМоскве, сказал им краткую, но очень важную речь о крепостном праве. Онобъяснил, что не имеет намерения "сейчас" уничтожить крепостное право, нопризнал, что "существующий порядок владения душами не может оставатьсянеизменным". По выражению государя, "лучше начать уничтожать крепостноеправо сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет само собойуничтожаться снизу". Посему Александр и приглашал дворян "обдумать, как быпривести все это в исполнение". После мартовских заявлений уже не могло быть сомнения, что императорготов вступить на путь преобразований. Неясна была только их программа;неизвестны оставались те начала, на которых предполагалось упразднениекрепостного порядка. Несмотря на такую неопределенность, подъемобщественного настроения был необычен, и коронация государя (август 1856 г.)обратилась в светлый праздник нашей общественности. "Просвещенная благость"государя, сменившего недавнюю суровость власти "незабвенными словами:отменить, простить, возвратить", вызывала восторги. Решимость государя нареформы -- на "подвиги, более согласные с требованиями века", чем "громоружия", -- возбуждала самые светлые надежды. В русском обществе началасьнеудержимая работа мысли, направленная на такое или иное разрешениекоренного вопроса того времени -- об отмене крепостного права. Теперь уже нельзя сомневаться в том, что данный вопрос об отменекрепостного права к середине XIX в. достаточно назрел в общественномсознании и владение душами было осуждено как в силу отвлеченно-моральныхмотивов, так и по соображениям практического порядка. Не раз говорилосьвыше, что еще со времен императрицы Екатерины II владение душами составлялотяжелую моральную проблему для чутких людей из русской интеллигенции, икрестьянское освобождение обратилось для них в нравственный постулат. Отцарского дворца, где Екатерина II, Александр I и Николай I не забывалитрудной задачи улучшения участи крестьян, до подцензурной публицистики, гдеот Радищева и до Белинского господствовало отрицание крепостного права, --вся Россия, можно сказать, уразумела нравственную и политическуюнеобходимость выйти из условий крепостного порядка и уничтожитьзлоупотребления крепостным правом, обращавшие это право в открытое рабство.Самые разномыслящие круги интеллигенции сходились в своем отношении ккрепостному порядку, и Чернышевский с большой выразительностью указывал наэто в печати, говоря, что между самыми различными направлениями русскойобщественной мысли "согласие в сущности стремлений так сильно, что спорвозможен только об отвлеченных и потому только туманных вопросах; как толькоречь переносится на твердую почву действительности... тут нет разъединениямежду образованными русскими людьми: все хотят одного и того же". "Можно идолжно у нас, -- заключал он, -- не разрывать рук, соединенных в дружескоепожатие согласием относительно вопросов, существенно важных в настоящеевремя для нашей родины". Если теоретическая мысль и моральное чувство объединяли русских людей водинаковом положении крестьянской реформы и отмены крепостного строя, то, сдругой стороны, практические, житейские условия указывали на естественноевырождение старого крепостного порядка. Под влиянием государственного роста,завоеваний XVIII в. и успехов внешней торговли Россия первой половины XIX в."разрывала с натуральным строем прежнего времени, в котором обмен иобрабатывающая промышленность играли незначительную роль, и быстропереходила к расширению обмена и к увеличению фабрично-заводскогопроизводства" (слова проф. Довнар-Запольского). В этой экономическойэволюции землевладельческое дворянство приняло свое участие. Оно увеличилозапашки в целях хлебного экспорта и испытывало разные виды фабричногопроизводства. Вся тяжесть усиленного землепашества и новых форм труда палана крепостное крестьянство и истощала его физические силы. Приросткрепостного населения в северной половине государства стал падать, а с 1835г. вместо прироста уже наблюдалась убыль, объясняемая не только перемещениемнаселения на юг, но также и истощением его на непосильной работе. Вместе стем становилось явным обеднение и оскудение крепостного крестьянства, иросло в его среде острое недовольство своим положением. Таким образом, ростторгово-промышленного оборота в стране ухудшил и обострил крепостныеотношения и возбуждал в помещиках опасения за будущее. В то же время попыткиусовершенствования и усложнения помещичьего хозяйства не содействовалиувеличению материального благополучия самих помещиков. Водворение новых формхозяйства далеко не всегда удавалось; помещичьи фабрики обычно невыдерживали конкуренции с купеческими, более богатыми и техническисовершенными. Подневольный барщинный труд оказывался непригодным дляулучшенных способов производства: один из ученых хозяев того времени(Вилькинс) справедливо заметил, что барщиной обычно называлось "то, чтомедленно, нерадиво, без всякой охоты делается". Поэтому среди крепостныхвладельцев к середине XIX в. выросло разочарование в успехе их земельного ифабричного хозяйства и сознание того, что они попали в кризис. Недовольныположением дел были даже те помещики, которые в черноземной полосе велибарщинным трудом примитивное полевое хозяйство. Плотное крепостное населениечерноземного района, не уходившее в отхожие промыслы и не имевшее кустарных,умножилось настолько, что не все могло быть использовано на пашне; некудабыло девать рабочие руки и надо было даром кормить лишние рты. Этоестественно порождало мысль о необходимости коренных хозяйственных перемен идаже о преимуществах наемного труда. Затрудненность хозяйственной обстановкипомещиков усложнялась их долгами. По разным причинам к середине XIX столетияболее половины помещичьих имений оказались заложенными в правительственной"сохранной казне"; по некоторым подсчетам, "в среднем, задолженностьпомещиков составляла более 69 рублей с души крепостных", что составлялоболее 2/3 их средней стоимости. Столь огромная задолженность была вызванакак тяжестями военного времени начала XIX в., так и хозяйственными неудачамии неумением жить сообразно со своими доходами. Сознание хозяйственногокризиса угнетало помещиков; настроение недовольной крепостной массы ихпугало; недостаток денежных средств приводил к мысли о несовершенствах иустарелости крепостного порядка. Даже и те помещики, которые не былизахвачены высокой освободительной идеей, думали, что близок конец старогопорядка, и не сомневались в том, что нужна его реформа; они только боялись,что реформа окончательно их разорит. Ход крестьянской реформы. Так сложилась реальная обстановка в туминуту, когда в 1856 г. необходимость реформы была провозглашена с высотыпрестола и Александр пригласил дворян "обдумать", как бы привести висполнение его намерение покончить с крепостным правом. После слов егомосковскому дворянству начались работы по крестьянскому делу в Министерствевнутренних дел и обращение в обществе и в правящих сферах различных частныхзаписок о способах ликвидации крепостного строя. В этих записках хорошоотразилось настроение (в пользу освобождения крестьян с земельными наделами)передовой части дворянства. И так как со стороны губернских дворянскихобществ формальных заявлений не поступало и дворянство до поры до времени нерисковало выступать с сословным почином в крестьянском деле, то частнымзапискам и личным влияниям суждено было сыграть большую роль в великойреформе. Из многих записок особое значение имели записки К. Д. Кавелина, Ю.Ф. Самарина, кн. В. А. Черкасского, а также записка великой княгини ЕленыПавловны (вдовы великого князя Михаила Павловича) "Предварительные мысли обустройстве отношений между помещиками и их крестьянами", составленная спомощью Н. А. Милютина и К. Д. Кавелина для устройства свободного бытакрестьян в имениях великой княгини. Обладавшая большим умом, благородная ипросвещенная великая княгиня была горячей и сознательной сторонницейосвобождения крестьян с землей. Она поддерживала эту идею, как могла и гдемогла, собирала вокруг себя ее сторонников и сумела повлиять на самогогосударя в этом именно смысле. С другой стороны, в том же направлениидействовал брат императора, великий князь Константин Николаевич, горячожелавший реформы и всячески ей содействовавший. Личное влияние на государяэтих близких к нему людей было, конечно, существенно важно [* См. об этихлицах прекрасные статьи гг. Бахрушина и Любавского в сборнике "Освобождениекрестьян. Деятели реформы" (М., 1911) А. Ф. Кони в 5-м томе издания "Великаяреформа" (М., 1911).]. Оно поддерживало в нем неслабеющий интерес ккрестьянскому делу и внимание к частным проектам, к которым государь вначалеотносился с некоторой осторожной сдержанностью и даже с подозрением. Но ещебольшее воздействие на настроение государя в пользу освобождения крестьян сземлей оказал близкий к Александру начальник военно-учебных заведений Я. И.Ростовцев. По официальному поручению Александра приняв участие в работах покрестьянскому делу, Ростовцев понемногу входил в разумение всехобстоятельств дела, сделался сторонником крестьянских интересов, уверился внеобходимости освобождения с землей -- ив ряде интимных писем к государюразвил свои взгляды и желания. Письма Ростовцева, встреченные Александромвполне доверчиво, окончательно укрепили его взгляды на дело и поддержалирешимость довести реформу до определенного результата. Так, ранее, чем началась официальная работа над крестьянским делом, этодело стало предметом частных проектов и негласных влияний. Под такимивоздействиями со стороны наладилась, наконец, и официальная работа, сказалсяпочин и со стороны дворянских обществ. В начале 1857 г. стал действовать"секретный" комитет, учрежденный для обсуждения мер по устройству бытакрестьян. Комитет предположил совершить освобождение крестьян постепенно,без крутых и резких переворотов. Но это не соответствовало намерениямАлександра Николаевича, который желал скорого и определенного решениякрестьянского вопроса. Поэтому, когда в комитет поступило заявление дворянлитовских губерний (Виленской, Ковенской и Гродненской) о желании ихосвободить своих крестьян без земли, то государь приказал ускоритьобсуждение этого дела. Мнения по данному делу в комитете разделились: частьчленов комитета (во главе с великим князем Константином Николаевичем)высказалась за то, чтобы разрешить освобождение с землей, а не без земли, ипритом сделать это гласно -- так, чтобы все узнали о намерении правительстванемедля приступить к преобразованию крестьянского быта. Александр одобрилэто мнение, и рескрипт его, данный (в ноябре 1857) виленскомугенерал-губернатору Назимову, возвестил всему государству о том, что реформаначалась. Литовским дворянам было указано образовать по губерниям дворянские губернские комитеты для обсуждения условий освобождения крестьян исоставления проекта "положений" об устройстве крестьянского быта.Правительство ожидало, что, узнав об учреждении губернских комитетов влитовских губерниях, дворянские общества прочих губерний сами поймутнеобходимость приступить к обсуждению условий крестьянской реформы и станутходатайствовать об устройстве у себя таких же губернских комитетов покрестьянскому делу. Действительно, из разных губерний стали поступать адресыдворянства с выражением готовности приняться за улучшение быта крестьян, игосударь разрешил открытие в губерниях губернских комитетов, составленных изместных дворян. Для руководства занятиями этих комитетов была дана общая длявсех их программа. Для объединения же всех мер по крестьянскому делу"секретный" комитет был преобразован в главный комитет под председательствомсамого Александра (1858). Так началось официальное обсуждение крестьянской реформы. Когдагубернские комитеты изготовили свои проекты положений об улучшении бытакрестьян, они должны были представить их на рассмотрение главного комитета иприслать в Петербург своих депутатов для совместного обсуждения дела вглавном комитете. Так как проекты губернских комитетов во многом различалисьмежду собой, то для их рассмотрения и согласования была образована приглавном комитете особая редакционная комиссия под председательством Я. И.Ростовцева (1859). Комиссия эта по ходу дела была разделена на четыреотделения или четыре редакционные комиссии. В состав их вошли как чиновникиразных министерств, так и дворяне по приглашению Ростовцева. Кроме того,дворянские депутаты из губернии дважды вызывались в Петербург для занятий вредакционных комиссиях. С их участием комиссии обсудили все основаниякрестьянской реформы и составили проект положения об освобождении крестьян.Проект этот был очень благожелателен для крестьян благодаря стараниямпрогрессивных членов комиссий, Н. А. Милютина, князя Черкасского, Ю. Ф.Самарина и других. В самый разгар работ комиссий их председатель Я. И.Ростовцев скончался и на его место был назначен граф Панин. Ростовцев былгорячим сторонником освобождения крестьян; Панина же считали "крепостником". Тем не менее работы редакционныхкомиссий продолжались и при Панине в том же духе, как при Ростовцеве. Вконце 1860 г. комиссии окончили свое дело и были закрыты. Составленные имизаконопроекты были переданы в главный комитет. Главный комитет под председательством великого князя КонстантинаНиколаевича рассмотрел выработанный комиссиями проект положения обосвобождении крестьян и придал ему окончательную форму. После этого в начале1861 г. проект был внесен в Государственный совет и по желанию государянемедленно рассмотрен. Александр лично открыл занятия Государственногосовета по крестьянскому делу и в замечательной по твердости и силе речиуказал Совету, что уничтожение крепостного права "есть его прямая воля". Висполнение этой воли Совет рассмотрел и одобрил проект закона обосвобождении крестьян. В годовщину своего вступления на престол, 19 февраля1861 г., император Александр подписал знаменитый манифест об отменекрепостного права и утвердил "Положения о крестьянах, вышедших из крепостнойзависимости". Великое дело было совершено: 5 марта "воля" была обнародованаи принята народом спокойно, без всяких общественных потрясений. По новому закону, крепостное право помещиков на крестьян было отмененонавсегда, и крестьяне признаны свободными безо всякого выкупа в пользупомещиков. Государственная власть не видела в этом никакого нарушения правпомещиков. В своей речи Государственному совету император Александр указывална то, что крепостное право в России имело государственный характер: "Правоэто установлено самодержавною властью, и только самодержавная власть можетуничтожить его". В то же время земля, на которой жили и работали крестьяне,была признана собственностью помещиков. Крестьяне освобождались с тем, чтопомещики предоставят им в пользование их усадебную оседлость и некотороеколичество полевой земли и других угодий (полевой надел). Но крестьяне заусадьбу и полевые наделы должны были отбывать в пользу помещиков повинностиденьгами или работой. По закону крестьяне получили право выкупить упомещиков свои усадьбы и, сверх того, могли по соглашению со своимипомещиками приобрести у них в собственность полевые наделы. Пока крестьянепользовались наделами, не выкупив их, они находились в зависимости отпомещиков и назывались временнообязанными крестьянами. Когда же выкуп былпроизведен, то крестьяне получали полную самостоятельность и становились крестьянами-собственниками. Вышедшие из крепостной зависимости крестьянесоединялись по месту жительства в "сельские общества", из которых дляближайшего управления и суда составлялись "волости". В селах и волостяхкрестьянам дано было самоуправление по тому образцу, какой был установлендля крестьян государственных при графе Киселеве. В сельских обществах быловведено общинное пользование полевой землей, при котором крестьянский "мир"переделял землю между крестьянами и все повинности с своей земли отбывал закруговой порукой. Один из самых трудных и сложных вопросов в деле крестьянской реформыбыло определение размеров крестьянского полевого надела. Земледелие не вездебыло главным занятием крестьян. Только в южном черноземном районе крестьянеусиленно пахали и на себя, и на помещиков, отбывая на барском поле тяжелую"барщину". В центральных же областях, где земледелие не было прибыльно,крестьяне чаще "ходили на оброке", т.е. занимались промыслами на стороне ивместо барщинного труда платили ежегодно помещикам условленную сумму --оброк. На юге помещику было выгодно отпустить крестьян на волю без земли, аземлю удержать за собой, потому что именно земля там и представляла главнуюценность. На севере же помещикам была невыгодна потеря именно крестьянскогооброка, а не земли. Поэтому одни помещики старались по возможности уменьшитькрестьянские земельные наделы, а другие были к этому равнодушны. С другойстороны, в южных губерниях пахотной земли было много, и потому крестьянепользовались землей без стеснений; в центре же государства при большом ростенаселения сильно чувствовалось малоземелье. Под влиянием столь разнообразныхместных условий и приходилось определять размеры крестьянского полевогонадела особо для каждой "полосы" государства (нечерноземной, черноземной истепной) и для отдельных губерний и даже уездов. Размеры надела определялисьот 1 до 12 десятин на "душу" (т.е. налицо, записанное в крестьянах запомещиком по ревизии). Дворовые же люди, находившиеся в личном услужениипомещикам и не пахавшие земли, освобождались без земельного надела и попрошествии двух лет временнообязанного состояния под властью помещиков моглиприписаться к какому-либо сельскому или городскому обществу. Указанный в законе выкуп усадеб и полевых наделов для крестьян был быневозможен, если бы правительство не пришло на помощь крестьянствуустройством особой "выкупной операции". В "Положениях" 19 февраля былоопределено, что помещики могут получать от правительства немедленно"выкупную ссуду", как только устроены будут их земельные отношения скрестьянами и будет точно установлен крестьянский земельный надел. Ссудавыдавалась помещику доходными процентными бумагами и засчитывалась закрестьянами как казенный долг. Крестьяне должны были погасить этот долг врассрочку, в течение 49 лет, "выкупными платежами". Порядок осуществления крестьянской реформы требовал соглашения междупомещиками и их крестьянами как о размерах надела, так и о всякихобязательных отношениях крестьян к их бывшим господам. Это соглашениенадлежало изложить в "уставной грамоте" в течение одного года со дняосвобождения. Конечно, нельзя было надеяться на то, что помещики и крестьянесами сумеют достигнуть мирного и справедливого конца своих данных отношений,не всегда согласных и гладких. Для разбора могущих возникнуть недоразумений,споров и жалоб была учреждена должность мировых посредников, избираемых изместных дворян. Мировые посредники должны были следить за правильностью исправедливостью сделок помещиков с их крепостными, выходящими на волю. Ониутверждали уставные грамоты. Они наблюдали за ходом крестьянскогосамоуправления в сельских обществах и волостях. Важнейшие и сомнительныедела посредники докладывали уездному мировому съезду, состоявшему из мировыхпосредников всего уезда. Общее же руководство делом крестьянской реформы погуберниям было возложено на губернские по крестьянским делам присутствия. Эти присутствия действовали под председательством губернатора и состояли изважнейших чинов губернии и представителей местного дворянства. Так было совершено великое дело отмены крепостного права. Освобождениекрестьян существенно изменило все основы русского государственного иобщественного быта. Оно создало в центральных и южных областях России новыймноголюдный (21--22 млн.) общественный класс. Прежде для управления имдовольствовались помещичьей вотчинной властью. Теперь же управлять им должнобыло государство. Старые екатерининские учреждения, установившие в уездахдворянское самоуправление, совсем уже не годились для нового разносословногоуездного населения. Надобно было создать заново местную администрацию и суд.Крестьянская реформа, таким образом, неизбежно вела к другимпреобразованиям. Прочие реформы. Уже в 1864 г. дано было новое "Положение о губернских иуездных земских учреждениях". Прежние законы знало только сословноесамоуправление; теперь созданы были учреждения всесословные. К заведованиюхозяйственными делами каждой губернии и каждого уезда привлекались выборныелица от населения. Именно все землевладельцы, торговцы и промышленники,обладающие недвижимыми имуществами определенной ценности, а также сельскиеобщества получили право избирать из своей среды на три года представителей("гласных") в уездные земские собрания. Эти собрания под председательствомуездного предводителя дворянства собираются ежегодно на короткий срок дляруководства хозяйственными делами уезда. Уездное земское собрание избираетиз своей среды уездную земскую управу, состоящую из председателя и двухчленов. Управа есть учреждение постоянное; на основании закона и полномочий земского собрания она ведает всеземские дела своего уезда. Каждый год в губернском городе происходит съезддепутатов от уездных земских собраний всей губернии. Под председательствомгубернского предводителя дворянства эти депутаты составляют губернскоеземское собрание. Оно имеет своим предметом общее руководство хозяйственнымиделами целой губернии. Для постоянного ведения этих дел оно избирает изсвоей среды губернскую земскую управу, состоящую из председателя инескольких членов. Деятельность земских учреждений ("земств") подчиненанадзору губернаторов и Министерства внутренних дел. В случаях недоразуменийземствам предоставлено обращаться с жалобами в Сенат. Ведению земств подлежат дела по народному образованию, попечение онародном здравии, продовольственное дело, дорожное дело, страховое дело,ветеринарное дело. Школы, благотворительность, медицинская помощь,устройство дорог и мостов, взаимное страхование от огня и прочие земскиедела требуют больших средств. Поэтому земствам предоставлено право облагатьнаселение уездов сборами и повинностями на земские нужды, образовыватьземские капиталы, приобретать имущества. При своем полном развитии земскаядеятельность должна была достичь большой сложности и охватить собой всестороны местной жизни. Таким образом, новые формы местного самоуправления нетолько сделали его всесословными, но и расширили круг его полномочий. Ранее,до реформ, всем уездом управляла дворянская корпорация, представлявшая собойвесь состав полноправного уездного населения. Право самоуправления имелотогда в виду односословные, дворянские интересы. В новых земствах задворянами было сохранено преобладание; но к участию в ведении земскогохозяйства были привлечены и все прочие жители уезда, обладающиеимущественным цензом, а также и крестьянские общества. Место сословныхинтересов заступили общеземские нужды и интересы. Самоуправление получилостоль широкий характер, что многими было понято как переход кпредставительному образу правления. Поэтому со стороны правительства, вскореже по введении земских учреждений, стало заметно намерение удерживатьдеятельность земств в круге исключительно местных дел и не дозволять общениямежду собой земских корпораций различных губерний. Немногим позднее земского самоуправления созданы были. новые формыгородского самоуправления. "Городское положение 1870 года" оставило в силестарое разделение горожан на купцов с их гильдиями, ремесленников с ихцехами и т. д. Независимо от этих корпораций по новому закону все горожане,платящие городские повинности с их земли, торга и промысла, получили правосообща избирать гласных в городскую думу, которая должна была ведатьгородское хозяйство так же, как земства ведали земское хозяйство. Гласныеизбирают из своей среды городского голову и членов городской управы. Думасобирается по мере надобности; управа же действует как постоянныйисполнительный орган думы. Срок выборных полномочий в городах --четырехлетний. За деятельностью городских дум и управ наблюдает губернскоепо городским делам присутствие под председательством губернатора. Не только новый порядок управления, но вместе с тем и общая перемена вобщественном строе повлияла благотворно на развитие городской жизни в Россииво второй половине XIX в. До крестьянской реформы в большинстве губернийпродолжалось господство патриархальных форм крепостного помещичьегохозяйства, сохранившего в себе до последнего времени черты хозяйстванатурального. Города имели мало покупателей и потребителей из уездов, былискудны капиталами; население их не отличалось предприимчивостью, было беднои невежественно. С освобождением крестьян оживилась уездная жизнь; возниклоземство с его хозяйственными предприятиями; началась усиленная постройкажелезных дорог; было основано много торгово-промышленных предприятий ибанков. хозяйственной жизни государства отозвался на городах самымрешительным образом; города ожили и, пользуясь новым самоуправлением,приняли совсем иной вид. Из административных центров они стали превращатьсяв центры народнохозяйственной деятельности. Одновременно с земской реформой была подготовлена и судебная. В 1864 г.были изданы новые "Судебные уставы", изменившие старые формы нашегосудоустройства и судопроизводства. Вместо сословных екатерининских судов был учрежден суд бессословный,"равный для всех подданных". Мелкие дела были отнесены к ведомству мировогосуда. Мировые судьи, избираемые уездными земскими собраниями и городскимидумами, должны были судить в уездах и городах мелкие преступления иразбирать тяжбы, склоняя по возможности стороны к примирению и полюбовномурешению дел. Недовольные приговором мирового судьи могли жаловаться на негов местный съезд мировых судей. Мировым судьям было подведомственно всенаселение "мировых участков", кроме крестьян, которым были дарованы особыеволостные суды для решения дел, возникающих в крестьянской среде. Для судапо делам более важным в губернских городах были открыты окружные суды с отделениями уголовными и гражданскими. Дела гражданские разбирались судьями(председателем и членами суда) без присяжных заседателей. По делам жеуголовным (более важным) в состав суда обыкновенно входили присяжныезаседатели, привлекаемые по жребию из местного населения. Присяжныезаседатели решали по совести вопрос о виновности или невиновностиподсудимого; судьи же на основании вердикта присяжных или освобождали его отсуда, или же приговаривали к соответственному наказанию. На приговорыокружных судов можно было приносить жалобы в судебные палаты или же в Сенат. Для окончательного решения дел по жалобам на низшие инстанции были назначеныкассационные департаменты Сената, которому принадлежал общий надзор заотправлением правосудия в государстве. Таким образом, новые суды былиобособлены от администрации. Судьям была дана несменяемость и независимость.В суды был введен общественный элемент в лице присяжных заседателей ивыборных мировых судей. Приняты меры к ускорению делопроизводстваопределением точных сроков для различных судебных действий. ИмператорАлександр с полным основанием мог сказать, что дает своему государству "судскорый, правый, милостивый и равный для всех подданных". В новых судах были изменены все основания судопроизводства.Дореформенный суд заслужил дурную славу тем, что нисколько не обеспечивалправосудия. Старые суды находились под сильным влиянием администрации и былидоступны подкупам. Следствие велось полицией неумело, мешкотно;подозреваемого в преступлении стращали и истязали, чтобы добиться признания.Самый суд происходил в отсутствие обвиняемого, на основании бумажныхсведений о деле. Защиты не существовало. Приговор постановлялся не по живомуубеждению судей, а по формальным соображениям. Жаловаться на приговор былотрудно. Судебные уставы 1864 г. ввели новые порядки. Следствие о всяком делепоручается особому судебному следователю. Добытый им на "предварительномследствии" обвинительный материал поступает в суд. Суд в своем заседании, вприсутствии обвиняемого и присяжных заседателей, производит новое "судебноеследствие" по делу. У обвиняемого при этом должен быть защитник из опытныхадвокатов-юристов. На суде может присутствовать публика. Таким образом, судпроизводится устно и гласно. Обвинитель-прокурор и адвокат-защитникпринимают все меры к выяснению дела. Между ними происходит как бысостязание, высшая цель которого -- обнаружение истины в деле. На основаниисудебного следствия присяжные выносят свой вердикт (после тайногосовещания), а суд постановляет приговор. В гражданских делах тяжущиесястороны (истец и ответчик или же их поверенные -- адвокаты) представляютсуду доказательства своей правоты и основания своих исков. Суд, оценивобъяснения сторон, постановляет свое решение в пользу той, которую признаетправой, таким образом и здесь, как в делах уголовных, судоговорение имеетхарактер состязательный, дающий возможность участникам дела выяснить все егоподробности. Судебные уставы 1864 г. пользуются прекрасной славой как по высокимгуманным началам, положенным в их основу, так и по достоинству своегоисполнения. Они дали государству хорошие суды, заслужившие любовь и довериенаселения, и положили начало воспитанию нашего общества в чувствахзаконности. Одновременно с введением новых судебных установлений былазначительно смягчена и система наказаний, существовавшая в России; именнобыли отменены разные виды телесных наказаний (розги, плети, шпицрутены илипалки, наложение клейм на преступников и т. п.). В связи с общим обновлением русской общественной жизни стояла реформавоинской повинности. В 1874 г. дан был Устав о всеобщей воинской повинности,совершенно изменявший порядок пополнения войск. При Петре Великом всесословия привлекались к военной службе: дворянство поголовно, податныесословия -- поставкой рекрут. Когда законами XVIII в. дворянство постепеннобыло освобождено от обязательной службы, рекрутчина оказалась уделом низшихклассов общества, и притом беднейших, так как богатые могли откупаться отсолдатства, нанимая за себя рекрута. В такой форме рекрутская повинностьстала тяжелым и ненавистным бременем для населения. Она разоряла бедныесемьи, лишая их кормильцев, которые, можно сказать, навсегда уходили отсвоих хозяйств. Срок службы (25 лет) был таков, что человек, попав всолдаты, на всю жизнь отрывался от своей среды. По новому закону к отбываниювоинской повинности призываются ежегодно все молодые люди, достигшие вданном году 21 года. Правительство определяет каждый год потребное для войскобщее число новобранцев и по жребию берет из всех призывных только эточисло; остальные зачисляются в ополчение. Взятые в службу числятся в ней 15лет; 6 лет в строю и 9 в запасе. Новая система комплектования войск, посамой идее своей, должна была привести к глубоким переменам в военныхпорядках. Вместо суровой солдатской муштровки, основанной на взысканиях инаказаниях, вводилось разумное и гуманное воспитание солдата, несущего насебе не простую сословную повинность, как было раньше, а священныйгражданский долг защиты отечества. Кроме военной выучки солдат учили грамотеи старались развить в них сознательное отношение к своему долгу и пониманиесвоего солдатского дела. Долговременное управление военным министерствомграфа Д. А. Милютина было ознаменовано рядом просветительных мероприятий,имевших целью насадить военное образование в России, поднять дух армии,улучшить военное хозяйство. Всеобщая воинская повинность отвечала двум потребностям времени.Во-первых, невозможно было оставить старый порядок пополнения войска при техобщественных реформах, которые вели к уравнению всех классов общества предзаконом и государством; во-вторых, надобно было поставить русское военноеустройство в уровень с западноевропейским. В государствах Запада, по примеруПруссии, действовала всеобщая воинская повинность, превращавшая население в"вооруженный народ" и сообщавшая военному делу значение общенародного. Армиистарого типа не могли равняться с новыми ни по силе национальноговоодушевления, ни по степени умственного развития и технической подготовки.России нельзя было отставать от соседей в этом отношении. Государственное хозяйство. Военные расходы, вызванные Восточной войной,и предпринятая правительством выкупная операция заставляли правительствовыходить из рамок обыкновенного бюджета. Государственных доходов не хваталона покрытие расходов; требовались займы для погашения ежегодных дефицитов.Правительство было вынуждено обращаться к кредиту: оно занимало деньги заграницей, прибегало к внутренним (выигрышным) займам и делало новые выпускикредитных билетов все в большем и большем количестве. Последствия таких мервыражались в том, что платежи процентов по займам очень отягощали бюджет, акредитные билеты стали падать в цене, как в былое время падали ассигнации.Перед правительством становилась задача -- упорядочить государственноехозяйство, чтобы восстановить равновесие в бюджете и поднять курс бумажныхденег. Были предприняты некоторые финансовые реформы (1863). Установленопределенный и точный порядок составления ежегодных смет прихода и расходапо всем ведомствам. Общая государственная роспись доходов и расходовежегодно публиковалась во всеобщее сведение. Введено было "единство кассы",при котором движение всех денежных сумм в казначействах империи подчинялосьобщему распоряжению Министерства финансов, тогда как прежде каждоеминистерство имело свои особые кассы и само собирало свои доходы ипроизводило расходы. За правильностью исполнения смет должен был следитьзаново преобразованный государственный контроль. Таким образом достигнутабыла большая правильность финансового управления и установлен большийпорядок в ведении государственного хозяйства. Но равновесие бюджетадостигнуто не было. Для увеличения государственных доходов был принят ряд мер, из которыхнаиболее замечательна отмена винных откупов, существовавших у нас со времениЕкатерины II. Старый порядок состоял в том, что частные лица покупали управительства ("откупали") право продажи вина в известном округе заопределенную сумму. По новому порядку, установленному при Александре II,вино могло продавать всякое частное лицо, но все вино, поступавшее впродажу, облагалось "акцизом" (особым налогом в. пользу казны). Таким жеакцизом были обложены табак и соль (также сахар). Были увеличены некоторыетаможенные пошлины. Главным же средством поднять экономическую жизнь страныи государственное хозяйство считалась постройка сети железных дорог. Не имеявозможности строить дороги казенными средствами, правительство привлекало кэтому делу на очень льготных условиях частных лиц и иностранные капиталы.Несмотря на то что к железнодорожному строительству устремилось многонедобросовестных дельцов, эксплуатировавших казну и дороги для своей наживы,сеть железных дорог (в 20 тыс. верст) была сооружена в скором времени иоказала громадное влияние на развитие русской промышленности и торговли. Всвязи с постройкой дорог наш иностранный отпуск вырос в десять раз; почтитак же увеличился и ввоз товаров в Россию. Число торговых и промышленныхпредприятий, фабрик и заводов заметно умножилось. Явились кредитныеучреждения -- банки, во главе которых стал Государственный банк (1860).Россия начала терять характер патриархального землевладельческогогосударства. Освобожденный от крепостной зависимости и других стесненийнародный труд находил себе применение в разных отраслях промышленности,созданных новыми условиями общественной жизни. Образование. В начале своего царствования император Александр IIотменил те стеснительные меры, которые были приняты в отношении учебныхзаведений в последние годы императора Николая I. Преподавание вуниверситетах получило больше свободы; комплекты студентов были уничтожены;мало того, был открыт доступ в университеты вольнослушателям. Вуниверситетских аудиториях появилась посторонняя публика, мужская и женская.В университетскую жизнь было внесено такое же оживление, какое царило тогдаво всем обществе. Новизна и сложность возникшего положения скоро привелистуденчество к волнениям и беспорядкам (1861). В связи с ними последовалинекоторые ограничения университетской свободы. В 1863 г. дан был общий уставуниверситетов, по которому профессорская корпорация получила самоуправление.Совет профессоров в каждом университете избирал всех университетскихдолжностных лиц и заведовал хозяйством университета; попечителю учебногоокруга принадлежало только наблюдение за законностью действий совета. Ноучащиеся в университете студенты рассматривались как отдельные посетители,не имеющие права на корпоративное устройство; посторонние же лица и вовсе недопускались к посещению лекций. Такое положение учащихся давало им частыеповоды к неудовольствию и "студенческим беспорядкам", составлявшим одно изчастых и печальных явлений той эпохи. Под влиянием общественного брожения и студенческих беспорядков задуманабыла министром народного просвещения графом Д. А. Толстым реформа среднейшколы. В начале царствования императора Александра II (при министре А. В.Головине) доступ в гимназии был открыт для детей "всех состояний безразличия звания и вероисповедания". Самые гимназии были двоякого типа:классические (с древними языками) и реальные (без древних языков, спреобладанием естествознания). Граф Толстой (поддерживаемый М. Н. Катковым)находил, что реальное образование есть "одна из важных причин так сильноохватившего наше учащееся юношество материализма, нигилизма и самогопагубного самомнения". Единственным средством борьбы с этим злом министрсчитал установление строго классической системы образования в гимназиях. В1871 г. он составил новый устав гимназий, одобренный государем. Классическаягимназия сделана была единственным типом общеобразовательной и всесословнойсредней школы, питомцы которой одни имели право поступления в университеты.Реальные гимназии были заменены "реальными училищами"; цель их была в том,чтобы доставлять учащемуся юношеству всех состояний общее образование,приспособленное к практическим потребностям и к приобретению техническихпознаний. Реформой гр. Толстого было создано полное преобладаниеклассической школы в государстве. К сожалению, школьному классицизму приданбыл внешний формальный характер: дело ограничивалось грамматическимизучением древних языков при очень большом числе учебных часов на этотпредмет. За отсутствием достаточного числа русских преподавателей латыни игреческого языка пришлось выписывать специалистов из-за границы(преимущественно чехов); их преподавание не могло нравиться по незнанию имирусского языка и русской школы. Реформа графа Толстого вообще не вошла внравы нашего общества и возбудила против себя прямую ненависть, хотя воснове своей имела правильную мысль о высоком воспитательном значенииклассицизма. Одновременно с реформой мужской средней школы шли мероприятия в областиженского образования. До времени императора Александра II для девицсуществовали только институты и частные пансионы; в них получали образованиепочти исключительно дворянки. С конца 50-х годов начинают возникать женскиегимназии для приходящих учениц всех сословий. Сначала эти гимназииосновывались в ведомстве учреждений императрицы Марии (по почину Н. А.Вышнеградского), а затем и в ведомстве Министерства народного просвещения.Параллельно с ними в духовном ведомстве, для дочерей лиц духовного звания,стали открываться женские епархиальные училища с соответствующим курсом.Таким образом, в царствование императора Александра дело женскогообразования было поставлено широко. Естественно рождалась мысль овозможности и высшего образования для женщин. Первую попытку в этомнаправлении сделал начальник петербургских женских гимназий Н. А.Вышнеградский; по его мысли, при женских гимназиях были основаны"педагогические женские курсы" для приготовления преподавательниц (1863).Затем кружком передовых женщин, при содействии профессора К. Н.Бестужева-Рюмина (1878), были открыты "Высшие женские курсы"("Бестужевские") в Петербурге. Наконец, в Петербурге же существовалинекоторое время (с 1872 г.) медицинские женские курсы для женщин-врачей. Попримеру Петербурга и в других университетских городах стали возникать почастному почину высшие женские курсы. Таким образом вопрос о высшемобразовании женщин получил успешное разрешение, несмотря на то чтоправительство с большой осторожностью относилось к делу разрешения женскихкурсов. В отношении низшего, начального или народного образования вцарствование императора Александра II достигнуты были большие результаты.Создан был, кроме старого типа начальных народных училищ --церковноприходских школ, новый тип светской начальной школы, перешедшей напопечение земств. К концу царствования Александра II народные школысчитались уже десятками тысяч и составляли одну из самых важных заботземства. Для приготовления учителей в начальные школы как Министерствонародного просвещения, так и земства устраивали "учительские семинарии".Несмотря, однако, на ряд усилий поднять народную грамотность, в эпоху реформона стояла еще на низком уровне. Первые последствия реформ. Таков был круг великих преобразованийимператора Александра II. Основная реформа его царствования -- освобождениекрестьян -- внесла коренную перемену в русский общественный порядок инеобходимо повлекла за собой остальные реформы. С падением крепостного правапали прежние формы преобладания дворянства в русской жизни, созданныезаконами императрицы Екатерины II. В дореформенной России дворянскоесословие было господствующим как в местной жизни, так и в правительственномуправлении. В уездах землевладельческое дворянство правило всеми деламибезраздельно; все правительственные должности замещались в губерниях и в столицечиновниками из дворян; другие классы населения в государственной жизни непользовались никаким значением. С отменой же крепостного права в уездахрядом с дворянскими обществами создались крестьянские сельские общества;появились землевладельцы и из горожан. Оживилась деятельностьторгово-промышленная; города расцвели с освобождением крестьян, потому чтопадение крепостных хозяйств и освобождение крестьянского труда создало длягородских рынков новых потребителей, открыло новые сферы дляпредприимчивости, привлекло рабочие руки. Между городами и уездами создалисьновые связи, уничтожавшие прежнюю сословную разобщенность. Жизнь получалахарактер бессословный и демократический. За таким направлением жизни следовало законодательство, создаваявсесословные суды, всесословное земство, всесословную школу, всеобщуювоинскую повинность. На дворянство, как на образованную среду, правительствовозлагало руководство новым земским самоуправлением; из дворян по-прежнему назначались высшие чиновники. Но это уже не былстарый порядок, при котором дворянству по праву принадлежало исключительноегосподство в государстве. Дворянство было теперь только первым из прочихграждански равноправных общественных классов. Утратив свое исключительнольготное положение вследствие реформы, дворянство пережило вместе с темтяжелый материальный кризис. Оно в большинстве не смогло перейти от старыхформ хозяйства при даровом крепостном труде на новые формы с трудом наемными потому разорилось и потеряло массу своих земель, перешедших в крестьянскиеи купеческие руки. Таким образом, упадок дворянства и демократизация общества были первымпоследствием реформ 60-х годов XIX столетия. Вторым последствием реформ было умственное брожение радикальногополитического характера. Преобразование государственного и общественногостроя, предпринятое императором Александром II, не имело в виду изменить вРоссии образ правления и ввести политическое представительство. Задарованием новых учреждений, судебных и земских, в которых действоваливыборные представители общества, не последовало политической реформы,которая бы привлекла этих представителей общества к высшему управлениюгосударством. Напротив, в конце 60-х годов правительство усвоилоохранительную политику. Между тем, возбужденное рядом глубоких перемен,русское общество не могло быстро успокоиться. Печать отзывалась на каждоеправительственное начинание, обсуждала все реформы, оценивала ихпоследствия, приветствовала созданный реформами новый общественный строй,основанный на демократическом бессословном начале. Общественные мечты шлидальше намерений правительства. Дарование местного земского самоуправлениявозбуждало надежды на то, что земство будет призвано и к участию вуправлении государством; высказывалась мысль о представительном правлении.Падение крепостной зависимости, уравнение всех перед судом, создание новыхлиберальных форм общественной жизни привели к небывалой ранее свободеличности. Чувство этой свободы вело к желанию развить ее до последнихпределов. Создались мечты об установлении новых форм семейной и общественнойжизни -- таких, которые бы обеспечивали полное равенство людей и безусловнуюсвободу каждой отдельной личности. Люди, мечтавшие о такой свободе, отрицаливесь современный им порядок жизни и ни в чем не признавали его для себяобязательным; поэтому они и получили название "нигилистов". Основ будущегоидеального устройства отрицатели искали в социализме, с которым усиленнознакомили русскую публику. Таким образом создались крайние, "радикальные"направления в политических и социальных вопросах и образовалась"отрицательная" литература. Представителями ее были журналы "Современник" и"Русское Слово" в России и "Колокол" за границей ("Современник", во главе спублицистами Чернышевским и Добролюбовым, имел характер политический; "Русское Слово", с Писаревым во главе, занималось проповедью нигилизма.Что же касается до лондонского "Колокола", то его издатель, эмигрант А. И.Герцен, в конце 50-х годов главной целью своей считал добиться освобождениякрестьян и свободы печати в России; влияние "Колокола" в эти годы было оченьвелико). Развитие радикальной журналистики доставляло правительству многонеудовольствий и опасений. Уже в начале 60-х годов было признано необходимымограничить свободу журнальной печати. Когда же 4 апреля 1866 г. революционерКаракозов выстрелил в Александра II у ворот Летнего сада, то власти усилилицензурные строгости и навсегда закрыли "Современник" и "Русское Слово".Однако влияние отрицательной литературы настолько распространилось, что этамера не остановила умственного брожения. В некоторой части общества сталозреть революционное настроение, требовавшее прямого государственного иобщественного переворота. В разных городах стали образовыватьсяреволюционные кружки, поставившие себе целью распространение в народесоциалистических идей и подготовку революции. Деятельность этих кружковвызывала преследование со стороны властей. В течение 70-х годов происходилибольшие политические процессы, показавшие значительные размеры революционнойпропаганды в обществе. Ссылка и другие наказания, постигавшие агитаторов, немогли подавить движения. Оно росло и принимало все более и более крайнийхарактер. Одна из революционных организаций (усвоившая себе название "Землии воли", а позже "Народной воли") желала достигнуть своей цели --революционного переворота -- путем "террора", т.е. ряда насильственных актовпротив правительственных лиц. В конце 70-х годов начались покушения и нажизнь самого Александра. Россия, таким образом, вступила в период тяжелойвнутренней смуты.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема № 3 | Сергей Федорович Платонов. Полный курс лекций по русской истории. Часть 3
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.