Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение государства и права

Исторически государство и право возникают одновременно в силу одних и тех же причин. Имеется в виду разложение родового общества и его переход в более высокое, цивилизованное состояние. Речь идет о длительном периоде, в рамках которого развитие государства и права имеет свои особенности. И все же, становление и развитие государства и права – процесс единый и вместе с тем отличающийся сложностью и многогранностью.

Государство – особая форма организации политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы любого общества. Оно обладает суверенитетом, осуществляет управление обществом на основе права, с помощью специального аппарата и монополии на применение средств правового принуждения для достижения поставленных задач.

В этой связи отчетливо прослеживается взаимосвязь государства и права. Заметим, связь, соотношение государства и права в их конкретных проявлениях обстоятельно исследованы в юридической литературе[62]. Раскрытие этих проблем дает достаточно развернутую картину взаимодействия государства и права как двух целостных в известной степени самостоятельных, самодостаточных образований.

Следует признать, что традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и права различались два подхода. Первый – в своих выводах исходил из приоритета государства над правом. Весьма примечательно здесь то, что право рассматривалось как продукт и следствие государственной деятельности. Соответственно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Теоретической предпосылкой для такого вывода являлась понимание, трактовка права как совокупности норм, издаваемых государством. В настоящее время право также нередко понимается как «особое юридическое явление, официальный государственно-обязательный институт, выраженный в действующих, обеспеченных властью законах, иных юридических документах»[63].

Другой взгляд на соотношение государства и права сформировался на основании естественно-правовых воззрений. Сторонники естественной школы права полагают, что права человека образуют универсальное ядро конституционного государства и соответственно исходят из ограничения государства правом. С этой точки зрения праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Отсюда следующее утверждение: право возникает до образования государства, оно старше государства и в этой связи государственная власть не может рассматриваться в качестве «первоначального источника права», «центрального командного отсека».

Кроме того, есть и третья точка зрения на рассматриваемую проблему. Она видится более сложной и предопределена характером двусторонней зависимости государства и права, которые не могут существовать раздельно. Примечательно то, что такая позиция позволяет в определенной мере интегрировать, объединить взгляды сторонников отмеченных позиций, а также избежать названных выше крайностей в оценке связей и взаимодействия государства и права. Действительное взаимодействие в самом общем плане здесь следующее: государство является, с одной стороны, мощным средством, поддерживающим и усиливающим регулятивные возможности права, его потенциал в общественной системе, а с другой – является зависимой, подчиненной праву, материальной силой.

Очевидно, сложность оперирования такими обобщениями предполагает использование определенного общеметодологического подхода, методологического ключа. Представляется, что изучение универсальной связи государства и права, их соотношения можно получить в ходе анализа сходства этих явлений, их различия и взаимодействия.

Единство государства и права.

Анализ этой проблемы дает первоначальное представление о взаимодействии государства и права. Единство (сходство) государства и права в общетеоретическом плане проявляется в следующем:

1. Они возникают одновременно в силу одних и тех же причин. Надо иметь в виду и то, что возникновение государства и права является объективным процессом, имеющем длительный характер.

2. Государство и право развиваются совместно, имеют одинаковые проявления своей сущности, представляют собой инструменты власти.

3. Государство и право едины в типологии. Здесь имеется в виду то, что определенному типу государства всегда соответствует определенный тип права.

4. И государство, и право основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими условиями жизни общества, потребностями людей, а также духовными факторами (особенностями общественного сознания, культуры населения).

5. Государство и право выступают средствами управления, процессами, происходящими в обществе. Их назначение – быть своеобразными инструментами упорядочения общественных отношений, обеспечения, гарантирования прав и свобод личности.

6. И государство, и право призваны сочетать и обеспечивать интересы личности, социальных групп, общества, разрешать социальные конфликты.

7. Государство и право обладают однотипными способами воздействия на поведение граждан, организаций (убеждающие, стимулирующие, поощрительные средства, меры правового принуждения).

8. Государству и праву свойственен исторический динамизм. Существенные изменения в обществе ведут к соответствующим изменениям в государстве и праве, их содержании.

Различия государства и права.

Для более полного уяснения соотношения государства и права обратим внимание на свойственные им различия, предопределяемые их природой, социальным назначением. В соответствии с таким подходом обратим внимание на следующие разграничительные линии.

1. Судя по всему, государство – это особая организация политической публичной власти, обладающая суверенитетом, монополией на применение государственного принуждения. Ключевое звено в характеристике права в том, что оно есть система установленных государством и охраняемых им норм.

2. Если государство концентрированно выражает материальную силу (чиновники, здания, в которых они осуществляют свою деятельность, транспорт, связь, оружие и т.д.), то право закрепляет, «преломляет» волю социальной группы, общества и др.

3. Примечательно то, что первичным элементом государства является государственный орган, а первичным элементом права – юридическая норма.

4. Различна структура (строение) государства и права. Государство состоит из органов, наделенных специальной компетенцией, образующих его механизм. Особенность строения права, как системы, в том, что оно включает отрасли права, правовые институты и юридические нормы.

5. Различны формы государства и права. Уместно отметить, что форма государства, как общее понятие, состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. К формам права относятся нормативные правовые акты (законы и др.), договоры нормативного содержания, правовые обычаи, юридические прецеденты и др.

6. При известных обстоятельствах государство (государственная власть) и право могут вступать в противоречие (коллизировать) между собой. Это может иметь место в ситуации, если государство принимает несправедливые законы или само нарушает правовые предписания, допускает отступления от требований законности. Кстати, здесь проявляется то, что право – в значительной мере самостоятельное явление, образно говоря, живущее по своим внутренним законам.

Таким образом, государство и право различаются как по структуре, форме, так и по функциям – направлениям деятельности.

Взаимодействие государства и права.

Относительно рассматриваемой проблемы в юридической литературе используются такие понятия как «отношение», «связь», «взаимодействие», «функциональная зависимость» и др. Речь идет о различных формах взаимосвязей между определенными объектами. Раскроем специфику взаимодействия государства и права с учетом диалектики их взаимосвязи в плане воздействия государства на право и воздействия права на государство.

Воздействие государства на право. В специальной литературе, посвященной этой проблеме, отмечается, что такое воздействие наиболее отчетливо проявляется в сфере правотворчества и в области реализации права. Заметим также, что более конкретно конструктивное значение государства для самого бытия права проявляется в нескольких аспектах.

1. Государство – важнейший фактор общественной эволюции, инструментальная роль которого особенно заметна в организации демократического общества и по отношению к праву. С этой точки зрения право самим фактом своего появления и существования во многом обязано государству. Вместе с тем государство не является начальной глубинной первопричиной формирования права. Основные предпосылки возникновения данного нормативного регулятора коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа и пр. Государство в этом смысле не столько формирует право, сколько завершает правообразовательный процесс. Оно юридически оформляет и закрепляет то, что уже созрело в обществе, приобрело характер социальных потребностей. Государство придает таким потребностям форму юридических норм, общеобязательность. Недооценка основополагающих истоков права приводила к выводу о том, что исключительно государство рассматривают в качестве непосредственного фактора создания правовых установлений.

Наиболее существенно здесь следующее: первопричины права находятся в социальной необходимости, общественных потребностях. Но после того как эти потребности осмысливаются, осознаются специалистами, они переводятся правотворческими органами на язык проектов законов и затем на язык юридических норм.

2. В конечном счете, право исходит от государства как официального представителя общества. Можно сказать, что государство всегда зримо или незримо «присутствует» в праве, определяет не только потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), но и учреждает, устанавливает нормы права в наиболее рациональной юридической форме (закон, указ, постановление и др.).

3. Отметим и то, что только государственные органы, наделенные правотворческой компетенцией, признают значимыми с правовой точки зрения фактически сформировавшиеся и существующие общественно значимые связи и отношения. Таким путем утверждаются в качестве общих норм положения договоров нормативного содержания, формируется так называемое обычное и прецедентное право.

4. Государство – не только фактор, придающий институционность праву, но и главная сила осуществления, реализации правовых предписаний. Оно, сообразуясь с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией в обществе, предусматривает юридические средства, способствующие реализации правомерного поведения индивидов, организаций в виде соблюдения, исполнения, использования и применения норм права.

5. Принципиально значимо и то, что государство обеспечивает охрану права и возникающих на его основе правовых отношений. При этом государственное принуждение – постоянная, наряду с другими, реальная гарантия, обеспечивающая действие права, его реализацию.

Воздействие права на государство. В юридической литературе утверждается, что государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве.

С учетом исторического опыта можно констатировать, что воздействие права на государство проявляется в следующих аспектах:

1) право оформляет структуру государства, компетенцию государственных органов и должностных лиц, придает государственной деятельности юридические формы;

2) оно регулирует основные направления деятельности различных звеньев государственного механизма, взаимоотношения между ними и населением;

3) посредством права закрепляется форма государства, создаются нормативные предпосылки для реализации его задач и функций;

4) право предусматривает юридические гарантии против возможной узурпации государственной власти в одной из ее ветвей;

5) оно легализует государственную деятельность, определяет ее юридические рамки, границы, а также формы и основания государственного принуждения, пределы допустимости вмешательства управомоченных органов в частную жизнь граждан, деятельность общественных формирований (партий и др.);

6) право подчиняет деятельность государства определенному правовому режиму, «связывает», ограничивает государство с позиции требований законности и тем самым создает нормативные предпосылки его ответственности перед обществом, населением.

По-видимому, баланс между государством и правом наиболее выдержан в развитых, демократических обществах. Очевидно и то, что никакая государственность немыслима без права или вне права. Право и государство, образно говоря, две стороны одной медали. Поэтому эти категории изучаются в органическом единстве.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Право публичное и частное. Право материальное и процессуальное | Право и экономика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.