КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 8. Метод искусственного базиса решения задач линейной оптимизации
1. Метод искусственного базиса. План 2. Пример решения задачи ЛП методом искусственного базиса.
1. При решении задач ЛП симплекс-методом предполагалось, что среди векто- ров A 1, A 2,..., A j,..., An имеется m единичных векторов. Т.е. в каждом уравне- нии есть базисная переменная, которая входит лишь в одно уравнение с коэф- фициентом 1, а в остальные – с коэффициентом 0. Рассмотрим исходную задачу в каноническом виде: Z = c 1 x 1 + c 2 x 2 + ⋅⋅⋅ + cnxn → min; ⎧ a 11 x 1 + a 12 x 2 + ⋅⋅⋅ + a 1 nxn = b 1,
⎪ a x + a x + ⋅⋅⋅ + a x = b,
(1) x j ≥ 0 (j =1 ,n). Составляем расширенную задачу формальным добавлением новых базис- ных (искусственных) переменных в уравнения, в которых их нет. В целевую функцию дописываем их с большим положительным числом M. Получим расширенную задачу: Z ′ = c 1 x 1 + c 2 x 2 + ⋅⋅⋅ + cnxn + Мxn +1+ Мxn +2+ ⋅⋅⋅ + Мxn + m → min; ⎧ a 11 x 1 + a 12 x 2 + ⋅⋅⋅ + a 1 n xn + xn +1 = b 1,
(2)
+ xn + m = bm, x j ≥ 0 (j =1 ,n + m), bi ≥ 0 (i =1 ,m). Такой подход называют методом искусственного базиса. Ясно, что ис- кусственные переменные должны равняться нулю. Если среди них имеются не равные нулю, то исходная задача (1) несовместная. Или, по-другому, целевая функция расширенной задачи (2) будет неограниченно расти с ростом M и не сможет достичь минимума. Если в оптимальном плане расширенной задачи ис- кусственные переменные равны нулю, то остальные переменные дают решение исходной задачи, если же есть не равные нулю, то исходная задача несовмест- ная. Если же на некотором этапе, после выведения искусственных переменных из базиса, возникнет столбец с неположительными членами и положительной оценкой для данного столбца, то Z → −∞. Если в оптимальном плане есть сво- бодный вектор с нулевой оценкой, то оптимальный план не единственный.
2. Рассмотрим решение конкретной задачи ЛП с помощью метода искусствен- ного базиса.
Пример 2. Решить задачу ЛП: Z = x 1 + 2 x 2 + 2 x 3 → max; ⎧− x 1 + 2 x 2 − x 3 ≤ - 1, ⎪ ⎨ x 1 + 2 x 2 ≤1,
= 3, x j ≥ 0 (j =1, 3). Решение. Переходим к канонической форме. Для этого делаем замену Z′ = −Z. В первое и второе ограничения дописываем балансовые переменные x 4, x 5 и первое ограничение умножаем на (–1): Z ′ = − x 1 − 2 x 2 − 2 x 3 + 0 x 4 + 0 x 5 → min; ⎧ x 1 − 2 x 2 + x 3 ⎪ ⎨ x 1 + 2 x 2 - x 4 + x 5 =1, =1,
+ x 3 = 3, x j ≥ 0 (j =1, 5). В первое и третье уравнение прибавляем, соответственно, искусственные переменные x 6, x 7 с коэффициентом равным единице. В целевую функцию их дописываем с коэффициентом M. Получили расширенную задачу: Z ′′ = − x 1 − 2 x 2 − 2 x 3 + 0 x 4 + 0 x 5 + Мx 6 + Mx 7 → min; ⎧ x 1 − 2 x 2 + x 3 - x 4 + ⎪ [ x 6 ] =1,
⎪ x + 2 x + x + [ x 5] =1, [ x 7 ] = 3, x j ≥ 0 (j =1, 7). Задачу решаем симплекс-методом (табл. 1).
Табл. 1. Первая симплекс-таблица с комментариями
θ ← 1/1 -1 -2 ⎯ 3/1
Имеем начальный опорный план X Б 1 = (0, 0, 0, 0, 1, 1, 3) при Z ′′ (X Б 1 ) = −1⋅0 −2⋅0 −2⋅0 +0⋅0 +0⋅1+ М ⋅1+ М ⋅3 =0 +4 М = 4 М.
⎛ a ⎞ Числа в индексной строке имеют вид a + bM и их записывают в виде
⎝ ⎠ ку вносят a, а в (m + 2) -ю строку записывают b. Знак числа a + bM ⎛ 25 ⎞ совпадает ⎛0 ⎞ со знаком числа b, если b ≠ 0. Например, 25 − 6 M = ⎜ ⎟ < 0, ⎝ −6 ⎠ ⎜ ⎟ > 0, ⎝1 ⎠ ⎛ −6 ⎞ ⎛ 0 ⎞ −6 + M = ⎜ ⎟ > 0, ⎜ −1⎟< 0. ⎝ 1 ⎠ ⎝ ⎠ Сначала направляющий столбец выбирают по нижней строке, а после превращения искусственных переменных в свободные оптимизация произво- дится по верхней индексной строке. Покажем, как находится индексная строка: Z ′′ (X) =1⋅ М +1⋅ 0 + 3⋅ М = 0 + 4 М = ⎛0⎞, ⎝ ⎠
z 1 − c 1 = 1 ⋅ M + 1 ⋅ 0 + 1 ⋅ M + 1 = 1 + 2 M = ⎜ ⎟, ⎝ ⎠ z 2 − c 2 = −2 ⋅ M + 2 ⋅ 0 + 2 ⋅ M + 2 = 2 + 0 ⋅ M ⎛ 2 ⎞ ⎝ ⎠ z 3 − c 3 = 1⋅ M + 0 ⋅ 0 + 1⋅ M + 2 = 2 + 2 M = ⎜ ⎟. ⎝ ⎠ Первый план не оптимален. В нижней индексной строке наибольшую оценку имеют À 1 и À 3, Выбираем À 3, т.к. ⎛ 2 ⎞ ⎛ 1 ⎞ ⎜ ⎟ > ⎜ ⎟. ⎝ 2 ⎠ ⎝ 2 ⎠ Этот вектор вводим в базис.
θ03 = min ⎧1, = 3 ⎫ =1. ⎩1 1 ⎭ Выводим из базиса вектор À 6. Составляем табл. 2. Табл. 2 не содержит комментариев, позволяющих перейти к табл. 3. Под- разумевается, что направляющая третья строка умножится на 1
и будет при-
бавлена к первой строке, на ⎛ − = 1 ⎞
и прибавлена ко второй, на ⎛ − = 3 ⎞
и прибав- ⎜ 2 ⎟ ⎜ 2 ⎟ ⎝ ⎠ ⎝ ⎠ лена к четвёртой, на (−1) и прибавлена к пятой. В конце сама направляющая третья строка будет умножена на 1.
Б 2 ⎯ 1/2 ← 1/2
Далее совершаем итерации до тех пор, пока не получим отрицательные оценки в индексной строке. Все вычисления отражены в табл. 3 и табл. 4. Ком- ментарии к вычислениям не записаны (студентам проделать самостоятельно).
Табл. 3. Третья симплекс-таблица с комментариями
θ ⎯ ⎯ ← 2
Табл. 4. Четвёртая симплекс-таблица с комментариями
Делаем вывод о том, что X opt = (0;0;3;2;1;0;0), Z m′in = −6. Все искусствен- ные переменные равны нулю, поэтому начальные переменные определяют оп- тимальный план.
Х = (0;0;3), Z max = 6.
Лекция 9. ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА
План 1. Математическая модель транспортной задачи. 2. Методы построения начального опорного плана транспортной задачи.
1. Рассмотрим следующую задачу ЛП. Пусть в регионе имеется m поставщиков угля (шахт) с запасами
a 1, a 2,…, am. В угле нуждаются n потребителей (тепловых электростанций) с по- требностями b 1, b 2,…, bn. Пусть cij (i =1, m, j =1, n) – цена перевозки единицы товара (например, за 1 т) от i -го поставщика j -му потребителю.
Требуется определить неизвестные величины
xij (i =1, m, j =1, n), обо- значающие объём планируемой перевозки от i -го поставщика j -му потребите- лю. Будем стремиться минимизировать общую стоимость перевозок. Задачи та- кого типа называют транспортными задачами. Описанная задача однотовар- ная.
Если выполняется условие m n ∑ ai = ∑ bj, то совокупные запасы поставщи- i =1 j =1 ков совпадают с совокупными потребностями. Тогда это закрытая транспорт- ная задача. В противном случае – открытая (с нарушенным балансом). Решение открытой задачи сводится к закрытой. Поэтому сформулируем математическую модель закрытой транспортной задачи. Пусть Z – общая стоимость перевозок. Тогда мы ищем минимум целевой функции: m n Z = c 11 x 11 + c 12 x 12 +...+ cmn xmn = ∑∑ cij xij → min. (1)
Запишем ограничения задачи:
⎪ + x +...+ x = a
⎨ + x +...+ x = b ⎪ x 12 + x 22 +...+ xm 2 = b 2 ⎪
⎪ x 1 n + x 2 n +...+ xmn = bn i =1 j =1
(2) Объёмы перевозок должны быть неотрицательными: xij ≥ 0 (i =1, m; j =1, n). (3) Транспортные задачи удобно записывать табл. 1.
Табл. 1. Транспортная таблица
b j ai
a 1 x 11
a 2 x 21 b 1
c 11
c 21
x 12
x 22 b 2
c 12 … c 22 … …
…
x 1 n …
x 2 n bn
c 1 n
c 2 n … … … … … … … … …
am xm 1 cm 1
xm 2 cm 2 … …
xmn cmn
Рассмотрим открытую транспортную задачу, у которой суммарные запа- m n сы поставщиков больше суммарного спроса потребителей: ∑ ai > ∑ bj. Чтобы i =1 j =1 сделать задачу закрытой вводят фиктивного (n +1) -го потребителя с потребно- m n стью bn +1= ∑ ai − ∑ bj и стоимостью перевозок 0. В табл. 1 добавляют столбец i =1 j =1 с этой информацией. m n Если же ∑ ai < ∑ bj, то вводится фиктивный (m +1) -й поставщик с запа-
сом i =1 n m am +1= ∑ bj − ∑ ai j =1 и стоимостью перевозок 0. В табл. 1 добавляется строка. j =1 i =1 Пример 1. Транспортная задача задана табл. 2.
Табл. 2. Данные задачи
b j 15 15 16 18 ai 4 1 2 1 20 4 6 3 2 5 2 1 4
Т.к. 3 4 ∑ ai = 60 < ∑ bj = 64, то это открытая транспортная задача. Введём i =1 j =1 фиктивного 4-го поставщика с запасом a 4 = 64 − 60 = 4 и стоимостью перевозок 0. В табл. 2 добавляем строку и получаем табл. 3.
Табл. 3. Транспортная таблица с фиктивным поставщиком
b j 15 15 16 18 ai 4 1 2 1 4 6 3 2 5 2 1 4 0 0 0 0
2. Закрытая транспортная задача всегда имеет решение. Поэтому важно уметь находить начальный опорный план транспортной задачи, который был бы бли- зок к экстремальному значению целевой функции. Рассмотрим метод северо-западного угла. Его суть заключается в том, что максимально возможная поставка помещается в северо-западную клетку таблицы. Т.е. максимально возможные поставки заполняют клетки слева напра- во и построчно. Пример 2. По данным примера 1 составим начальный опорный план с помощью метода северо-западного угла (табл. 4).
Табл. 4. Метод северо-западного угла
b j 15 15 16 18 ai 4 1 2 1 20 15 5 4 6 3 2 30 10 16 4 5 2 1 4 10 10 0 0 0 0 4 4
Начальный опорный план ⎛15 5 0 0 ⎞ ⎜ ⎟ X (1) = ⎜ 0 10 16 4 ⎟. Значение целевой
функции: (1) 1 ⎜ 0 0 0 10 ⎟
Z (X 1 ) = 4 ⋅15 +1⋅ 5 + 6 ⋅10 + 3⋅16 + 2 ⋅ 4 + 4 ⋅10 = 60 + 5 + 60 + 48 + 8 + 40 = 221. Более удачным и, в тоже время, несложным является метод минималь- ной стоимости. Он состоит в том, что максимально возможные поставки необ- ходимо осуществлять для потребителей с наименьшей ценой перевозок слева направо по строке. Остальных – удовлетворять по остаточному принципу, на- ращивая цену. Пример 3. По данным примера 1 составим начальный опорный план с помощью метода минимальной стоимости (табл. 5).
Табл. 5. Метод минимальной стоимости
b j 15 15 16 18 ai 4 1 2 1 20 15 5 4 6 3 2 30 1 16 13 5 2 1 4 10 10
4 4
0 0 0 0
Начальный опорный план ⎛ 0 15 0 5 ⎞ ⎜ ⎟ X (2) = ⎜ 1 0 16 13 ⎟. Значение целевой
(2) 1 ⎜10 0 0 0 ⎟
Z (X 1 ) =1⋅15 +1⋅ 5 + 4 ⋅1+ 3⋅16 + 2 ⋅13 + 5⋅10 =15 + 5 + 4 + 48 + 26 + 50 =148. Как и ожидалось Z (X (2)) < Z (X (1)), поэтому в дальнейшем будем ис- пользовать только метод минимальной стоимости. Замечание 1. Опорный план транспортной задачи должен содержать m + n −1 базисных неизвестных, т.е. m + n −1 заполненных клеток. Пример 4. Рассмотрим транспортную задачу закрытого типа (табл. 6).
Табл. 6. Транспортная таблица примера 4
b j ai
600
400 600 800 600
4 3 2 1
2 1 7 9
3 6 8 4
Заполним транспортную таблицу методом минимальной стоимости по- строчно (табл. 7).
Табл. 7. Заполненная транспортная таблица
b j 400 600 800 600 ai 4 3 2 1 600 600 2 1 7 9 800 200 600 3 6 8 4 1000 200 800
В табл. 7 заполнено 5 клеток, а должно быть (замечание 1) заполнено m + n −1= 3+ 4 −1= 6. Нужна ещё одна заполненная клетка. Поэтому в одну из пустых клеток следует поставить 0. Клетка с нулём не должна образовывать цикл с заполнен- ными клетками. Нельзя заполнять нулём клетку (2,3), т.к. образуется замкнутый прямо- угольный цикл (2,3); (3,3); (3,1); (2,1); (2,3). Также нельзя заполнять нулём клетку (3,2), т.к. образуется замкнутый прямоугольный цикл (3,2); (3,1); (2,1); (2,2); (3,2). Подробнее о циклах – в следующей лекции. Другие пустые клетки можно заполнять нулём. Среди допустимых пус- тых клеток желательно выбирать клетку с наименьшей ценой перевозки. В дан- ной ситуации – это возки 0 (табл. 8). c 13 = 2. Поэтому занесём в пустую клетку (1,3) объём пере- В этом случае говорят, что получено ацикличное, вырожденное опор- ное решение. Т.к. теперь заполненных клеток 6, то замечание 1 учтено. Табл. 8. Транспортная таблица с учётом замечания 1
b j 400 600 800 600 ai 4 3 2 1 600 0 600 2 1 7 9 800 200 600 3 6 8 4 1000 200 800
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |