КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая мысль в эпоху Возрождения
Эпоха Ренессанса - Возрождения (термин ввел в XVI веке Джорджо Вазари) - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, переходный от средневековой культуры к культуре Нового времени. Возникновение машинного производства, совершенствование орудий и продолжающееся разделение мануфактурного труда, распространение книгопечатания, географические открытия - все это изменило представления человека о мире и о самом себе. В гуманистическом мировоззрении людей утверждается жизнерадостное свободомыслие. В науках возобладает интерес к судьбе и возможностям человека, а в этических концепциях обосновывается его право на счастье. Основатель лютеранства провозглашает, что “все люди в равной мере наделены разумом”. Человек начинает осознавать, что он создан не для Бога, что в своих деяниях он свободен и велик, что для его разума нет преград.
Новое мироощущение отразилось в стремлении по-новому взглянуть на душу - центральное звено любой научной системы о человеке. В университетах на первых лекциях студенты просили преподавателей: “Скажи о душе”, - что являлось своего рода лакмусовой бумагой, характеристикой мировоззренческих, научных и педагогических потенций учителя. Проблематика психологических изысканий также была своеобразной: зависимость человека от констелляции звезд; связь обилия желчи и настроения; отражение душевных качеств в выражении лица и т.п. Делая вывод из своих наблюдений, Жуан Хуарт в 1575 г. пишет: “Сложение тела и наружность с закономерной точностью соответствует душевной особенности каждого человека”.
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401-1464) Мыслитель раннего Возрождения, предвосхитивший главные черты научного мышления Нового времени. За сто лет до Коперника высказал мысли о геометро-механистической картине мира, что предопределило его мировоззренческие взгляды. Выдающийся проповедник становится одним из первых в эпоху Возрождения защитником механистического понимания природы и ее явлений. Им написаны сочинения: “Об ученом незнании”, “О предположениях”, “Простец об уме” и др.
Процесс познания означает для Николая Кузанского бесконечное совершенствование человеческих знаний. В нем выделяются четыре ступени: чувственное познание, рассудочное познание, синтетическое познание интеллекта-разума, интуитивное (мистическое) познание. Новым словом ученого является определение присутствия рассудка как высшей ступени познания в ощущении-чувстве (как деятельность внимания и различения). Более высокой по отношению к рассудку познавательной способностью Николаем Кузанским признавался разум (intellectus). По причине того, что “все вещи состоят из противоположностей в различных степенях”, рассудок мыслит их в соответствии с законом противоречия. Разум же способен мыслить бесконечно.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519) Один из титанов Возрождения представлял новую науку, которая зародилась не в стенах университетов, где по-прежнему комментировались тексты древних, а в мастерских художников и изобретателей. Их опыт радикально изменял культуру и стиль научного мышления. В своей научно-творческой практике они были “преобразователями мира”. Высшая ценность придавалась не божественному разуму, а, говоря языком Леонардо, “божественной науке живописи”. При этом под живописью понималось не только искусство изображения мира в художественных образах. “Живопись, - писал великий ваятель, - распространяется на философию природы”.
Смысл научной деятельности ученый видел в практической пользе человечеству. “Пусты и полны заблуждений те науки, - утверждал Леонардо да Винчи, - которые не порождены опытом”. Вместе с тем он обосновал глубокую идею о необходимости сочетания практического опыта и его научного осмысления как главного пути открытия истин. “Влюбленный в практическую науку, - писал он, - словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет... Наука - полководец, и практика - солдаты”. Математику он считал наиболее достоверной наукой, необходимой для осмысления и обобщения опыта.
ПЬЕТРО ПОМПОНАЦЦИ (1462-1525) Итальянский ученый, крупнейший представитель аристотелизма эпохи Возрождения. В трактате “О бессмертии души”, исходя из теории двойственной истины, отвергал возможность рационального объяснения бессмертия души: “Человеческая душа, высшая и наиболее совершенная из материальных форм, начинает и прекращает свое существование вместе с телом, она не может каким-либо образом действовать или существовать без тела”. В сочинении “О причинах естественных явлений, или О волшебстве” ученый предлагал объяснять все явления не верой в таинства природы, а естественными причинами. ХУАН ЛУИС ВИВЕС (1492-1540) Известный испанский гуманист, педагог. Выступая против схоластики и видя основу познания в непосредственном наблюдении и эксперименте, во многом предвосхитил опытный метод Фрэнсиса Бэкона. Вивес проложил новые пути в психологии и педагогике, считая главной задачей определение не сущности души (“что есть душа?”), а индуктивное исследование ее проявлений. Так, в знаменитой в эпоху Ренессанса книге “0 душе и жизни” (1538) он доказывал, что человеческая природа познается не из книг, а путем наблюдения и опыта, позволяющих правильно организовывать процесс воспитания. Не абстрактная “сущность” души, а ее реальные проявления должны быть главным предметом научного анализа. В основе его психолого-педагогической концепции лежит принцип сенсуализма и взгляд на ассоциацию как фактор постепенного формирования личности. Вивес подчеркивает, что знание имеет смысл только тогда, когда оно применяется. Соответственно им намечаются пути усовершенствования памяти, приемы воспроизведения, правила мнемоники. Описательно-эмпирический подход (вместо традиционного схоластическо-умозрительного) характерен и для его трактовки эмоциональных и мыслительных процессов. Нельзя останавливаться на том, что утверждали древние мыслители, необходимы собственные наблюдения и эмпирическое исследование фактов душевной жизни - таково кредо Вивеса как “пионера эмпирической психологии”.
Другой мыслитель средневековой Испании, последователь Х.Л.Вивеса, - врач ХУАН УАРТЕ (1530-1592) также, отвергая схоластику, требовал применять в познании индуктивный метод, изложенный им в книге “Исследования способностей к наукам”. Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к конкретным профессиям. Поэтому Х.Уарте можно считать зачинателем направления, названного в дальнейшем дифференциальной психологией. В своем исследовании он ставил четыре вопроса: какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой?; какие виды дарования имеются в человеческом роде?; какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию, в частности?; по каким признакам можно узнать соответствующее дарование?
БЕРНАРДИНО ТЕЛЕЗИО (1509-1588) Учение Б.Телезио относят к натурфилософским системам эпохи Ренессанса. Известность мыслителю принесла работа “О природе вещей в соответствии с ее началами”. Эти “начала” он положил в основу деятельности созданного им близ Неаполя естественно-научного общества. Сама же душа человека признается в двух сосуществующих разновидностях - телесно-смертной и духовно-бессмертной.
Опираясь на материалистические традиции, Б.Телезио разрабатывает теорию аффектов. Следуя всеобщей природной целесообразности сохранения достигнутого состояния, в положительных аффектах проявляется сила, стремящаяся к сохранению души, а в отрицательных (испуг, страх, печаль и т.д.) - ее слабость. Познание, согласно его взглядам, основано на запечатлении и воспроизведении тонкой материей души внешних воздействий. Разум складывается из сравнения и связи чувственных впечатлений.
На примере учения Б.Телезио можно видеть, как натуралистические построения превращались в основу новых воззрений на человека, в котором возвеличивалось личное, индивидуальное начало.
ДЖОРДАНО БРУНО (1550-1600) В своем учении развивает материалистически-пантеистические взгляды Николая Кузанского и Николая Коперника. Среди его сочинений наиболее значимыми для психологического знания явились трактаты: “О бесконечном”, “О сочетании образов и представлений”, “Изгнание торжествующего животного”, “О монаде, числе и фигуре”. В них Дж.Бруно рассуждает о Вселенной как об огромном животном. Бог в его системе окончательно “переселяется” в творящую природу, которая сама по себе есть “бог в вещах”. Ученый убежден во всеобщей одушевленности природы: “Мир одушевлен вместе с его членами”.
“Материя, - пишет ученый, - есть начало, необходимое, вечное и божественное... В самом теле природы следует отличать материю от души, и в последней отличать... разум от его видов”. Подчеркивая деятельный характер духовного начала, Дж. Бруно нигде не говорит о его бестелесном, отдельном от тела существовании. Человек, по его взгляду, представляет собой микрокосмос, отражение мира. Люди обладают многими средствами познания реальности. Среди них чувственное восприятие - малонадежный источник познания, т.к. горизонт его весьма ограничен. Ему противопоставляется разум.
Интересны мысли ученого о причине выделения человека из животного мира. “Природа души, - рассуждает в Оксфордском университете Дж.Бруно, - одинакова у всех организованных существ, и разница ее проявлений определяется большим или меньшим совершенством тех орудий, которыми она располагает в каждом случае... Подумайте в самом деле, что было бы с человеком, будь у него хоть вдвое больше ума, если бы его руки (Бруно называет их “органом из всех органов” - прим. автора) превратились в пару ног.” Другими отличительными признаками человека он называет “понятливость” и память.
ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА (1568-1639) Исходной позицией психологических воззрений сторонника учения Б.Телезио является сенсуализм. Теория Т.Кампанеллы направлена против представлений о формах, способностях и потенциальных сущностях. Всякое познание, утверждает ученый, имеет своим источником опыт и чувства.
Мыслителем в своих трудах описывается система психологических понятий, включающая память, понимание, умозаключение, желание, влечение и т.д. Все определения выводятся из ощущений, которые “есть чувствование возбуждения, сопровождаемое умозаключением относительно действительно существующего предмета, а не представление о чистой потенции”. Поэтому остановиться на чувственном познании невозможно, оно нуждается в дополнении рассудком: “Ощущение есть не только возбуждение, но и сознание возбуждения и суждение о предмете, вызывающем возбуждение”. Рассудок, основанный на понятии и воображении, объединяет чувственные восприятия и опыт. Общие понятия присущи нашему мышлению и являются достоверными принципами наук. Вместе с познанием ученым утверждается существование веры. Противоречий между верой и познанием нет: мир есть вторая Библия, живой кодекс природы, отражение Бога. Следуя Августину, Т.Кампанелла устанавливает в качестве отправной точки зрения тезис: достоверно известно только то, что я существую. Всякое познание сводится к познанию самого себя.
Наряду с обозначенными идеями выдающихся представителей науки Возрождения следует выделить ряд других взглядов и концепций ученых этой эпохи, сыгравших значительную роль в эволюции психологического знания. К этой плеяде мыслителей следует отнести создателя новой теории о природе человеческого организма и методах лечения болезней Филиппа фон Гогенгейма - ПАРАЦЕЛЬСА (1493-1541), автора гениального сочинения “О строении человеческого тела” АНДРЕАСА ВЕЗАЛИЯ (1514-1564), родоначальника учения о малом круге кровообращения МИГЕЛЯ СЕРВЕТА (1509\1511-1553) и многих других. Но и их гениальными открытиями содержание психологического знания средневековья далеко не ограничивается. В других странах, во всех уголках земного шара (как закономерность истории психологии) развивалась мысль о душе.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |