Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы становления гештальтпсихологии




Базовые представления гештальтпсихологии

Гештальт - образ, структура

Гештальт - это динамическая структура, образующаяся по специфическим законам и организации. /Закон фигуры и фона. Одна и та же ситуация отражения может восприниматься по разному, в зависимости от того, что фигура, а что фон/.

Результатом структурирования проблемной ситуации появляется уникальное образование - инсайт.

 

1этап. Появление первых идей - 1890 г. Эренфельс статья «О качестве формы» ввел понятие гештальта, как некого целостного образования, схватываемого психикой в момент выполнения своих функций. Было выделено основное свойство гештальта - трансформации некоей формы в психическом отражении в целостном виде.

 

2 этап. Оформление этого направления в самостоятельную научную школу. 1912 г. Макс Вертхеймер «Экспериментальное исследование видимого движения». Основные идеи:

· первичные данные психики не ощущения, а целостные структуры - гештальты - которые не выводимы из образующих частей в акте восприятия, /ребенок при рождении воспринимает мир в виде целостных образов/, первичный акт - восприятие,

· гештальтам присущи собственные характеристики и законы, которые нужно изучать,

· свойства частей в акте восприятия определяются структурой в которую они входят.

· отличительной особенностью этого направления была сильная представленность естественного знания /физики, математики.../,

 

3 этап. После прихода к власти нацистов 1933 г. направление развивалось силами отдельных представетелей. Перлс эмигрировал в ЮАР, с его именем связано возрождение гештальттерапии.

1946 - возрождение гештальтпсихологии как гештальттерапии /Перлз, в США/ 1950 г. - название гештальттерапия,

1970 годы - развитие как психотерапии, одна из составных частей гуманистической психологии.

ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ ФРЕДЕРИК СОЛОМОН ПЕРЛС 1893 -

 

Учился плохо, увлекся медициной, в т.ч. психиатрией и психологией.

Призван в армию 1 мировая война, награжден Железным крестом.

После войны работал в клинике военных мозговых травм, пришел в психоанализ, был активным участником психоаналитического движения.

1933 эмигрировал в ЮАР, открыл институт психоанализа.

1936 - психоаналитический конгресс, желание встречи с Фрейдом, встретился с Фрейдом, был разочарован в психоанализе и Фрейде.

С 1936 резкая критичность к психоанализу, возвращение к гештальтпсихологии.

После войны приглашен в США в Нью-Йорк, создал группу единомышленников по гештальттерапии, вел обучающие семинары по гештальттерапии.

Мало что писал, обощал, больше делал. Т.о. гештальттерапия возродилась как практическое направление, мало разработана теоретически. Провозглашена идея: гештальттерапия заимствует все, что позволяет достигнуть результата.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ ФРЕДЕРИК СОЛОМОНА ПЕРЛСА:

 

1. Основа - идеи философии экзистенциолизма.

 

2. В гештальттерапии провозглашается сосредоточенность не на бессознательном, а на настоящем, что здесь и теперь.

 

3. Гештальттерапии соединены очень многие практические наработки, доступные психоаналитику, в т.ч. исследованиям Райха, а именно представленности психической проблемы в телесной оболочке.

 

4. В гештальттерапии провозглашается, что человек изначально знает, что ему необходимо, но это знание заблокировано.

 

5. Гештальттерапия ни чему не учит, задача - разблокировать то, что есть изначально в человеке.

 

6. Между человеком и средой есть т.н. контактная граница - то где происходит действие, контакт т.е. взаимодействие есть там где есть «Я» и «ТЫ» / фигура и фон/.

 

7. Человек в поле имеет возможность устанавливать в соответствии с ведущей потребностью фигуру, устанавливая контакт /фигуру - результат контакта/ происходит удовлетворение или не удовлетворение - снятие или не снятие напряжения.

 

8. Причины проблем - в неразрешимых гештальтах, в связи с эти задача заключается в том, чтобы завершить или переструктурировать гештальт.

 

9. Неудовлетворимая фигура ведет к неврозу.

 

10. Незавершенный гештальт идет к неудовлетворенности.

 

11. Неотреагированный аффект сохраняет напряжение, разрушает психику.

 

12. Задача психотерапевта - сделать фигуру четкой, тем самым разрешить гештальт.

 

13. Средством незавершенного гештальта является избегание приближения к зоне напряжения, в этой связи существует тупик - граница опыта клиента, дальше которой он не в состоянии пройти, задача: преодолеть тупик, привести человека к эмоциональному реагированию, после отреагирования открывается возможность преодоления зоны контактного реагирования.

Задача добиться или приблизить человека к осознаванию /сознавание - интеллектуальная составляющая, элемент избегания; осознавание - открытое в чувственном опыте/ - мало знать, необходимо осознать,

для того, чтобы привести человека к осознаванию, важно понимать, что человек может пребывать в трех зонах:

n зона прошлого,

n зона настоящего,

n зона будущего,

 

Задача: привести человека в настоящее /работать здесь и сейчас/.

Задача терапевта, переводя проблемы человека в зону настоящего, способствовать более четкому пониманию и не пересекать зону его контактной границы /ходить вокруг проблемного поля и переструктурировать гештальт - фигура и фон.

Объем, границы, содержание сознавания - континуум осознавания, когда человек осознает важно ему не помешать интеллектуальными обобщениями, обобщение результата работы должно быть сделано неопределенным образом /метод отрезанных концов/.

 

Динамическая теория личности Курта Левина /создатель: динамической теории личности, гениальной идеи об оказании помощи людям в Т-группах (тренинг-группы)/:

· в основе всякой формы человеческой активности лежит потребность или намерение, как стремление, тенденция достичь какую-то цель,

· поскольку человек биосоциальное существо, то все потребности носят характер квази-потребностей /смешение биологического и социального/, которые образуются в актуальной ситуации /определенный фон - определенные фигуры/,

· квази-потребность создает напряжение, подобно напряжению электрического тока, если квази-потребность удовлетворяется, то это приводит к разрядке, и в целом личность человека представляет собой физическое тело периодически заряжающееся и разряжающееся /поэтому теория динамическая - подвижная/,

· уникальная ситуация в которой происходит разрядка или неразрядка - поле, предметы поля имеют отрицательную или положительную валентность, если достаточно положительных элементов, то разрядка происходит, наоборот разрядки нет - накопление и разрушение.

· поведение разносится на два класса: поведение волевое, активный поиск положительно заряженных элементов для разрядки, поведение полевое, поведение отказа от активных действий для поиска возможностей удовлетворения - разрядки.

 

Правила работы терапевта в гештальттерапии:

 

использовать настоящее время, что происходит прямо сейчас, категорически недопускается опрокидывание в прошлое и будущее,

 

не говорить про другого человека, вместо этого говорить с другим /не обязательно человеком/, всегда от первого лица и всегда с другим,

 

говорить Я. Мы, вы, другие... - слова избегания ответственности,

 

заменяйте не могу на не буду или не хочу /...не можешь или не хочешь, если хочешь - говори.../,

 

вопросы часто подменяют ответственность - найдите возможность перефразировать вопрос в утверждение,

 

вопрос почему? в особенности является подменой ответственности, вопрос как? был бы лучше,

 

не интерпретируйте, не желательно говорить кому-либо что он чувствует, думает или фантазирует, никто кроме самого человека не может знать это, поэтому интерпретации всегда допущения, часто не точные,

 

интерпретации в случае если они точны блокируют развитие,

 

говорите, что вы думаете, осознаете /говорит клиент/,

 

широко используются сказки и метафоры, рисование,

 

много внимания уделяется работе с телом /прочувствуйте себя, что вы есть?, осознание себя.../,

 

5 раз - я никогда не смогу...заменить на я очень хочу

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.