КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Минск 2007
УДК 008(076.6) ББК 71.оя7 Л24 Серия основана в 2001 году
Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 6 ТЕМА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ 8 Лекция 1-3. Культурология в системе социально-гуманитарного знания 8 Особенности культурологии. 8 Культурология как интегративная научная дисциплина. 9 Задачи и функции культурологии. 11 Лекция 4. Строение (морфология) культуры.. 17 Материальная культура. 17 Духовная культура. 20 Классификация ценностей (условная) 21 Лекция 5. Типология культуры.. 24 Основные подходы к исторической типологии культуры. 24 Культура социально-этнических общностей. 26 Профессиональная и народная культура. 31 Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры 36 Доминирующая культура, субкультура, контркультура. 37 Виды культуры.. 40 Экономическая культура. 40 Политическая культура. 43 Правовая культура. 46 Нравственная культура. 49 Религия и культура. 53 Структура религии: 53 Лекция 6. Художественная культура (искусство как социокультурный феномен) 57 Художественная культура. 57 Искусство как познание. 60 Знаково-символическая функция искусства. 61 Искусство как катарсис. 63 Контрольные вопросы.. 66 ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ Лекция 7. Первобытная культура. 67 Основные черты первобытной культуры.. 67 Антропоморфизм. 71 Традиционализм. 71 Духовная культура первобытного человека. 72 Формы религии. 74 Магия как способ познания и освоения мира. 77 Миф как основная форма архаического сознания. 79 Культура древних обществ Востока. 83 Двуречье(Месопотамия) 84 Древний Египет. 85 Древняя Индия. 87 Древний Китай. 89 Лекция 8. Античная культура Древней Греции. 93 Характерные черты древнегреческой культуры.. 93 Мифология. 95 Наука. 96 Литература. 97 Античная культура Древнего Рима. 99 Древнеримская культура. 99 Религия, философия, литература. 100 Архитектура. 101 Наука и искусство. 102 Лекция 9. Культура европейского Средневековья. 104 Истоки средневековой культуры.. 104 Античность и средневековье. 105 Христианство в культуре Средних веков. 106 Язычество в средневековой культуре. 108 Карнавальный, смеховой характер народной культуры.. 111 Образование и наука в Средние века. 111 Рыцарская культура. 113 Художественная культура Средневековья. 114 Культура эпохи Возрождения. 117 Формирование культуры Возрождения. 117 Идеи античного гуманизма. 119 Наука и искусство. 120 Северное Возрождение. 121 Культура белорусского народа эпохи Возрождения. 122 Лекция 10. Культура нового Времени (17-19 вв.) 124 Эпоха капитализма. 124 Развитие европейской науки. 124 Развитие просветительского движения. 125 Развитие науки в X1X веке. 128 Развитие искусства и архитектуры.. 129 Культура XX века. 132 Наука в культуре ХХ века. 132 Художественные направления в культуре XX века. 139 Художественная литература XX века. 144 Музыкальная культура ХХ столетия. 144 Контрольные вопросы.. 147 ТЕМА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ... 149 Лекция 11. Культура и цивилизация. 149 Современное понимание цивилизации. 149 Основные идеи современной цивилизационной теории. 151 Развитие цивилизационной теории локальных культур. 154 Формирование мировой цивилизации. 155 Лекция 12. Культура и природа. 159 Природа. 159 Натуралистические концепции культуры и человека. 160 Современные формы натурализма. 162 Экология. 164 Лекция 13. Культура и личность. 169 Взаимодействие культуры и личности. 169 Этапы взаимодействия культур и личности. 170 Социализация личности. 171 Возникновение различных психокультурных типов личности. 172 Лекция 14. Язык и культура. 182 Язык как элемент культуры.. 182 Процесс возникновения языка. 183 Формы существования языка. 184 Формирование этнического самосознания. 186 Культура Беларуси в контексте мировой культуры.. 189 Исторический путь становления и развития белорусской Влияние социально-политических условий на развитие культуры.. 191 Белорусское искусство и литература. 195 Белорусское музыкальное и театральное искусство. 199 Государственная политика Республики Беларусь в области Контрольные вопросы.. 206 Экзаменационные вопросы.. 207 Литература. 209
ВВЕДЕНИЕ В студенческой аудитории учебный курс «Культурология» появился сравнительно недавно, но, тем не менее, он уже успел стать одним из самых любимых. Такой вывод делают авторы представляемого учебного пособия, обобщив свой, более чем 10-летний опыт преподавания культурологии в белорусских вузах - Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусском государственном университете, Белорусском государственном университете культуры, Белорусском государственном экономическом университете. Белорусском аграрно-техническом университете, Европейском гуманитарном университете, Институте современных знаний и ряде других государственных и негосударственных высших учебных заведений республики. Культурология «вошла» в учебные планы вузов в начале 90-х годов на волне перестройки системы социально-гуманитарного образования и реформирования высшего образования на постсоветском пространстве в целом. Именно в эти годы в общественном сознании сформировалось убеждение в том, что и общество, и отдельный человек (особенно молодой) нуждаются в знаниях о том, что социум и культура - это органично взаимосвязанные стороны единого социокультурного процесса, что человек - это «дитя» и одновременно творец культуры, и от его активности в социокультурном пространстве зависит скорость, направленность и эффективность социальных трансформаций. И, наконец, общество осознало, что культура - такой многослойный пласт информации, изучению которого должно отводиться особое место в современном информационном обществе. Самая увлекательная, яркая, образно-доступная её составляющая - это художественная культура, освоение которой начинается ещё в дошкольном и школьном образовании. Высшая школа, базируясь на знаниях из области художественной культуры, развивая их, должна выходить на более широкие обобщения. То, что это возможно, авторы учебно-методического комплекса «Культурология» доказывают ежедневно в студенческой аудитории, и сам комплекс является своеобразной энциклопедией их опыта. Не сводя курс культурологии к проблематике художественной культуры и одновременно не уходя в сторону рефлексивно-абстрактного осмысления универсалий культуры, как это делается в курсе философии, авторы представленного пособия излагают культурологическую проблематику комплексно, системно, концентрируя внимание на деятельностных, аксиологических (ценностных) и антропологических (человекосоотнесенных) аспектах такого сложного феномена, как культура. Логика учебного курса предполагает постепенный переход от более простых тем, связанных с конкретно-историческим материалом к анализу сложных актуальных проблем культуры в их глобальном измерении. Эта логика нашла отражение в учебно-методическом комплексе, состоящем из двух частей: учебного пособия (1 часть) и учебно-методического пособия «Человек в мире культуры» (2 часть). В учебное пособие входит Программа курса «Культурология», утвержденная в качестве базовой в Академии управления при Президенте Республики Беларусь и апробированная в ведущих учебных заведениях республики, и авторский курс лекций, разработанный в соответствии с прилагаемой программой. Учебно-методическое пособие включает планы семинарских и практических занятий, дополненные тематическими материалами (хрестоматийной подборкой текстов по культурологической проблематике), рекомендации по организации культурологических Олимпиад с приложениями в виде контрольных и тестовых заданий. Учебно-методический комплекс «Культурология»- это плод коллективного творчества - и не только педагогов, но и студентов Академии управления при Президенте Республике Беларусь, которые в ходе изучения курса «Культурология» вносили коррективы в тематику и формы организации учебного процесса, уточняли перечень ключевых понятий, дополняли вопросы для обсуждения и темы рефератов. Особый вклад в апробацию и совершенствование учебного курса внесли студенты Академии, которые принимали активное участие в научно-исследовательской работе, в олимпиадах и смотрах-конкурсах научных работ по культурологии. В подборке олимпиадных и тестовых заданий представлены результаты их творчества. Учебно-методический комплекс «Культурология» - итог многолетней работы, но авторы расценивают его как промежуточный результат. Уже сегодня они строят новые планы и надеются завтра их реализовать. На очереди - новый компьютерный учебник по культурологии. Материалы для него уже собираются - это и видеоряд, подготовленный Беларусьфильмом и Белвидеоцентром, это подборка информации на CD-ROM, изготовленная в странах ближнего и дальнего зарубежья, это материалы, любезно предоставленные посольствами и коллегами из-за рубежа, с которыми кафедра социологии и культурологии Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Все это находится в банке данных кафедры, который в скором времени может быть превращен в базу знаний компьютерного учебника.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |