КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессиограмма
Термин "профессиография" происходит от лат. "профессио" - постоянная специальность, служащая источником существования, и греч. "графо" - пишу. Понятие "профессиография" включает профессиографическое исследование и его результат — профессиограмму. Предметом профессиографии является научное исследование, описание и проектирование профессий. Результат профессиографического исследования оформляется документом - профессиограммой. В зависимости от целей исследования профессиография (и профессиограмма) содержит данные о проектируемой или о существующей профессии (либо в промежуточном варианте о существующей профессии с проектируемыми изменениями и усовершенствованиями в профессиональной деятельности). и Виды профессиограмм • Информационная - - предназначена для профконсультационной работы с оптантами - людьми, стоящими перед • Диагностическая - производится в случаях выяснения причин низкой производительности труда, неудовлетворительного • Прогностическая Применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо проектирования профессионального роста и карьеры работников 1. Общая характеристика профессии — история и перспективы развития профессии, социально-экономические условия выполнения профессиональной деятельности, профессиональная среда ^2. Содержание и объем профессионального поля (профессиональное поле - совокупность трудовых действий, входящих в состав ^определенной профессии, а также нескольких родственных профессий) - характеристика профессионального поля, факторы, определяющие профессиональное поле, прогноз развития профессионального поля 3. Профессиональное образование, подготовка и повышение квалификации - уровень профессионального образования, 4. Профессиональная мобильность работника - широта профиля специалиста, уровень ключевых квалификаций, возможности 5. Оценка перспективности профессии — профессионально-психологический потенциал личности, профессиональная активность • Методологическая. Позволяет подобрать или разработать адекватные методы исследования профессионально значимых качеств и состояний субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера функционирования 1.Содержание деятельности субъекта труда — виды действий и их характеристика, характер планирования и исполнения работы, 2. Условия труда - санитарно-гигиеническая среда, физическая среда, режим труда, форма оплаты труда и поощрения. • Образовательно-ориентированная » 2. По мере общности: » Общая — описывает общие основы профессиографирования для всех или группы профессий и как правило носит научный характер, а не прикладной. • Групповая - исследует и описывает группу профессий, выделенных на основе общего признака. • Монографическая - описывает одну определенную профессию, что на мой взгляд наиболее интересно и применимо в Формализованная схема профессиограммы (Э. Зеер) - Социальная и профессиопогическая характеристика профессии 1.Название профессии и специальности по официально принятой номенклатуре 2. Таксономические сведения: форма, тип, класс, группа, специальность 3. Название рабочего поста. 4. Престиж, имидж,, статус профессии в данной отрасли, регионе, профессиональной группе 5. Должностной оклад и его оценка 6. Краткая характеристика основных квалификационных и должностных обязанностей
8. Диапазон квалификации, а также перспективы служебного и профессионального роста 9. Основные особенности общения: постоянное или эпизодическое, с узким или широким кругом лиц, непосредственное или
10. Краткая характеристика требований профессии к безошибочности и надежности 11.Частота случаев дисквалификации по профнепригодности 12. Краткая характеристика основных особенностей динамики трудовой деятельности (возрастные ограничения, особенности - Психограмма А. Общая характеристика труда 1.Фотография рабочего дня 2. Описание и оценка динамических факторов труда (работоспособность, утомление, надежность, безошибочность и т.п.) 3. Влияние условий труда на динамические процессы работы 4. Психологическая характеристика рабочего места и трудовых действий. 5. Психологический анализ ошибочных действий » 1. Психомоторика рабочая поза, статические и динамические нагрузки; рабочие действия - гностические, приспособительные, исполнительские и т.п.; временные и психофизиологические характеристики основных технологических операций, связанных с психомоторикой; требования к выдерживанию темпоритма и точности реагирования; особые требования к психомоторике 2. Сенсорная и перцептивная сферы чувствительность различных сенсорных модальностей; профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне помех, при избытке или дефиците информации, восприятие времени, движения, скорости, прсотранственного положения и т.п.; особые требования к сенсорной и перцептивной сферам 3. Профессиональные особенности познавательных процессов влияние представлений на эффективность и надежность трудовой деятельности; требования к воспроизводящему или творческому воображению; преобладающие типы мышления (наглядно-действенное, образное, теоретическое-абстрактное, "безлимитное" по времени, жестко лимитированное, в условиях дефицита времени); особенности принятия решений при выполнении работ; требования к стрессоустойчивости; преобладающий вид памяти, требования к памяти, устойчивости памяти; особенности речи, требования к речи; внимание и его особенности В. Требования к эмоционально-волевой сфере 1.Характеристика преобладающих эмоциональных состояний 2. Типичный уровень нервно-психической напряженности труда 3. Особые требования к эмоционально-волевой сфере 4. Воля и ее особенности, основная направленность волевого процесса
1.Монотония и утомление 2. Соматогенные психологические состояния в процессе труда (гипоксия, перегревание) 3. Другие состояния, свойственные данной профессии Д. Ансамбли профессионально-значимых качеств (ключевые квалификации) 1.Общая и специфическая направленность личности. Структура, широта, активность, устойчивость и действенность 2. Социально-профессиональная ответственность 3. Оптимизм 4. Внушаемость как желательное или нежелательное свойство личности. 5. Нравственно-психологическая устойчивость. 6. Првфессиональные и инновационные способности 7. Особенности характера Е. Противопоказания и ограничения 1.последствия ошибок и особые требования к безопасности труда 2. характеристика профнепригодности 3. половозрастные ограничения 4. профессиональные вредности и льготы 5. профессиональные деформации личности Принципы профессиографии (по В. Бодрову) 1.Специфичность (конкретность) описания определенной деятельности 2. поэтапность изучения деятельности — процессуальная последовательность сбора и анализа материала (этапы - информационный, 3. направленность описания - соответствие конкретным целям изучения и конкретной практической задаче 4. селективность (избирательность) объекта изучения — концентрация на специфике субъектно-объектных взаимосвязей, наиболее 5. многоуровневость (комплексность) изучения субъектно-объектных взаимосвязей на всех уровнях функционирования системы 6. динамичность изучения - с учетом развития субъекта и изменения деятельности 7. системность - изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных компонентов деятельности на всех ее иерархических уровнях 8. идентичность методических приемов и программ изучения и описания -для корректного сравнения профессий 9. использование качественно-количественных методов изучения - взаимное дополнение содержательной и статистической Для профессиографического описания профессиональной деятельности и определения ее психограммы для решения задач диагностики и прогнозирования может быть применен комплекс методических приемов: 1. изучение рабочих документов 2. наблюдение за рабочим процессом 3. хронометраж деятельности (опосредованное наблюдение) 4. кино-, фоторегистрция трудового процесса. 5. опрос работников 6. биографический метод 7. анализ ошибочных действий 8. алгоритмический анализ деятельности и др.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |