КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возраст детей Голосовые реакции
1,5 месяца Гуление: а-аа, г-уу, бу-у, эы и т. п.. 2—3 месяца Более разнообразное гуление 4 месяца Свирель! аль-ле-е, агы-пы и т. п 7—8,5 месяца Лепет: произносит слоги (ба-ба, да-да)" 8,5—9 месяцев Модулированный лепет с разнообразными интонациями . Гуление — постепенное упражнение голосового и дыхательного аппаратов, подготавливающее к произнесению звуков речи. Раздражение рецепторов голосового аппарата во время гуления, лепета многократно сочетается с возбуждением слуховой зоны. Ранние речевые реакции ребенка способствуют установлению связи со взрослыми, поддержанию эмоционального контакта.
В более поздние сроки ориентировочный рефлекс проявляется в различных формах исследовательской деятельности. Ориентировочный рефлекс, как и другие безусловные рефлексы, у детей раннего возраста стимулирует ответ организма на внешние раздражители и способствует образованию условно-рефлекторных связей. К 10—12-му дню жизни под влиянием условий окружающей среды, развития организма изменяется характер безусловных рефлексов новорожденного. Сужаются рефлексогенные зоны ряда безусловных реакций, угнетаются или перестраиваются многие из них. В этой перестройке врожденных рефлекторных реакций основную роль играют формирующиеся условнорефлекторные связи. У детей первых дней жизни условнорефлекторное значение имеют только интероцептивные импульсы, которые связаны с процессами дыхания, пищеварения. Уже в первые дни жизни ребенка можно отметить образование натурального условного рефлекса на время кормления ребенка, выражающееся в пробуждении детей и повышенной двигательной активности. Понятно, что такой рефлекс проявляется только при строгом режиме кормления детей. При строгом режиме кормления на 6—7-й день у младенцев происходит условнорефлекторное повышение количества лейкоцитов уже за 30 мин до кормления, у них повышается газообмен перед приемом пищи. К концу второй недели появляется условный рефлекс на положение ребенка для кормления в виде сосательных движений. Здесь сигналом является комплекс раздражителей, действующих с рецепторов кожи, двигательного и вестибулярного аппаратов, постоянно сочетавшихся с пищевым подкреплением. На этом этапе жизни ребенка в качестве условных раздражителей действуют лишь интероцептивные и проприоцептивные раздражения. Для образования натуральных условных пищевых двигательных рефлексов имеет значение начало кормления новорожденного грудью матери. Если новорожденных начинали кормить грудью матери через 20—30 мин после рождения, то условные пищевые рефлексы на прикосновение к коже и на изменение положения головы, туловища, рук, ног при "кормлении образовывались уже в первые сутки после 2—3 кормлений и были отчетливо выражены на 2-й день "жизни. Если новорожденных прикладывали к материнской груди через 12 ч после рождения, то первые условные рефлексы на те же раздражения образовывались на 6—8-й день жизни. При кормлении грудью через 16— 20 ч после рождения такие условные рефлексы образовывались лишь на 10—12-й день (И, А. Аршавский).
3.2. Грудной возраст (от 10 дней до 1 года). В этом возрасте интенсивно идут процессы обмена веществ, что приводит к увеличению роста и массы ребенка. Идет активное становление функций пищеварительного аппарата, но этот процесс еще далек от завершения, что является одной из причин частых желудочно-кишечных расстройств у детей грудного возраста. В связи с иммунитетом, полученным от материнского организма, до 3-месячного возраста дети, как правило, инфекционными болезнями не болеют. В этом периоде (до 2,5—3 месяцев) ребенок приобретает способность удерживать головку в вертикальном положении. Регистрируются первые признаки урежения естественного ритма дыхания. В период от 2,5—3 до 5—6 месяцев ребенок начинает сидеть, питание материнским молоком начинает сочетаться с прикормом. В 6—7 месяцев начинается прорезывание первых молочных зубов. С 5—6 и до 11—12 месяцев происходит реализация позы стояния и постепенный переход на питание смешанной пищей. В течение первых 3—4 недель жизни большую часть времени ребенок спит, образование условных рефлексов ограничено коротким временем бодрствования и требует большого количества сочетаний с безусловным рефлексом. Условные рефлексы, выработанные в течение 1-го месяца жизни, неустойчивы. Условные рефлексы на пищевые раздражители вырабатываются раньше и оказываются более прочными, чем на оборонительные и на раздражение экстерорецепторов. Ребенок реагирует «комплексом оживления»на вид матери, кричит и отворачивается, если видит ложку с лекарством. По мере морфологического созревания анализаторных систем образуются все новые условные рефлексы. В грудном возрасте все анализаторные системы ребенка достигают уже значительного совершенства и включаются в образование условно-рефлекторных связей. Отличительной особенностью высшей нервной деятельности детей первого полугодия жизни является их способность образовывать условные рефлексы на одновременные комплексы раздражений (примером того является рефлекс на положение тела при кормлении). Ответные реакции в этот период являются одиночными рефлекторными актами (например, мигание). Цепи из нескольких рефлекторных актов пока не формируются. В связи с низкими функциональными возможностями нервных клеток дети этого возраста легко впадают в запредельное торможение и сон. Безусловное торможение проявляется уже в первые дни жизни ребенка (ребенок не берет грудь, если у него есть болезненный очаг). Условное торможение у грудных, детей уже начинает вырабатываться, но в силу слабости возбудительного процесса, выраженности ориентировочного рефлекса этот процесс идет трудно, с большими индивидуальными различиями. . Четкое дифференцирование искусственных зрительных и слуховых условных раздражителей наблюдается в 3—4 месяца. Еще позднее (около 5 месяцев) вырабатывается запаздывающее торможение. Во второй половине первого года жизни время бодрствования ребенка возрастает до 10 ч в сутки. Это приводит к выработке значительного количества новых условных рефлексов, как положительных, так и отрицательных, развивается запаздывающее торможение. Важную роль в этом возрасте играет внешнее торможение, задерживающее, тормозящее нежелательные реакции у ребенка действием других раздражителей, вызывающих ориентировочную реакцию. На протяжении всего первого года жизни для правильного развития ребенка жизненно важную роль играет строгий режим сна, бодрствования, питания и прогулок, т. е. выработка стереотипов условных рефлексов, изменения которых, нарушения их, ведут к болезненным реакциям детей. Понимание слов развивается в следующем порядке: сначала воспринимаются названия окружающих ребенка вещей, названия игрушек, имен взрослых, позже изображений предметов, затем — названий частей тела и лица. Для своевременного и активного развития предречевых реакций важно достаточное общение с окружающими людьми; в условиях, где ребенок лишен такого общения, его голосовые реакции угасают и развитие речевой функции задерживается. При благоприятных условиях к годовалому возрасту ребенок произносит 6—10 простых слов (ма-ма, ба-ба, ам-ам, тик-так и т. д.). Для правильногр развития речи чрезвычайно важно участие двигательного анализатора. Ограничение общей подвижности ребенка отрицательно сказывается на развитии речевой функции и всего психического развития ребенка. В формировании речи необходимо участие слуха.. Нарушение слуха до того момента, как ребенок научился говорить, в.едет к глухонемоте. К концу 1-го года жизни для ребенка значимыми становятся комплексы экстероцептивных раздражений, и в их числе слово. Следует заметить, что для детей 1-го года жизни характерно вообще реагирование не на отдельные предметы, а на комплексы раздражителей, т. е. на ситуацию в целом. Однако в этот период реакция детей на слово не имеет самостоятельного значения, определяется комплексом раздражений, и только позднее слово приобретает значение самостоятельного сигнала (Кольцова). На протяжении всего 1-го года жизни происходит активная тренировка ребенка в произношении сначала отдельных звуков, затем слогов и наконец слов. Речь ребенка начинается с того момента, когда произносимые им отдельные речевые звуки или их комбинации становятся такими же сигналами непосредственных раздражителей, как и слова, произносимые окружающими. Это происходит к концу первого— началу второго года жизни ребенка. С этого времени слово становится сигналом сигналов. 3.3. Раннее детство (преддошкольный возраст) (от I года до 3 лет). Для этого периода характерно морфологическое и функциональное совершенствование нервной системы. Развитие мышечной системы и координационная функция.нервной системы обусловливают упрочение таких навыков, как сидение, стояние, ходьба. К трем годам частота дыхания в состоянии покоя снижается до 26—24 в 1 мин (по сравнению с 50—45 в период новорожденно-сти), частота сердечных сокращений снижается до 100—90 в 1 мин (у новорожденного она достигает 150—140 в 1 мин). К 2—2,5 годам прорезываются все 20 молочных зубов. Нарастает кислотность и ферментативная активность желудочного сока. Переход от преимущественно молочной пищи к смешанной способствует интенсивному росту кишечника. Продолжаются процессы роста. Ежегодная прибавка роста на 2—3-м году составляет 8—10 см, масса на 2—3-м году возрастает на 4—6 кг. Изменяются пропорции тела. Относительно уменьшаются размеры головы с 'Д длины тела у новорожденного до 7б У ребенка 2—3 лет. Ходьба дает ребенку возможность более активно знакомиться с окружающими его предметами, а развитие речи ведет к более сложным контактам с людьми, «ребенок перестает быть, так сказать, прикрепленным к месту и вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром» Поведение ребенка 2—3-го года жизни характеризуется ярко выраженной исследовательской деятельностью. Ребенок тянется к каждому предмету, ощупывает, заглядывает внутрь, пробует поднять, берет в рот. В этом возрасте легко возникают травмы в силу любознательности, отсутствия опыта, растет частота острых инфекций в связи с расширением контактов ребенка с другими детьми и окружающей его средой. Существенно меняется условнорефлекторная деятельность детей этого возраста. На втором году жизни из обобщенного недифференцированного мира, окружающего ребенка, начинают вычленяться отдельные" предметы как обособленные комплексы раздражений. Это становится возможным благодаря манипулированию с предметами (Леонтьев, Запорожец, Гальперин). Поэтому не следует ограничивать движения детей: пусть сами одеваются, умываются, едят. Благодаря действиям с предметами у детей начинает формироваться функция обобщения. Широкое пользование предметами развивает у ребенка двигательный анализатор. На втором году жизни у ребенка формируется большое количество условных рефлексов на отношение величины, тяжести, удаленности предметов (вычленение более быстрых и медленных раздражителей, ббльших или меньших в сравнении с другими). Особое значение имеет выработка систем условных связей на стереотипы экстероцептивных раздражений. При недостаточной силе и подвижности нервных процессов стереотипы облегчают приспособление детей к окружающей среде. Обращает на себя внимание большая прочность системы условных связей, выработанных у детей до 3 лет и связанная с этим болезненность в связи с нарушением стереотипа: дети капризничают, плачут, если -долго с ними задержаться в гостях; долго не засыпают, если их положили на новом месте. Для детей в возрасте до 3 лет выработка большого числа различных стереотипов не только не представляет трудностей, но каждый последующий стереотип вырабатывается все легче. Однако изменение порядка следования раздражителей в одном стереотипе является крайне тяжелой задачей. Системы условных связей, выработанные в это время, сохраняют свое значение в течение всей последующей жизни человека. На 2-м году начинается усиленное1 развитие речи, усвоение ребенком грамматического строя языка. Овладение действиями с, предметами оказывает решающее влияние и на формирование обобщения предметов словом, т. е. формирование второй сигнальной системы. К двум годам словарь ребенка составляет около 300 слов, причем имена существительные составляют до 63%, глаголы — 23%, другие части речи — 14%, союзов нет. Речь используется ребенком главным образом для налаживания сотрудничества со взрослыми внутри совместной предметной деятельности (Эльконин).
3.4. Дошкольный возраст (первое детство). Это возраст от 3 до 7 лет. Годичные прибавки роста в этот период составляют в среднем 5—8 см, массы — около 2 кг, окружности грудной клетки — 1—2 см. Заметно меняются пропорции тела. К 6—7 годам высота головы составляет 7в длины тела, В возрасте семи лет позвоночник еще гибок, процессы окостенения в нем не завершены. С 6—7 лет начинается быстрое развитие мышц кистей рук. Особенно интенсивно развиваются мышцы, обеспечивающие пря-мостояние и ходьбу. К семи годам поперечный размер волокон в этих мышцах становится больше, чем во всех других. Средняя сила мышц обеих рук к шести годам у мальчиков 10,3 кг, правой руки — 4 кг, а левой — 2 кг. Отмечается большая двигательная активность. Движения носят обобщенный характер. Начинают вырабатываться простейшие бытовые двигательные навыки и трудовые движения. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей. Это приводит к тому, что при длительном сидении ребенку трудно держать спину выпрямленной.
К 3—5 годам масса головного мозга по увеличивается в 3 раза и к семи годам достигает 1250—1300 г. К 2,5 годам пирамидные клетки приобретают характерную для взрослого форму. Продолжительность активного внимания и умственнбй работоспособности невелика, у детей 5—7 лет она в среднем не превышает 15 мин. К концу дошкольного периода абсолютные размеры сердца и его масса увеличиваются, а относительно массы тела уменьшаются. Продолжается рост кровеносных сосудов. Относительное сужение просвета кровеносных сосудов вызывает некоторое повышение кровяного давления с возрастом. Развитие симпатической иннервации сердца опережает развитие парасимпатической иннервации. Поэтому у дошкольников частота пульса больше, чем у взрослых, и особенно увеличивается при мышечной деятельности и эмоциях. К семи годам в основном заканчивается формирование легочной ткани, возрастает глубина дыхания и снижается его частота. К 6—7 годам частота дыхательных движений составляет 20—22 в минуту. Жизненная емкость легких с возрастом увеличивается, в 4 года она составляет около 1100 см 3, а к семи годам достигает 1300—1400 см3. С 6—7 лет начинается смена молочных зубов постоянными. Желудочно-кишечный тракт к этому периоду достигает значительного развития. В дошкольном возрасте еще у многих детей сохраняется дальнозоркая рефракция. Нарастает острота слуха. В развитии детей дошкольного возраста важнейшая роль принадлежит игровой деятельности и речи. Речь ребенка-дошкольника становится более сложной, с богатым запасом слов. Дети начинают правильно употреблять падежи, глагольные формы, усваивая их в речевых стереотипах, которые они воспринимают от окружающих лиц. Возраст от 3 до 5 лет представляет в развитии высшей нервной деятельности ребенка существенные отличия от предыдущего периода. Прежде всего, изменяется характер ориентировочных реакций — теперь они определяются вопросом: что это такое? В выработке новых реакций ребенка теперь все большее значение приобретает использование ранее образованных связей Возрастает сила нервных процессов — это видно по снижению тенденции к генерализации возбуждения и по развитию четких индукционных отношений между процессами возбуждения и торможения.. Внешнее торможение перестает играть такую большую роль, как это было ранее. Все большее значение приобретает внутреннее торможение, хотя прочность получаемого тормозного эффекта все еще невелика. Особенно трудной, оказывается выработка запаздывательного торможения и следовых рефлексов. Дети этого возраста вырабатывают большое количество динамических стереотипов. Возможности переделки выработанных стереотипов к пяти годам возрастают. Возросшие сила и подвижность нервных процессов допускают уже переделку стереотипов без особенно больших трудностей. Прочность системы условных связей в стереотипах в возрасте пяти лет оказывается в 2 раза меньшей, чем в 3 года. На 5-м году жизни появляются первые попытки осмыслить слова, довольно высокого уровня развития достигает способность ребенка обобщать словом многие явления внешнего мира. С 5 до 7 лет в связи с интенсивным морфофункциональным созреванием коры больших полушарий существенно возрастают сила и подвижность нервных процессов. Дети теперь способны сосредотачивать внимание в течение 15—20 мин и более. Выработанные условные реакции менее поддаются внешнему торможению. Угашение и дифференцирование вырабатываются почти вдвое быстрее, длительнее становятся периоды удержания тормозного состояния. Однако выработка всех видов условного торможения представляет еще большую трудность для нервной системы. К семи годам ребенок в состоянии удерживать программы действий из ряда движений. У детей описываемого возраста значительно возрастает роль подражательного и игрового рефлекса. Играя в куклы, дети точно копируют жесты, слова, манеры воспитателей, родителей, старших ребят. 3.5. Младший школьный возраст (второе детство). Это возраст от 7 до 11 лет. Развитие в младшем школьном возрасте идет относительно равномерно. Длина тела увеличивается в среднем на 4—5 см в год, масса — на 2—3 кг, окружность грудной клетки— на 1,5—2 см. Увеличивается мышечная сила рук, возрастает сила мышц нижних конечностей. Характерным для этого возраста является развитие крупных мышц туловища, дети способны к движениям с большим размахом и затрудняются в выполнении мелких и точных, движений (акт письма). В 9—10 лет происходит окостенение костей запястья, развиваются мышцы кистей рук, начинают усиленно формироваться мелкие, точные движения рук. Продолжается окостенение и рост скелета. Однако слабость глубоких мышц спины и большая гибкость позвоночного столба являются одной из причин нарушений осанки у детей при неправильной позе при письме, из-за несоответствия размеров школьной мебели пропорциям тела. Семилетний возраст известен как период смены молочных зубов на постоянные, происходит дальнейшее развитие пищеварительной системы. Снижаются энергетические траты организма, урежается деятельность сердца и дыхательной системы. К семилетнему возрасту завершается в основном дифференцирование нервной ткани в коре больших полушарий головного мозга. Нервные клетки приобретают характерную форму и становятся похожими на клетки взрослого человека. Усиленно развиваются ассоциативные волокна, связывающие разные отделы коры головного мозга. Нервные процессы обладают уже значительной силой и уравновешенностью. Достаточно хорошо выражены все виды внутреннего торможения. Дифференцирование раздражителей происходит легко, быстро упрочаются условнорефлекторные связи. Однако внутреннее торможение по-прежнему требует упражнения, тренировки в целях усиления. В связи с отмеченной ранее некоторой незрелостью регулирующих влияний коры на подкорковые структуры мозга в этом возрасте отмечается несовершенство механизмов, определяющих активное внимание и сосредоточенность. Обучение чтению.и письму способствует усилению пользования словом как интегрирующим раздражителем. К семи годам устанавливаются у детей настоящая ходьба и бег с хорошо выраженным симптомом «полетности». Двигательные условные реакции часто сопровождаются сопутствующими движениями рук, ног и туловища, но их значительно меньше, чем в 4—6 лет. Как и в дошкольном периоде, в младшем школьном возрасте процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, что приводит к сравнительно быстрой истощаемости нервных клеток, быстрому развитию утомления. К Ю—11 годам развитие коры головного мозга достигает, по существу, уровня взрослого человека. Она приобретает главенствующую роль в корково-подкорковом взаимодействии, что можно рассматривать как важнейший фактор формирования высших нервных и психических функций у ребенка. 3.6. Подростковый возраст (12—15 лет девочки, 13—16 лет мальчики). Границы подросткового возраста достаточно условны и в жизни наблюдаются значительные индивидуальные вариации как темпов развития, так и сроков наступления тех или иных характерных особенностей этого периода. Фактически это может быть на 1—2 года раньше. Подростковый период своим своеобразием и темпом резко отличается от всех других этапов жизни человека. С физиологической точки зрения подростковый период характеризуется интенсивным ростом, повышенным обменом веществ, резким повышением деятельности желез внутренней секреции. Подростковый период — период полового созревания. Активизируется деятельность гипофиза, особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции (половых, щитовидной, надпочечников). Их деятельность обусловливает «скачок в росте», развитие половых органов и появление вторичных половых признаков. У мальчиков «ломается» голос, пробиваются усы и борода, появляются волосы на лобке и в подмышечной впадине, начинаются поллюции. У девочек развиваются грудные железы, начинает осуществляться менструальная функция. В связи с усилением функций гипофиза и надпочечников улучшаются адаптационные возможности организма к условиям среды, повышается сопротивляемость по отношению к инфекциям, охлаждению и т. д. В подростковый период дети увеличиваются в длину на 5— 8 см в год. Девочки растут наиболее активно в 11—12 лет (их рост в это время увеличивается до 10 см в год), рост мальчиков наиболее интенсивно идет в 13—14 лет, и после 15 лет в росте они обгоняют девочек. Увеличение роста идет в основном за счет роста трубчатых костей конечностей, кости грудной клетки растут медленнее, отчего у подростков часто можно видеть плоскую, а иногда и впалую грудь, что затрудняет дыхание. Вместе с ростом увеличивается и масса тела. Девочки прибавляют в год 4—8 кг, особенно заметна прибавка в 14—15 лет; у мальчиков прибавка в массе составляет 7—8 кг в год. Однако темпы роста массы несколько отстают от темпа роста скелета, что сказывается на внешнем виде подростка (фигура вытянута, нескладна, костлява).. Перестройка опорно-двигательного аппарата сопровождается обилием лишних движений, недостаточной их координированно-стью, общей неловкостью, угловатостью, вместе с тем подростковый возраст — это оптимальный возраст для овладения техникой сложных двигательных актов. В подростковом периоде растут легкие, совершенствуется дыхание (хотя ритм его остается учащенным), значительно увеличивается жизненная емкость легких. В подростковом возрасте окончательно формируется тип дыхания. У мальчиков —брюшной, а у девочек — грудной. Важно научить подростков правильно дышать, управлять своим дыханием во время работы, физических упражнений. Усиленный рост органов и тканей предъявляет усиленные требования к деятельности сердца. Оно тоже в этот период интенсивно растет, но рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца. Поэтому у подростков часто повышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает утомление. Эта усугубляется при пребывании подростков в душных помещениях, большой физической нагрузке. Недостаточное кровоснабжение мозга, наблюдаемое иногда у подростков, может привести к кислородному голоданию и, как следствие, ухудшению внимания, восприятия, памяти. Неблагоприятно сказываются на функционировании сердечно-сосудистой системы подростков отрицательные эмоции — горе, страх и др. Подростковый возраст требует внимательного и дифференцированного подхода при дозировании физической нагрузки. Изменения во внутренней среде организма, усиленное функционирование желез внутренней секреции меняют и функциональное состояние нервной системы подростка. Усилившаяся функция щитовидной железы повышает уровень обмена веществ и расход энергии в организме, меняет возбудимость центральной нервной системы, что выражается в повышенной раздражительности, "легкой утомляемости, расстройствах сна. Сложные взаимоотношения желез внутренней секреции и гипоталамуса в подростковом возрасте создают условия для повышенной активности подкорковых структур и некоторого нарушения корковпо-подкор-кового взаимодействия. В поведении подростков отмечается явное преобладание возбуждения, реакции по силе и характеру часто неадекватны вызвавшим их раздражителям. Появляется широкая генерализация возбуждения: все реакции теперь сопровождаются дополнительными сопутствующими движениями рук, ног и туловища (особенно у мальчиков). * Речь подростков замедляется, процесс образования условных связей на словесные сигналы затрудняется, что заставляет предполагать ослабление высшего функционального уровня корковой деятельности — второй сигнальной системы. У девочек в 11 — 13 лет отчетливо снижается тонус коры головного мозга, и выражено это снижение сильнее, нежели у мальчиков. Резкие нарушения вегетативных функций, сердцебиения, сосудистые расстройства, одышки являются показателем усиления подкорковых влияний и ослабления тонуса коры головного мозга. В периоде полового созревания наблюдается ослабление всех видов внутреннего торможения. Вот почему одной из важных задач воспитателя подростков является развитиекоркового торможения, «воспитание тормозов». Правильный, здоровый режим, спокойная обстановка, доброжелательность и понимание со стороны окружающих людей, занятия, интересные для подростка, занятия физической культурой, как одно из наиболее мощных средств нормализации функций организма, являются основными условиями, для того чтобы переходный период прошел без серьезных функциональных расстройств и связанных с ними осложнений. 3.7. Ранний юношеский возраст (15—17 лет). В юношеском возрасте идет усиленный рост мышц, резко возрастает их сила. Масса головного и спинною мозга достигает уровня, отмечаемого у взрослого человека. Сердечно-сосудистая система вынослива к значительным нагрузкам. Увеличивается жизненная емкость легких. В связи с тренировкой повышение легочной вентиляции при физической нагрузке происходит за счет учащения дыхания и его углубления. Для этого возраста характерна высокая степень функционального совершенства нервной системы, большая подвижность нервных процессов.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |