КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 5. Правотворчество в современном российском обществе
Темы докладов, рефератов, сообщений 1. Понятие системы права и ее признаки. 2. Структурные элементы системы права. 3. Основания классификации отраслей права: подходы в науке. 4. Виды и характеристика отраслей права. 5. Отраслевая (горизонтальная), вертикальная (иерархическая), федеративно-территориальная системы законодательства. 6. Система права и система законодательства. 7. Правовая система в современной России. Литература Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. Гл. 2. Байтин М.И., Петров Д.Е. Система права: к продолжению дискуссии // Государство и право. 2001. № 1. Винюкова И.В. К вопросу о структуре правовой системы // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 1. Гаврилов В.В. Развитие концепции правовой системы в отечественной доктрине права: общетеоретический и международно-правовой подходы // Журнал российского права. 2004. № 1. Гущина Н.А. Система права и система законодательства: соотношение и некоторые перспективы развития // Правоведение. 2004. № 5. Кононов А.А. Общенаучная концепция системы права // Правоведение. 2003. № 3. Кузьменко А.В. «Системный взгляд» на систему права // Правоведение. 2003. № 3. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004. – Гл. 4. Мозолин В.П. Система российского права (Доклад на Всероссийской конференции 14 ноября 2001 г.) // Государство и право. 2003. № 1. Поленина С.В., Гаврилов О.А. Теоретические и практические аспекты развития правовой системы Российской Федерации в условиях глобализации // Государство и право. 2005. № 12. Четвернин В.А. Система законодательства. Система права // Юридическая энциклопедия / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 2001. 5.1. Правотворчество: понятие, авторские подходы Правотворчество – одно из важнейших направлений государственной деятельности, поскольку любое общество нуждается в правилах взаимоотношений между людьми, организациями, т.е. в позитивном праве. Позитивное право создается государством в лице его соответствующих органов, т.е. посредством правотворчества. Самое существенное, относящееся к правотворчеству, в том, что эта деятельность направлена на принятие законов и иных нормативных правовых актов, способствует упорядочению, стабилизации самого общества, формированию социально необходимых отношений между людьми и их коллективными образованиями. Основная ценность правотворчества в том, что оно, образно говоря, дает жизнь праву, формирует, оформляет его, как бы открывает «дверь» в общество. С этой точки зрения, правотворчество представляет собой начальный этап жизни права, «вбирает в себя» экономические, политические и другие импульсы, влияющие на формирование правовых предписаний. Правотворчество в юридической литературе в основном определяется как деятельность специально уполномоченных государственных органов по установлению, изменению или отмене норм права[138]. Интересна и мысль о том, что «правотворчество – это организационно оформленная, установленная процедурная деятельность государственных органов по созданию правовых норм, или по признанию правовыми сложившихся, действующих в обществе правил поведения»[139]. Примечательно, что представители доктрины естественного права признают следующее: правотворческие органы (парламент и др.) не формируют, не «творят» право, а только открывают, обнаруживают его, оформляя, облекая в законы и иные нормативные правовые акты. На правотворчество оказывает влияние целый ряд факторов объективного и субъективного характера. К первым из них можно отнести материальные условия жизни общества. Действительно, правотворчество прежде всего отражает влияние экономических, политических, идеологических и иных социальных факторов. Именно такой материальный подход позволяет раскрыть особенности правотворчества в разные эпохи, разные исторические периоды определенного общества. Существенные особенности правотворчества Советского государства и правотворчества современного Российского государства. Ко вторым, т.е. субъективным факторам – относятся потребности и интересы различных социальных групп в нормативном правовом регулировании общественных отношений, взгляды и позиции участников правотворческого процесса. По-видимому, субъективная сторона, прежде всего, характеризует позицию законодателя в законотворческом процессе: уровень его правовой культуры, профессионализма, идеологические, политические, моральные ценности и ориентации. По сути, правотворчество – предпосылка правового регулирования, его формирующее начало. Оно носит творческий, созидательный характер. Почему? Потому что речь идет о творчестве в правовой сфере. Очевидно, любой нормативный правовой акт – это всегда реакция государства на определенную проблему, существующую социальную потребность. Можно сказать, что творческий подход здесь проявляется не только в возможности вовремя увидеть реальную правовую ситуацию, относящуюся к проблемной, не урегулированной правом, но и определить оптимальные правовые средства для соответствующего решения. В юридической литературе относительно деятельности по изданию актов, содержащих правовые нормы, государственными и иными управомоченными органами иногда используется термин «нормотворчество». Здесь, думается, необходимо следующее уточнение: термин «нормотворчество» относится к установлению не только норм права, но и других социальных норм – моральных, корпоративных, религиозных, политических, экономических. В этой связи можно сказать, что в юридической литературе названный термин используется не в буквальном (жестком) смысле слова. Главное для правотворчества – разработка и утверждение новых правовых норм. В этом в первую очередь проявляется назначение этой формы государственной деятельности. Другие проявления правотворчества (отмена и изменение действующих норм, совершенствование их редакции) имеют подчиненное, вспомогательное значение. Они в основном нацелены на образование внутренне согласованной, действенной системы юридических норм. С учетом приведенных положений, относящихся к правотворчеству, можно назвать следующие его особенности: 1) для правотворчества главный, решающий фактор – фактор государственный, поскольку именно государство в лице своих правотворческих органов создает основную массу правовых норм; 2) правотворчество объективно обусловлено существующими в обществе экономическими, социальными, политическими и иными отношениями; 3) движущее начало (импульс) правотворчества – социальные интересы, потребности людей, социальных групп, интересы, свойственные обществу в целом; 4) это активная государственная деятельность, заключающаяся в творчестве права (выявление, всестороннее изучение, объективная оценка существующих на данный момент экономических, политических и иных правообразующих факторов); 5) правотворческая деятельность осуществляется в рамках строго установленных законом процедур, специальных правил, содержащихся в регламентах правотворческих органов и др. документах; 6) основной результат этой деятельности (ее продукция) – юридические нормы, содержащиеся главным образом в нормативных правовых актах, хотя в действительности они воплощаются и в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах; 7) правотворчество – важное, необходимое средство управления обществом, процесс, отражающий динамику общественной жизни, изменений, происходящих в социальной, экономической, политической и иных сферах общественной жизнедеятельности; 8) это основной способ воздействия государства на общественные отношения, преобладающее средство придания праву юридической силы. Следует признать, что уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных правовых актов, – существенный показатель цивилизованности и демократичности общества. Правотворчество и правообразование (формирование права). Законотворчество. В современной юридической науке нередко в одном ряду используются понятия «правотворчество» и «правообразование» (формирование права). Учитывая соотношение названных категорий можно сказать, что они тесно связаны, но не тождественны. Поэтому правотворчество необходимо отличать от правообразования. Сама по себе эта констатация требует уточнения. Первое, буквальное понятие правотворчества было раскрыто ранее. Имеется в виду сам процесс создания правовых норм компетентными органами в рамках определенной правотворческой процедуры. Правообразование – это наиболее объемное понятие, отражающее процесс формирования права под влиянием объективных потребностей общества, социальных групп, индивидов. В разных условиях и разных странах этот процесс может протекать не одинаково, но в целом в нем есть много общего. Главное в том, что правообразование (формирование права) – сложный, длящийся, многократный процесс. Он детерминирован объективными потребностями экономического, социального, политического характера и т.п., которые в комплексе порождают определенные правовые идеи, лежащие в основе соответствующих нормотворческих решений. В обобщенном плане можно сказать, что правообразование в своем развитии проходит три этапа. Первый – это возникновение общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Здесь еще нет правотворчества, но правообразование началось. Второй – связан с осознанием необходимости правового регулирования этих общественных отношений. Правотворчества здесь также нет, но правотворческий замысел, правосознание начинают формироваться. Соответственно, правотворчество – итоговая часть правообразования, в рамках которой устанавливаются необходимые нормы права. С позиции несколько иного подхода в правообразовании можно выделить ряд граней. Прежде всего, «исчисление» импульса правообразования ведется с момента правотворческого замысла, т.е. с периода изучения потребностей различных социальных групп в правовом регулировании общественных отношений. Далее, процесс правообразования включает анализ и оценку сложившейся действительности, выработку взглядов и концепций о будущем правовом регулировании, а также разработку проектов нормативных правовых актов. И, наконец, правотворчество – заключительная «грань», своеобразный этап в процессе образования права. Какова значимость познавательного и оценочного компонентов правотворческой деятельности? Познавательный – предполагает изучение, осмысление объективных и субъективных предпосылок, «предоснов» правотворчества. Это способствует обнаружению и отбору возможных объектов правового регулирования с точки зрения их внутреннего развития, возможных системных отношений с иными подобными объектами, их «прямых» и «обратных» связей с правовой средой. В этом контексте правотворчество есть процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов, уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур. Оценочный фактор способствует правильной оценке определенных объектов с позиции логики правового регулирования, достижения целей, которые ставит законодатель. Нетрудно заметить, что обособление названных факторов (компонентов) правотворчества весьма условно в связи с единством их содержательной направленности. Рассмотрение правотворчества с позиции этих предпосылок позволяет обратить внимание на особенности- понятия «законотворчество». Законотворчество. Содержание и объем участия органов государства в процессе правотворчества разнообразны. В этой связи отметим, что понятие «правотворческий процесс» – объемное, широкое, относится к процедуре создания всех нормативных правовых актов. Под законодательством в буквальном смысле слова понимается деятельность органов законодательной власти по принятию законов. Законодательство в этом смысле – основная, наиболее важная форма правотворческой деятельности. Соответственно, «законодательный процесс» – понятие, относящееся к процедуре принятия только законов. Речь идет о принятии в особом порядке высшими представительными органами государства нормативных актов, обладающих высшей юридической силой. Термин «законотворчество» понимается в юридической науке в основном без особых различий. В этой связи можно сделать такой вывод: законотворчество – особый вид правотворчества, относящийся к компетенции законодательных (представительных) органов власти, имеющий особую значимость в возведении воли социальных групп, народа в закон. К специфическим особенностям законодательства как сердцевины правотворчества, относятся следующие: – направлено на принятие законов, регулирующих наиболее важные общественные отношения, обладающих высшей юридической силой в системе нормативных правовых актов; – осуществляется высшим законодательным органом Федерации (Федеральное Собрание), законодательными (представительными) органами субъектов Федерации; – отличается усложненной процедурой принятия закона, последовательной сменой стадий законотворчества. Как видно, «законотворчество», по сути, «стыкуется» с категорией «законодательство». Заметим, в юридической литературе эта категория понимается в широком и узком смысле. В широком аспекте законодательство трактуется, как совокупность законов и подзаконных нормативных правовых актов. В узком, собственном смысле под законодательством обоснованно понимается система законов, издаваемых органами законодательной (представительной) власти. По мнению большинства ученых, законодательство – это вся совокупность законов, действующих в стране. С этой точки зрения также утверждается, что в настоящее время понятие "законодательство" оправданно рассматривать в более узком смысле – как упорядоченную совокупность собственно законов. Основной аргумент в пользу этого вывода следующий: использование термина законодательства в широком смысле возможно было в прошлый дореформенный период, когда законное регулирование нередко подменялось подзаконным, и подзаконные акты обычно имели б о льшую фактическую силу, чем законы. В современный период, в условиях разделения властей такое понимание законодательства представляется некорректным[140]. Уместно в этой связи заметить, что в Конституции РФ 1993 года используется вместо слова «законодательство» выражение «законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 15). Статья 3 ГК РФ также разграничивает гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти). Следовательно, есть значительные основания утверждать, что понятие «законодательство» в широком смысле, трактуемое как весь комплекс издаваемых уполномоченными правотворческими органами нормативных правовых актов, нуждается в корректировке. С учетом федеральной структуры устройства современного российского государства общепризнанно то, что в понятие «законодательство» включаются и законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации. По-видимому, это согласуется с содержанием п. 4 и п. 5 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |