Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возраст детей Голосовые реакции

1,5 месяца Гуление: а-аа, г-уу, бу-у, эы и т. п..

2—3 месяца Более разнообразное гуление

4 месяца Свирель! аль-ле-е, агы-пы и т. п

7—8,5 месяца Лепет: произносит слоги (ба-ба, да-да)"

8,5—9 месяцев Модулированный лепет с разнообразными интонациями

.

Гуление — постепенное упражнение голосового и дыхатель­ного аппаратов, подготавливающее к произнесению звуков речи.

Раздражение рецепторов голосового аппарата во время гуления, лепета многократно сочетается с возбуждением слухо­вой зоны.

Ранние речевые реакции ребенка способствуют установле­нию связи со взрослыми, поддержанию эмоционального кон­такта.

 

 

В более поздние сроки ориентировочный рефлекс проявляет­ся в различных формах исследовательской деятельности.

Ориентировочный рефлекс, как и другие безусловные реф­лексы, у детей раннего возраста стимулирует ответ организма на внешние раздражители и способствует образованию условно-рефлекторных связей.

К 10—12-му дню жизни под влиянием условий окружающей среды, развития организма изменяется характер безусловных рефлексов новорожденного. Сужаются рефлексогенные зоны ря­да безусловных реакций, угнетаются или перестраиваются мно­гие из них. В этой перестройке врожденных рефлекторных реак­ций основную роль играют формирующиеся условнорефлекторные связи.

У детей первых дней жизни условнорефлекторное значение имеют только интероцептивные импульсы, которые связаны с процессами дыхания, пищеварения. Уже в первые дни жизни ребенка можно отметить образование натурального условного рефлекса на время кормления ребенка, выражающееся в про­буждении детей и повышенной двигательной активности. По­нятно, что такой рефлекс проявляется только при строгом ре­жиме кормления детей. При строгом режиме кормления на 6—7-й день у младенцев происходит условнорефлекторное повы­шение количества лейкоцитов уже за 30 мин до кормления, у них повышается газообмен перед приемом пищи. К концу второй недели появляется условный рефлекс на положение ре­бенка для кормления в виде сосательных движений. Здесь сиг­налом является комплекс раздражителей, действующих с ре­цепторов кожи, двигательного и вестибулярного аппаратов, постоянно сочетавшихся с пищевым подкреплением. На этом этапе жизни ребенка в качестве условных раздражителей дей­ствуют лишь интероцептивные и проприоцептивные раздражения.

Для образования натуральных условных пищевых двига­тельных рефлексов имеет значение начало кормления новорож­денного грудью матери. Если новорожденных начинали кормить грудью матери через 20—30 мин после рождения, то условные пи­щевые рефлексы на прикосновение к коже и на изменение поло­жения головы, туловища, рук, ног при "кормлении образовыва­лись уже в первые сутки после 2—3 кормлений и были отчет­ливо выражены на 2-й день "жизни. Если новорожденных прикладывали к материнской груди через 12 ч после рождения, то первые условные рефлексы на те же раздражения образовы­вались на 6—8-й день жизни. При кормлении грудью через 16— 20 ч после рождения такие условные рефлексы образовывались лишь на 10—12-й день (И, А. Аршавский).

 

3.2. Грудной возраст (от 10 дней до 1 года). В этом возрасте интенсивно идут процессы обмена веществ, что приводит к уве­личению роста и массы ребенка. Идет активное становление функций пищеварительного аппарата, но этот процесс еще далек от завершения, что является одной из причин частых желудоч­но-кишечных расстройств у детей грудного возраста.

В связи с иммунитетом, полученным от материнского орга­низма, до 3-месячного возраста дети, как правило, инфекцион­ными болезнями не болеют.

В этом периоде (до 2,5—3 месяцев) ребенок приобретает способность удерживать головку в вертикальном положении. Регистрируются первые признаки урежения естественного рит­ма дыхания.

В период от 2,5—3 до 5—6 месяцев ребенок начинает сидеть, питание материнским молоком начинает сочетаться с прикор­мом. В 6—7 месяцев начинается прорезывание первых молочных зубов.

С 5—6 и до 11—12 месяцев происходит реализация позы стояния и постепенный переход на питание смешанной пищей.

В течение первых 3—4 недель жизни большую часть времени ребенок спит, образование условных рефлексов ограничено ко­ротким временем бодрствования и требует большого количества сочетаний с безусловным рефлексом. Условные рефлексы, вы­работанные в течение 1-го месяца жизни, неустойчивы. Условные рефлексы на пищевые раздражители вырабатываются раньше и оказываются более прочными, чем на оборонительные и на раздражение экстерорецепторов.

Ребенок реагирует «комплексом оживления»на вид мате­ри, кричит и отворачивается, если видит ложку с лекарством.

По мере морфологического созревания анализаторных сис­тем образуются все новые условные рефлексы. В грудном воз­расте все анализаторные системы ребенка достигают уже значительного совершенства и включаются в образование условно-рефлекторных связей.

Отличительной особенностью высшей нервной деятельности детей первого полугодия жизни является их способность обра­зовывать условные рефлексы на одновременные комплексы раздражений (примером того является рефлекс на положение тела при кормлении). Ответные реакции в этот период являются одиночными рефлекторными актами (например, мигание). Цепи из нескольких рефлекторных актов пока не формируются.

В связи с низкими функциональными возможностями нерв­ных клеток дети этого возраста легко впадают в запредельное торможение и сон. Безусловное торможение проявляется уже в первые дни жизни ребенка (ребенок не берет грудь, если у него есть болезненный очаг). Условное торможение у грудных, детей уже начинает вырабатываться, но в силу слабости воз­будительного процесса, выраженности ориентировочного реф­лекса этот процесс идет трудно, с большими индивидуальными различиями.

. Четкое дифференцирование искусственных зрительных и слу­ховых условных раздражителей наблюдается в 3—4 месяца. Еще позднее (около 5 месяцев) вырабатывается запаздывающее торможение.

Во второй половине первого года жизни время бодрствова­ния ребенка возрастает до 10 ч в сутки. Это приводит к выра­ботке значительного количества новых условных рефлексов, как положительных, так и отрицательных, развивается запаздыва­ющее торможение. Важную роль в этом возрасте играет внеш­нее торможение, задерживающее, тормозящее нежелательные реакции у ребенка действием других раздражителей, вызыва­ющих ориентировочную реакцию.

На протяжении всего первого года жизни для правильного развития ребенка жизненно важную роль играет строгий режим сна, бодрствования, питания и прогулок, т. е. выработка стерео­типов условных рефлексов, изменения которых, нарушения их, ведут к болезненным реакциям детей.

Понимание слов развивается в следующем порядке: сначала воспринимаются названия окружающих ребенка вещей, назва­ния игрушек, имен взрослых, позже изображений предметов, затем — названий частей тела и лица.

Для своевременного и активного развития предречевых ре­акций важно достаточное общение с окружающими людьми; в условиях, где ребенок лишен такого общения, его голосовые реакции угасают и развитие речевой функции задерживается.

При благоприятных условиях к годовалому возрасту ребе­нок произносит 6—10 простых слов (ма-ма, ба-ба, ам-ам, тик-так и т. д.).

Для правильногр развития речи чрезвычайно важно участие двигательного анализатора. Ограничение общей подвижности ребенка отрицательно сказывается на развитии речевой функции и всего психического развития ребенка.

В формировании речи необходимо участие слуха.. Нарушение слуха до того момента, как ребенок научился говорить, в.едет к глухонемоте.

К концу 1-го года жизни для ребенка значимыми становятся комплексы экстероцептивных раздражений, и в их числе слово. Следует заметить, что для детей 1-го года жизни характерно во­обще реагирование не на отдельные предметы, а на комплексы раздражителей, т. е. на ситуацию в целом. Однако в этот период реакция детей на слово не имеет самостоятельного значения, оп­ределяется комплексом раздражений, и только позднее слово приобретает значение самостоятельного сигнала (Кольцова). На протяжении всего 1-го года жизни происходит активная трени­ровка ребенка в произношении сначала отдельных звуков, затем слогов и наконец слов.

Речь ребенка начинается с того момента, когда произносимые им отдельные речевые звуки или их комбинации становятся такими же сигналами непосредственных раздражителей, как и слова, произносимые окружающими. Это происходит к концу первого— началу второго года жизни ребенка. С этого времени слово ста­новится сигналом сигналов.

3.3. Раннее детство (преддошкольный возраст) (от I года до 3 лет). Для этого периода характерно морфологическое и функ­циональное совершенствование нервной системы. Развитие мы­шечной системы и координационная функция.нервной системы обусловливают упрочение таких навыков, как сидение, стояние, ходьба.

К трем годам частота дыхания в состоянии покоя снижается до 26—24 в 1 мин (по сравнению с 50—45 в период новорожденно-сти), частота сердечных сокращений снижается до 100—90 в 1 мин (у новорожденного она достигает 150—140 в 1 мин).

К 2—2,5 годам прорезываются все 20 молочных зубов. Нара­стает кислотность и ферментативная активность желудочного сока. Переход от преимущественно молочной пищи к смешанной способствует интенсивному росту кишечника.

Продолжаются процессы роста. Ежегодная прибавка роста на 2—3-м году составляет 8—10 см, масса на 2—3-м году возра­стает на 4—6 кг. Изменяются пропорции тела. Относительно уменьшаются размеры головы с 'Д длины тела у новорожденно­го до 7б У ребенка 2—3 лет.

Ходьба дает ребенку возможность более активно знакомить­ся с окружающими его предметами, а развитие речи ведет к бо­лее сложным контактам с людьми, «ребенок перестает быть, так сказать, прикрепленным к месту и вступает в эпоху более свобод­ного и самостоятельного общения с внешним миром»

Поведение ребенка 2—3-го года жизни характеризуется ярко выраженной исследовательской деятельностью. Ребенок тянется к каждому предмету, ощупывает, заглядывает внутрь, пробует поднять, берет в рот. В этом возрасте легко возникают травмы в силу любознательности, отсутствия опыта, растет частота ост­рых инфекций в связи с расширением контактов ребенка с други­ми детьми и окружающей его средой.

Существенно меняется условнорефлекторная деятельность детей этого возраста. На втором году жизни из обобщенного не­дифференцированного мира, окружающего ребенка, начинают вычленяться отдельные" предметы как обособленные комплексы раздражений. Это становится возможным благодаря манипули­рованию с предметами (Леонтьев, Запорожец, Гальперин). Поэ­тому не следует ограничивать движения детей: пусть сами оде­ваются, умываются, едят.

Благодаря действиям с предметами у детей начинает форми­роваться функция обобщения. Широкое пользование предметами развивает у ребенка двигательный анализатор.

На втором году жизни у ребенка формируется большое коли­чество условных рефлексов на отношение величины, тяжести, удаленности предметов (вычленение более быстрых и медленных раздражителей, ббльших или меньших в сравнении с другими).

Особое значение имеет выработка систем условных связей на стереотипы экстероцептивных раздражений. При недостаточной силе и подвижности нервных процессов стереотипы облегчают приспособление детей к окружающей среде.

Обращает на себя внимание большая прочность системы условных связей, выработанных у детей до 3 лет и связанная с этим болезненность в связи с нарушением стереотипа: дети ка­призничают, плачут, если -долго с ними задержаться в гостях; долго не засыпают, если их положили на новом месте. Для детей в возрасте до 3 лет выработка большого числа различных стерео­типов не только не представляет трудностей, но каждый последу­ющий стереотип вырабатывается все легче. Однако изменение порядка следования раздражителей в одном стереотипе являет­ся крайне тяжелой задачей. Системы условных связей, вырабо­танные в это время, сохраняют свое значение в течение всей по­следующей жизни человека.

На 2-м году начинается усиленное1 развитие речи, усвоение ребенком грамматического строя языка. Овладение действиями с, предметами оказывает решающее влияние и на формирование обобщения предметов словом, т. е. формирование второй сигналь­ной системы.

К двум годам словарь ребенка составляет около 300 слов, причем имена существительные составляют до 63%, глаголы — 23%, другие части речи — 14%, союзов нет.

Речь используется ребенком главным образом для налажива­ния сотрудничества со взрослыми внутри совместной предметной деятельности (Эльконин).

 

3.4. Дошкольный возраст (первое детство). Это возраст от 3 до 7 лет. Годичные прибавки роста в этот период составляют в сред­нем 5—8 см, массы — около 2 кг, окружности грудной клетки — 1—2 см. Заметно меняются пропорции тела. К 6—7 годам высота головы составляет 7в длины тела, В возрасте семи лет позвоноч­ник еще гибок, процессы окостенения в нем не завершены.

С 6—7 лет начинается быстрое развитие мышц кистей рук. Особенно интенсивно развиваются мышцы, обеспечивающие пря-мостояние и ходьбу. К семи годам поперечный размер волокон в этих мышцах становится больше, чем во всех других. Средняя сила мышц обеих рук к шести годам у мальчиков 10,3 кг, правой руки — 4 кг, а левой — 2 кг. Отмечается большая двигательная активность. Движения носят обобщенный характер. Начинают вырабатываться простейшие бытовые двигательные навыки и трудовые движения. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей. Это приводит к тому, что при длительном сидении ребенку трудно держать спину выпрямленной.

 

К 3—5 годам масса головного мозга по увеличивается в 3 раза и к семи годам достигает 1250—1300 г. К 2,5 годам пирамидные клетки приобретают характерную для взрослого форму. Продол­жительность активного внимания и умственнбй работоспособно­сти невелика, у детей 5—7 лет она в среднем не превышает 15 мин.

К концу дошкольного периода абсолютные размеры сердца и его масса увеличиваются, а относительно массы тела уменьшают­ся. Продолжается рост кровеносных сосудов. Относительное су­жение просвета кровеносных сосудов вызывает некоторое повы­шение кровяного давления с возрастом. Развитие симпатической иннервации сердца опережает развитие парасимпатической ин­нервации. Поэтому у дошкольников частота пульса больше, чем у взрослых, и особенно увеличивается при мышечной деятельно­сти и эмоциях.

К семи годам в основном заканчивается формирование легоч­ной ткани, возрастает глубина дыхания и снижается его частота. К 6—7 годам частота дыхательных движений составляет 20—22 в минуту. Жизненная емкость легких с возрастом увеличивается, в 4 года она составляет около 1100 см 3, а к семи годам достигает 1300—1400 см3.

С 6—7 лет начинается смена молочных зубов постоянными. Желудочно-кишечный тракт к этому периоду достигает значи­тельного развития.

В дошкольном возрасте еще у многих детей сохраняется дальнозоркая рефракция. Нарастает острота слуха.

В развитии детей дошкольного возраста важнейшая роль принадлежит игровой деятельности и речи. Речь ребенка-дошкольника становится более сложной, с богатым запасом слов.

Дети начинают правильно употреблять падежи, глагольные формы, усваивая их в речевых стереотипах, которые они воспринимают от окружающих лиц.

Возраст от 3 до 5 лет представляет в развитии высшей нервной деятельности ребенка существенные отличия от предыдущего периода. Прежде всего, изменяется характер ориентировочных реакций — теперь они определяются вопросом: что это такое?

В выработке новых реакций ребенка теперь все большее значение приобретает использование ранее образованных связей Возрастает сила нервных процессов — это видно по снижению тенденции к генерализации возбуждения и по развитию четких индукционных отношений между процессами возбуждения и тор­можения..

Внешнее торможение перестает играть такую большую роль, как это было ранее. Все большее значение приобретает внутрен­нее торможение, хотя прочность получаемого тормозного эффекта все еще невелика. Особенно трудной, оказывается выработка запаздывательного торможения и следовых рефлексов.

Дети этого возраста вырабатывают большое количество дина­мических стереотипов. Возможности переделки выработанных стереотипов к пяти годам возрастают. Возросшие сила и подвижность нервных процессов допускают уже переделку стереотипов без особенно больших трудностей. Прочность системы условных связей в стереотипах в возрасте пяти лет оказывается в 2 раза меньшей, чем в 3 года.

На 5-м году жизни появляются первые попытки осмыслить слова, довольно высокого уровня развития достигает способность ребенка обобщать словом многие явления внешнего мира.

С 5 до 7 лет в связи с интенсивным морфофункциональным созреванием коры больших полушарий существенно возрастают сила и подвижность нервных процессов. Дети теперь способны сосредотачивать внимание в течение 15—20 мин и более. Выра­ботанные условные реакции менее поддаются внешнему тормо­жению. Угашение и дифференцирование вырабатываются почти вдвое быстрее, длительнее становятся периоды удержания тор­мозного состояния. Однако выработка всех видов условного тор­можения представляет еще большую трудность для нервной си­стемы.

К семи годам ребенок в состоянии удерживать программы действий из ряда движений.

У детей описываемого возраста значительно возрастает роль подражательного и игрового рефлекса. Играя в куклы, дети точ­но копируют жесты, слова, манеры воспитателей, родителей, старших ребят.

3.5. Младший школьный возраст (второе детство). Это возраст от 7 до 11 лет. Развитие в младшем школьном возрасте идет относительно равномерно. Длина тела увеличивается в среднем на 4—5 см в год, масса — на 2—3 кг, окружность грудной клет­ки— на 1,5—2 см. Увеличивается мышечная сила рук, возраста­ет сила мышц нижних конечностей.

Характерным для этого возраста является развитие крупных мышц туловища, дети способны к движениям с большим разма­хом и затрудняются в выполнении мелких и точных, движений (акт письма). В 9—10 лет происходит окостенение костей запя­стья, развиваются мышцы кистей рук, начинают усиленно фор­мироваться мелкие, точные движения рук.

Продолжается окостенение и рост скелета. Однако слабость глубоких мышц спины и большая гибкость позвоночного столба являются одной из причин нарушений осанки у детей при непра­вильной позе при письме, из-за несоответствия размеров школь­ной мебели пропорциям тела.

Семилетний возраст известен как период смены молочных зубов на постоянные, происходит дальнейшее развитие пищева­рительной системы. Снижаются энергетические траты организма, урежается деятельность сердца и дыхательной системы.

К семилетнему возрасту завершается в основном дифференцирование нервной ткани в коре больших полушарий головного мозга. Нервные клетки приобретают характерную форму и ста­новятся похожими на клетки взрослого человека. Усиленно раз­виваются ассоциативные волокна, связывающие разные отделы коры головного мозга.

Нервные процессы обладают уже значительной силой и урав­новешенностью. Достаточно хорошо выражены все виды внутрен­него торможения. Дифференцирование раздражителей происхо­дит легко, быстро упрочаются условнорефлекторные связи. Од­нако внутреннее торможение по-прежнему требует упражнения, тренировки в целях усиления.

В связи с отмеченной ранее некоторой незрелостью регулиру­ющих влияний коры на подкорковые структуры мозга в этом во­зрасте отмечается несовершенство механизмов, определяющих активное внимание и сосредоточенность. Обучение чтению.и письму способствует усилению пользования словом как интегри­рующим раздражителем.

К семи годам устанавливаются у детей настоящая ходьба и бег с хорошо выраженным симптомом «полетности». Двигатель­ные условные реакции часто сопровождаются сопутствующими движениями рук, ног и туловища, но их значительно меньше, чем в 4—6 лет.

Как и в дошкольном периоде, в младшем школьном возрасте процессы возбуждения преобладают над процессами торможе­ния, что приводит к сравнительно быстрой истощаемости нерв­ных клеток, быстрому развитию утомления.

К Ю—11 годам развитие коры головного мозга достигает, по существу, уровня взрослого человека. Она приобретает главенст­вующую роль в корково-подкорковом взаимодействии, что можно рассматривать как важнейший фактор формирования высших нервных и психических функций у ребенка.

3.6. Подростковый возраст (12—15 лет девочки, 13—16 лет маль­чики). Границы подросткового возраста достаточно условны и в жизни наблюдаются значительные индивидуальные вариации как темпов развития, так и сроков наступления тех или иных ха­рактерных особенностей этого периода. Фактически это может быть на 1—2 года раньше. Подростковый период своим своеоб­разием и темпом резко отличается от всех других этапов жизни человека. С физиологической точки зрения подростковый период характеризуется интенсивным ростом, повышенным обменом ве­ществ, резким повышением деятельности желез внутренней сек­реции.

Подростковый период — период полового созревания. Активи­зируется деятельность гипофиза, особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции (половых, щитовидной, надпо­чечников). Их деятельность обусловливает «скачок в росте», раз­витие половых органов и появление вторичных половых признаков. У мальчиков «ломается» голос, пробиваются усы и борода, появляются волосы на лобке и в подмышечной впадине, начина­ются поллюции. У девочек развиваются грудные железы, начинает осуществляться менструальная функция.

В связи с усилением функций гипофиза и надпочечников улуч­шаются адаптационные возможности организма к условиям сре­ды, повышается сопротивляемость по отношению к инфекциям, охлаждению и т. д.

В подростковый период дети увеличиваются в длину на 5— 8 см в год. Девочки растут наиболее активно в 11—12 лет (их рост в это время увеличивается до 10 см в год), рост мальчиков наиболее интенсивно идет в 13—14 лет, и после 15 лет в росте они обгоняют девочек. Увеличение роста идет в основном за счет роста трубчатых костей конечностей, кости грудной клетки рас­тут медленнее, отчего у подростков часто можно видеть пло­скую, а иногда и впалую грудь, что затрудняет дыхание.

Вместе с ростом увеличивается и масса тела. Девочки приба­вляют в год 4—8 кг, особенно заметна прибавка в 14—15 лет; у мальчиков прибавка в массе составляет 7—8 кг в год. Однако темпы роста массы несколько отстают от темпа роста скелета, что сказывается на внешнем виде подростка (фигура вытянута, нескладна, костлява)..

Перестройка опорно-двигательного аппарата сопровождается обилием лишних движений, недостаточной их координированно-стью, общей неловкостью, угловатостью, вместе с тем подростко­вый возраст — это оптимальный возраст для овладения техникой сложных двигательных актов.

В подростковом периоде растут легкие, совершенствуется ды­хание (хотя ритм его остается учащенным), значительно увели­чивается жизненная емкость легких. В подростковом возрасте окончательно формируется тип дыхания. У мальчиков —брюшной, а у девочек — грудной. Важно научить подростков правиль­но дышать, управлять своим дыханием во время работы, физиче­ских упражнений.

Усиленный рост органов и тканей предъявляет усиленные тре­бования к деятельности сердца. Оно тоже в этот период интен­сивно растет, но рост кровеносных сосудов отстает от темпов ро­ста сердца. Поэтому у подростков часто повышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро на­ступает утомление. Эта усугубляется при пребывании подростков в душных помещениях, большой физической нагрузке. Недоста­точное кровоснабжение мозга, наблюдаемое иногда у подрост­ков, может привести к кислородному голоданию и, как следст­вие, ухудшению внимания, восприятия, памяти. Неблагоприятно сказываются на функционировании сердечно-сосудистой системы подростков отрицательные эмоции — горе, страх и др.

Подростковый возраст требует внимательного и дифференци­рованного подхода при дозировании физической нагрузки.

Изменения во внутренней среде организма, усиленное функ­ционирование желез внутренней секреции меняют и функцио­нальное состояние нервной системы подростка. Усилившаяся функция щитовидной железы повышает уровень обмена веществ и расход энергии в организме, меняет возбудимость центральной нервной системы, что выражается в повышенной раздражитель­ности, "легкой утомляемости, расстройствах сна. Сложные взаи­моотношения желез внутренней секреции и гипоталамуса в под­ростковом возрасте создают условия для повышенной активности подкорковых структур и некоторого нарушения корковпо-подкор-кового взаимодействия.

В поведении подростков отмечается явное преобладание воз­буждения, реакции по силе и характеру часто неадекватны вы­звавшим их раздражителям. Появляется широкая генерализация возбуждения: все реакции теперь сопровождаются дополнитель­ными сопутствующими движениями рук, ног и туловища (особен­но у мальчиков). *

Речь подростков замедляется, процесс образования условных связей на словесные сигналы затрудняется, что заставляет пред­полагать ослабление высшего функционального уровня корковой деятельности — второй сигнальной системы. У девочек в 11 — 13 лет отчетливо снижается тонус коры головного мозга, и выра­жено это снижение сильнее, нежели у мальчиков. Резкие нарушения вегетативных функций, сердцебиения, сосудистые расстройст­ва, одышки являются показателем усиления подкорковых влия­ний и ослабления тонуса коры головного мозга.

В периоде полового созревания наблюдается ослабление всех видов внутреннего торможения. Вот почему одной из важных за­дач воспитателя подростков является развитиекоркового тормо­жения, «воспитание тормозов».

Правильный, здоровый режим, спокойная обстановка, добро­желательность и понимание со стороны окружающих людей, за­нятия, интересные для подростка, занятия физической культу­рой, как одно из наиболее мощных средств нормализации функ­ций организма, являются основными условиями, для того чтобы переходный период прошел без серьезных функциональных рас­стройств и связанных с ними осложнений.

3.7. Ранний юношеский возраст (15—17 лет). В юношеском воз­расте идет усиленный рост мышц, резко возрастает их сила. Мас­са головного и спинною мозга достигает уровня, отмечаемого у взрослого человека. Сердечно-сосудистая система вынослива к значительным нагрузкам. Увеличивается жизненная емкость лег­ких. В связи с тренировкой повышение легочной вентиляции при физической нагрузке происходит за счет учащения дыхания и его углубления.

Для этого возраста характерна высокая степень функцио­нального совершенства нервной системы, большая подвижность нервных процессов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика основных этапов развития ребенка | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.