КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-психологический климат в коллективе
2. Стадия дифференциации: завершение взаимного изучения; сближение людей в соответствии с их интересами, складом характера; образование малых групп: — группа актива — поддерживает руководителя; — группа пассива — стремится делать как можно меньше, ищет работу полегче; — группа добросовестных исполнителей — понимает свои обязанности, делает свое дело, инициативы не проявляет; — группа дезорганизаторов. 3. Стадия интеграции (образуется общность установок и интересов, единство воли): изменяется стиль деятельности руководителя (с авторитарного на демократический), требуется большая гибкость; понимание коллективом требований руководителя; предъявление к руководителю более высоких требований (стимулирование его роста); создаются условия для творческого роста каждого члена коллектива, оптимального решения задач; формируется идеология, психология и культура коллектива. В процессе формирования коллектива нельзя определить конечную точку его развития, так как постоянно продолжается его совершенствование. Время перехода от одной стадии к другой различно в зависимости от объективных и субъективных условий жизни и деятельности коллектива. 7.1.3. Социальные роли и отношения в коллективе. Социальные роли и отношения в коллективе можно рассматривать с двух позиций: межличностных (ведущие и ведомые) и производственных (их восемь типов).
Производственные роли, их функции, свойства, типы личностей, которым эти роли присущи, можно представить следующим образом:
Окончание
Каждый член коллектива может выполнять несколько ролей, дополняя одной другую. В рамках коллектива между его членами возникают следующие типы отношений: дружеская кооперация — взаимопомощь, основанная на полном доверии; дружеское соревнование — соперничество в отдельных сферах в рамках позитивных взаимоотношений; невмешательство — дистанцирование друг от друга при отсутствии как соперничества, так и сотрудничества; соперничество — ориентация на индивидуальные цели даже в условиях совместной работы, основанная на общем взаимном недоверии; кооперация антагонистов — сотрудничество в рамках общей деятельности и негативных отношений друг к другу. Повседневная деятельность членов коллектива подчинена ряду законов, которые оказывают положительное и отрицательное влияние на результат деятельности группы.
7.2.1. Психологические характеристики коллектива 7.2.2. Взаимоотношения в коллективе и исследование их структуры 7.2.3. Психотипы личностей в рабочей группе 7.2.1. Психологические характеристики коллектива. Коллективы различаются между собой психологически. Эти различия проявляются: в характере внутреннего социально-психологического климата; в характере психического состояния их членов; в степени их сплоченности. Внутренний социально-психологический климат — совокупность обстоятельств, в рамках которых осуществляется деятельность людей. Поскольку обстоятельства поддаются целенаправленному воздействию, социально-психологический климат можно корректировать. Психическое состояние коллектива характеризуется степенью удов- летворенности им своей деятельностью и ее результатами. На сте- пень удовлетворенности влияют: характер и содержание деятельности; отношение людей к деятельности (любовь, нелюбовь); престижность; размер вознаграждения; перспективы роста; наличие сопутствующих возможностей (решить какие-то собственные проблемы, увидеть мир, познакомиться с интересными или полезными людьми, прославиться и пр.). Сплоченность коллектива — сила притяжения к нему его чле- нов, возможность их совместного воздействия на отдельного человека, побуждающая того сохранять активность в группе и препятствующая выходу из коллектива. Сплоченность зависит от: психологической совместимости — соответствия темпераментов членов коллектива; социально-психологической совместимости — соответствия профессиональных и моральных качеств. Сплоченность обусловлена: тяготением людей друг к другу в поисках помощи и поддержки; взаимными эмоциональными предпочтениями; пониманием роли коллективного начала. Сплоченность коллектива может иметь: позитивную направленность: — коллектив воспринимает лучшие деловые и нравственные качества своих членов; — люди гордятся своей принадлежностью к данному коллективу; — возникающие проблемы решаются по-деловому, творчески; негативную направленность: — большая часть энергии коллектива тратится на участие в конфликтах между группировками, формальными и неформальными лидерами, структурными подразделениями; конформистскую направленность: — внешняя показная заинтересованность работников в результатах деятельности; — безразличие к коллективным усилиям; — сфера интересов сотрудников находится вне рабочей группы. В основе сплоченности коллектива помимо совместимости лежит восприятие его членами друг друга. Оно проходит три основные стадии: 1) накопление и отбор информации о других, имеющей, по мнению данного лица, определенное значение для их оценки; 2) всестороннее изучение и сортировка отобранной информации; 3) индивидуальная оценка полученных данных (частично эмоциональная, частично логическая) и принятие окончательного решения (суждения) о личности того или иного человека (или группы людей), возможности и формах сотрудничества.
I Социально-психологический климат коллектива зависит от его |структуры — совокупности формальных и неформальных взаимоотношений членов группы, возникающих в процессе деятельнос-• ти и общения.
Неформальная структура формируется под влиянием психических механизмов: адаптации — активное принятие ценностей, норм, традиций группы новыми членами; коммуникации — обмен информацией и формирование духовных ценностей членов группы; идентификации — формирование образцов поведения, способности сопереживания, чувства принадлежности к данной группе; интеграции — приспособление коллектива к совместной деятельности, развитие сплоченности и саморегулирования.
Факторы развития неформальной структуры коллектива подразделяются на: объективные: — характер и график работы; — количество членов коллектива; — половозрастной состав; субъективные: — личности руководителя и сотрудников; — психологическая совместимость; — удовлетворенность условиями труда, статусом, профессиональной ролью. 7.2.2. Взаимоотношения в коллективе и исследование их структуры. Классификация типов взаимоотношений в коллективе (Р. Блейк, Дж. Моутон) осуществляется в зависимости от внимания к человеку (степень учета интересов людей) и внимания к производству (степень учета интересов дела). Опираясь на эти параметры, авторы описывают пять основных типов взаимоотношений (см. тему «Руководство и лидерство»: управленческая решетка): 1. Невмешательство — низкий уровень заботы руководителя о производстве и людях; большую часть работы руководитель выполняет сам, избегает делегировать полномочия, не стремится к производственным успехам, старается сохранить свое положение. 2. Теплая компания — высокий уровень заботы о людях, стремление установить приятную атмосферу, удобный темп работы, отсутствие заботы о выполнении производственного задания. 3. Задача — руководитель сосредоточен только на решении производственных задач; человеческий фактор недооценивается или игнорируется. 4. Золотая середина — стремление руководителя оптимально сочетать интересы производства и интересы людей; к сотрудникам не предъявляют особенно высоких требований, но в то же время и не позволяют бездельничать. 5. Команда — самый предпочтительный тип взаимоотношений; сочетает в себе максимальный учет интересов производства и персонала — соединение деловитости и человечности. Тип межличностных отношений в группе позволяют определить специальные методы исследования — социометрия* и референтометрия. В результате социометрического исследования можно представить картину взаимоотношений, сложившихся в группе, уровень благополучия, отношения каждого члена группы с остальными ее участниками, персональное положение каждого члена группы. Для проведения исследования каждому члену группы, в которой все уже достаточно хорошо знают друг друга, предлагается выбрать: 1) 2—3 человек, кого бы он хотел видеть в составе вновь организованной группы (желал бы совместно выполнять работу); 2) 2—3 человек, кого бы он не хотел видеть в составе вновь организованной группы; 3) кто, по вашему мнению, выберет вас? 4) кто, по вашему мнению, вас не выберет? * Основатель социометрии — американский ученый Я. Л. Морено.
Условия проведения социометрии: члены группы должны отвечать самостоятельно, не советуясь друг с другом; не следует торопить людей с ответами; необходимо перед глазами иметь фамилии членов группы. По данным опроса составляется социометрическая матрица, где отмечают положительные и отрицательные выборы. В итоговых строках матрицы подводят итоги: ВС — количество выборов, сделанных данным человеком; ОС — количество отклонений, сделанных данным человеком; ВП —сумма выборов, полученных данным человеком; ОП — сумма отклонений, полученных данным человеком; ОВ — количество ожидаемых выборов; 00 — количество ожидаемых отклонений; ВВ — количество взаимных выборов; ВО — количество взаимных отклонений. Число выборов, полученных каждым человеком, является показателем его положения в системе межличностных отношений, ' измеряет его социометрический статус. С точки зрения распределения симпатий и антипатий Я. Морено выделяет следующие психотипы личностей: «звезды» — неформальные лидеры, наиболее предпочитаемые члены группы (к «звездам» по числу полученных выборов относят тех, кто получил 6 и более выборов); «предпочитаемые» — получившие среднее число выборов и не имеющие большого числа отклонений; «пренебрегаемые» — получившие 1—2 выбора и большое число отклонений; «изолированные» — не получившие ни одного выбора или отклонения; «отвергаемые» — получившие только отклонения и ни одного выбора. На величину статуса влияют внешний вид, успехи в ведущей Деятельности, умственная одаренность, общительность, стабильность (устойчивость нервной системы). Для точного представления о системе межличностных отношений в группе важной является также характеристика взаимности эмоциональных предпочтений — взаимных выборов, обеспечивающих комфортное положение членов группы. Третья характеристика социометрической структуры — наличие устойчивых мини-групп межличностного предпочтения, изучение взаимоотношений между ними, правил и принципов их образования. Социометрический метод имеет некоторые «опасности»: в случае утечки конфиденциальной информации в группе может возникнуть конфликт — каждый узнает, как к нему относятся окружающие; лидером может стать самый популярный человек. Референтометрия* — методика определения круга лиц, чье мнение важно для данного индивида и группы в целом. Метод включает два этапа. Первый этап — взаимооценка друг друга членами группы по определенному набору качеств (умный, добрый, веселый, смелый и т.д.). Оценка степени выраженности предложенных качеств личности производится с помощью опросных листов по 5-балльной системе (1 балл — полное отсутствие, 5 — яркая выраженность). Затем каждый член группы должен отметить знаком «+» 3—5 членов группы, с кем бы он особенно хотел взаимодействовать, и знаком «—» тех, с кем в случае необходимости он мог бы без сожалений расстаться. Второй этап — индивидуальная беседа экспериментатора с каждым испытуемым группы с целью определения членов группы, чья оценка важна для данного человека. Полученные выборы заносятся в референтометрическую таблицу. При обработке результатов подсчитывается количество полученных выборов и определяется референтометрический статус, составляются карты ранжирования членов группы в зависимости от их статуса, определяются микрогруппы. 7.2.3. Психотипы личностей в рабочей группе. Продолжая тему структуры коллектива, необходимо сказать о психотипах личностей, образующих коллектив. Классифицировать психотипы личностей можно по следующим признакам: По физической конституции (типология Кречмера—Ананьева) астеники пикники атлетики дипластики * Референция (от лат. referre -даваемая лицу другим лицом. сообщать) — справка, отзыв, характеристик:!.
По особенностям нервной деятельности(типология Гиппократа) сангвиники холерики флегматики меланхолики звезды С точки зрения распределения симпатий и антипатий (типология Морено) предпочитаемые пренебрега-емые изолированные отвергнутые В зависимости от социальных установок конформистский девиантный (отклоняющийся, не соответствующий тем или иным нормам, критериям, традициям) Рис. 13. Классификация психотипов личностей В зависимости от характерологических особенностей (типология В. М. Шепеля): коллективисты — общительные работники, активно поддерживающие общественные начинания; индивидуалисты — работники, тяготеющие к персональной ответственности, самостоятельности; претензионисты — работники, которым присуще тщеславие, обидчивость, желание находиться в центре внимания; подражатели — сотрудники, имитирующие чужие манеры и избегающие осложнений; пассивные — слабовольные работники, не проявляющие инициативы; изолированные — работники с несносным характером. В зависимости от творческого потенциала (типология Р. Гибсона): прометеи — творчески мыслящие работники, генерирующие идеи, подхватывающие идеи других и делающие пригодными их для практического применения, ищущие возможности для применения прогрессивных идей в новых сферах; эрудиты — обладают глубокими и всесторонними знаниями, хорошей памятью, являются оппонентами прометеев; систематизаторы фактов — занимаются первичной обработкой потока информации, разделением его по отдельным направлениям; собиратели и регистраторы фактов — занимаются сбором, описанием, накоплением информации; рядовые труженики — решают проблемы с помощью шаблонов и готовых методик, выполняют подготовительную и вспомогательную работу. Обычно доля творчески мыслящих работников и активных эрудитов в организации не превышает 15% всего количества членов коллектива.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |