Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика основных этапов развития ребенка

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Изучение высшей нервной деятельности у детей позволило Н, И. Красногорскому в зависимости от силы, уравновешенно­сти и подвижности нервных процессов, взаимодействия между корой и подкорковыми образованиями головного мозга, а так­же соотношений между сигнальными системами выделить че­тыре типа нервной деятельности.

1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, бы­стрый тип. Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, прочность этих рефлексов значительная. Дети этого

типа способны к выработке тонких дифференцировок. Безусловнорефлекторная деятельность их регулируется функционально сильной корой. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь, с богатым словарным составом.

2. Сильный, уравновешенный, медленный тип. У детей этого типа условные связи образуются медленнее, угасшие рефлексы восстанавливаются также медленно. Дети этого типа характе­ризуются выраженным контролем коры над безусловными реф­лексами и эмоциями. Они быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполне­нии сложных заданий.

3. Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. Характеризуется недостаточностью тормозно­го процесса, сильно выраженной подкорковой деятельностью, не всегда контролируемой корой. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают, а образующиеся дифференцировки не­устойчивы. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональ­ной возбудимостью, вспыльчивостью, аффектами. Речь у детей этого типа быстрая, с отдельными выкрикиваниями.

4. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные реф­лексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Легкотормозимый тип. Характерна слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах, чем объясняется трудность привыкания детей к новым условиям обучения, их изменениям. Дети этого типа не переносят силь­ных и продолжительных раздражений, легко утомляются.

Мы уже указывали на то, что одной из отличительных черт типов высшей нервной деятельности человека является их пла­стичность. Пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды,- является морфофункциональной основой преобразования типа. И. П. Пав­лов считал* пластичность типов важнейшей особенностью, позво­ляющей воспитывать, тренировать и переделывать характер людей.

 

3.1. Период новорожденности. Начинается этот период с первым криком ребенка и продолжается до 10 дней. Первый крик, зна­менующий собой первый полноценный вдох новорожденного, по данным некоторых авторов, имеет и коммуникативное значение: он не только привлекает внимание матери, но и устанавливает с нею контакт (Тонкова-Ямпольская).

Масса мозга новорожденного (380—400 г)

С кожи новорожденного можно вызвать рефлексы на бо­левые и температурные раздражения (двигательные реакции общего и местного характера), на изменение положения тела, установочный лабиринтный рефлекс головы. Новорожденные дети различают сладкое, горькое, кислое и соленое, реагируя на один из них сосательными движениями, а на другое смор­щиванием лица, искривлением рта, выпячиванием губ и языка.

На звуковые раздражения новорожденные реагируют общи­ми реакциями типа вздрагивания, общего двигательного бес­покойства с изменением частоты дыхания и сердечных сокращений. Это примитивный ориентировочный рефлекс. Часто этот ориентировочный рефлекс у детей с первых часов жизни прояв­ляется в виде остановки сосательных движений в ответ на зву­ковой раздражитель.

На зрительное раздражение новорожденный ребенок отве­чает также генерализованной реакцией, ступенеобразным сле­жением глазами за светящимся предметом.

Особо следует остановиться на ориентировочных реакциях новорожденных. Ориентировочный рефлекс, вызываемый с раз­личных анализаторов уже в первые дни жизни ребенка, в тот период жизни, когда еще отсутствуют приспособительные реак­ции типа условных рефлексов, является биологически важной формой приспособительной деятельности организма, обеспечи­вающей элементарный анализ раздражений.

Вначале ориентировочный рефлекс проявляется в общем вздрагивании и временном подавлении существующей двига­тельной активности ребенка, диффузной двигательной реакции с задержкой дыхания. По данным ряда авторов, в конце 1-й — начале 2-й недели после рождения реакции на звук и свет носят отчетливо ориентировочно-исследовательский характер.

Уже сравнительно рано (с 1,5 месяца) ребенок реагирует на слова, произнесенные окружающими. При этом реакция воз­никает на человека, его мимику, а не только на звуки слова. Если к ребенку этого возраста обращать слова так, чтобы он не видел артикуляционной мимики взрослого, то он не дает на них реакции.

Развитие моторной речи начинается с 1,5-месячного возраста. Дети постепенно издают все более сложные звукосочетания, ко­торые называют предречевыми голосовыми реакциями. В них

можно различить много звуков, которые позже станут элемен­тами членораздельной речи.

У нормально развивающихся детей определяется следующая последовательность в развитии предречевых реакций:,

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возрастные особенности функционирования мозга ребенка | Возраст детей Голосовые реакции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.