КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коммуникативная сторона общения (общение как обмен информацией)
Деловое общение — коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения. Средства коммуникативного общения можно разделить на вербальные (словесные) — передача информации, и невербальные — передача отношения к партнеру по общению. Невербальное поведение служит средством выражения психического состояния человека. Невербальные средства общения включают (см. рис. 10): кинесические средства — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении; средства общения, связанные с голосом (просодика и экстралингвистика); такесические средства — тактильное воздействие; проксемические средства — пространственная ориентация. В структуру кинесических средств общения входят: мимика — движение мышц лица; мимика характеризуется целостностью и динамичностью (при неподвижном или невидимом лице лектора теряется 10—15% информации); по мимике определяется эмоциональное состояние индивида: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, страх; взгляд, визуальный контакт — отражает эмоциональное состояние человека, свидетельствует о расположенности к общению: если на нас смотрят мало — то к тому, что мы делаем или говорим, относятся без интереса, а если много, то это либо вызов, либо хорошее отношение; поза — положение человеческого тела, типичное для данной культуры; поза определяет статус человека (чем выше статус, тем непринужденнее поза); по позе можно судить о закрытости или расположенности к общению; жесты — разнообразные движения руками и головой; жестикуляция характеризуется интенсивностью, которая зависит от национальной культуры и эмоционального состояния;
походка — стиль передвижения, по которому легко распознать эмоциональное состояние. К невербальным средствам, связанным с голосом, относятся: просодика — общее название ритмико-интонационных сторон речи (высота и тембр голоса, громкость голосового тона, скорость речи, сила ударения); экстралингвистика — включение в речь пауз, плача, кашля, смеха, вздохов.
Такесические средства общения — динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя (биологически необходимая форма человеческого общения). Использование такесических средств общения зависит от следующих факторов: статус общающихся сторон; возраст; пол; степень знакомства; национальные обычаи, традиции. Проксемические характеристики — ориентация партнеров в момент общения, дистанция между ними (определяется культурными и национальными факторами). Существуют следующие примерные нормы приближения общающихся людей:
Проксемика учитывает также ориентацию на угол общения — поворот тела, носка ноги в направлении партнера или от него (направление мыслей). Важно учитывать позиции общающихся сторон за столом:
Функцией вербальных средств общения является передача информации, которая осуществляется при помощи языка. Этот процесс включает следующие этапы: Оформление возникшей идеи во внутренней речи 100% информации Перевод внутренней речи во внешнюю, высказано 80%
Слуховое восприятие информации, услышано 70% Осмысление услышенного, понято 60% Осталось в памяти 24% При этом частично искажается смысл и происходит потеря информации. Адекватность* восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия коммуникативных барьеров: информационно-дефицитный барьер — механический обрыв информации и отсюда ее искажение, неясность; замещающе-искажающий барьер — придание полученной информации иного значения чаще возникает, когда передача идет через несколько человек — ретрансляторов; фонетическое непонимание — разные языки, диалекты общения, дефекты речи и дикции, неправильный грамматический строй речи; семантический** барьер — различия в системах значений (тезаурусах) участников общения (жаргон, сленг, шутки, цитаты, обороты речи); стилистический барьер — несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения (или стиля речи и психологического состояния); логический барьер — логика рассуждения коммуникатора либо слишком сложна для реципиента, либо кажется ему неверной, противоречит присущей ему манере доказательств (женская, мужская, детская логика); диспозиционно-статусный барьер — социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, определяющие степень авторитета коммуникатора для реципиента и соответственно степень внимания к предлагаемой информации. Величина потерь информации определяется: совершенством человеческой речи; полнотой и точностью воплощения мысли в словарные фразы; наличием или отсутствием доверия к собеседнику; личными целями и устремлениями; совпадением или несовпадением словарного запаса. Помимо чистой информации сообщение имеет личностный смысл — жалоба, трудности решения проблемы, успехи. Успешность делового общения во многом зависит от умения слу- шать (можно слушать, но не слышать). К ошибкам слушания относят: перебивание собеседника; поспешные выводы; поспешные возражения: непрошеные советы. Коммуникативные навыки можно развивать и совершенствовать. 8.1.3. Интерактивная сторона общения (общение как взаимодействие). Главное содержание общения — воздействие на партнера, взаимодействие, которое может быть ориентировано на кон- троль и понимание.
Стратегия «контролера» — стремление контролировать, управлять ситуацией, поведением других, желание доминировать. Стратегия «понижателя»— стремление понять ситуацию и поведение других, желание лучше взаимодействовать, избегать конфликтов, т.е. соблюдение равенства партнеров. Общение осуществляется по поводу того или иного предмета, характер общения определяется открытостью или закрытостью предметной позиции: открытость общения — способность выразить свою точку зрения на предмет и готовность учесть позиции других; закрытость общения — неспособность или нежелание раскрывать свои позиции, свою точку зрения на предмет общения; смешанные типы общения — а) одна из сторон пытается выяснить позицию другой, не раскрывая своей; б) один из собеседников открывает партнеру свои позиции, рассчитывая на помощь и не интересуясь его мнением. При выборе позиции общения следует учитывать: степень доверия к партнеру; возможные последствия открытости общения.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |