КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика основных этапов развития ребенка
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА Изучение высшей нервной деятельности у детей позволило Н, И. Красногорскому в зависимости от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, взаимодействия между корой и подкорковыми образованиями головного мозга, а также соотношений между сигнальными системами выделить четыре типа нервной деятельности. 1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, прочность этих рефлексов значительная. Дети этого типа способны к выработке тонких дифференцировок. Безусловнорефлекторная деятельность их регулируется функционально сильной корой. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь, с богатым словарным составом. 2. Сильный, уравновешенный, медленный тип. У детей этого типа условные связи образуются медленнее, угасшие рефлексы восстанавливаются также медленно. Дети этого типа характеризуются выраженным контролем коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Они быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий. 3. Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. Характеризуется недостаточностью тормозного процесса, сильно выраженной подкорковой деятельностью, не всегда контролируемой корой. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью, аффектами. Речь у детей этого типа быстрая, с отдельными выкрикиваниями. 4. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Легкотормозимый тип. Характерна слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах, чем объясняется трудность привыкания детей к новым условиям обучения, их изменениям. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются. Мы уже указывали на то, что одной из отличительных черт типов высшей нервной деятельности человека является их пластичность. Пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды,- является морфофункциональной основой преобразования типа. И. П. Павлов считал* пластичность типов важнейшей особенностью, позволяющей воспитывать, тренировать и переделывать характер людей.
3.1. Период новорожденности. Начинается этот период с первым криком ребенка и продолжается до 10 дней. Первый крик, знаменующий собой первый полноценный вдох новорожденного, по данным некоторых авторов, имеет и коммуникативное значение: он не только привлекает внимание матери, но и устанавливает с нею контакт (Тонкова-Ямпольская). Масса мозга новорожденного (380—400 г) С кожи новорожденного можно вызвать рефлексы на болевые и температурные раздражения (двигательные реакции общего и местного характера), на изменение положения тела, установочный лабиринтный рефлекс головы. Новорожденные дети различают сладкое, горькое, кислое и соленое, реагируя на один из них сосательными движениями, а на другое сморщиванием лица, искривлением рта, выпячиванием губ и языка. На звуковые раздражения новорожденные реагируют общими реакциями типа вздрагивания, общего двигательного беспокойства с изменением частоты дыхания и сердечных сокращений. Это примитивный ориентировочный рефлекс. Часто этот ориентировочный рефлекс у детей с первых часов жизни проявляется в виде остановки сосательных движений в ответ на звуковой раздражитель. На зрительное раздражение новорожденный ребенок отвечает также генерализованной реакцией, ступенеобразным слежением глазами за светящимся предметом. Особо следует остановиться на ориентировочных реакциях новорожденных. Ориентировочный рефлекс, вызываемый с различных анализаторов уже в первые дни жизни ребенка, в тот период жизни, когда еще отсутствуют приспособительные реакции типа условных рефлексов, является биологически важной формой приспособительной деятельности организма, обеспечивающей элементарный анализ раздражений. Вначале ориентировочный рефлекс проявляется в общем вздрагивании и временном подавлении существующей двигательной активности ребенка, диффузной двигательной реакции с задержкой дыхания. По данным ряда авторов, в конце 1-й — начале 2-й недели после рождения реакции на звук и свет носят отчетливо ориентировочно-исследовательский характер. Уже сравнительно рано (с 1,5 месяца) ребенок реагирует на слова, произнесенные окружающими. При этом реакция возникает на человека, его мимику, а не только на звуки слова. Если к ребенку этого возраста обращать слова так, чтобы он не видел артикуляционной мимики взрослого, то он не дает на них реакции. Развитие моторной речи начинается с 1,5-месячного возраста. Дети постепенно издают все более сложные звукосочетания, которые называют предречевыми голосовыми реакциями. В них можно различить много звуков, которые позже станут элементами членораздельной речи. У нормально развивающихся детей определяется следующая последовательность в развитии предречевых реакций:,
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |