Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование применения основных средств исправления осужденных, содержащихся в воспитательных колониях

Процесс исполнения лишения свободы в отношении несовершенно­летних осужденных связан с постоянным исправительным воздействием на каждого из них. Понятие «средства исправительного воздействия» получило развитие только в теоретической литературе, законодатель­ство (ст. 9 УИК РФ) указывает лишь на основные средства исправления осужденных, которыми являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно по­лезный труд, получение общего образования, профессиональная подго­товка и общественное воздействие. Понятие «средства исправительного воздействия» более широкое по содержанию, помимо основных средств исправления, оно охватывает меры поощрения и взыскания, применяе­мые к осужденным, психологические методики воздействия, меры пресе­чения, безопасности и др.

Применение основных средств исправления к несовершеннолетним осужденным отличается спецификой, определяемой особенностями их личности.

Режим отбывания наказания. Как отмечалось, режим исполнения (отбывания) наказания выполняет двоякую функцию. В ст. 82 УИК РФ он определяется как правопорядок, являющийся условием применения всех основных средств исправления. Статья 9 УИК РФ указывает на ре­жим как на основное средство исправления осужденных. Режим в местах лишения свободы обеспечивает реализацию ряда функций (каратель­ной, воспитательной, обеспечения эффективного применения мер ис­правительного воздействия, регулирования уголовно-правовой кары, профилактической), имеющих исправительное влияние на осужденных, упорядочивающие воздействующих на различные процессы в воспитатель­ных колониях.

Карательная функция заключается в создании условий для реализа­ции правоограничений, установленных законодательством для осужден­ных. Из всех перечисленных основных средств исправления несовер­шеннолетних осужденных режим - единственное, которое обеспечи­вает карательное воздействие назначенного наказания, проявляющееся в принудительной изоляции несовершеннолетнего осужденного, ограни­чении свободы передвижения в пределах учреждения, запрете на хране­ние при себе денег, ценных вещей, обязанности подвергаться личному обыску, цензуре корреспонденции, надзоре за поведением воспитанни­ков и др.

Одним из элементов карательного воздействия на несовершеннолет­них осужденных является их изоляция в воспитательных учреждениях, которая достигается в результате проведения комплекса мероприятий по охране этих учреждений. Охрана в воспитательной колонии осуществля­ется круглосуточно и является обязанностью всех работников учрежде­ния. Непосредственное обеспечение охраны возлагается на отдел охраны и надзора. К силам и средствам выполнения этой задачи относятся: лич­ный состав воспитательной колонии, инженерно-технические средства охраны и надзора, средства связи. Для охраны и надзора воспитательных колоний устанавливаются внешние и внутренние посты. Огнестрельное оружие при охране воспитательной колонии, в отличие от иных видов исправительных учреждений, не применяется. Более детально вопросы изоляции, охраны и надзора в воспитательных колониях урегулированы ведомственными нормативными актами Минюста России.

Применение мер безопасности к несовершеннолетним осужденным регламентируется Законом РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (гл. V), который гласит, что физическая сила, боевые приемы борьбы применяются к несовершеннолетним осужденным при невозможности иным способом обеспечить выполнение законных требований админи­страции; применение оружия, в том числе при побеге, в отношении не­совершеннолетних запрещается, кроме случаев вооруженного сопротив­ления, совершения осужденными вооруженного или группового напа­дения, угрожающих жизни и здоровью сотрудников воспитательной колонии, других осужденных и посторонних граждан. Аналогично в отношении несовершеннолетних осужденных используются спецсред­ства и наручники.

Воспитательная (исправительная) функция режима проявляется в том, что воспитанники приучаются к соблюдению принятых в обществе пра­вил взаимоотношений между людьми, выполнению определенных тре­бований. Это дисциплинирует несовершеннолетних осужденных, фор­мирует привычку дисциплинированного поведения. В воспитательных колониях по сравнению с другими видами ИУ наибольшая доля дис­циплинированных осужденных и наименьшая - имеющих отдельные нарушения, а также злостно нарушающих режим. Воспитательная фун­кция режима состоит и в том, что осужденным прививаются правила по­ведения, не являющиеся по своей природе карательными, но необходи­мые в человеческом обществе: личной гигиены, общения, взаимоотно­шений осужденных друг с другом и персоналом и др.

В сферу отношений режима исполнения лишения свободы в воспи­тательных колониях включены осужденные, администрация воспитательной колонии, предприятия, где работают осужденные, представители общественных организаций, участвующие в исправлении осужденных и осуществлении контроля за воспитательными колониями, иные долж­ностные лица, посещающие эти учреждения, граждане, находящиеся на объектах и территории воспитательных колоний. Однако основную дея­тельность по обеспечению режима в воспитательных колониях осуще­ствляют ее администрация и создаваемые для этих целей специальные структурные подразделения.

Воспитательная работа. При исполнении наказания к несовершен­нолетним осужденным применяется комплекс мер воспитательного воз­действия. Воспитательная работа с несовершеннолетними проводится с учетом их возраста, уровня образования и профессиональной подготов­ки, на основе глубокого изучения личности каждого воспитуемого. На­ряду с воспитанием и исправлением она способствует изменению у оп­ределенной части несовершеннолетних осужденных взглядов и ориен­тации, связанных с популяризацией принципов «воровской жизни» и «уголовной романтики». Воспитательная работа осуществляется на ос­нове общих положений организации воспитательной работы, закреплен­ных в ст. 109,110 УИК РФ для всех видов исправительных учреждений. Однако особенности личности несовершеннолетних, а также деятельнос­ти воспитательных колоний предопределяют и специфику применения данного основного средства исправления5. В воспитательных колониях эта работа является компонентом единого учебно-воспитательного про­цесса, осуществляемого в отношении воспитанников.

К основным формам воспитательной работы с осужденными относят­ся (ст. 110 УИК РФ): нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание. Методами воспитательного воздействия на осужден­ных являются: убеждение, приучение, поощрение, принуждение, при­мер, доверие.

Проводя с несовершеннолетними осужденными воспитательную ра­боту, следует больше внимания обращать на кажущиеся порой элемен­тарными житейские проблемы, ориентировать подростков в быстро изме­няющейся жизни. С осужденными необходимо проводить работу, направ­ленную на их адаптацию к предстоящей после освобождения жизни.

Становление личности подростка должно проходить в условиях доб­рожелательного отношения к нему, готовности сотрудников прийти на помощь в решении многочисленных проблем, связанных с процессом социализации, вступления в самостоятельную жизнь. Этому должна спо­собствовать правильная организация учебно-воспитательного процесса в ВК, предусматривающего привитие подростку трудовых навыков, обу­чение его социально полезным профессиям, обеспечение необходимого для пол неценной жизни общеобразовательного уровня, формирова­ние законопослушного поведения и нравственных качеств.

Существенную роль в привитии воспитанникам навыков работы в коллективе, самостоятельного решения проблем, чувства ответственнос­ти и самоответственности играют самодеятельные организации осужден­ных, создаваемые в воспитательных колониях на основании Положения о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в ИК УИС Минюста России, утвержденного приказом ГУИН Минюста России от 14 июля 1999 г. № 253 (с изменениями и дополнениями от 27 июня 2003 г.). Данный нормативный акт закрепля­ет порядок формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, как в исправительных, так и в воспитательных колониях уголовно-исполни­тельной системы.

Самодеятельные организации - это добровольные общественные формирования осужденных, работающие под контролем администра­ции. Основными задачами самодеятельных организаций являются: раз­витие полезной инициативы осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие админист­рации в поддержании дисциплины и порядка; формирование здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осуж­денным.

В самодеятельные организации принимаются осужденные, желающие работать в них. При подборе осужденных в самодеятельные организации учитываются характер, интересы, наклонности и способности подрост­ков. Члены самодеятельных организаций не освобождаются от учебы и работы. Предоставление им каких-либо льгот по сравнению с другими осужденными не допускается. Участие осужденных в работе самодея­тельных организаций поощряется и учитывается при определении сте­пени их исправления. Не оправдавшие доверия осужденные выводятся из состава самодеятельной организации приказом начальника воспита­тельной колонии. Членам самодеятельных организаций запрещается подменять администрацию и выполнять властно-распорядительные фун­кции в отношении других осужденных.

Основными формами самодеятельных организаций являются совет коллектива ВК и совет коллектива отряда. При совете коллектива отряда (колонии) создаются следующие секции: дисциплины и порядка, про­изводственная, пожарной безопасности, санитарно-бытовая, досуга, об­щеобразовательного и профессионального обучения, общественных кор­респондентов и другие (их перечень, приведенный в Положении, не яв­ляется исчерпывающим). Непосредственное руководство работой самодеятельных организаций осуществляет заместитель начальника ко­лонии по воспитательной работе. Старшие воспитатели направляют ра­боту членов самодеятельных организаций, оказывают им необходимую методическую помощь, осуществляют систематический контроль за ме­тодами работы, участвуют в заседаниях совета коллектива отряда, обес­печивают принятие правильных решений, организуют и проводят учебу актива. Психологи осуществляют консультативную помощь админист­рации в подборе актива, распределении обязанностей, а также психоло­гическую поддержку осужденных, являющихся членами самодеятель­ных организаций.

В решении задач нравственного воспитания осужденных особая роль принадлежит церкви. Участие представителей религии в воспитании спо­собствует созданию в колонии благоприятных условий для утверждения в сознании осужденных идеалов добра, снятия психоэмоционального напряжения, оздоровления морального климата. Участие церкви в нрав­ственном воспитании осужденных строится на основе принципа инди­видуального подхода к личности. Привлечение осужденных к меропри­ятиям, проводимым священнослужителями, осуществляется строго с учетом желания и интересов подростков, исключительно на доброволь­ной основе.

Привлекая священнослужителей к работе с осужденными, админис­трация ВК предварительно знакомится с тем, какое религиозное течение они представляют, какие преследуют интересы, имеют ли официальный статус. В настоящее время в большинстве ВК действует комната для от­правления религиозных обрядов, регулярно проводятся еженедельные встречи священнослужителей с осужденными.

Одна из основных форм воспитательной работы с осужденными -индивидуальная работа. Она проводится на основе изучения личности каждого осужденного с учетом характера, возраста, образования, про­фессии и других его особенностей, причин, условий, обстоятельств и общественной опасности совершенного им преступления. Индивиду­альный подход к конкретной личности осужденного предполагает раз­деление процесса организации индивидуальной работы по его исправ­лению на три периода: 1) изучение осужденного и его адаптация к усло­виям лишения свободы в исправительном учреждении; 2) воспитательное воздействие на осужденного; 3) подготовка к освобождению, адаптация к условиям жизни на свободе и закрепление результатов исправительно­го воздействия после освобождения от отбывания наказания.

Общественно полезный труд. Все осужденные, отбывающие наказа­ние в воспитательных колониях и не обучающиеся в профессиональных училищах, привлекаются к труду с учетом их способностей и, по возможности, специальности. На них распространяется обязанность трудить­ся в местах и на работах, определяемых администрацией исправитель­ных учреждений (ст. 103 УИК РФ). Администрация предприятия (ра­ботодатель) при назначении несовершеннолетнего осужденного на ра­боту вступает с ним в трудовые отношения и нормативно закрепляет их приказом. В данном случае возникают существенные противоречия уго­ловно-исполнительного законодательства с трудовым, которое в ст. 63 ТК РФ «Возраст, с которого допускается заключение трудового догово­ра» определяет, что заключение трудового договора допускается с лица­ми, достигшими возраста 16 лет, и в некоторых случаях, как исключе­ние, с лицами, достигшими возраста 15 лет. Трудовой договор с лицами, достигшими возраста 14 лет, заключается при обязательном согласии одного из родителей (опекуна, попечителя), органа опеки и попечи­тельства и только для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения несовершеннолетних.

Специфика труда несовершеннолетних осужденных такова, что он регулируется напрямую нормами трудового законодательства. Ограни­чения, которые установлены гл. 14 УИК РФ, распространяются только на взрослых осужденных. Труд несовершеннолетних должен организо­вываться лишь на добровольной основе. При организации этого процес­са следует учитывать то обстоятельство, что около половины воспитан­ников не имеют трудовых навыков, некоторые из них работали до осуж­дения, но непродолжительное время.

Воспитанники работают на собственном производстве (на территории колонии) с соблюдением правил охраны труда и техники безопасности, установленных законодательством. При этом продолжительность рабоче­го дня осужденных, а также предоставление им еженедельных дней отды­ха определяются на общих основаниях в соответствии с законодательством о труде.

Продолжительность ежедневного рабочего времени в воспитательных колониях устанавливается: для работников в возрасте от 14 до 16 лет -не более 5 часов, от 16 до 18 лет - не более 7 часов; учащихся общеобра­зовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учеб­ного года учебу с работой, в возрасте от 14 до 16 лет - 2,5 часа, от 16 до 18 лет - 3,5 часа (ст. 94 ТК РФ). Запрещается привлечение несовершен­нолетних осужденных к работам: в ночное время (ст. 96 ТК РФ), с тяже­лыми или вредными условиями труда.

Труд несовершеннолетних осужденных оплачивается в соответствии с его количеством и качеством по общеустановленным для России нор-

мам и расценкам. Независимо от всех удержаний с заработной платы (име­ются в виду удержания по искам о возмещении ущерба, уплате алимен­тов) на лицевой счет несовершеннолетних осужденных зачисляется не менее 50 % заработной платы или иных доходов (ст. 107 УИК РФ).

Хорошо организованный производственный процесс в ВК повышает эффективность исправительного воздействия уголовно-исполнительно­го процесса, способствует предупреждению преступных проявлений и нарушений режима со стороны осужденных, полноценной их подготов­ке к условиям жизни после освобождения.

Получение общего образования осужденными в воспитательных ко­лониях осуществляется без отрыва от производства и параллельно с про­фессиональной подготовкой в соответствии с действующим законода­тельством об образовании в Российской Федерации и ведомственными нормативными актами7. Большая часть осужденных в воспитательных колониях подлежит обучению. Для этих целей создаются вечерние общеобразовательные школы, которые входят в состав ВК, имеют поряд­ковые номера вечерних (сменных) школ районов или городов, где дис­лоцируются колонии.

Учащиеся зачисляются в классы (согласно документам об образова­нии, находящимся в личном деле, а также иным сведениям) в течение учебного года по прибытии в колонию. Если воспитанник прибывает в колонию во втором полугодии, он, как правило, зачисляется в тот класс, в котором должен будет учиться с начала следующего учебного года.

На время подготовки и сдачи экзаменов учащиеся освобождаются от работы. По окончании школы им выдаются документы о среднем образо­вании государственного образца, аналогичные документам об окончании общеобразовательных школ.

Профессиональная подготовка. Несовершеннолетние осужденные, не имеющие специальности, приобретают ее во время отбывания наказа­ния. Законодательство предусматривает две формы ее получения: путем начального профессионального образования либо профессиональной подготовки. Основное условие профессионального образования состоит в том, чтобы приобретаемая специальность была приемлема к использо­ванию осужденным не только на производстве воспитательной колонии, но и после освобождения8.

В зарубежных пенитенциарных учреждениях, где заключенные, как правило, не работают, профессиональное образование осуществляется с учетом тех специальностей, которые имеют наибольший спрос. Самыми распространенными являются профессии программиста, связанные с об­служиванием компьютерных линий, радио- и телемеханики, электри­ка, повара, портного и др.

Профессиональное образование в ВК осуществляется в профессио­нальных училищах либо бригадах на производстве с закреплением на­ставников из числа вольнонаемного персонала. Профессиональная под­готовка в бригадах осуществляется в пределах продолжительности рабо­чего дня. На время подготовки и сдачи квалификационных экзаменов осужденные освобождаются от работы, сдавшим экзамены выдаются удо­стоверения о получении специальности и тарифном разряде.

Общественное воздействие как основное средство исправительного воздействия на осужденных в исправительных учреждениях уголовно-исполнительным законодательством регламентируется крайне ограни­ченно, за исключением воспитательных колоний. Статья 142 УИК РФ регламентирует формы участия общественности в уголовно-исполни­тельном процессе в воспитательных колониях.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Феде­рации от 13 октября 1997 г. № 1295 при каждой воспитательной коло­нии действуют попечительские советы, которые создаются для оказания помощи администрации ВК в организации учебно-воспитательного про­цесса и укреплении материально-технической базы, решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства осво­бождающихся лиц. Попечительский совет состоит из представителей го­сударственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан, изъявивших желание работать в попечитель­ском совете и способных по своим деловым и моральным качествам вы­полнять задачи, стоящие перед ним.

Основной задачей, решаемой попечительским советом, является ока­зание помощи администрации колонии: в обеспечении защиты прав и законных интересов осужденных; формировании у них законопослуш­ного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе; получе­нии осужденными основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки; повышении образователь­ного и культурного уровня осужденных; установлении хозяйственных связей с предприятиями, учреждениями и организациями; укрепле­нии производственно-хозяйственной базы воспитательной колонии; обеспечении трудовой занятости осужденных; создании необходимых материально-бытовых условий и медико-санитарного обеспечения осужденных; изыскании дополнительных возможностей для улучше­ния организации питания осужденных, обеспечения их одеждой и предметами первой необходимости; организации шефства над сирота­ми и лицами, оставшимися без родительского попечения, оказании им финансовой помощи при освобождении; трудовом и бытовом устрой­стве освобождающихся из ВК. Деятельность попечительского совета направлена, с одной стороны, на оказание администрации указанной помощи, с другой - на осуществление общественного контроля за ее деятельностью.

Кроме того, традиционными являются и иные формы участия обще­ственности в уголовно-исполнительном процессе в ВК: работа родитель­ских комитетов, шефство трудовых коллективов, учебных заведений, в том числе высшего профиля, и др.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях | Особенности применения к несовершеннолетним осужденным мер поощрения и взыскания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3113; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.