Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и структура общения




ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ И КОММУНИКАЦИИ

8.1.1. Содержание, цели, средства и функции общения

8.1.2. Коммуникативная сторона общения (общение как обмен ин­формацией)

8.1.3. Интерактивная сторона общения (общение как взаимодей­ствие)

8.1.4. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие)

8.1.1. Содержание, цели, средства и функции общения. Чело­век становится человеком только в общении.

Общение — взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффек­тивно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера.

В западной психологии понятие «общение» переводится как «коммуникация». Однако понятие «коммуникация» более широкое. Оно подразумевает связь, в ходе которой происходит обмен ин­формацией в живой и неживой природе. Общение же существует только между людьми. В качестве субъектов общения может высту­пать как индивид, так и группа.

Общение может осуществляться с целью, находящейся вне взаимодействия субъектов и в самом взаимодействии субъектов, а также для приобщения партнера к опыту и ценностям инициато­ра общения и, наоборот, приобщения инициатора к ценностям партнера.

Общение, находящееся вне самого взаимодействия субъектов, — деловое общение — служит способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой. Предмет делового общения — дело.

Особенности делового общения:

партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

основная задача делового общения — продуктивное сотруд­ничество.

«Умение общаться с людьми — такой же покупаемый за день­ги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире» — это слова Рокфеллера о значении общения для деловой деятельности.

В общении выделяются: содержание, цель, средства, функции, фор­мы, стороны, барьеры.

Содержание — это информация, которая в межиндивидуаль­ных контактах передается от одного живого существа к другому.

По содержанию общение может быть представлено как:

материальное — обмен продуктами и предметами деятель­ности, которые в свою очередь служат средством удовлет­ворения актуальных потребностей субъектов;

когнитивное — обмен знаниями (познавательная и учебная деятельность);

деятельное — обмен действиями, операциями, умениями, навыками; от субъекта к субъекту передается информация, совершенствующая и развивающая способности;

кондиционное — обмен психическими и физиологическими

состояниями; люди оказывают влияние друг на друга, рас­считанное на то, чтобы привести друг друга в определен­ное физическое или психическое состояние, например, под­нять настроение или испортить его; возбудить или успоко­ить друг друга, а в конечном счете — оказать определенное воздействие друг на друга;

мотивационное — обмен побуждениями, целями, интере­сами, мотивами, потребностями; имеет своим содержани­ем передачу друг другу определенных побуждений, устано­вок или готовности к действиям в определенном направле­нии: например, один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, что­бы сложилась определенная установка к действию, актуа­лизировалась некоторая потребность и т.п.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает дан­ный вид активности. Цели общения представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потреб­ностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда

других. Количество потребностей и соответственно целей у челове­ка увеличивается.

По целям общение делится на биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма, связано с удов­летворением основных органических потребностей) и социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных кон­тактов, установления и развития отношений, личностного роста индивида).

В зависимости от целей существуют также частные виды обще­ния. Они определяются подвидами биологических и социальных потребностей:

деловое — общение, включенное как частный момент в ка­кую-либо совместную и продуктивную деятельность людей; служит средством повышения качества этой деятельности; его содержанием является то, чем заняты люди, а не про­блемы, затрагивающие их внутренний мир; личностное — общение, сосредоточенное в основном вок­руг внутренних психологических проблем, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают лич­ность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта; инструментальное — общение, которое не является само­целью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удов­летворения от самого акта общения; целевое — общение, служащее средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае — потребно­сти в общении.

язык и другие знаковые системы, письменность в ее разно- образных видах (тексты, схемы, рисунки, чертежи и т.д.);

технические средства записи и хранения информации (ви­деотехника, радио, кассеты, диски, дискеты и т.д.); интонации, эмоциональная выразительность.

По формам общение делится на:

прямое (естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных и невербальных средств информация лично пере­дается одним участником другому) и косвенное (включение в процесс общения «дополнительного» участника как по­средника, через которого происходит передача информа­ции);

непосредственное (с помощью естественных органов — рука, туловище, голова), на его основе возникают различные виды опосредованного общения) и опосредованное (посредством чего-либо — неполный психологический контакт при по­мощи специальных средств, отдаляющих получение обрат­ной связи);

массовое (множественные, непосредственные контакты не­знакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными ее видами) и межличностное (непосредствен­ные контакты людей в группах или парах, постоянных по составу участников, подразумевает психологическую бли­зость партнеров).

По ориентации можно выделить моно- и диалогическое обще-' ние. Монологическое общение подразделяется на:

императивное — это авторитарная, директивная форма воз­действия на партнера по общению с целью достижения кон­троля над его поведением и внутренними установками, при­нуждения к определенным действиям или решениям; парт­нер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной; конечная цель императива — принуждение партнера — незавуалирована;

манипуляции — предполагает воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений; партнер по общению используется манипулятором для до­стижения своих целей; коренное отличие манипуляции от императива состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения (они скрываются или подменяются другими); партнер по общению воспринимается не как целостная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств; манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению близ­ких, доверительных отношений между людьми.

Диалогическое общение представляет собой переход от эгоцен­трической, фиксированной на себе установки к установке на со­беседника, реального партнера по общению; такое общение обла­дает психотерапевтическими свойствами, приближает человека к большему психическому здоровью, уравновешенности и целост­ности.

 

В жизни человека общение не существует как обособленный про­цесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в инди­видуальную или групповую практическую деятельность, которая осуществляется при интенсивном и разностороннем общении.

Средства общения — способы кодирования, передачи, перера­ботки и расшифровки информации, передаваемой в процессе об­щения от одного живого существа другому. Кодирование инфор­мации — это способ передачи ее от одного к другому.

Средства общения можно разделить на следующие виды:

прямые телесные контакты (касанием тела руками и т.п.); органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движением другого или восприятие производимых им зву­ковых сигналов);

В соответствии с содержанием общения выделяются следую­щие функции:

инструментальная — характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходи­мой для исполнения действия;

интегративная — раскрывает общение как средство объе­динения людей;

трансляционная — функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.;

функция самовыражения определяет общение как форму вза­имопонимания психологического контекста;

экспрессивная — взаимопонимание переживаний и эмоцио­нальных состояний;

функция социализации — формирование навыков взаимо­действия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами;

функция социального контроля — регламентация поведения и деятельности.

Деловое общение можно рассматривать в единстве трех его сто­рон

общение как обмен информацией (коммуникативная сто­рона общения);

общение как взаимодействие (интерактивная сторона об­щения);

общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.