КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды правовой политики
До настоящего момента мы говорили о политике вообще, то есть без учета тех особенностей, которые могут характеризовать ее проявления в зависимости от конкретных условий, целей, сфер и т.д. Однако политика – это многогранное по содержанию явление, которое может иметь многочисленные разновидности. Уделим внимание особенностям различных видов политики. I. По субъектам политики выделяют «политику государства», «политику партий», «политику общественно-политических движений», «политику общественных организаций». II.С точки зрения сфер жизни общества и государства можно выделить: – экономическую политику, которая связана с регулированием экономических отношений между гражданами и социальными группами; – национальную политику, направленную на регулирование отношений между национальными группами и нациями; – социальную политику, связанную с регулированием отношений между гражданами и их группами по поводу обеспечения тех статусов в обществе, которые им свойственны, или тех ролей в обществе, на которые они претендуют; – государственно-административную политику, которая решает вопросы, связанные с регулированием отношений между гражданами и их группами в государственно-управленческой сфере; – культурную политику, направленную на регулирование отношений в сфере духовной жизни. - военную политику, предопределяемую необходимостью обеспечения обороноспособности страны и др. III. По объектам воздействия государства говорят о политике внутренней и внешней. Внутренняя политика связана с регулированием отношений между гражданами, их группами, организациями внутри страны. Внешняя политика направлена на регулирование отношений государства с другими государствами и их объединениями. По-видимому, не все названные области общественной жизни имеют непосредственное отношение к праву. Вместе с тем при нормальном «деловом» взаимодействии права и политики происходит их взаимное обогащение. В этой связи в юридической литературе высказано следующее суждение: государственная политика, осуществляемая посредством права, может рассматриваться в качестве правовой политики[85]. IV. Правовая политика рассматривается в юридической литературе и применительно к основным сферам государственной деятельности (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно, говорится о законодательной политике в современных условиях, о политике, направленной на совершенствование деятельности федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Федерации, о политике, нацеленной на осуществление судебной реформы, повышение результативности деятельности правоохранительных органов и т.д. V.С позиции приближенности политики к правовым сферам жизнедеятельности выделяют следующие ее виды: правотворческая; правоприменительная; интерпретационная; доктринальная; правообучающая. Остановимся кратко на выяснении их особенностей. 1. Правотворческая форма политики создает на научной основе, обосновывает подходы к разработке нормативных правовых актов, оценке ситуации, требующей законодательного регулирования, определяет стратегию развития законодательства и т.д. В этой связи в юридической литературе законодательная политика рассматривается как разновидность правотворческой политики, т.е. понятия более сложного и многомерного. Значимость правотворческой политики, реализуемой различными нормотворческими органами, определяется тем, что в многообразной правовой сфере общества правотворчеству принадлежит ведущее место. Оно дает жизнь праву, формирует, оформляет его, как бы открывает дверь в общество. Правотворчество вбирает в себя экономические, политические и другие импульсы, влияющие на формирование права. Практически правотворческая форма в основном осуществляется в принятии, изменении и отмене нормативных правовых актов. 2. Правоприменительная форма политики продолжает политику правотворческую, реализуется в правоприменительных актах, документах индивидуального характера. Имеются в виду правореализующие действия государственного органа (или должностного лица), осуществляемые в пределах его компетенции по разрешению конкретных правовых дел и принятию соответствующих правовых актов. Особенность этой формы проявляется в том, что в современных условиях значительно расширился субъектный состав правоприменения. Имеется в виду применение права негосударственными структурами – органами местного самоуправления, руководителями банков, частных фирм и т.п. Именно совокупность правоприменительных действий отражает правовую форму, правовой характер деятельности государства в реальной действительности. Правоприменительная политика государства в свою очередь, включает более дробные части, например, правоохранительную. В состав последней входит политика уголовная, определяющая стратегические направления, задачи, принципы и тактику борьбы с преступностью, политика уголовно-процессуальная, с которой связано проведение судебной реформы в современной России и др. 3. Правоинтерпретационая форма политики осуществляется, прежде всего, в актах официального толкования правовых норм (интерпретационных актах). Как видно, создание Конституционного Суда РФ и соответствующих судов субъектов федерации (конституционных либо уставных) способствовало тому, что названное направление правовой политики получило новый импульс и качественно новый уровень развития. 4. Доктринальная форма правовой политики проявляется в научном предвидении, прогнозировании развития юридических ситуаций. Очевидно, юридические воззрения и концепции исключительно значимы для формирования правового регулирования, для совершенствования законодательства, для правореализационного процесса, для оптимизации методологии толкования юридических норм. 5. Правообучающая форма правовой политики проявляется в подготовке юристов нового поколения, готовых профессионально и творчески действовать в новой политико-правовой ситуации. VI.В структуре правовой политики можно выделить два относительно автономных направления: политику в сфере права (совершенствование нормативной юридической базы – всей системы правовых средств) и политику посредством права, которая выражается в правовом регулировании и правоприменительной практике. Примечательно то, что в литературе по политологии и правоведению критерием обособления политики, в основном, выступает сфера общественной жизни – политическая, экономическая, социальная. VII. В научной и учебной юридической литературе, а также в законодательных актах используются такие устойчивые сочетания, как семейная политика, жилищная политика, уголовная политика и т.д. Указанные виды политики связаны с теми или иными отраслями права, предметом каждой из которых является определенная разновидность общественных отношений. Вместе с тем, упорядочение таких отношений (жилищных и др.) осуществляется посредством использования не только правовых, но и организационных, иных подобных средств, о чем свидетельствует содержание многих нормативных правовых актов[86]. По-видимому, целесообразно говорить о политике и в других аспектах, например, в зависимости от формы и методов ее осуществления, политика может быть демократической и авторитарной и т.д. Можно согласиться с выводом о том, что по своему содержанию правовая (юридическая) политика включает: определение видов общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, в том числе тех, которые, так или иначе, содержат политические интересы субъектов политики; определение методов, способов, типов правового регулирования конкретных отношений; планирование основных направлений законодательной деятельности государственных органов, включая сферу политики и др.[87] Результатом реализации правовой политики должно стать повышение качества и уровня правовой жизни, правовой обеспеченности общества. По-видимому, к обсуждаемому вопросу имеет отношение нередко используемое в последнее время словосочетание «диктатура закона», понимаемое как метод проведения правовой политики. В силу новизны это понятие нуждается в научном осмыслении, теоретическом обобщении, более или менее единой трактовке. Следует учитывать и то, что в восприятии названного словосочетания возникают сложности, прежде всего, психологического плана. Здесь важно, прежде всего, уяснить – против кого и чего будет направлена диктатура закона. Любой смысл и назначение диктатуры, в том числе и такой ее разновидности, как диктатура закона, настораживает, воспринимается «со знаком минус». Очевидно, каждый диктат, в какой бы форме он ни выступал, – не лучший способ управления обществом, о чем свидетельствует прошлый опыт Испании, Германии, нашей страны. Следует присоединиться к следующему справедливому мнению Н.И. Матузова: тезис о диктатуре закона должен касаться, прежде всего, самой власти – если власть не относит его в первую очередь к себе, то вся концепция рушится. В этой связи лучше было бы говорить не о «диктатуре закона» (такое словосочетание неудачное), а о силе закона, власти закона, верховенстве закона, его общеобязательности, что будет способствовать однозначности понимания. Или же – о господстве права, что более созвучно с идеей правового государства[88]. Соответственно приведенным суждениям, правовая политика – это сложное, многоаспектное общественное явление, проявляемое, в частности, в деятельности государственной власти по управлению процессами общественного развития в интересах общества, федеральных, региональных и иных образований, социальных групп. Уместно отметить, что реальная правовая политика, реализуемая в России, не всегда соответствует названным выше абстрактным положениям, раскрывающим теоретическую модель правовой политики. Известно, что в нашей повседневной действительности в сфере политической жизни, наряду с политикой в позитивном смысле слова, имеет место политиканство, цинизм, двойные стандарты, сомнительные с точки зрения нравственности методы, используемые в отдельных сферах, урегулированных правом. Это наиболее отчетливо проявляется в избирательных кампаниях, в борьбе за власть, посты, должности. Думается, подобную политику можно квалифицировать в качестве правовой с существенными оговорками и только в том смысле, что в целом она реализуется в рамках правовых отношений, т.е. отношений, урегулированных правом, но с определенными издержками, элементами правового нигилизма, вызывающими негативную оценку значительной части населения. В научной литературе к наиболее значимым принципам и соответственно направлениям выстраивания правовой политики в современной России относятся следующие: 1) четкое обозначение приоритетов юридической деятельности, которые должны вытекать из целей и задач Российского государства; 2) предвидение будущих позитивных юридических «ходов» субъектов политики, определение важнейших ее направлений и соответствующее их правовое обоснование; 3) ориентация на достижимые цели в правовой политике и применение для этого реальных юридических средств; и др. Существенное направление правовой политики современного российского государства – глубокая комплексная правовая реформа. По-видимому, она должна включать совершенствование федеративных отношений и региональной политики; рационализацию структуры органов государственной власти; повышение роли и авторитета судебной власти; перестройку юридического образования и кадровой политики с целью отбора лучших специалистов–профессионалов и др. Вместе с тем представляется убедительным следующий вывод: общий курс правовой реформы не должен сводиться просто к частичным изменениям действующих законов, внесению в них тех или иных корректив. Подобные меры – это отдельные звенья названной реформы, которые, безусловно, необходимы, но не определяют её стратегической направленности. Такая направленность, т.е. общий курс правовой реформы в современной России состоит «в формировании гуманистического права, права современного гражданского общества»[89]. Обобщая сказанное, заметим: значимость правовой политики в современной России возрастает, поскольку без нее невозможно результативно регулировать наиболее важные общественные отношения, обеспечить их приоритет над всеми частными и групповыми интересами.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |