КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 10. Нахождение оптимального решения транспортной задачи
План 1. Метод потенциалов и его алгоритм. 2. Практические способы реализации метода потенциалов.
1. Для решения транспортной задачи удобно использовать метод потенциалов. Теорема (оптимальности решения транспортной задачи). Решение
* (j =1, n), называемые соответственно потенциалами поставщи- ков и потребителей, которые будут удовлетворять условиям:
* * = cij для xij
> 0; ui + v j ≤ cij для xij = 0. Потенциалы – это двойственные оценки исходной транспортной задачи (1)-(3) (см. предыдущую лекцию). Здесь ui (i =1, m) – оценка единицы запаса (потенциал поставщика), v j (j =1, n)– оценка единицы спроса (потенциал по- требителя). Потенциалы могут быть числами любого знака. Метод потенциалов является разновидностью симплекс-метода. Он при- меним и для решения задач, не являющихся транспортными. Эти задачи долж- ны записываться таблицами транспортного типа. Например, задача о назначе- нии специалистов или задача о закреплении земельных участков под посев. Приведём алгоритм решения закрытой транспортной задачи методом по- тенциалов. 1) Составляем начальный опорный план методом минимальной стоимо- сти. Рассчитываем значение целевой функции. 2) Проверяем опорный план на оптимальность следующими действиями. 2.1) Используя заполненные клетки транспортной таблицы, рассчитаем потенциалы по формуле ui + v j = cij, полагая u 1 = 0. 2.2) В незаполненные клетки помещаем оценки оптимальности δ ij = ui + v j − cij. Если для всех незаполненных клеток δ ij ≤ 0, то опорный план является оптимальным и алгоритм завершается вычислением минимального значения целевой функции. Если найдётся хотя бы одна незаполненная клетка с δ ij > 0, то алгоритм продолжается. 2.3) Клетку с наибольшей положительной оценкой δ ij считают перспек- тивной. К перспективной клетке строится цикл. Перспективной клетке соот- ветствует величина перераспределения груза +ρ. В остальных вершинах цикла знаки чередуются −ρ, +ρ и т.д. Величину перераспределения вычисля- ем по формуле ρ = min xij, где xij – объёмы перевозки, записанные в вершинах цикла и отмеченные −ρ, т.е. уменьшаемые объёмы перевозок. 2.4) Перераспределяем груз в объёме ρ по циклу. Получаем новый опор- ный план. Проверяем его на оптимальность, т.е. переходим к пункту 2.1) алго- ритма. Замечание. После нахождения оптимального плана рассуждают следую- щим образом. Если все оценки незаполненных клеток план единственный. Если же для некоторых из них δ ij < 0, то оптимальный δ ij = 0, то оптимальный план не единственный. Можно найти другие оптимальные планы, перераспре- деляя груз по циклу в эти клетки. При этом общая стоимость перевозки не из- менится и останется минимальной. Пусть транспортная задача имеет k оптимальных планов X 1, X 2,..., X k. Тогда общее оптимальное решение можно записать в виде выпуклой линейной комбинации этих планов, т.е. * Х = λ1 Х 1 + λ2 Х 2 +... + λ k Хk, где λ1 + λ2 +... + λ k =1, λ1 ≥ 0,λ2 ≥ 0,...,λ k ≥ 0. При наличии двух оптимальных планов пользуются записью: * где 0 ≤ λ ≤1. Х = λ Х 1 + (1− λ) Х 2,
2. Применим описанный алгоритм к решению конкретной транспортной задачи. Пример 1. Табл. 1 (см. предыдущую лекцию) содержит запасы постав- щиков (т), потребности потребителей (т) и тарифы перевозок единицы товара (тыс. грн.). Требуется решить транспортную задачу.
Табл. 1. Условие транспортной задачи
b j 15 15 16 18 ai 4 1 2 1 20 4 6 3 2 5 2 1 4
Решение. Вводим фиктивного поставщика (табл. 2).
Табл. 2. Транспортная таблица с фиктивным поставщиком
b j 15 15 16 18 ai 4 1 2 1 4 6 3 2 5 2 1 4 0 0 0 0
Применим алгоритм метода потенциалов. 1) Составляем начальный опорный план методом минимальной стоимо- сти (табл. 3). Рассчитываем значение целевой функции.
Табл. 3. Начальный опорный план
b j 15 15 16 18 ai 4 1 2 1 20 15 5 4 6 3 2 30 1 16 13 5 2 1 4 10 10
4 4
0 0 0 0
Итак, ⎛ 0 15 0 5 ⎞ ⎜ 1 0 16 13 ⎟ X = ⎜ ⎟ 1 ⎜10 0 0 0 ⎟
и Z (X 1) = 148
(тыс. грн.). 2) Проверяем опорный план X 1 на оптимальность. 2.1) Используя заполненные клетки табл. 3, рассчитываем потенциалы по формуле ui + v j = cij, полагая u 1 = 0:
⎪ u 1 + v 4 =1 ⇒ v 4 =1 ⎪ u 2+ v 4 = 2 ⇒ u 2 =1 ⎪ ⎨ u 2+ v 1 = 4 ⇒ v 1 = 3 ⎪ u + v = 3 ⇒ v = 2 ⎪ 2 3 3
⎪ + v = 0 ⇒ u = −3 Добавляем в табл. 3 строку и столбец, и записываем в них потенциалы (табл. 4). 2.2) В незаполненные клетки табл. 4 помещаем оценки оптимальности δ ij = ui + v j − cij, выделяя их квадратными скобками. Т.к. имеются незаполнен- ные клетки с δ ij > 0, то алгоритм продолжается. Табл. 4. Начальный опорный план с потенциалами
b j 15 15 16 18 ai 4 1 2 1 ui u 1 = 0 20 [–1] 15 [0] 5 4 6 3 2 30 1 [–4] 16 13 5 2 1 4 10 10 [1] [3] [–1] 0 0 0 0 4 4 [–2] [–1] [–2] u 2 =1 u 3 = 2 u 4 = −3 v j v 1 = 3 v 2 =1 v 3 = 2 v 4 =1
2.3) Клетка (3,3) с наибольшей положительной оценкой перспективной. К перспективной клетке строится цикл (рис. 1): [(3,3); (3,1); (2,1); (2,3); (3,3)]. δ33 = 3 является
1 + ρ 16 − ρ
10 − ρ +ρ
Рис. 1. Цикл перераспределения груза
Циклом, или замкнутым контуром, называется последовательность клеток таблицы, соединённых замкнутой ломаной линией без самопересечений. Количество вершин в цикле всегда чётно и повороты линий производятся толь- ко под прямым углом. Для нашего цикла ρ = min{10,16} =10. 2.4) Перераспределяем груз в объёме вый опорный план: ρ =10 (т) по циклу. Получаем но- ⎛ 0 15 0 5 ⎞ ⎜11 0 6 13 ⎟ X = ⎜ ⎟. 2 ⎜ 0 0 10 0 ⎟
Теперь Z (X 2) =118 (тыс. грн.). Проверяем опорный план X 2 на оптимальность, т.е. переходим к пункту 2.1) алгоритма. Считаем потенциалы и заносим в табл. 5. В незаполненные клетки помещаем оценки оптимальности.
Табл. 5. Второй опорный план с потенциалами
b j 15 15 16 18 ai 4 1 2 1 ui u 1 = 0 20 [–1] 15 [0] 5 4 6 3 2 30 11 [–4] 6 13 5 2 1 4 10 [–3] [–2] 10 [–4] 0 0 0 0 4 4 [–2] [–1] [–2] u 2 =1 u 3 = −1 u 4 = −3 v j v 1 = 3 v 2 =1 v 3 = 2 v 4 =1
Т.к. для всех незаполненных клеток δ ij ≤ 0, то опорный план X 2 является оптимальным и Z min =118 (тыс. грн.). Незаполненная клетка (1,3) имеет оценку оптимальности δ ij = 0. Поэтому оптимальный план X 2 не единственный. К этой клетке строится цикл: [(1,3); (1,4); (2,4); (2,3); (1,3)]. Перераспределяем груз в объёме новый оптимальный план ρ = min{5, 6} = 5 (т) по циклу. Получаем
для которого
Z min =118 ⎛ 0 15 5 0 ⎞ ⎜11 0 1 18 ⎟ X = ⎜ ⎟, 3 ⎜ 0 0 10 0 ⎟
(тыс. грн.).
на: Удаляем из задачи фиктивного поставщика. Имеем два оптимальных пла- ⎛ 0 15 0 5 ⎞ X * = ⎜11 0 6 13 ⎟; ⎛ 0 15 5 0 ⎞ X * = ⎜11 0 1 18 ⎟.
⎜ 0 0 10 0 ⎟ 2 ⎜ ⎟
Общее оптимальное решение: ⎛ 0 15 5 − 5λ 5λ ⎞ Х * = λ Х * + (1 − λ) Х * = ⎜11 0 1 + 5λ 18 − 5λ ⎟, 1 2 ⎜ ⎟ ⎜ 0 0 10 0 ⎟ где 0 ≤ λ ≤1. Причём Z min =118 ⎝ ⎠ (тыс. грн.).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |