КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое регулирование применения основных средств исправления осужденных, содержащихся в воспитательных колониях
Процесс исполнения лишения свободы в отношении несовершеннолетних осужденных связан с постоянным исправительным воздействием на каждого из них. Понятие «средства исправительного воздействия» получило развитие только в теоретической литературе, законодательство (ст. 9 УИК РФ) указывает лишь на основные средства исправления осужденных, которыми являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Понятие «средства исправительного воздействия» более широкое по содержанию, помимо основных средств исправления, оно охватывает меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным, психологические методики воздействия, меры пресечения, безопасности и др. Применение основных средств исправления к несовершеннолетним осужденным отличается спецификой, определяемой особенностями их личности. Режим отбывания наказания. Как отмечалось, режим исполнения (отбывания) наказания выполняет двоякую функцию. В ст. 82 УИК РФ он определяется как правопорядок, являющийся условием применения всех основных средств исправления. Статья 9 УИК РФ указывает на режим как на основное средство исправления осужденных. Режим в местах лишения свободы обеспечивает реализацию ряда функций (карательной, воспитательной, обеспечения эффективного применения мер исправительного воздействия, регулирования уголовно-правовой кары, профилактической), имеющих исправительное влияние на осужденных, упорядочивающие воздействующих на различные процессы в воспитательных колониях. Карательная функция заключается в создании условий для реализации правоограничений, установленных законодательством для осужденных. Из всех перечисленных основных средств исправления несовершеннолетних осужденных режим - единственное, которое обеспечивает карательное воздействие назначенного наказания, проявляющееся в принудительной изоляции несовершеннолетнего осужденного, ограничении свободы передвижения в пределах учреждения, запрете на хранение при себе денег, ценных вещей, обязанности подвергаться личному обыску, цензуре корреспонденции, надзоре за поведением воспитанников и др. Одним из элементов карательного воздействия на несовершеннолетних осужденных является их изоляция в воспитательных учреждениях, которая достигается в результате проведения комплекса мероприятий по охране этих учреждений. Охрана в воспитательной колонии осуществляется круглосуточно и является обязанностью всех работников учреждения. Непосредственное обеспечение охраны возлагается на отдел охраны и надзора. К силам и средствам выполнения этой задачи относятся: личный состав воспитательной колонии, инженерно-технические средства охраны и надзора, средства связи. Для охраны и надзора воспитательных колоний устанавливаются внешние и внутренние посты. Огнестрельное оружие при охране воспитательной колонии, в отличие от иных видов исправительных учреждений, не применяется. Более детально вопросы изоляции, охраны и надзора в воспитательных колониях урегулированы ведомственными нормативными актами Минюста России. Применение мер безопасности к несовершеннолетним осужденным регламентируется Законом РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (гл. V), который гласит, что физическая сила, боевые приемы борьбы применяются к несовершеннолетним осужденным при невозможности иным способом обеспечить выполнение законных требований администрации; применение оружия, в том числе при побеге, в отношении несовершеннолетних запрещается, кроме случаев вооруженного сопротивления, совершения осужденными вооруженного или группового нападения, угрожающих жизни и здоровью сотрудников воспитательной колонии, других осужденных и посторонних граждан. Аналогично в отношении несовершеннолетних осужденных используются спецсредства и наручники. Воспитательная (исправительная) функция режима проявляется в том, что воспитанники приучаются к соблюдению принятых в обществе правил взаимоотношений между людьми, выполнению определенных требований. Это дисциплинирует несовершеннолетних осужденных, формирует привычку дисциплинированного поведения. В воспитательных колониях по сравнению с другими видами ИУ наибольшая доля дисциплинированных осужденных и наименьшая - имеющих отдельные нарушения, а также злостно нарушающих режим. Воспитательная функция режима состоит и в том, что осужденным прививаются правила поведения, не являющиеся по своей природе карательными, но необходимые в человеческом обществе: личной гигиены, общения, взаимоотношений осужденных друг с другом и персоналом и др. В сферу отношений режима исполнения лишения свободы в воспитательных колониях включены осужденные, администрация воспитательной колонии, предприятия, где работают осужденные, представители общественных организаций, участвующие в исправлении осужденных и осуществлении контроля за воспитательными колониями, иные должностные лица, посещающие эти учреждения, граждане, находящиеся на объектах и территории воспитательных колоний. Однако основную деятельность по обеспечению режима в воспитательных колониях осуществляют ее администрация и создаваемые для этих целей специальные структурные подразделения. Воспитательная работа. При исполнении наказания к несовершеннолетним осужденным применяется комплекс мер воспитательного воздействия. Воспитательная работа с несовершеннолетними проводится с учетом их возраста, уровня образования и профессиональной подготовки, на основе глубокого изучения личности каждого воспитуемого. Наряду с воспитанием и исправлением она способствует изменению у определенной части несовершеннолетних осужденных взглядов и ориентации, связанных с популяризацией принципов «воровской жизни» и «уголовной романтики». Воспитательная работа осуществляется на основе общих положений организации воспитательной работы, закрепленных в ст. 109,110 УИК РФ для всех видов исправительных учреждений. Однако особенности личности несовершеннолетних, а также деятельности воспитательных колоний предопределяют и специфику применения данного основного средства исправления5. В воспитательных колониях эта работа является компонентом единого учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в отношении воспитанников. К основным формам воспитательной работы с осужденными относятся (ст. 110 УИК РФ): нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание. Методами воспитательного воздействия на осужденных являются: убеждение, приучение, поощрение, принуждение, пример, доверие. Проводя с несовершеннолетними осужденными воспитательную работу, следует больше внимания обращать на кажущиеся порой элементарными житейские проблемы, ориентировать подростков в быстро изменяющейся жизни. С осужденными необходимо проводить работу, направленную на их адаптацию к предстоящей после освобождения жизни. Становление личности подростка должно проходить в условиях доброжелательного отношения к нему, готовности сотрудников прийти на помощь в решении многочисленных проблем, связанных с процессом социализации, вступления в самостоятельную жизнь. Этому должна способствовать правильная организация учебно-воспитательного процесса в ВК, предусматривающего привитие подростку трудовых навыков, обучение его социально полезным профессиям, обеспечение необходимого для пол неценной жизни общеобразовательного уровня, формирование законопослушного поведения и нравственных качеств. Существенную роль в привитии воспитанникам навыков работы в коллективе, самостоятельного решения проблем, чувства ответственности и самоответственности играют самодеятельные организации осужденных, создаваемые в воспитательных колониях на основании Положения о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в ИК УИС Минюста России, утвержденного приказом ГУИН Минюста России от 14 июля 1999 г. № 253 (с изменениями и дополнениями от 27 июня 2003 г.). Данный нормативный акт закрепляет порядок формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, как в исправительных, так и в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы. Самодеятельные организации - это добровольные общественные формирования осужденных, работающие под контролем администрации. Основными задачами самодеятельных организаций являются: развитие полезной инициативы осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации в поддержании дисциплины и порядка; формирование здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным. В самодеятельные организации принимаются осужденные, желающие работать в них. При подборе осужденных в самодеятельные организации учитываются характер, интересы, наклонности и способности подростков. Члены самодеятельных организаций не освобождаются от учебы и работы. Предоставление им каких-либо льгот по сравнению с другими осужденными не допускается. Участие осужденных в работе самодеятельных организаций поощряется и учитывается при определении степени их исправления. Не оправдавшие доверия осужденные выводятся из состава самодеятельной организации приказом начальника воспитательной колонии. Членам самодеятельных организаций запрещается подменять администрацию и выполнять властно-распорядительные функции в отношении других осужденных. Основными формами самодеятельных организаций являются совет коллектива ВК и совет коллектива отряда. При совете коллектива отряда (колонии) создаются следующие секции: дисциплины и порядка, производственная, пожарной безопасности, санитарно-бытовая, досуга, общеобразовательного и профессионального обучения, общественных корреспондентов и другие (их перечень, приведенный в Положении, не является исчерпывающим). Непосредственное руководство работой самодеятельных организаций осуществляет заместитель начальника колонии по воспитательной работе. Старшие воспитатели направляют работу членов самодеятельных организаций, оказывают им необходимую методическую помощь, осуществляют систематический контроль за методами работы, участвуют в заседаниях совета коллектива отряда, обеспечивают принятие правильных решений, организуют и проводят учебу актива. Психологи осуществляют консультативную помощь администрации в подборе актива, распределении обязанностей, а также психологическую поддержку осужденных, являющихся членами самодеятельных организаций. В решении задач нравственного воспитания осужденных особая роль принадлежит церкви. Участие представителей религии в воспитании способствует созданию в колонии благоприятных условий для утверждения в сознании осужденных идеалов добра, снятия психоэмоционального напряжения, оздоровления морального климата. Участие церкви в нравственном воспитании осужденных строится на основе принципа индивидуального подхода к личности. Привлечение осужденных к мероприятиям, проводимым священнослужителями, осуществляется строго с учетом желания и интересов подростков, исключительно на добровольной основе. Привлекая священнослужителей к работе с осужденными, администрация ВК предварительно знакомится с тем, какое религиозное течение они представляют, какие преследуют интересы, имеют ли официальный статус. В настоящее время в большинстве ВК действует комната для отправления религиозных обрядов, регулярно проводятся еженедельные встречи священнослужителей с осужденными. Одна из основных форм воспитательной работы с осужденными -индивидуальная работа. Она проводится на основе изучения личности каждого осужденного с учетом характера, возраста, образования, профессии и других его особенностей, причин, условий, обстоятельств и общественной опасности совершенного им преступления. Индивидуальный подход к конкретной личности осужденного предполагает разделение процесса организации индивидуальной работы по его исправлению на три периода: 1) изучение осужденного и его адаптация к условиям лишения свободы в исправительном учреждении; 2) воспитательное воздействие на осужденного; 3) подготовка к освобождению, адаптация к условиям жизни на свободе и закрепление результатов исправительного воздействия после освобождения от отбывания наказания. Общественно полезный труд. Все осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях и не обучающиеся в профессиональных училищах, привлекаются к труду с учетом их способностей и, по возможности, специальности. На них распространяется обязанность трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений (ст. 103 УИК РФ). Администрация предприятия (работодатель) при назначении несовершеннолетнего осужденного на работу вступает с ним в трудовые отношения и нормативно закрепляет их приказом. В данном случае возникают существенные противоречия уголовно-исполнительного законодательства с трудовым, которое в ст. 63 ТК РФ «Возраст, с которого допускается заключение трудового договора» определяет, что заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет, и в некоторых случаях, как исключение, с лицами, достигшими возраста 15 лет. Трудовой договор с лицами, достигшими возраста 14 лет, заключается при обязательном согласии одного из родителей (опекуна, попечителя), органа опеки и попечительства и только для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения несовершеннолетних. Специфика труда несовершеннолетних осужденных такова, что он регулируется напрямую нормами трудового законодательства. Ограничения, которые установлены гл. 14 УИК РФ, распространяются только на взрослых осужденных. Труд несовершеннолетних должен организовываться лишь на добровольной основе. При организации этого процесса следует учитывать то обстоятельство, что около половины воспитанников не имеют трудовых навыков, некоторые из них работали до осуждения, но непродолжительное время. Воспитанники работают на собственном производстве (на территории колонии) с соблюдением правил охраны труда и техники безопасности, установленных законодательством. При этом продолжительность рабочего дня осужденных, а также предоставление им еженедельных дней отдыха определяются на общих основаниях в соответствии с законодательством о труде. Продолжительность ежедневного рабочего времени в воспитательных колониях устанавливается: для работников в возрасте от 14 до 16 лет -не более 5 часов, от 16 до 18 лет - не более 7 часов; учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от 14 до 16 лет - 2,5 часа, от 16 до 18 лет - 3,5 часа (ст. 94 ТК РФ). Запрещается привлечение несовершеннолетних осужденных к работам: в ночное время (ст. 96 ТК РФ), с тяжелыми или вредными условиями труда. Труд несовершеннолетних осужденных оплачивается в соответствии с его количеством и качеством по общеустановленным для России нор- мам и расценкам. Независимо от всех удержаний с заработной платы (имеются в виду удержания по искам о возмещении ущерба, уплате алиментов) на лицевой счет несовершеннолетних осужденных зачисляется не менее 50 % заработной платы или иных доходов (ст. 107 УИК РФ). Хорошо организованный производственный процесс в ВК повышает эффективность исправительного воздействия уголовно-исполнительного процесса, способствует предупреждению преступных проявлений и нарушений режима со стороны осужденных, полноценной их подготовке к условиям жизни после освобождения. Получение общего образования осужденными в воспитательных колониях осуществляется без отрыва от производства и параллельно с профессиональной подготовкой в соответствии с действующим законодательством об образовании в Российской Федерации и ведомственными нормативными актами7. Большая часть осужденных в воспитательных колониях подлежит обучению. Для этих целей создаются вечерние общеобразовательные школы, которые входят в состав ВК, имеют порядковые номера вечерних (сменных) школ районов или городов, где дислоцируются колонии. Учащиеся зачисляются в классы (согласно документам об образовании, находящимся в личном деле, а также иным сведениям) в течение учебного года по прибытии в колонию. Если воспитанник прибывает в колонию во втором полугодии, он, как правило, зачисляется в тот класс, в котором должен будет учиться с начала следующего учебного года. На время подготовки и сдачи экзаменов учащиеся освобождаются от работы. По окончании школы им выдаются документы о среднем образовании государственного образца, аналогичные документам об окончании общеобразовательных школ. Профессиональная подготовка. Несовершеннолетние осужденные, не имеющие специальности, приобретают ее во время отбывания наказания. Законодательство предусматривает две формы ее получения: путем начального профессионального образования либо профессиональной подготовки. Основное условие профессионального образования состоит в том, чтобы приобретаемая специальность была приемлема к использованию осужденным не только на производстве воспитательной колонии, но и после освобождения8. В зарубежных пенитенциарных учреждениях, где заключенные, как правило, не работают, профессиональное образование осуществляется с учетом тех специальностей, которые имеют наибольший спрос. Самыми распространенными являются профессии программиста, связанные с обслуживанием компьютерных линий, радио- и телемеханики, электрика, повара, портного и др. Профессиональное образование в ВК осуществляется в профессиональных училищах либо бригадах на производстве с закреплением наставников из числа вольнонаемного персонала. Профессиональная подготовка в бригадах осуществляется в пределах продолжительности рабочего дня. На время подготовки и сдачи квалификационных экзаменов осужденные освобождаются от работы, сдавшим экзамены выдаются удостоверения о получении специальности и тарифном разряде. Общественное воздействие как основное средство исправительного воздействия на осужденных в исправительных учреждениях уголовно-исполнительным законодательством регламентируется крайне ограниченно, за исключением воспитательных колоний. Статья 142 УИК РФ регламентирует формы участия общественности в уголовно-исполнительном процессе в воспитательных колониях. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. № 1295 при каждой воспитательной колонии действуют попечительские советы, которые создаются для оказания помощи администрации ВК в организации учебно-воспитательного процесса и укреплении материально-технической базы, решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц. Попечительский совет состоит из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан, изъявивших желание работать в попечительском совете и способных по своим деловым и моральным качествам выполнять задачи, стоящие перед ним. Основной задачей, решаемой попечительским советом, является оказание помощи администрации колонии: в обеспечении защиты прав и законных интересов осужденных; формировании у них законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе; получении осужденными основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки; повышении образовательного и культурного уровня осужденных; установлении хозяйственных связей с предприятиями, учреждениями и организациями; укреплении производственно-хозяйственной базы воспитательной колонии; обеспечении трудовой занятости осужденных; создании необходимых материально-бытовых условий и медико-санитарного обеспечения осужденных; изыскании дополнительных возможностей для улучшения организации питания осужденных, обеспечения их одеждой и предметами первой необходимости; организации шефства над сиротами и лицами, оставшимися без родительского попечения, оказании им финансовой помощи при освобождении; трудовом и бытовом устройстве освобождающихся из ВК. Деятельность попечительского совета направлена, с одной стороны, на оказание администрации указанной помощи, с другой - на осуществление общественного контроля за ее деятельностью. Кроме того, традиционными являются и иные формы участия общественности в уголовно-исполнительном процессе в ВК: работа родительских комитетов, шефство трудовых коллективов, учебных заведений, в том числе высшего профиля, и др.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3183; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |