Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные учения о праве

Читайте также:
  1. I Экономика как наука и основные проблемы экономики
  2. II. Основные подходы к проектированию ИС
  3. II.Основные определения, понятия компьютерного моделирования.
  4. III. Изменения в государстве и праве.
  5. III. Основные представители гуманистической психологии.
  6. V. Основные методы проектирования ИС
  7. V. Основные представители когнитивной психологии.
  8. V. Развитие воображения в процессе изучения литературных произведений.
  9. Агрегатное планирование. Основные стратегии.
  10. Административном и уголовном праве предписания правовых норм
  11. Активные кислород-содержащие соединения — образование и биологическое действие в клетке в норме и после облучения
  12. Английская революция 17 в. (предпосылки, основные этапы и начало)

Существуют множество теорий происхождения права. Такое различие научных взглядов обусловлено историческими особенностями развития общества, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Остановимся на краткой характеристике отдельных теорий.

Теологическая теория права. Слово «теология» означает то же, что и богословие (по греч. theos – бог). Теологическая теория своими корнями уходит в глубь веков. Наиболее яркий представитель – Фома Аквинский (1226–1274), признанный крупным авторитетом средневекового католического богословия. В литературе признается, что именно он разработал весьма последовательный христианско-теологический вариант юридического правопонимания. Его философско-правовые взгляды получили дальнейшее развитие в иных концепциях такой направленности. Примечательно, что и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти Бога на земле. Право, как и государство, также божественно по своему происхождению. Оно выражает божью волю и высший разум, воплощенных в божественном законе.

При обосновании необходимости божественного закона Ф. Аквинский концентрирует внимание на следующем. Во-первых, божественный закон необходим для указания на конечные цели человеческого бытия. Во-вторых, именно этот закон должен оцениваться в качестве высшего и безусловного критерия, которым следует руководствоваться. В-третьих, божественный закон необходим для искоренения всего злого и греховного, в том числе всего того, что не может быть запрещено человеческим законом.

При этом трактовка божественного закона дополнена учением о праве. Право (jus) – это действие справедливости (justita) в общественном порядке человеческого общежития.

Как видно, освящение власти и права божественным началом придавало им авторитет и безусловную обязательность[95].

Примечательно, что теологическая теория стала предпосылкой одного из известных современных учений о праве – неотомизма. По существу, неотомизм – новая интерпретация взглядов Фомы Аквинского. Неотомистская теория, рассматривая вопрос о природе, сущности права, пытается найти основы права в мировом порядке, согласующимся с высшим божественным разумом. Церковь признается посредником между Богом и государственной властью. Именно это позволяет заключить, что в своей основе теологическая теория не претерпела существенных изменений.

С учетом сказанного, можно отметить некоторые достоинства и недостатки данной теории.



Достоинства теологической теории:

– обоснование связи права с добром и справедливостью;

–провозглашение разумности порядка в обществе, при его производности от духовного начала.

Недостатки:

– категоричность тезиса о беспрекословном повиновении народа всем велениям государственной воли, как продолжению воли божественной;

– аргументация, основанная не на научных доказательствах, а на вере, пронизана идеей вечности государства и права в силу их божественного происхождения;

– не отражает реальные тенденции, действительно имевшие место и проявившиеся в процессах становления государства и права.

Историческая школа права. Эта доктрина учитывала некоторые реальные, конкретные процессы формирования права, особенно в средневековой Европе, и утверждала, что они не потеряли своей значимости.

Заметное развитие историческая школа права получила в XIX веке в Германии. Представители – выдающиеся немецкие юристы Г.Пухта (1798–1846) и Ф.Савиньи (1779–1861).

Историческая школа, используя имевшие в действительности факты образования права из обычного права, утверждала, что главное в процессе формирования права – самоорганизационные начала, спонтанное, стихийное развитие. По мнению сторонников этой школы, право формируется и развивается так же, как развивается национальный дух, язык.

Как видно, историческая школа, используя принцип историзма, связывала право с более глубокими этнокультурными пластами, с самоорганизационной природой права, его эволюцией[96].

Важнейшим источником права был объявлен обычай. К тому же, право рассматривалось как результат постепенного развития «народного духа», сравнивалось с развитием языка.

Основные идеи исторической школы права следующие:

1) право – историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

2) право – это, прежде всего, правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр национального духа, глубин народного сознания и т.д.

Достоинства исторической школы права:

– впервые основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

– справедливо подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению, без учета исторических и национальных традиций.

Слабые стороны исторической школы права:

– представители этой теории переоценивали роль правовых обычаев в сравнении с законодательными актами;

– в концепциях данной школы получили гиперболизацию представления о решающей роли национальных традиций, духовных начал; при этом недооценивалась роль экономических факторов, существенно влияющих на формирование права.

Естественно-правовая теория. Эта теория наибольшее развитие и распространение получила в период буржуазных революций. Представители: английские философы Гоббс Т., Локк Д., французский философ Руссо Ж.Ж., русский мыслитель Радищев А.Н. и др.

Основные идеи теории:

1) в каждом политически организованном обществе наряду с правом в юридическом значении (позитивное право), т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения;

2) естественные права и свободы не даруются человеку властью, а выводятся из его разумной природы, из цивилизованного способа существования в определенном сообществе. Естественное право охватывает, например, такие права как право на жизнь, право на личную свободу, право на частную собственность, право на равный эквивалент при товарном обмене, право на революцию против правительства, попирающего права народа, и другие;

3) естественные права сами по себе не выражены в каких-либо особых нормах. Они находятся за нормами, выступают в виде идей, представлений, а затем могут быть отражены и в определенных документах. В этой связи юридические нормы могут быть воплощением естественного права, что придает им высокий статус;

4) не всякий юридический закон, будучи даже безупречным по форме, содержит в себе право. Содержание любого закона должно быть подвергнуто проверке с позиции его соответствия «естественным» человеческим, общественным, природным нормам: все, что противоречит в позитивном плане, создаваемом законодателем, «естественному» праву, не может считаться правом.

Достоинства теории естественного права:

– это прогрессивная доктрина, продиктована самой природой человека. Ее идеи использовались в период буржуазных революций, приводивших на смену отжившим феодальным отношениям более свободный строй;

– отражает представления о справедливости, правах человека, иных социальных ценностях, обращенные к законодателю;

– выступает против использования государственной властью закона в своекорыстных целях;

– утверждает идею о неотъемлемых правах человека и гражданина, которые не дарованы им добрым правителем, а принадлежат от рождения;

– согласно этой теории, законы могут быть неправовыми. Они должны проводиться в соответствии с правом, т.е. такими ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.д.

Недостатки:

– понимание права с позиции этой школы (как абстрактных нравственных ценностей) нейтрализует, недооценивает его формально-юридические свойства;

– утверждение в качестве исходной методологической установки идеи справедливости не подкреплено убедительной аргументацией. К тому же, представление о справедливости может быть разным у различных людей;

– практическая реализация подобных установок и идей в судебной и иной правоприменительной деятельности представляется достаточно проблемной.

В результате отметим: вывод о том, что политическая и правовая жизнь должна соответствовать требованиям естественного права, связан не столько с правом, сколько с правосознанием.

Названные выше положения отличают теорию естественного права от других теорий.

Социологическая школа права. Это доктрина – одно из заметных направлений науки права XX в. Крупнейший представитель этой школы – американский ученый–юрист Р. Паунд (1870–1964). Сторонники этого направления основывали свои выводы на эмпирических исследованиях, касающихся функционирования правовых институтов, их динамики. В центре внимания исследователей, прежде всего, процесс реализации права и соответствующий лозунг «право в действии». Правовые нормы, согласно этой концепции, – это лишь часть права. Наряду с ними существует «живое право», которое есть не что иное, как сложившиеся в обществе фактические отношения. При этом утверждается, что главное – не правовые предписания, а сам процесс действия права в обществе, конкретные действия участников правоотношений. Примечательно, что в связи с этим обосновывается вывод о «гибкости права», по сути, говорится о возможности изменения правовой нормы в процессе ее применения. Стало быть, обосновывается отказ от непререкаемого авторитета закона и требование судейского усмотрения. Можно сказать, что такой вывод ведет к фактическому расширению «правотворческих» функций судьи и принижению роли закона.

Достоинства социологической теории права:

– обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания над правовой формой;

– ориентация на реализацию права, на его практическое осуществление способствует более глубокому изучению юридической практики, обобщению мнений судебных работников и других субъектов, применяющих нормы права.

Недостатки:

– слишком сильный крен в сторону реализации права, его применения идеализирует такую деятельность, которая может быть как законной, так и противозаконной;

– некритическое осмысление выводов этой теории увеличивает возможности недостаточно обоснованных решений должностных лиц, фактов произвола с их стороны.

Поскольку «социологическая теория» обращена на изучение действия права, это направление в теории права называют иногда функциональным.

Психологическая школа права. В рамках этого теоретического направления, сложившегося на рубеже XX в., отчетливо виден психологический подход к выяснению природы права, его особенностей. Наиболее оригинальным представителем данной концепции был русский юрист Л.И. Петражицкий (1876–1931), профессор Петербургского, с 1918 г. – Варшавского университетов.

Л. Петражицкий, выделяя психологические начала правового регулирования, основное видел в эмоциональной восприимчивости правовых требований адресатом права. По его мнению, эмоции, импульсы, переживания, осознания – вот это является главным в переводе правовых предписаний в реальное поведение индивида.

При этом различается право объективное и интуитивное. Первое – это право позитивное, официальное (нормы, веления, запреты, обращенные к определенным субъектам). Второе – право интуитивное, определяемое психологическим отношением адресата к праву объективному, официальному.

Как видно, приоритетная роль отводилась праву интуитивному. Соответственно, признается, что причины, обусловившие существование и действие права, коренятся не только в социально-экономических и политических условиях общества. Они также «таятся» в психологии личности или социальной группы. В этой связи право рассматривается в значительной степени как продукт различного рода психологических установок, инстинктов (например, властвования и подчинения), эмоций.

Л.И. Петражицкий, признав наличие объективного (позитивного) права, делит правовые переживания на два вида: переживания позитивного права – представления о том, что юридическая норма – результат внешнего государственного решения; переживания интуитивного плана, играющие приоритетную роль в поведении людей.

Можно предположить, что Л. Петражицкий, попытался разобраться в сложной системе воздействия регулятивных систем – права, морали – на поведение людей. Однако при этом гиперболизировались психологические начала.

Достоинства психологической школы права:

– означает попытку разобраться в рациональной и эмоциональной природе такого феномена как право;

– включает цель понять механизм перевода в поведение конкретного индивида объективно существующих правовых предписаний;

– раскрывает значимость психологических процессов, которые выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими и пр. В этой связи следует то, что нельзя принимать законы без учета социальной психологии, нельзя успешно применять их, не принимая во внимание психологические особенности индивидов;

– акцентирует внимание на значимости правосознания в правовом регулировании общественных отношений.

Недостатки:

– истоки права выводятся в основном из психики человека, что ведет к недооценке социально-экономических и других факторов, влияющих на природу права;

– умаляется роль нормативных правовых актов в регулировании поведения граждан и организаций, недооценивается значимость их формальной определенности.

Как видно, отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований. Вместе с тем нельзя считать психологические переживания главными, исходными в праве.

Солидаристская теория права. Идейными основами теории солидаризма стали существующие представления об обществе как едином организме. Наиболее яркий представитель этой теории французский ученый–юрист Леон Дюги, выдвинувший идею социальной солидарности, т.е. сотрудничества в осуществлении власти различных социальных слоев и групп, участвующих в политической жизни.

Согласно названной концепции, каждый член общества должен осознать свою социальную функцию, установленную правом, проникнуться идеей необходимости совершения определенных поступков, обеспечивающих солидарность всех членов общества.

На основании такого подхода право признается как выразитель солидарности людей, средство, охраняющее «общие интересы» всех социальных групп, инструмент достижения социальной гармонии. Можно сказать, что социальная концепция права направлена на поиск правовых средств, способствующих устранению возможных социальных конфликтов, обеспечению порядка в обществе, стабильности и устойчивости самой общественной системы. Отсюда – акцент на социальные функции права в обществе, содействующие решению экономических проблем, проблем образования, здравоохранения, социального обеспечения населения и др. Следовательно, имеет место ориентация права на социальные, общедемократические ценности.

Достоинства теории солидаризма:

– направленность на поиск правовых средств, помогающих устранить возможные социальные конфликты, обеспечить порядок в обществе;

– акцент на значимости социальных функций права в обществе, на необходимости его исследования с позиций возможного решения различных социальных задач.

Недостатки:

– предельно абстрактный подход к выяснению природы права;

– представление его в виде такого правового идеала, который в действительности едва ли может быть реализован.

Нормативистская школа права. Нормативизм – результат развития позитивизма, его научное ответвление. Сложившись как научное направление в середине XIX века, он и в XX веке занимал в юридической науке господствующее положение. Наиболее видным основателем нормативизма в праве был австрийский юрист Кельзен Г. (1881–1973). Последователи этой школы использовали в качестве основы для своих рассуждений нормативное содержание права, обеспеченное возможностью государственного принуждения. Они видели задачу науки в изучении действующих норм права в «чистом виде», отвлекаясь от социальных (экономических, политических) условий их существования и развития. Соответственно такому подходу, право рассматривалось как объективная логическая форма, абстрагированная от исторического и психологического содержания. Отсюда нормативизм иногда называют «чистой теорией права».

Свои теоретические построения ученые–нормативисты сводили к выводам о системности права, иерархии (соподчиненности) норм, выявляли основную норму, закрепленную в конституции, утверждали, что значимость права в самом праве. По мнению Г. Кельзена, сила одних норм опирается на другие высшие нормы, но не на реальные факторы социального плана (экономические и др.). Структура всей правовой системы предопределяется «основной нормой», которая признается в качестве базовой. Оценка права с позиции морали, по мнению представителей нормативизма, недопустима, ибо связи между этими явлениями нет. Мораль (нравственность) лишь дает оценку интересов, право – их разграничение (Н.М. Коркунов).

Достоинства нормативистской теории:

– верно концентрируется внимание на таком определяющем свойстве права, как нормативность, т.е. на том, что право складывается из норм, имеющих общий характер;

– убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;

– обоснованно признается возможность государства влиять на общественное развитие, поскольку государство устанавливает и обеспечивает основную (конституционную) норму.

Недостатки:

– отличается крайним формализмом, что ведет к преувеличенной оценке права, созданного государством;

– характеризуется недооценкой содержательных предпосылок права (факторов экономики, политики, нравственности и др.);

– ограничивается узкой задачей, предполагающей формально-догматический анализ правовой нормы, изучение лишь внешнего ее строения (структуры).

Эти и другие критические замечания не снижают значимости вывода о том, что право для людей является внешним фактором, поддерживаемым силовыми государственными органами.

Марксистская теория права. Эта теория наиболее логически завершенную форму получила в XIX–XX вв. В юридической литературе данная теория также называется материалистической. Основы указанной теории были представлены в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», использовавшего исследование Л. Моргана «Древнее общество». Надо отметить и то, что основные выводы Ф. Энгельса были затем развиты в работах В.И. Ленина.

Основные идеи материалистической теории:

– государство и право существовали не всегда, они присущи лишь классовому обществу;

– экономический фактор является одним из важнейших в формировании, развитии и государства, и права;

– право органически связано с государством. Государство создает и обеспечивает соблюдение права;

– право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление. Это воля определенного экономически и политически господствующего класса (рабовладельцев, феодалов, буржуазии, пролетариата или всего народа в социалистическом обществе);

– содержание указанной воли определено материальными условиями жизни соответствующего общества в целом;

– право, хотя и обусловлено экономическими отношениями, обладает относительной самостоятельностью, оказывает обратное воздействие на все сферы общества, в том числе экономическую;

– со сменой типа производственных отношений, наступающей, как правило, в ходе социальной революции, изменяется и классовая сущность права. Оно начинает отражать интересы, прежде всего, того класса, который получает политическую и экономическую власть.

Как отмечалось, марксизм понимает под правом, прежде всего, возведенную в закон государственную волю господствующего класса. Содержание права определяется, в конечном счете, материальными условиями существования общества.

Достоинства марксистской теории:

– обоснована зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;

– убедительно показана тесная связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

Слабые стороны теории:

– преувеличена роль классовых начал в праве в ущерб предпосылкам общечеловеческим;

– без убедительной аргументации функционирование права ограничено историческими рамками классового общества;

– право слишком жестко связано с материальными факторами, с экономическим детерминизмом, т.е. определяющей, причинной зависимостью права и иных социальных явлений от экономики.

В целом можно сказать, что рассмотренные выше теории позволяют осмыслить, понять, что и как определяло и обеспечивало поведение людей в обществе, чем отличались регулятивные системы догосударственных и государственных обществ, т.е. имеют непреходящую историческую и научную ценность.

 

Контрольные вопросы к лекции.
Темы докладов, рефератов, сообщений. Литература

Контрольные вопросы

1. Что означает понятие «функции права»?

2. Как соотносятся функции права и понятия «роль права», «задача права»?

3. Раскройте смысл и содержание функций права в сугубо юридическом смысле.

4. Какие функции права можно выделить на общесоциальном уровне?

5. Как соотносятся такие институты общества как государство и право?

6. Какие теоретические модели соотношения права и экономики представлены в юридической литературе?

7. Как характеризуется взаимосвязь права и экономики в современной России?

8. Что означает термин «политика»? Как трактуется политика в современном значении?

9. В чем проявляются единство, различие и взаимодействие политики и права в современной России?

10. Раскройте смысл слов «преемственность в праве».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Основные учения о праве

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1915; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.81.79.128
Генерация страницы за: 0.02 сек.