Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право и политика




Право – это система общеобязательных норм, исходящих от государства, выраженных в признаваемых им источниках, регулирующих наиболее важные общественные отношения.

Политика (греч. politika – государственные или общественные дела) – сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, главным направлением которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.

Право и политика возникли и развивались вместе с государством, отличающимся наивысшей концентрацией власти, наибольшей способностью к решению общественных проблем.

Известно, что термин «политика» впервые появился в античных государствах и означал общественное направление, выражавшее общие дела. В Древней Греции слово «политика» («politike») использовалось для обозначения различных форм государственного правления, а также для обособления сферы управления государством. Примечательно также следующее: слово «политика» было образовано от слова «polis» в связи с тем, что основной формой государственности тогда были города–государства. А следовательно, все политические отношения сводились либо к управлению этими городами, либо к взаимоотношению между ними.

По мере исторического прогресса понятие политики усложнялось, приобретало новое содержание. Современный этап в развитии представлений о политике характеризуется наличием большого количества разнообразных подходов к ее определению. С позиции широкого обобщенного подхода политику нередко определяют как социальную сферу, в которой сталкиваются, реализуются интересы (прежде всего, экономические, национальные и др.) больших социальных групп: классов, религиозных, профессиональных сообществ и т.д.[70] Утверждается также, что политику можно определить как «отношения между большими группами людей внутри общества, сложившиеся и направленные на установление, сохранение и перераспределение власти»[71].

В любом случае политика так или иначе, затрагивает интересы государства, связана с его деятельностью. Действительно, государство занимает особое место в выработке и осуществлении политики, как орган выражения национальных интересов населения страны, большинства социальных групп, общества. Поэтому в принципе остается значимым следующее суждение В.И. Ленина: «политика есть участие больших масс людей, организованных социальных групп в делах государства»[72].

Право, по своей сути есть официальный государственный регулятор и, следовательно, в целом отличается политической природой. Конечно же, позитивное право, исходящее от государства, обеспечиваемое им, не может быть не связано с политикой. Государство с помощью права проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, осуществляет свои функции, которые отличаются политической направленностью. В современной России политическим содержанием отличаются многие законы и иные нормативные правовые акты. В частности, правом регулируются те непосредственно политические отношения, которые связаны с функционированием политической системы России. Следует отметить, что общественные организации (политические партии, общественно-политические движения и др.) действуют в рамках правового режима, установленного государством. Это выражается и в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, возможностей использования ими широких политических свобод: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и т.д.

На этой основе можно более предметно раскрыть природу и содержание права и политики, рассмотреть их единство, различие и взаимодействие.

Единство, сходство рассматриваемых социальных феноменов проявляется в следующем:

1. Политика и право имеют общие истоки формирования и назначения. Общее в рассматриваемых явлениях прежде всего в том, что они представляют собой необходимый атрибут общества, образуются на определенном этапе его исторического развития.

2. Сущность политики и права, главным образом, определяется их органической связью с государством – главным, центральным элементом политической системы, политической жизни общества. Как право, так и политика обеспечивают реализацию основных задач и функций государства. Реализация государственных функций посредством правовых форм – преобладающий путь. Политические методы и средства являются вспомогательными на пути принятия тех или иных политических решений (например, деятельность партий и общественно-политических движений в процессе выборов в Государственную Думу или их участие (неучастие) в обсуждении законопроектов, отличающихся политической направленностью).

3. Политика и право характеризуются общей детерминацией содержания, т.е. прежде всего предопределяются системой социальных факторов (экономических, исторических, идеологических), а также природных (климатические условия, демографические процессы и др.). Соответственно, эволюция политики и права, их динамика производны от изменений, происходящих в базисных и иных общественных отношениях.

4. Политика и право, опираясь на экономику, могут оказывать и обратное воздействие на нее, стимулируя, либо сдерживая развитие экономических отношений.

5. Родство политики и права состоит в объединяющей их природе, едином корне, т.е. общесоциальной потребности в самоорганизации, самоуправлении и саморегулировании отношений в обществе. Правовые и политические регуляторы, реагируя в позитивном плане на усложнение социальной действительности, способствуют самосохранению и управляемости социальной системы.

6. Единство политики и права прослеживается в преамбулах, т.е. в вводных структурных элементах, нормативных правовых актов, отличающихся нередко политической направленностью. Имеется в виду то, что именно здесь могут содержаться не только правовые, но и политические мотивы принятия акта, их цели, задачи и др. Следовательно, содержание вводной части такого нормативного правового акта (преамбула) включает и правовые и политические компоненты, влияющие на деятельность отдельных субъектов (граждан, организаций). К тому же, выявление в самом тексте акта его политического смысла, сочетание в нем политической и юридической оценки важны для правильного понимания и применения акта.

7. Наиболее эффективными являются та политика и те правовые акты, которые формируются (принимаются), реализуются с учетом прошлого положительного и отрицательного опыта, верной оценкой настоящего, учитывают всю сложность социальных, политических, экономических и иных факторов, существующих в обществе, возможную динамику их развития.

Приведенный материал свидетельствует о специфических особенностях права и политики, которые не отделены строгой, четкой и зримой гранью.

Различия между политикой и правом определяются их природой, структурой, социальным назначением. Обратим в этой связи внимание на некоторые факторы.

1. Политика, как правило, основывается на праве, реализуется в правомерной деятельности индивидов и организаций. Такая политика свойственна не только государству, но и политическим партиям и движениям, общественным организациям и объединениям, социальным группам, используется для достижения поставленных целей. Вместе с тем, политика может быть неправовой и антигосударственной (деятельность нелегальных партий, террористических организаций и т.п.). Это означает, что политика не всегда включает правовые аспекты, может быть не совместимой с правом. В такой ситуации политика и право – явления взаимоисключающие.

2. Праву присущи определенный консерватизм, процедурность, которые и проявляются и в процессе разработки, издания юридических норм, и в процессе их реализации. А в силу этого – право изначально лишено того уровня гибкости, динамизма, который свойствен политике. Это подтверждается, в частности тем, что в праве существуют самостоятельные процедурные отрасли (гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное и др.), что не свойственно политике в целом и ее разновидностям. В данном контексте отметим: политика, в силу своей природы и назначения, отличается «гибкостью», оперативно реагирует на изменения, происходящие в той или иной сфере. Это, в частности, подтверждается тем, что политика не связана «жесткими» процедурными правилами в принятии решений, может представлять собой систему конъюнктурных решений, непросчитанных шагов и т.д.[73]

3. Структура политики включает в себя самые разнообразные компоненты, в том числе организации, отношения людей, их действия, программы и эмоции политических деятелей и др., которые могут оказывать влияние на характер политики, проводимой государством, партиями, общественными движениями и т.д. Структура права иная, проявляется в его системе, внутреннем строении, заключающемся в разделении единых по своей социальной сущности правовых норм на определенные части, называемые институтами права, подотраслями и отраслями права.

4. Содержание права не сводится к политике. В праве отражается наиболее важная и значимая часть политики. Многие юридические нормы, фиксируемые в семейном, трудовом, транспортном, нотариальном законодательстве и др. прямого отношения к политике не имеют. Посредством права нередко решаются технические задачи (безопасность на производстве, транспорте и др.). Назовем в этой связи и такие сферы, как охрана природы, регулирование строительного процесса и т.д. В таких отношениях право обеспечивает, прежде всего, общечеловеческие ценности, связанные со здоровьем, благополучием людей.

5. Политика в сравнении с правом – явление более емкое. Это и организационно-кадровые решения, и военные акции, и практическая дипломатия Президента, Министра иностранных дел и др.

6. Различия между правом и политикой еще более отчетливо выступают, если сравнить их подвижность, динамику, на что частично указывалось выше. В этой связи отметим, что сущностное назначение права проявляется в его нацеленности на достижение оптимального согласования между общественными, групповыми и индивидуальными интересами. В этом и иных аспектах видится определенная статичность права, что отличает его от политики, как более гибкого образования. Специфика политики в том, что она может служить сиюминутным интересам, отвечающим стратегии и тактике отдельной социальной группы или интересам государственных, партийных лидеров и др. Известно, что праву также свойствен определенный динамизм, предопределяемый более глубинными факторами - экономическими, культурными, национальными и др. Право, как и государство, является надстроечным явлением и реагирует с учетом своей специфики на существенные изменения, происходящие в социально-экономической сфере и др.

7. Объектом политических отношений и политической деятельности выступают, прежде всего, отношения по поводу государственной власти. Именно на ее завоевание, распределение, удержание, влияние направлены политическая деятельность партий, общественных движений, их лидеров. В более предметном плане конкретизируются объекты политических отношений и предопределяются постановкой и решением вопросов внутренней организации партий, связаны с разработкой их программ, определением стратегии деятельности и т.д. Объекты правоотношений, в отличие от политических объектов, предопределяются природой и социальным назначением права. По сути, объект правоотношения – это то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов права – индивидов и организаций. К числу объектов права относятся предметы материального мира (предметы потребления, деньги, ценные бумаги и т.д.), продукты духовного творчества (произведения искусства, литературы, живописи, кино и др.), личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство человека), поведение участников правоотношений и др. Вместе с тем надо иметь в виду то, что нередко объект политики пересекается с объектом права (законы о выборах, о проведении референдума и др.).

8. Субъекты политики – индивиды и организации, участвующие в политической жизни, влияющие на процессы выработки и принятия политических решений. Им иногда свойственно ситуативное участие в политике в зависимости от возникшей политической ситуации (участие в митингах, демонстрациях и т.д.), т.е. без глубокого рационального осмысления происходящих событий. При этом состояние правосубъектности индивидов и организаций, проявляющих интенсивную политическую активность, не является главным компонентом для оценки такой деятельности с позиции интересов общества, государства. Субъекты права (индивиды, организации), в отличие от субъектов политики, отличаются заранее определенными в законодательных актах, необходимыми личными свойствами (право-дееспособность, деликтоспособность, признаки юридического лица и др.). Как видно, норма права, правосубъектность и юридический факт являются предпосылками правоотношений, в которые вступают субъекты права.

9. Правотворчество, как начальная ступень «жизни» права, осуществляется только компетентными государственными органами (Государственная Дума, Совет Федерации, законодательные органы субъектов федерации и др.) в строго установленном процедурном порядке. Политические решения, сопряженные с реализацией политики, в основном принимаются на уровне партий, общественно-политических движений по определенным правилам, предусмотренным партийными документами, регламентами общественно-политических движений. Такие решения непосредственной связи с правом не имеют.

10. Политика и право отличаются используемыми средствами воздействия на общественные отношения, которые имеют различную природу и направленность. В демократическом обществе к средствам политического воздействия относятся: агитационные кампании, забастовки, акции гражданского неповиновения, лоббистская деятельность, выборы, референдумы и т.д. В недемократических режимах политика ограничивается деятельностью государства по управлению обществом, нередко, с использованием жестких императивных мер. Правовые методы воздействия отличаются своей спецификой и направленностью. Это могут быть средства убеждения, нередко содержащиеся в преамбулах – вступительных частях нормативных правовых актов, а также содержащиеся в текстах законов и подзаконных нормативных правовых актов меры, средства поощрительного, стимулирующего свойства, либо меры принудительного воздействия[74].

Взаимодействие политики и права, наряду с отмеченными ранее моментами, проявляется в следующих направлениях:

1. Основные параметры внутренней и внешней политики государства реализуются через право, его нормы, прежде всего конституционные. Право, по сути, – единственное средство юридической легитимизации политики, осуществляемой партиями, общественными движениями, иными общественными организациями. Право используется этими объединениями для достижения определенных политических целей (избирательные кампании и др.).

2. Принципы организации и деятельности политических, общественно-политических структур, система политических прав и свобод человека и гражданина также предусмотрены нормами права, содержащимися в Основном законе страны, в иных законодательных актах. Это подчеркивает то, что принципиально важные и государственные, и политические вопросы, относящиеся к жизнедеятельности общества, решаются во взаимодействии с правом, на основе права.

3. Право выступает необходимым средством разрешения существующих и возникающих противоречий в политической системе общества. Это отчетливо проявляется в период выборов федерального и регионального уровня, что подтверждают многочисленные фактические данные, представленные в средствах массовой информации. Эти данные свидетельствуют о том, что право в современной России не всегда выступает базовым и цементирующим элементом проводимой политики, в частности, в регионах, на местах. С этой точки зрения, принятые в последние годы нормативные правовые акты способствуют преодолению существующих противоречий, но не могут их снять полностью[75].

4. Одним из наиболее ярких примеров переплетенности политики и права в современной России может служить Указ Президента от 13 мая 2000 года № 849, утверждающий положение «О Полномочном Представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» и «Перечень федеральных округов». В этом правовом акте чисто политическая задача укрепления вертикали власти решается с опережением конституционно-правовой проработки данной проблемы.

В целом изложенный материал позволяет подчеркнуть, что в условиях тенденции стабилизации общества устанавливается определенная «совместимость» политики и права, становится более слаженной система политического и правового регулирования, режим соответствующей взаимоподдержки.

Словом, право и политика – явления тесно связанные и взаимообусловленные. В последнее десятилетие эта тенденция особенно отчетливо проявилась в правотворческой деятельности Российского государства (специальный закон о политических партиях и др.), в разработке и реализации многих Национальных проектов, нацеленных на развитие нашего общества, его совершенствование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 19206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.