Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Византия




ЯПОНИЯ

ИНДИЯ

КИТАЙ

В феодальном Китае Фань Чжэню (V-VI вв.) доказывал, что душа человека - одна из форм существования тела и исчезает с его смертью. Китайские неоконфунцианцы XI-XII веков поставили вопрос о соотношении формы (законов, категорий) и материи. Их выдающийся представитель Чжан Цзай (1020-1077) утверждал материалистический взгляд на психику человека, выделяя, тем не менее, чувственный и врожденный источники его знания. Последователь субъективно-идеалистического направления конфуцианства Ван Янмин (1472-1528) за основу всего сущего принял человеческое Я: “Мое представление и есть вещь”. Он же явился автором концепции “единства знания и действия” - социально-психологической апологетики господствующих в средневековом Китае идеологических взглядов.

В противоборстве с неоконфуцианством родилась целая плеяда ученых - приверженцев естественнонаучного подхода в объяснении психического мира людей. Ван Тинсян (1474-1544) считал врожденными у человека лишь инстинкты и способность восприятия внешнего мира, остальное - результатом его жизненных приобретений. Ли Чжи (1527-1602) исследовал социальную обусловленность в теории врожденных знаний. Материалистическую концепцию познания (единства тела и движения) обосновывал Ван Чуаньшань (1619-1692). Согласно его учению, явления воспринимаются органами чувств человека, а их сущность познается мышлением.

 

В эпоху средневековья в Индии получают развитие более десятка научных систем, психологические идеи каждой их которых имеют свою специфику и проблематику. В учении чарваков душа отождествляется с органами чувств, умом и исчезает вместе с телом. С позиции сенсуализма ими строится теория умозаключений, в соответствии с которой ощущения признаются единственным источником знания.

Но господствующей тенденцией в феодальной Индии явилось утверждение идеи “чистого монизма” - признание абсолютной реальности единого мирового духа. В трудах Шанкары (IX в.) ощущения и логические умозаключения являются всего лишь подчиненными божественному откровению средствами познания. Основатель одной из школ веданты Рамунджей (XII в.) рассматривал мир уже не как иллюзию, а реальность (хотя и созданную богом-брахманом), которую человек способен познать.

Как проявление тенденции мировой научной мысли XI-XV веков в индийской науке о душе господствует религиозная схоластика. В противовес теологическим догматам, многие индийские мыслители данного периода, среди которых выделяются поэты-философы Кабир и Тулси Дас - автор всемирно известной поэмы “Рамаяма” (1575), в своем творчестве обращаются к социально-психологическим причинам образования кастовой системы, религиозного фанатизма и социального неравенства людей.

 

Психологическая мысль в Японии зародилась в период раннего средневековья под влиянием Китайской и Индийской философий, на первых порах ничем не выделяясь. Начиная с XIV века, государственной идеологией Японии утверждается неоконфуцианство. Его видные представители Фудзивара Сэйка (1561-1619) и Хаяси Радзан (1583-1657), стремясь примирить учение Конфуция с буддизмом, разработали систему, согласно которой первичным выступает господствующее над всем миром идеальное начало, а все материальное производно от него.

Противоположную точку зрения в XVII веке защищали Ямаго Соко и Ито Дзинсай, подчиняя существование мира (а следовательно и души человека) “естественной необходимости”. Идеальное начало в людях - лишь атрибут первичной и вечно движущейся материи. В это же время Кайбара Эккен в книге “Великие сомнения” продолжал отрицать самостоятельное и независимое от материи существование духа. Выдающийся материалист Муро Кюсо (1658-1734) развил психологические идеи своих предшественников. Он указывал, что ощущаемые качества (цвета, вкусы, звуки и т.д.) присущи самим вещам, природа же чувств человека заключается не в субъективности переживаний, а в отражении объективных свойств внешнего мира.

 

В отличие от Западной Европы и Востока византийская мысль “не знала перебоя в культурной преемственности”. Опираясь на аристотелевскую метафизику и логику, строилась система мировоззрения целой эпохи, одно из центральных мест в которой отводилось учению о душе. Отцом христианской схоластики в Византийской империи был Иоанн Дамаскин (ок. 675 - 750), автор известного “Источника знания”. В своих трудах он излагает отношение к целому ряду психологических проблем. Так в сочинении “О двух волях во Христе” Иоанн Дамаскин пишет: “Человек есть малый мир: ведь он наделен как душой, так и телом и представляет середину между умом и материей”. В “Точном изложении православной веры” душа определяется им как “сущность живая, бестелесная”. И далее: “Правит душой и плотью ум; ум же есть чистейшая часть души. (...) Тело и душа созданы вместе...”

Из последующих византийских мыслителей наибольшей известностью обладали Михаил Пселл (1018-1078) и Иоанн Итал (вторая половина XI в.). Их учения непроизвольно закладывали зерна сомнений в божественную причину разума. “Ближайшей причиной” Михаилом Пселлом определялась природа, а материю “в качестве причины творческого акта приходится признать благом”. Иоанну Италу было вменено в вину отрицание воплощения бога-логоса и принятие платоновской доктрины об идеях.

Психологические взгляды средневековья явились важным содержательным этапом в истории развития мировой психологической мысли. Они подготовили почву для утверждения научного уровня последующих психологических изысканий. Как свидетельство тому, в эпоху феодализма продолжают утверждаться объяснительные принципы психологического знания: развития, детерминизма, системности. Они, по сравнению с античными подходами, приобретают несравнимо емкое теоретическое содержание. Более того, эти принципы начинают осознаваться как исходные позиции психологических построений и систем. На их основе развиваются новые представления о предмете психологической мысли. Наряду с “комментариями” античной - аристотелевской трактовки души как источника и способа жизнедеятельности, ученые средневековья предлагают новые, неведомые древности подходы к психическому миру человека, намечают научное понимание сознания как функции высокоорганизованной материи - мозга.

Примечательно, что в рамках средневековой науки четко и ясно (по сравнению с учениями античности) обозначаются ведущие проблемы психологических изысканий: психофизическая, психофизиологическая, психобиологическая, психосоматическая и другие. Предпринимаются значительные и конкретные шаги по их научному решению.

В этой связи историческую роль средневековых мыслителей арабского Востока трудно переоценить. Эти ученые не предали забвению прошлые достижения древней и античной цивилизаций, а углубили их, в том числе в понимании психики животного и человека. Под воздействием арабских ученых произошла переориентация стиля психологического мышления в сторону сближения с эмпирией, с позитивным знанием об объективной реальности. Здесь утверждается взгляд на природу как процесс, подчиненный естественным законам развития. “Мир, - пишет Ибн Баджа (1070-1138),- является простым единым живым существом, не нуждающимся ни в чем постороннем”. Такой подход становится исходным в объяснении душевных явлений.

Восточная психология средневековья сделала значительный шаг в познании и выделении особенностей, структурных компонентов психического мира человека. Именно в данный период на Востоке утверждаются термины, понятия и категории, которыми пользуется современная психологическая наука. Достижения восточных мыслителей и естествоиспытателей способствовали становлению психобиологии, ее принципов и методов.

С точки зрения развития естественнонаучных знаний о душе особый интерес представляет средневековая восточная медицинская психология и психофизиология, в которых важное место отводилось исследованию психических факторов регуляции поведения человеческого организма.

Ученые и естествоиспытатели арабского Востока в период средневековья создали мощный научный потенциал развития всей последующей мировой психологической мысли. Уже в конце X века один из авторов писал: “Наиболее известные молодые христиане не знают иной литературы и иного языка, чем литература и язык арабов; они... повсюду восхваляют арабскую науку”.

В Западной Европе в средние века под мощными пластами схоластических учений также пробивали дорогу новые идеи, обращавшие научную мысль к опытно-экспериментальному познанию психики человека. В противовес принятым католическим догмам и приемам выведения отдельных психических явлений из сущности души и дарованных ей свыше сил складывалась новая методология, сердцевиной которой являлись опытный и детерминистский подходы. Появляется доктрина “двойственной истины”, признающая, с одной стороны, неопровергаемые религиозные догматы и познаваемую с помощью разума истину, с другой.

Но и в недрах самой схоластической науки, в рамках борьбы двух непримиримых концепций номинализма и реализма, продолжали утверждаться и развиваться аналитические средства познания психических процессов, интроспективные методы исследования явлений сознания. По оценке некоторых историков психологии, именно представители немецкой схоластики Р.КОКЛЕНИУС и О.КАССМАН в 1590 году вводят в научный оборот термин “психология”. В рамках новой науки складывается понятие о личности, выделяются ее сущностные аспекты и содержательные компоненты.

Средневековый номинализм способствовал развитию естественнонаучных взглядов на психику человека, а к знакам как главным регуляторам душевной активности людей впоследствии неоднократно обращались многие исследователи, в том числе психологи ХХ столетия.

Критика схоластики воспитала плеяду ученых, естествоиспытателей, пришедших к выводу, что для понимания сущности психического мира человека нет нужды в общих понятиях. После номиналистов средневековья понятия “дух” и “душа” не использовались (в качестве объяснительного принципа) и до настоящего времени не употребляются большинством психологических школ и направлений.

Психологические теории эпохи Возрождения утвердили зависимость - детерминацию психики человека от его тела и окружающей среды, формируя так называемую “психологию жизни”. Тем самым они подготовили интеллектуальный прорыв в психологических учениях Нового времени, являющихся общенаучной основой современной психологической науки.

Важными особенностями психологических взглядов эпохи Возрождения явились утверждение идей гуманизма и стремление практического использования результатов научных поисков в интересах человека.

Социально-культурный прогресс человечества обусловил укрепление, а затем и окончательное торжество средневековых достижений мировой психологической мысли в последующие исторические периоды.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.