Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 14. Законность и правопорядок

Темы докладов, рефератов, сообщений

1. Правосознание: понятие, структура и общая характеристика правосознания.

2. Функции правосознания и его виды.

3. Право и правосознание.

4. Правовое воспитание: понятие, формы и методы осуществления.

5. Понятие и особенности правовой культуры.

6. Структура и функции правовой культуры.

7. Правовой нигилизм и правовой идеализм: понятие, источники, формы выражения.

Литература

Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988.

Балина Т.Н. Психологические аспекты формирования индивидуального правосознания // Философия права. 2005. № 1(13).

Варламова Н.В. Правосознание // Юридическая энциклопедия / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 2001.

Гранат Н.Л. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. Т. 3. М., 2002.

Донченко Р.Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление // Юрист. 2005. № 6.

Клейменова Е.В., Моралева К.А. Правовая культура и ее стандарты в конституциях Российской Федерации // Правоведение. 2003. № 1.

Мартышин О.В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. 2003. № 10.

Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004. – Гл. 6, 7.

Певцова Е.А. Формирование правового сознания школьной молодежи: состояние, проблемы и перспективы // Государство и право. 2005. № 4.

Пересыпкин А.С. Некоторые аспекты исследования конституционного правосознания // Государство и право. 2005. № 1.

Пискунова С.С. Современное правосознание: понятие, характерные черты и функции // Закон и право. 2003. № 8.

Правовая культура в России на рубеже столетий (обзор Всероссийской научной конференции) // Государство и право. 2001. № 10.

Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Екатеринбург, 1996.

Смоленский М.Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России: формула взаимообусловленности // Правоведение. 2003. № 3.

Юрашкевич Н.М. Правосознание и право: общность и различия // Государство и право. 2005. № 7.


14.1. Законность: понятие, нормативная основа, содержание

Проявление законности связано с процессом происхождения государства и права. Очевидно, с принятием законов на самых первых стадиях образования государства выдвигается задача их обеспечения, т.е. проблема законности.

О необходимости соблюдения закона писали в свое время известные греческие мыслители Платон и Аристотель. Подобного рода вопросы привлекали внимание ученых и в последующие периоды. Однако более углубленно теория законности разрабатывалась значительно позже, в период буржуазных революций (XVIII – XIX вв.). Показательно следующее: представителями эпохи Просвещения законность понималась в двух аспектах. Во-первых, как соблюдение существующих законов всеми субъектами, подпадающих под их действие и, во-вторых, как осуществление (деятельность) власти, основанное на установленных законах, в основе которых критерий справедливости.

В советской юриспруденции в основном господствовал классовый подход в понимании законности. Считалось, что подлинная законность может быть только социалистической. С этой точки зрения утверждалось, что любая антагонистическая формация (рабовладельческая, феодальная, буржуазная) есть, по сути, режим «узаконенного беззакония».

Теперь следующий вопрос: каково было отношение В.И. Ленина – основателя Советского государства – к этой проблеме?

Как видно, такое отношение было неоднозначным. В.И. Ленин сначала утверждал, что диктатура пролетариата – власть, не связанная никакими законами, а затем концентрировал внимание на необходимости соблюдения единой законности.

И еще одно положение, которое представляется весьма значимым. После известного совещания правоведов в 1938 г., под влиянием идей А.Я. Вышинского, социалистическую законность стали повсеместно понимать (и на уровне теории, и в системе юридической практики) как строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов всеми субъектами советского права в интересах пролетарского государства. Такая трактовка законности предопределялась тем, чтобы любой нормативный правовой акт, исходящий от государства, в том числе и антигуманный, считался неоспоримым «правом» и, соответственно, требовал неукоснительной реализации.

Как видно, длительное время социалистическую законность рассматривали сначала как метод осуществления диктатуры пролетариата, а затем в более поздний период как метод осуществления общенародным государством его задач и функций.

Примечательно следующее: после 1985 г., в связи с изменениями, происшедшими в стране, предпринимаются попытки переосмыслить сущность законности как политико-правового явления, освободив от классово-идеологического аспекта. Это подтверждает то, что проблема законности всегда была и остается актуальной, поэтому может рассматриваться как одна из центральных идей теории права.

Законность – явление сложное, с трудом поддающееся научному определению. Отсюда множественность суждений о ее содержании. В юридической литературе законность рассматривается с различных сторон. Она трактуется в аспектах метода осуществления государственной власти, политико-правового режима, элемента демократии, основного принципа деятельности государственных органов и должностных лиц и т.д.

В этой связи важно получить общее представление о законности как о научной категории и реальном правовом явлении. На основе такого подхода, принципиально значим юридический аспект законности. Главное здесь в том, что законность производна от права как институционного образования. Именно этот «аспект придает законности формально-обязательный характер, возводит ее в ранг правовой категории»[279].

В настоящее время нередко используются представления о законности, близкие по смыслу тем, которые существовали в советский период. Законность анализируется прежде всего с позиции требования строгого, неукоснительного соблюдения и исполнения юридических норм всеми субъектами права, т.е. гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами. При этом утверждается следующее: «главное, что и образует суть, основу законности, – строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений»[280].

Представляется, что, по сути, при таком подходе законность в своем содержании сводится в основном к механическому исполнению законов индивидами, организациями и деятельности управомоченных органов (правоохранительных и др.), основной целью которых является соблюдение, исполнение законов, надлежащее их применение. И нужно заметить: в дореформенный период в нашей стране обеспечение законности сводилось в основном к работе правоохранительных и контрольно-надзорных органов – выявлению нарушителей правовых предписаний, привлечению их к ответственности и последующему наказанию.

При таком подходе, деятельность правотворческих органов, осуществляющих правовое регулирование, в буквальном смысле, как бы находилась вне содержания законности, не сопоставлялась с ее принципами, не привлекала внимание представителей юридической науки и юристов – практических работников.

Изменения, происшедшие в социальной структуре российского общества, обусловили необходимость в новых подходах к пониманию законности.

С этой точки зрения представляют интерес определения законности, связанные с попыткой «перевести» ее в новые реальные, более прогрессивные общественные отношения. Представляется обоснованной трактовка законности в более объемном, широком плане с привлечением дополнительной аргументации.

Законность в широком аспекте – это не просто исполнение законов, но и подзаконность деятельности государства, обязательность законов для всех государственных органов. Констатируя это, обратим внимание на следующий вывод: «законность – это общественно-политический режим жизни, суть которого состоит в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц»[281].

Стало быть, в понятие законности включаются не только требования государства по отношению к определенным субъектам, но и требования общества к государству. К тому же, содержание законности при таком (широком) подходе включает реализацию не только предписания права по отношению к обязанным лицам, но и реализацию предоставленных им возможностей (прав, свобод индивидов, их объединений) в сфере правового регулирования. Прежде всего, это – обеспечение и защита прав и свобод граждан со стороны государственных органов и должностных лиц. В предыдущие десятилетия наша российская действительность, по сути, свыклась с декларативным провозглашением многих прав и свобод и соответственно с имеющим место нарушением прав и законных интересов людей, с пренебрежением ими.

Контуры законности в новом понимании обозначены выше.

С учетом этого приведем еще одну авторскую позицию. Законность – это «политико-правовой режим, характеризуемый верховенством закона, безусловным исполнением его требований гражданами и должностными лицами, наличием специальных механизмов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление гражданами прав и свобод» [282].

Если исходить из рассмотренных особенностей законности, то можно сказать, что ее содержание включает следующие моменты:

а) обязательное исполнение требований права всеми его субъектами;

б) обеспечение для всех субъектов полного и реального осуществления субъективных прав;

в) строгая регламентация деятельности учреждений и организаций;

г) реализация предписаний Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях;

д) независимое и эффективное правосудие;

е) результативная работа правоохранительных органов.

Особый акцент в юридической литературе делается на том, что законность должна быть «развернута» на личность, на ее правовые возможности, на утверждение субъективного права[283].

Этот подход принципиально важен для теории права в нескольких отношениях.

1. Понятие законности в таком аспекте – одна из граней реалистического отношения к праву, к его общеобязательности, к его ценности.

2. Законность выражает новое гуманистическое мировоззрение, природу такой общественной системы, которая нацелена на обеспечение и охрану прав личности, на исключение из общественной жизни ее бесправия, произвола властных государственных структур.

3. Такое понимание законности позволяет распространить ее требования и принципы на все формы реализации права, в том числе на использование возможностей, предусмотренных правом. В этой связи в поле зрения находится такая важная сфера социальной жизни, которая связана с созданием предпосылок для реализации гражданами предоставленных им прав и свобод.

Дело в следующем: трудно призывать граждан к неуклонному соблюдению законов, реализации возложенных обязанностей (заполнение деклараций о доходах, исполнение воинского долга и др.), если государство не способно достаточно эффективно воздействовать на важнейшие области общественной жизни, осуществлять свои функции по отношению к гражданам.

Следовательно, определение законности только в ранее названном узком (традиционном) смысле как строгое и неукоснительное соблюдение требований законов, упрощает проблему, в полном объеме не раскрывает содержание законности. При таком подходе законность сводится к общеобязательности юридических норм, которая является объективным свойством права. Заметим, что общеобязательным является и приказ начальника, и приговор суда.

С этой точки зрения более предпочтительными представляются определения законности, концентрирующие внимание не только на исполнении обязанностей соответствующими субъектами, но и на обеспечении, предоставленных им прав. В этом аспекте представляет интерес следующий вывод: «законность – это режим государственной и общественной жизни, это – обеспечение прав граждан и юридических лиц, это – соблюдение законов и иных актов, это – мера действия закона»[284].

И в данной связи следует признать, что законность, признаваемая в качестве многогранного правового явления, может рассматриваться:

– как принцип деятельности всех органов государства, учреждений, общественных организаций, должностных лиц и граждан;

– как метод государственного руководства обществом, предусматривающий издание в установленном порядке нормативных правовых актов, строгий контроль за их исполнением, обеспечение их неукоснительного исполнения всеми;

– как режим общественно-политической жизни, которому свойственны действенные механизмы, посредством которых осуществляется не только реализация возложенных юридических обязанностей, но и обеспечиваются предоставленные права в различнвых сферах жизнедеятельности.

В названном контексте законность исполняет роль «посредника», который как бы «переносит» право в плоскость достижения названных выше целей. В зависимости от этого можно получить представление о состоянии режима законности.

Для понимания законности существенное значение имеет характеристика ее нормативной основы, необходимой правовой предпосылки.

Нормативная основа законности в таком «измерении» в качестве важнейшего элемента включает Конституцию РФ, а также законы, принятые в ее развитие. Можно сказать, законодательство – основа, нормативная база законности. «Первым условием законности является сам закон», – отмечал П.И. Стучка[285]. Чем совершеннее такие акты, чем полнее проводятся в жизни их требования, тем выше уровень законности. Уточним и то, что без обязательного исполнения закона, а также без предоставления возможностей гражданам для реализации прав и свобод, предусмотренных законом, законность теряет свой смысл. Как отмечалось ранее, обязательный признак строгого и неукоснительного исполнения законов недостаточен для определения законности, раскрытия ее содержания.

Заметим, законность основывается не только на предписаниях законов, но и иных нормативных правовых актов. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы. Как видно, Конституция предписывает соблюдать законы и ничего не говорит о подзаконных нормативных правовых актах и актах правоприменительных. Следует ли из этого положения вывод о том, что требования законности не распространяются на нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств и т.д. По-видимому, нет. Все акты правового регулирования, обладающие свойством общеобязательности, подлежат неукоснительному исполнению в фактической деятельности субъектов права. В этой связи отметим: нормативно-правовую основу законности составляют, прежде всего, законы, а также вся совокупность действующих в обществе подзаконных нормативныхправовых актов.

Специально необходимо отметить то, что в качестве элемента нормативно-правовой предпосылки законности следует признать и правоприменительные акты, основанные на нормах права. В противном случае оказывалось бы, что правоприменительные акты (постановление органа исполнительной власти, приговор суда, приказ руководителя и т.д.) можно не исполнять и соответственно не реализовывать предусмотренные в них меры организационного или принудительного воздействия и др.

В этой связи отметим такие два момента.

Прежде всего, законодательство может быть основой законности при условии, что оно является по-настоящему правовым. В юридической литературе акцент сделан на том, что содержание законности составляет не само наличное законодательство (пусть даже совершенное с точки зрения юридической техники), а законодательство иного качества. Имеются в виду те законы, которые адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса. Показательно в этом плане суждение о том, что относительно верховенства закона и господства принципа законности в обществе имеется в виду «не всякий закон и не всякая законность, а именно правовой закон и правовая законность в их противоположности и противостоянии к антиправовому (правонарушающему, произвольному) закону и соответствующей законности»[286].

Заметим, до недавнего времени закон трактовался без какой-либо его оценки с позиции общечеловеческой морали, общих принципов права, общечеловеческих ценностей.

Далее. Основой законности является не только само наличное законодательство, но и, как отмечалось ранее, ведомственные акты министерств, государственных комитетов и др. (приказы, инструкции, положения). Главное в содержании законности применительно к сфере ведомственного нормотворчества – это оценка его с точки зрения соответствия конституционным положениям, нормам иных законодательных актов, а также согласованности ведомственных правовых предписаний с неотъемлемыми правами и свободами человека. По-видимому, такая ситуация – существенный показатель законности в современной России.

Известно, что в условиях административно-командной системы советского периода ведомственные акты конкретизировали нормы закона, создавали по существу новые правила поведения, ущемляли права граждан в угоду своим интересам. Ведомства восполняли пробелы в нормативном регулировании самостоятельно, нередко исходя из корпоративных задач и целей. Практика несовершенного ведомственного регулирования имеет место в России и в настоящее время, что противоречит принципу верховенства закона, существующему исходному положению, согласно которому подзаконные нормативные акты должны соответствовать законам.

Содержание законности применительно к отдельным направлениям государственной деятельности можно охарактеризовать так:

– законность – важнейший принцип правотворческой деятельности государственных органов. Ее последовательная реализация означает, что законодательные органы принимают нормативные правовые акты в пределах своей компетенции, с осуществлением установленных нормативными правовыми актами правотворческих процедур и в установленной форме. Принимаемые нормативные правовые акты согласуются с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами;

– на стадии применения норм права принцип законности означает строгое следование государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц действующим законам, иным нормативным правовым актам, закрепляющим их компетенцию, порядок разрешения дел и пересмотра актов применения права, в случаях, допускаемых законом;

– в сфере использования мер государственного принуждения законность означает согласованные действия правоохранительных органов, их активная деятельность по пресечению любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, гарантирование судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, восстановление нарушенных прав граждан и иных лиц, совершенствование административной юрисдикции и др.;

– в сфере реализации права гражданами и их коллективными образованиями законность проявляется в согласовании их деятельности с предписаниями действующего права. Заметим, переход от аторитарной системы к демократическому обществу оказал не только позитивное, но и негативное влияние на сознание людей. Свобода личности многими стала трактоваться как вседозволенность, чем объясняется пренебрежение к правовым и другим социальным нормам поведения, вызывающее негативные формы поведения (правонарушение и др.). Поэтому неотъемлемое условие обеспечения законности – последовательное преодоление правового нигилизма, «вирус» которого сохраняется в общественной психологии (неуважение к закону, стремление обойти его и др.).

В научной и учебной литературе в последние годы наметились различные авторские подходы к вопросу определения субъектов законности. Согласно традиционному пониманию законности, ее субъектами являются все субъекты права: государство, должностные лица, государственные и общественные организации, граждане. Как видно, должностные лица поставлены в один ряд с гражданами и иными субъектами права. Наряду с этим высказано следующее суждение о том, что законность ограничивается сферой действия органов государства, обращена к должностным лицам государственного аппарата и общественных объединений, но не относится к гражданам[287].

Этот спор можно решить в пользу традиционного взгляда на состав субъектов законности. Во-первых, представляется убедительным теоретический вывод о том, что в демократическом государстве все одинаково подчинены законам. «Законность едина, – пишет М.С. Строгович, – и она одинаково обязательна для всех – и для органов власти, и для граждан»[288].

Во-вторых, содержание ч. 2 ст. 15 Конституции РФ подтверждает то, что законность обращена ко всем субъектам права – органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным лицам, гражданам и их объединениям.

К тому же, исключение граждан из сферы воздействия законности может вызвать неверное представление о необязательности для них соблюдения, исполнения правовых предписаний. В таком случае происходит сужение сферы законности. Из общесоциального, политико-правового образования она «преобразуется» в явление, более узкое, связанное только с деятельностью ограниченного круга субъектов. При таком подходе «нарушится идея всеобщности законности, общеобязательности правовых требований равенства перед законом»[289].

По-видимому, рациональное зерно есть и в суждении о том, что законность обращена, прежде всего, к органам государства, к должностным лицам государственного аппарата. Действительно, требования законности в первую очередь относятся к аппарату государства. Очевидно, нарушение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов органом власти, должностными лицами значительно опаснее, чем нарушение ее простым гражданином. Существенно здесь то, что состояние законности, в первую очередь, определяющим образом зависит от того, насколько пропитан духом законности государственный аппарат, насколько прочна законность именно в его структурах. От состояния законности именно в сфере деятельности должностных лиц зависит состояние прав и свобод граждан, их законопослушность.

Законность как бы перекрещивается с понятием «дисциплина». Слово «дисциплина» означает: «определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, требованиям той или иной организации, а также обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам»[290].

Дисциплина – важнейший фактор общественной жизни и в этой связи «пересекается» с законностью. Принято считать, что и законность, и дисциплина непосредственно связаны с состоянием упорядоченности и организованности общественных отношений, основываются, прежде всего, на правовых нормах. В этой связи законность рассматривается в качестве основы дисциплины, в частности, государственной. Скажем, все требования законности, обращенные к государственным служащим (к сотрудникам органов внутренних дел и др.), составляют одновременно и содержание дисциплины.

Вместе с тем, «законность» и «дисциплина» отличаются спецификой их содержания. Законность означает в основном точное и повсеместное исполнение всеми субъектами права требований закона, в том числе относящихся к реализации прав граждан, организаций. Здесь не имеет значения, чем руководствуется субъект, реализуя правовые предписания. Особенность дисциплины в том, что она предполагает инициативное, ответственное отношение к делу, проявление активности, предприимчивости. В этой связи руководитель определенной управленческой структуры (учреждения, отдела и т. п.) вправе расценить в качестве нарушения дисциплины безынициативное, безразличное отношение подчиненных к возложенному долгу, обязанностям.

Далее, дисциплина органически связана не только с нормами права, но и с нормами морали, нравственности, предполагает корректное, вежливое поведение служащих и др. Например, ссора, взаимное оскорбление сотрудников милиции в присутствии граждан, находившихся в том или ином учреждении органов внутренних дел, есть и нарушение требований морали, и нарушение служебной дисциплины.

Законность надо рассматривать и в том плане, что ее требования в масштабе страны едины. Дисциплине свойственна иная структура. В зависимости от сферы деятельности субъектов, она подразделяется на государственную, трудовую, воинскую, учебную и т. д.

И еще один момент. Законность есть, прежде всего, исполнение закона. Дисциплина означает соблюдение не только правил общего характера специальной направленности (сфера технологии, финансов и др.), но и индивидуальных распоряжений, приказов руководителей различных рангов. Например, дисциплина в системе МВД Российской Федерации – это и соблюдение предписаний норм права, относящихся к различным аспектам обеспечения законности, правопорядка, и соблюдение соответствующих приказов, распоряжений. Очевидно, воинская дисциплина – это соблюдение требований воинских уставов, иных нормативных правовых актов, а также приказов командира. Трудовая дисциплина сопряжена с соблюдением правил внутреннего распорядка, правил по технике безопасности, технологических и иных правил, а также исполнения конкретных разовых приказов и распоряжений руководителей трудового процесса.

Режим законности неразрывно связан с демократией, т. е. особым состоянием общественной и государственной жизни. Напомним, демократия – это, прежде всего, форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. К тому же, демократия – это политический режим, характеризующийся значительной степенью участия граждан в управлении делами государства[291].

Законность – основа демократии, демократического режима общества. В таком, т. е. демократичном обществе, все должны быть одинаково подчинены законам, здесь нет каких-либо изъятий для определенных категорий людей или предоставления льгот без достаточных к тому оснований.

В этой связи можно назвать спорный вопрос, относящийся к институту депутатской неприкосновенности. Его смысл кроется в невозможности привлечь депутатов к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности без согласия законодательного органа. Это препятствует практической реализации конституционного принципа «все равны перед законом», провозглашенного п. 1 ст. 19 Конституции РФ. Как видно, со временем депутатский иммунитет стал абсолютным, оберегающим от государственного преследования тех «избранников народа», которые допустили грубые противоправные действия. Вероятно, названный фактор объясняет то, что в законодательные органы стали внедряться представители криминалитета. Это не только отрицательно сказалось на результатах работы парламентов различных уровней, но и вызвало к ним определенное социальное недоверие.

Законность призвана служить упрочению демократии, обеспечивая демократические права и свободы граждан, общественных движений, организаций. Она должна способствовать утверждению приоритетной роли парламентских актов, соблюдению демократических процессуальных процедур, как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности государства. «Законность не только формальный принцип права, – отмечает В.И. Кудрявцев, – но и содержательная категория, отражающая демократическое существо общественного строя»[292].

Действительно, посредством законодательства и соответственно законности достигается соподчинение органов власти, управления, определяется диапазон прав и свобод граждан, обеспечивается нормальное функционирование общества. Бесспорно то, что права и возможности личности, как важнейший компонент демократии, становятся реальными только в условиях законности. Следовательно, демократия, как социально-политический институт, возможна при условии юридического оформления. Поэтому право и законность есть элементы демократии.

Заметим, законы в массовом варианте попираются, не признаются в условиях охлократии, а не демократии.

Охлократия (греч. ochlos – толпа, kratos – власть) – власть толпы. Имеется в виду ситуация мятежей, крупных уличных беспорядков, в которых толпа выступает хозяином положения, отличается проявлением низменных мотивов, бессмысленным разрушением материальных ценностей и т.д. Характерно то, что охлократия выступает против любой правовой регламентации. Здесь на первом плане ревущая толпа, отличающаяся проявлением низменных побуждений и действий, не находящихся под контролем сознания и воли[293].

В этой связи еще раз подчеркнем: законность – основа демократического режима общества, средство его поддержания и укрепления. Если нарушаются законы, предоставляющие права, свободы гражданам, или нарушаются избирательные законы, порядок деятельности представительных органов власти, не действуют предусмотренные нормативными правовыми актами гарантии, то о демократии говорить можно с большой «натяжкой». Иначе говоря, законность по своей направленности есть антипод беззакония, произвола, который может быть свойствен и самой государственной власти, и негосударственным общественным формированиям.

Вместе с тем демократические порядки служат, в свою очередь, необходимым условием укрепления законности. Скажем, развитая свобода слова, легализация оппозиции позволяют акцентировать внимание на факторах, способствующих нарушению законности, своевременному реагированию государственных структур на подобные ситуации.

Как видно, законность – это сложное, комплексное явление, неразрывно связанное с правом, его реализацией. Благодаря законности в обществе устанавливается правовая атмосфера, ограждающая личность от проявлений произвола со стороны индивидов, организаций, государственной власти, а общество в целом – от беспорядка, насилия.

Комплексному пониманию законности в Российской Федерации способствует содержание статьи 15 Конституции РФ, включающее четыре следующих основных положения:

1) из смысла части 1 статьи 15 следует, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции – Основному закону страны;

2) принципиально значимо положение части 2 статьи 15, определяющее, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;

3) часть 3 статьи 15 утверждает, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Соответственно существен следующий факт: любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения;

4) согласно смыслу части 4 статьи 15, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При этом, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Последовательная реализация этих конституционных положений способствует достижению такого состояния общества, в котором в одинаковой степени заинтересованы и государство, и граждане, и различные коллективные образования.

Общий анализ понятия «законность» предполагает выяснение его соотношения с категорией «реализация права». В этой связи отметим: реализация права представляет собой деятельность индивидов и организаций по претворению в жизнь требований норм права, а законность выражает степень соответствия их деятельности закону.

С учетом всего сказанного, обратим внимание на принципы законности, ее исходные начала в Российской Федерации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовой нигилизм и формы его проявления | Принципы (требования) законности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.