КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы взаимодействия
В процессе общения можно выделить этапы: I. Установление контакта. Задача контактной фазы — побудить собеседника к общению и создать максимум возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений. Правила установления контакта: продемонстрировать доброжелательность и открытость для общения (возможно применение невербальных средств общения — улыбка, наклон головы, выражение глаз), создать доброжелательную атмосферу; словесное обращение (приветствие) — сделать паузу, дождаться ответа, увидеть открытость или закрытость партнера к общению; не вступать в контакт, если собеседник занят (разговаривает, причесывается), начинать его словами «вы», «ты», а не «я», «мы». И. Этап ориентации помогает определить стратегию и тактику делового общения, развить интерес к нему, вовлечь партнера. Задачи этого этапа: вызвать интерес к предстоящей беседе и вовлечь собеседника в обсуждение; выявить самооценку собеседника и сориентироваться в распределении ролей; начать решение основной задачи общения. На этом этапе сразу выясняют, каким по длительности будет разговор (свернутый, четкий или развернутый, подробный). III. Активное обсуждение вопроса в непринужденной атмосфере: шутка; повышение эмоционального тонуса собеседника (похвала, напоминание о приятных событиях и т.п.); включение собеседника в выполнение физических действии (просьба помощи, благодарность). С учетом самооценки партнера, которую можно повысить или понизить, и правильного распределения ролей по принципу Д°" минирование — подчинение возможны:
«пристройка сверху» — выпрямленная поза с подбородком, параллельным земле; полное отсутствие контакта глаз; медленная речь с выдержанными паузами; навязывание собеседнику определенной дистанции; «пристройка снизу» — приниженная поза; постоянное движение глаз снизу вверх; быстрый темп речи; предоставление инициативы партнеру; «пристройка на равных»— синхронизация темпа речи; уравнивание громкости речи; установление симметричного рисунка обмена взглядами. Для обсуждения проблемы необходимы вербальные навыки: умение слушать и умение говорить. IV. Принятие решения — определяется предыдущей стадией и логически вытекает из нее. V. Выход из контакта — его цель создать хорошее последнее впечатление (образ), что будет влиять на будущие деловые отношения. 8.1.4. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие). Термин «социальная перцепция» (социальное восприятие) впервые был введен американским психологом Дж. Брунером. Назвав восприятие социальным, он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия. Брунер экспериментально доказал, что восприятие как предметов, так и людей зависит от: индивидуально-личностных факторов; социокультурных факторов (социальное происхождение, социальный статус человека). Восприятие социальное — это целостный образ другого чело- века, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения. Психологические механизмы будут разными при восприятии Незнакомых людей или людей, с которыми уже общались: в первом случае — механизмы межгруппового общения, во втором — Механизмы межличностного общения. Основа восприятия незнакомых людей — социальная стереотинизация, т.е. восприятие явлений или людей как представителей той или иной социальной группы. Почти каждый взрослый чело- имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить его социально-психологические характеристики: черты характера; возраст; социальный слой; профессию. Создаваемый образ партнера — регулятор последующего поведения. Правильность и эффективность общения зависят от того, с кем мы общаемся. Люди, вступающие в общение, не равны по социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу. При восприятии незнакомых людей могут быть допущены ошибки, обусловленные рядом факторов. Фактор превосходства — действует при неравенстве партнеров. Превосходство может проявляться во внешнем оформлении (одежда, драгоценности, оформление кабинета и т.п.) и манере поведения. Под воздействием фактора превосходства возможна недооценка или переоценка партнера. Фактор привлекательности — склонность переоценивать внешне привлекательного человека и недооценивать непривлекательного. Привлекательность — не только индивидуальное впечатление, но и социальный атрибут, так как знаки привлекательности меняются в различных социальных эпохах, социальных и национальных группах. Экспериментально доказано, что красивые люди воспринимаются более умными, добрыми, общительными, чем некрасивые. Фактор отношения к нам — люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше, чем люди, относящиеся к нам плохо. Отношение к нам проявляется в согласии или несогласии с нашей позицией. Мы склонны тем выше оценивать человека, чем ближе его мнение к нашему собственному. Психологическими механизмами восприятия людей, с которыми уже встречались, являются: идентификация — уподобление себя ему; поставить себя на место другого и определить, как бы он действовал в подобной ситуации; эмпатия — понимание на уровне чувств, стремление откликнуться на проблемы другого человека; рефлексия — осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. При исследовании общения двух субъектов (Катя и Таня) было доказано, что в этой ситуации наличествует не два, а восемь субъектов:
1. Катя, какова она есть сама по себе; 2. Катя, какой она видит себя; 3. Катя, какой ее видит Таня; 4. Катя, какой ей представляется ее образ в сознании Тани; 5. Таня, какова она есть сама по себе; 6. Таня, какой она видит себя; 7. Таня, какой ее видит Катя; 8. Таня, какой ей представляется ее образ в сознании Кати. I Успех общения зависит от того, насколько Катя имеет пра- |. вильное представление о себе, о Тане, о том, как ее воспринимает Таня. Если это представление неверно, то общение исключено. В психологии известна интересная модель — «окно Джогарри»*,: позволяющая представить, что каждый человек является носителем четырех пространств. Размеры этих информационных пространств (открытых и закрытых) могут меняться в зависимости от того, в каком состоянии находится общение (начало установления контактов или состояние близких взаимоотношений). Открытые и закрытые «пространства» личности Модель «окно Джогарри»
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |