КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитательных колоний
Возникновение, развитие и социальное назначение Особенности организации исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних вытекают из положений уголовного законодательства. Уголовный кодекс Российской Федерации рассматривает несовершеннолетнего преступника как специального субъекта уголовной ответственности. Это проявляется в том, что в Общей части УК РФ выделен специальный раздел, регламентирующий особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. По сравнению со взрослыми преступниками для несовершеннолетних снижен максимальный срок лишения свободы - не более 10 лет (ст. 88 УК РФ), определен сокращенный вариант видов наказаний, установлены иные сроки применения условно-досрочного освобождения, погашения судимости. Все несовершеннолетние осужденные для отбывания наказания в виде лишения свободы направляются в воспитательные колонии. В целях закрепления результатов исправления, завершения среднего (полного) общего образования или профессиональной подготовки осужденные, достигшие возраста 18 лет, могут быть оставлены в воспитательной колонии (ВК) до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими возраста 21 года. Социальное назначение воспитательных колоний, наряду с другими факторами, отражает характеристика содержащихся в них осужденных. На 1 января 2004 г. в 62 воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы (в том числе в трех колониях для несовершеннолетних женского пола) содержалось более 16 400 осужденных, из них 945 осужденных женского пола. По статистическим данным и результатам научных исследований, несовершеннолетние осужденные в воспитательных колониях характеризуются следующим образом: в возрасте от 14 до 16 лет- 11 %; от 16 до 17 - 64,5; от 18 до 19 - 23,1, от 20 до 21 года -1,4 %. До осуждения не учились и не работали 47 %, учились во вспомогательных школах 5,5 %, в спецшколах - 2 %. Более 9 % осужденных были лишены до осуждения родительского попечения. Из содержащихся в воспитательных колониях осужденных 97,4 % впервые отбывают лишение свободы, из них 63,5 % ранее осуждались условно или к ним применялись принудительные меры воспитательного воздействия. Ранее отбывавшие лишение свободы составляют около 4 %. В последние годы наметилась тенденция роста рецидива преступлений, совершаемых несовершеннолетними осужденными. В обществе вызывает опасение уголовно-правовая характеристика несовершеннолетних. Большая часть (75 % общего числа отбывающих наказания в виде лишения свободы) несовершеннолетних осуждены за совершение корыстных преступлений. С 1993 г. наблюдается рост насильственных преступлений: количество отбывающих наказания за убийство возросло на 35,1 %, за умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью - на 55,1 %. В воспитательных колониях более трети воспитанников (36 %) составляют лица, осужденные к лишению свободы на срок от 3 до 5 лет, отмечается устойчивый рост лиц, осужденных на срок от 8 до 10 лет (за три года примерно на 4 %). Приведенная социально-демографическая характеристика свидетельствует, что несовершеннолетние осужденные требуют специальных мер исправительного и последующего ресоциализационного воздействия. Воспитательные колонии относятся к исправительным учреждениям уголовно-исполнительной системы. Вместе с тем их роль и социальное назначение существенным образом отличаются от иных видов исправительных учреждений. Прежде всего, они исполняют лишение свободы в отношении несовершеннолетних осужденных, для которых требуются особый порядок и условия исполнения и отбывания наказания. На особенности личности несовершеннолетнего указывается в международных стандартах по исполнению уголовных наказаний, которые обращают внимание государств на то, что несовершеннолетний преступник - это ребенок со всеми вытекающими из этого последствиями (несформировавшаяся психика, не завершен процесс социального воспитания и социализации личности, отсутствие устойчивости криминальных навыков, свойств). Поэтому основные усилия следует прикладывать к осуществлению воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных. Основным международным документом в сфере исполнения уголовных наказаний, в том числе лишения свободы, в отношении несовершеннолетних являются Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), утвержденные Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г. Несмотря на их рекомендательный характер, они повсеместно внедряются государствами - членами ООН. Пекинские правила устанавливают принципы организации исполнения лишения свободы и обращения с несовершеннолетними правонарушителями в исправительных учреждениях: помещение несовершеннолетних в пенитенциарные учреждения должно рассматриваться как крайняя мера, и срок содержания в таком учреждении должен быть по возможности непродолжительным; несовершеннолетние лица должны содержаться в местах заключения отдельно от взрослых; целями воспитательной работы с несовершеннолетними являются их полноценная общеобразовательная и профессиональная подготовка, обеспечение ухода за ними, защиты и помощи (социальной, медицинской, психологической, физической); родители и опекуны должны иметь право посещать осужденных; к исправляющимся необходимо применять условное освобождение в более широких масштабах, чем ко взрослым осужденным, и по возможности в ранние сроки; освобождающиеся условно из исправительных учреждений должны получать поддержку со стороны общества и находиться под надзором специальных органов; особое внимание государств должно уделяться реинтеграции несовершеннолетних, то есть созданию надлежащих условий для их вхождения в жизнь общества с помощью специальных учреждений и организаций (исправительные учреждения для несовершеннолетних, центры дневной подготовки, воспитательные дома), а также других форм и методов воспитательного воздействия. Кроме Пекинских правил, 14 декабря 1990 г. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, которые определяют принципы и цели управления учреждениями для несовершеннолетних, основания классификации осужденных, физические условия отбывания наказаний, условия труда, отдыха, отправления религиозных обрядов, порядок медицинского обслуживания, дисциплинарные процедуры, пути поддержания позитивных социальных контактов, средства ресоциализации после освобождения. «Лишенные свободы несовершеннолетние имеют право на условия и услуги, отвечающие всем требованиям санитарии, гигиены, уважения достоинства человека. Исправительные учреждения для несовершеннолетних и условия в них должны соответствовать цели исправления пребывающих в них несовершеннолетних при удалении должного внимания потребности несовершеннолетних в уединении, эмоциональным стимулам, возможностям общения со сверстниками, участию в занятиях спортом, физкультурой и проведению досуга (пп. 31, 32 Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы). Основные положения указанных международных стандартов получили закрепление в действующем уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве. Однако, перенимая международный опыт исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних и ориентируясь на стандарты, выработанные мировым сообществом, в отношении данной категории осужденных не следует отказываться и от собственных национальных достижений в этой сфере. История воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в России изобилует многими положительными примерами. Учреждения для несовершеннолетних преступников были образованы после проведения судебной реформы в 1864 г. и принятия Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, где говорилось о создании приютов для малолетних от 10 до 17 лет. Становление системы воспитательных учреждений для несовершеннолетних преступников завершается принятием и утверждением императором Закона от 5 декабря 1866 г. «Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников», закрепившего принципы раздельного содержания несовершеннолетних осужденных, порядок и условия отбывания ими лишения свободы. После 1917г. Советское государство осуществляет лояльную уголовную политику в отношении несовершеннолетних преступников. Декретом СНК от 14 января 1918 г. «О комиссиях несовершеннолетних» были упразднены суды и тюремное заключение для несовершеннолетних. Все несовершеннолетние, содержавшиеся в тюрьмах, арестных домах, подлежали освобождению. Одновременно все исправительно-воспитательные колонии были переданы в ведение Народного комиссариата государственного призрения (переименованного вскоре в Наркомат социального обеспечения), в составе которого учреждается специальный отдел по управлению местами содержания несовершеннолетних. В целом уголовно-исполнительная политика была направлена на реорганизацию старых и создание новых учреждений для несовершеннолетних правонарушителей. Временная инструкция Наркомата юстиции (НКЮ) от 23 июля 1918 г. «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового» предусматривала создание реформаториев и земледельческих колоний как учреждений воспитательно-карательных, куда направлялись не только несовершеннолетние, но и преступники молодежного возраста рабоче-крестьянского происхождения. В этот период все учреждения для несовершеннолетних правонарушителей, подчиненные Народному комиссариату социального обеспечения, были переданы в ведение Народного комиссариата просвещения. Создаются новые типы учреждений для трудновоспитуемых детей, подростков и несовершеннолетних правонарушителей: детские колонии (например, Полтавская колония, которой руководил А.С. Макаренко), трудовые коммуны и институты трудового воспитания для особо трудных подростков. Несовершеннолетние правонарушители направлялись в эти учреждения по решениям комиссий по делам несовершеннолетних. С 1924г., после принятия ИТК РСФСР, создаются трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей, в которые с 1929 г. стали направляться несовершеннолетние, лишенные свободы, а также лица, в отношении которых комиссии по делам несовершеннолетних вынесли постановление об их помещении в специальные учреждения. При распределении по учреждениям проводилась дифференциация несовершеннолетних не только по уголовно-правовым критериям, но и по признаку социальной принадлежности. Правонарушители-рецидивисты в возрасте от 16 до 20 лет отбывали наказания в общих местах заключения. Первый российский реформаторий был устроен в приспособленных и переоборудованных для этой цели зданиях исправительной тюрьмы в Сокольниках (в настоящее время это СИЗО «Матросская тишина»). В реформатории направлялись по приговору суда лица мужского пола в возрасте от 17 до 21 года, признанные виновными в совершении каких-либо преступных деяний, а также бесприютные и беспризорные – по постановлениям местных народных судей. На практике туда направлялись несовершеннолетние и по постановлениям комиссий по делам несовершеннолетних. В исключительных случаях по решению правления реформатория в число воспитанников могли быть приняты лица моложе 17 лет или старше 21 года. Срок помещения в реформаторий не был установлен, суды часто выносили неопределенные приговоры, комиссии по делам несовершеннолетних вообще не устанавливали сроков содержания правонарушителей. Сроки пребывания несовершеннолетних в реформаториях устанавливались его руководством и зависели от того, насколько поддается исправлению и обучению воспитанник. Срок содержания продлялся в том случае, если не было завершено обучение осужденного. В последующие годы в законодательстве и на практике продолжается поиск наиболее эффективных форм и способов исполнения лишения свободы в отношении несовершеннолетних. Политика Советского государства была направлена на предупреждение новых преступлений и ресоциализацию данной категории правонарушителей. Уголовно-исполнительный процесс в учреждениях для несовершеннолетних строился на приоритетности общего и профессионального образования, развитии чувства коллективизма, социальной ответственности и т. п. С середины 30-х годов прошлого века ведутся поиски новых форм исправления и трудовой подготовки несовершеннолетних правонарушителей. Государству требовались квалифицированные рабочие в самых различных сферах народного хозяйства. Трудовые дома преобразовываются в школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) особого типа. Параллельно в качестве эксперимента развиваются трудовые коммуны Объединенного государственного политического управления (ОГПУ), которым отводилась основная роль в борьбе с детской беспризорностью и преступностью несовершеннолетних. Они воплотили в своей работе интересный опыт перевоспитания наиболее трудно поддающихся исправлению осужденных молодежного возраста, имевших устойчивые традиции и связи с преступной средой. Это своеобразие заключалось в том, что их работа не была связана никакими юридическими рамками постановлений и приговоров. Молодые рецидивисты в возрасте от 16 до 21 года направлялись в коммуны из мест лишения свободы независимо от сроков наказания. Деятельность трудовых коммун основывалась на принципах ответственности членов коммуны за свои поступки перед всем коллективом, широкого самоуправления, полного самообслуживания, оказания большого доверия членам коммуны и требовании окончательного отказа от преступного прошлого. В основе исправления и перевоспитания правонарушителей лежали труд и образование. (Опыт деятельности коммун изложен в работах А.С. Макаренко «Марш 30-го года», «Флаги на башнях» и др.) С принятием ИТК РСФСР 1933 г. школы ФЗУ передаются в Наркомат юстиции. Было определено, что эти учреждения предназначены для несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 15 до 18 лет, помещаемых в школы на основании приговоров судов, постановлений комиссий по делам несовершеннолетних и других уполномоченных на то органов. В подзаконных нормативных актах предусматривались три вида школ ФЗУ НКЮ: закрытые, полуоткрытые и открытые. В школах закрытого типа содержались: особо социально запущенные несовершеннолетние правонарушители, неоднократно судимые; лица, которые содержались в школах других типов, но по решению руководства переведены за нарушения порядка и негативное влияние на других воспитанников. Школы ФЗУ полуоткрытого типа предназначались для несовершеннолетних с меньшей степенью социальной запущенности, а также для подростков, переведенных из школ других типов. В школы открытого типа направлялись несовершеннолетние правонарушители с незначительной социальной запущенностью, а также переведенные из других школ. В последующие годы уголовная и уголовно-исполнительная политика в отношении несовершеннолетних претерпевает существенные изменения: ужесточились условия содержания; наряду с такими средствами исправления, как труд, образование, значительная роль принадлежала режиму; наметился отход от воспитательно-образовательного типа учреждений в сторону воспитательно-карательного. Учреждения для несовершеннолетних передаются в ведение НКВД СССР, организуется единое, централизованное управление ими. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» все учреждения для несовершеннолетних правонарушителей были переданы в ведение НКВД СССР и подразделены на изоляторы, трудовые колонии и приемники-распределители. В первые годы своей деятельности трудовые колонии для несовершеннолетних более или менее последовательно проводили в жизнь принципы и методы работы предшествовавших им трудовых коммун ОГПУ и школ ФЗУ НКЮ. В этот период в них принимались несовершеннолетние преступники в возрасте от 14 до 16 лет, которые должны были находиться в колонии до тех пор, пока не будут подготовлены к самостоятельной трудовой жизни и не появится уверенность, что конкретный осужденный не вернется на путь правонарушений. Этому и была подчинена вся внутренняя жизнь колонии, организационная структура коллектива воспитанников. Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет, осужденные к лишению свободы, подлежали направлению в общие места заключения. Такая практика существовала до 1948 г. (с перерывом с 1940 по 1942 год, когда в эти учреждения направлялись все несовершеннолетние в возрасте до 18 лет, осужденные к лишению свободы). До 1939 г. трудовые колонии рассматривались как исправительно-воспитательные учреждения для осужденных несовершеннолетних, а также беспризорных, которыми руководил специальный отдел в составе колоний. С 1939 г. трудовые колонии были преобразованы в учреждения только для несовершеннолетних преступников, осужденных к лишению свободы. Отдел трудовых колоний и сами колонии были подчинены единому управлению и включены в общую систему мест заключения. Постановлением СНК СССР от 15 июня 1943г. «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» был введен новый тип учреждений для несовершеннолетних - детские трудовые воспитательные колонии НКВД. Они были выведены из системы общих мест заключения. Это позволяло более правильно организовать их деятельность, учитывать педагогические требования и особенности исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, регулярно обобщать и распространять положительный опыт лучших учреждений. В 1948 г. было окончательно определено, что в трудовые колонии для несовершеннолетних должны направляться все осужденные до 18-летнего возраста. В 1956 г. МВД СССР были разработаны и приняты специальные положения, регулирующие деятельность трудовых и воспитательных колоний для несовершеннолетних. В них нашли отражение принципиальные положения, направленные на улучшение работы колоний и основанные на критическом анализе предшествующей практики деятельности этих учреждений. Окончательно система воспитательно-трудовых колоний (ВТК) закрепляется НТК РСФСР 1970 г., который установил два их вида: ВТК общего и усиленного режима. УИК РФ длительное время сохранял разделение ВК по видам режима (общий и усиленный). В воспитательные колонии усиленного режима направлялись только осужденные мужского пола, ранее отбывавшие лишение свободы. В результате изменений и дополнений в УИК РФ, внесенных Федеральным законом от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ, такое деление было отменено, но дифференциация несовершеннолетних осужденных по признакам пола и повторности отбывания лишения свободы сохранялась. В настоящее время воспитательные колонии являются разновидностью исправительных учреждений, исполняющих лишение свободы, и решают те же задачи, но с учетом особенностей несовершеннолетних осужденных. В литературе длительное время ведется дискуссия о целесообразности отнесения воспитательных колоний к исправительным учреждениям, а также их нахождения в составе УИС. Высказываются самые различные предложения, например вернуться к историческому опыту 1920-1930-х годов, когда учреждения для несовершеннолетних имели воспитательно-образовательную направленность и относились к Наркомату социального обеспечения (предлагается передать воспитательные колонии Министерству образования). Наиболее популярна идея о формировании системы ювенальной юстиции, в структуру которой будут входить учреждения для содержания несовершеннолетних преступников. Предполагается, что будут созданы: специализированное законодательство и отрасль ювенального права, регулирующие отношения с участием несовершеннолетних; особые суды, которые будут рассматривать дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними или с их участием; учреждения воспитательно-образовательной направленности для содержания несовершеннолетних, а также органы постпенитенциарной опеки, оказывающие им помощь в ресоциализации. Данная программа в России находится на стадии научных исследований, но аналогичный опыт имеется в некоторых зарубежных государствах.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |