Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала

Методы измерения УН

Косвенные показатели УН:

• объем, устойчивость внимания (может быть измерено с помощью психодиагностики, например, корректурной пробы)

• время, необходимое для решения задачи, управления техникой

• уровень напряжения (может быть измерено психодиагностически, например, с помощью опросника нервно-психического
напряжения)

• эмоциональное состояние (может быть измерено с помощью психодиагностики эмоциональных состояний)

• субъективное мнение (субъективные мнения могут быть собраны либо с помощью оценочных шкал, либо посредством
^вопросников (анкет) и/или интервью.)

Самый простой способ поручения субъективной оценки — попросить оператора назвать число на произвольной шкале, обычно от 1 до 7 или от 1 до 100. Словесное описание привязывается к концам шкалы в качестве опорных точек. Хотя точное значение отдельного ответа, например 46, неясно, можно сравнить наборы оценок. Лучшими оценками являются те, которые получены от квалифицированных рабочих непосредственно в процессе их деятельности, но если это затруднительно, приемлемые оценки могут быть даны по памяти.

• объем выполнения основной и второстепенной задачи:

Операторам дается инструкция, в соответствии с которой им следует уделять внимание, прежде всего, основной задаче, а второстепенную решать только в тех случаях, когда это никак не влияет на их способность выполнения основной. Снижение успешности решения второстепенной задачи интерпретируется как свидетельство повышенной рабочей нагрузки, создаваемой основной задачей. Таким образом, если данная второстепенная задача может быть успешно решена в 80% случаев совместно с основной задачей А, но только в 50% случаев с основной задачей Б, делается вывод, что задача Б создает большую рабочую нагрузку

Изучение результатов деятельности - важнейшая составная часть исследования трудовых действий. Анализ ошибок как ^таких отклонений от образца (нормативно заданных трудовых действий), которые приводят к отрицательному влиянию на продукт труда, - может оказать существенную помощь в изучении психологической структуры трудовой деятельности, разработке мероприятий по оптимизации данного труда.

Классификация рабочих ошибок:

1) ошибки, связанные с организационно-техническими факторами трудового процесса (неполадки в технологии и
организации труда, негодное качество материалов, состояние оборудования и т.п.);

2) ошибки, обусловленные "личным" фактором (уровнем квалификации, отношением к работе, функциональным
состоянием, стойкими индивидуальными свойствами личности).

Схема анализа ошибок:

1. Провести направленное наблюдение за отклонением от требований к качеству продукта труда по схеме:

• описание рабочего дня (дневник всех переживаний и случайностей, происходящих в течение рабочего дня, по
возможности беспристрастное изложение событий и особенностей трудовых действий. Например, следует отмечать и
нелестные замечания мастера-руководителя типа: "Не сидеть сюда пришли, а работать", - когда исследователь сам присел
у станка, и тот факт, что в процессе работы постоянно забывается последовательность манипулирования органами
управления).

• указание наиболее трудных моментов;

• протоколирование явлений упражнения (автоматизации) трудовых действий;

• протоколирование явлений утомления;

• указание дефектов в организации труда и в инструктировании работников (причины ошибок).

2. Провести беседу с работниками, мастерами, бригадирами или администрацией о том, как они сами фиксируют ошибки, брак в
своей работе и в работе своих подчиненных; о том, как они представляют себе их причины и пути предупреждения этих ошибок.

3. Разработать конкретные предложения по организации (оптимизации) данного профессионального труда и для обучения по данной профессии.

Успешным распределением функций решаются две задачи первостепенной важности:

1. достигаются все цели системы (организации)

2. подсистема человека наделяется согласованным набором функций, предполагающих приемлемую рабочую нагрузку: не
слишком высокую и не слишком низкую.

Важно понимать, что эти две основные цели не всегда полностью совместимы. Разработчик системы или администрация должны решить, какую из них поставить на первое место. Например, стремление избежать недостаточной нагрузки может повлечь за собой возложение на человека некоторых функций, лучше выполняемых машиной, что, в свою очередь, может уменьшить общую «производительность системы. Несколько лет назад основной подход к проектированию благоприятствовал достижению всех системных целей, даже если обязанности, оставленные человеку, были ниже оптимальных. Сейчас положение меняется в другую сторону.

Так как человеческое общество становится все более и более цивилизованным, все больше работников привлекаются к умственному, а не физическому труду.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
По характеру деятельности | Профессиограмма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.