Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Консультирование по вопросу социального насилия




Предмет: “Психологическое консультирование”.

Курс лекций.

Лекция № 14. Психологическое консультирование жертв сексуального насилия.

План.

1. Классификация видов и форм жестокого обращения с детьми.

2. Консультирование по вопросу социального насилия.

3. Консультирование по вопросу семейного насилия.

 

1 вопрос. Классификация видов и форм жестокого обращения с детьми.

В самом общем виде насилие определяется как принудительное воздействие на кого-либо. Различают 4 формы жестокого обращения и пренебрежения детьми:

1. Физическое насилие (физические повреждения, телесные наказания).

Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие:

от 6 до 11 лет – стремление скрыть причину повреждений и травм, одиночество и отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы или проступка;

подростки – побеги из дома, суицидальные попытки, акцентуации характера, употребление алкоголя и наркотиков.

2. Сексуальное насилие или развращение.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает считать его ненасильственным, т.к. ребенок находится в зависимом положении от взрослого и не может предвидеть негативные для себя последствия.

3. Эмоциональное насилие (открыток неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы в адрес ребенка, физическая или эмоциональная изоляция, предъявление чрезмерных требований, грубое психическое воздействие).

Длительное психологическое воздействие (постоянное или периодическое), приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.

4. Пренебрежение основным нуждами ребенка (отсутствие заботы о ребенке).

Помощь женщинам, пережившим какой-либо из видов насилия, может осуществляться как в специализированных учреждениях (например, кризисных центрах), так и в организациях медицинского или психологического характера, осуществляющих консультативную и психотерапевтическую помощь по любым другим проблемам. Принципы оказания помощи жертвам насилия строятся на общей базе психолого-психотерапевтических методов. При этом такая помощь имеет свою специфику.

 

По социологическим данным, сексуальное насилие является одной из наиболее серьезных социальных проблем. Советская уголовная статистика свидетельствовала, что 30% всех изнасилований совершают несовершеннолетние юноши 14—17 лет, 90% жертв изнасилования были не достигшими 25 лет женщинами, причем 46% из них — несовершеннолетними. Американские социологи также указывают на значимость проблемы сексуального насилия. Около 60% опрошенных ими женщин указали, что хотя бы один раз в жизни они чувствовали себя объектами сексуального насилия, причем 70% из них — в отношениях с близкими знакомыми.

Психология жертвы, пострадавшей от агрессии, в том числе от сексуального насилия, составляет предмет серьезных научных исследований. Существует целое направление — психология виктимности, или виктимология. Жертву преступления всегда рассматривают не только с точки зрения причиненного вреда, но и имея в виду ее роль в совершении преступления. Поведение жертвы сексуальной агрессии может быть различным. Она бывает парализована и подавлена страхом и без всякого сопротивления беспрекословно выполняет требования агрессора. Тем самым создается почва, провоцирующая насилие.

Дополнительные отрицательные переживания жертвы обусловлены отношением окружения к случившемуся. Они часто негативно относятся к жертвам сексуальной агрессии, обвиняя их в пренебрежении нормами морального поведения и попустительстве агрессору. Кроме того, существует сильный страх перед унижениями, с которыми приходится сталкиваться при юридическом расследовании дела.

В консультировании встречаются следующие типы обращений:

а) непосредственно от жертвы;

б) обращения друзей или родственников жертвы;

в) обращения клиентов, испуганных слухами или фактами сексуального насилия, желающих получить информацию и поддержку.

К принципам телефонной (консультативной) помощи жертвам изнасилования относят:

1. Уважение (имеется в виду положительная оценка оказанного доверия, проявленного клиентом, обратившимся за помощью; конфиденциальность; учет половых и культуральных особенностей жертвы).

2. Подтверждение (высказываний абонента и необходимости выразить свои чувства; реальности, что жертва осталась в живых и имеет достаточно личных сил, чтобы справиться с травмой; естественности и адекватности ее чувств; а также позитивное объяснение проявлений психологической защиты).

3. Убеждение (в том, что жертва не виновата; что она преодолеет свои переживания, страхи и ночные кошмары, являющиеся «работой горя»; что теперешнее состояние пройдет, если появится надежда; что она имеет для преодоления необходимые силы и ресурсы; что ей самой следует определять, что, когда и кому рассказывать о случившемся).

4. Предоставление максимальных возможностей (кризисные службы рекомендуют: предоставьте пострадавшей инициативу в процессе консультирования; дайте необходимую информацию, не заставляя принимать ответственность за случившиеся; не утверждайте, что необходимо лечение; не интересуйтесь деталями происшедшего, если это не требуется в терапевтических целях).

В консультировании жертвы изнасилования ни в коем случае не следует расследовать обстоятельства психотравмы. Прежде всего следует поощрить ее к рассказу об ощущениях и чувствах. Накопившиеся переживания и эмоциональное напряжение ищут выхода, и он должен быть предоставлен активным слушанием. Предметом обсуждения часто становятся идеи самообвинения, основанные на заблуждении, что агрессору не было оказано должного сопротивления. Следует убедить жертву, что она действовала правильно, соответственно сложившимся обстоятельствам, и лучшим доказательством является то, что она осталась жива.

У жертвы сексуального насилия могут возникать следующие эмоциональные реакции:

Страх. Его не следует подавлять, более того, поскольку он основан на реальных обстоятельствах, возможно, нужно предпринять действия по обеспечению безопасности. Существует и страх отвержения близкими.

Отрицание серьезности или вообще существования проблемы. Сложившаяся ситуация не осознается или представляется нереальной. В беседе следует принимать важность потребности клиента в этой психологической защите.

Потрясение отсутствием или неприемлемостью альтернативвыходов из ситуации. Сильные эмоциональные переживания приводят к дезорганизации поведения и дезинтеграции личности. Потрясение усиливается необходимостью резких изменений в обыденной жизни: смены места жительства, поиска работы, новой школы и т.п. В этом хаосе целесообразно совместно выбрать наиболее важные приоритеты и, используя сильные стороны личности, составить конкретный и исполнимый план действий.

Беспомощность, вызванная неудачными попытками сопротивления, столкновением с равнодушием или враждебностью окружения и общества. Ее преодоление способствует осознанию реальности разрешения ситуации, которое послужит внесению в жизнь новых перемен.

Гнев возникает немедленно или с отсрочкой и может быть направлен на любого человека, его стоит выразить до конца, как бы это ни было болезненно и мучительно.

Чувство вины появляется как расплата за заблуждения, неправильное поведение или уход от значимых отношений. Вину бессмысленно отрицать — важнее, что ее переживание указывает на те явления, которые зависят от собеседника, а потому могут быть изменены при его желании.

Недоверие возникает в силу того, что консультант относится к числу посторонних, от которых продолжает исходить опасность. Поскольку недоверие является реальным, нелишне выслушать и принять выражение недовольства и разочарования.

Депрессия, проявляющаяся в чувстве малозначимости и неспособности к действиям, часто поддерживаемая окружением. Ее преодоление возможно путем принятия чувств, приобретения самоконтроля и активного участия в жизни.

Амбивалентность обусловлена проблемностыо социальной и сексуальной ролей как у клиента, так и у значимых лиц из окружения, а также необходимостью принимать решения об изменении стереотипов жизни. Немаловажно, признав право собеседника на двойственность эмоций, дать возможность их открытого проявления.

Если обращение за помощью произошло сразу после насилия, жертве необходимо дать юридическую информацию о том, куда она может обратиться за помощью, но такая информация должна даваться только после установления доверия. Как правило, следует подсказать возможность обращения в милицию, а также за медицинской (гинекологической) помощью.

На восстановление контроля у жертвы насилия, на переживание ситуации может уйти длительное время — недели, месяцы, иногда годы. В последнем случае необходим переход от консультативной практики к психотерапевтической.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.