Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизненный и творческий путь

Характеристика творчества

Эстетические принципы П.И.Чайковского. Жизненный и творческий путь

ПЛАН

 

Симфоническое творчество

Оперное творчество

Балеты

Камерно-инструментальные произведения

Романсы

 

Значение

 

Имя Петра Ильича Чайковского, продолжателя традиций Глинки и Даргомыжского, выделяется среди композиторов - классиков. Его бессмертные произведения стоят в одном ряду с произведениями А.С.Пушкина, Л.Толстого.

Основные эстетические принципы Чайковского формировались в 60-70-е г.г. XIX века, в период высокого подъема общественной и художественной мысли, расцвета русской литературы, живописи и музыки.

Чайковский глубоко национальный композитор. Музыка интонационно близка русской песенности. Сам композитор писал: «Что касается вообще русского элемента в моей музыке, то есть родственных с народной песнью приемов в мелодии и гармонии, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства, с самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки, что я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях, что, одним словом, я русский в полнейшем смысле этого слова.»

 

П.И. Чайковский родился 25 апреля 1840 года в г. Воткинске в семье горного инженера, директора металлургического завода. Детство его протекало в Воткинске, затем в Волопаевске. Первые уроки на фортепиано начались в эти годы. По исполнению 10 лет Чайковский был определен в Петербургское училище правоведения. В училище преподавалась музыка для желающих. Именно здесь начались серьезные занятия музыкой. Чайковский посещает симфонические концерты, знакомится с произведениями русских и западных композиторов. Особенное впечатление производят на него оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» и «Дон Жуан» Моцарта.

В 1859 году Чайковский, заканчивая училище правоведения, получает чин титулярного советника. Начинается служба в Министерстве юстиции, которая тяготит Чайковского, так как все яснее становится, что его призвание - музыка. Он писал: «Я очень много занимался теорией музыки и теперь решительно убедился, что рано или поздно, я променяю службу на музыку».

В 1862 году Чайковский поступает в Петербургскую консерваторию, где занимается у известных педагогов А. Рубинштейна и Н. Зарембы, сыгравших большую роль в воспитании молодого композитора.

Отказавшись от службы в Министерстве юстиции, Чайковский целиком посвящает себя музыке, очень много сочиняет.

В 1868 году Чайковский успешно заканчивает Петербургскую' консерваторию кантатой для хора и оркестра. По приглашению директора только что открывшейся Московской консерватории Н. Рубинштейна он начинает педагогическую работу в консерватории, где ведет композицию, гармонию, теорию музыки, инструментовку. На основе опыта педагогической работы Чайковским было написано «Руководство к практическому изучению гармонии», изданное в 1872 году.

В Москве Чайковский оказывается в центре музыкальной жизни. Он знакомится с рядом выдающихся музыкантов, артистов, поэтов. Знакомство с драматургом Островским, Одоевским, поэтом Плещеевым, дружба с Н. Рубинштейном, музыкальным критиком Кашкиным, встречи с Л. Толстым - все это сыграло положительную роль в утверждении реалистических принципов Чайковского.

Помимо педагогической работы Чайковский выступает как музыкальный критик. Он пишет о значении творчества Глинки, о том, что развитие национальной музыки должно идти по пути, начатому им; предсказывает большое будущее начинающему композитору Римскому-Корсакову; приветствует связь с народным творчеством норвежского композитора Грига.

В то же время Чайковский напряженно занимается сочинениями. Очень плодовитым был этот период: 3 симфонии, первый фортепианный концерт, вариации на тему рококо для виолончели, 4 оперы - «Воевода», «Опричник», «Ундина», «Кузнец Вакула», три квартета, балет «Лебединое озеро», фортепианный цикл «Времена года». Оптимистично и радостно творчество Чайковского этого времени. В то же время появляются драматические произведения - «Ромео и Джульетта», «Буря», «Франческа да Римини».

Большую поддержку Чайковскому всегда оказывали Н.Г. Рубинштейн -пианист и дирижер, пропагандировавший его произведения, издатель Юргенсон, печатавший его сочинения, Ларош - музыкальный критик.

Переутомление и неудачная женитьба в 1877 году вызвали нервное заболевание. Чайковский уезжает за границу. В этом ему оказывают большую помощь друзья, особенно Н.Ф.Фон Мекк - большая почитательница таланта Чайковского, письма к которой были своеобразным дневником композитора.

Излечивает Чайковского напряженный, всецело поглощающий труд. Опера «Евгений Онегин» и четвертая симфония - выдающиеся произведения этого времени. С конца 1870-хг.г. в творчестве Чайковского наступает новый период - 1878-1885 г.г. После «Евгения Онегина» и 4 симфонии все яснее проступают трагические черты. Интимная лирика уступает место трагедийным концепциям.

Одновременно с работой над произведениями Чайковский как дирижер с успехом выступает в Берлине, Женеве, Париже, Америке, Лондоне, где ему в 1893 году присваивают степень доктора музыки Кембриджского университета.

Последнее десятилетие композитор также много работает. В эти годы им написаны оперы «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама», лирически светлая «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», Серенада для струнного оркестра, «Итальянское каприччио», Пятая симфония, трагическая Шестая симфония.

В произведениях последнего периода (1885-1893) еще резче ощущается контраст светлых и мрачных образов. Начиная с симфонии «Манфред» (1885) в симфоническое творчество Чайковского входит большая драматическая тема. И во всех симфонических произведениях последних восьми лет жизни Чайковский разрабатывает ее в философском аспекте. При этом эмоциональный накал музыки возрастает. Его последняя, Шестая симфония -произведение необычайной силы воздействия.

Последние годы Чайковский жил в Майданове и в Клину - под Москвой. Сюда приезжали друзья и ученики композитора Н.Д. Кашкин, композитор С.И. Танеев и другие. Просматривались новинки в музыке, разгорались споры. Вдали от Москвы и Петербурга, особенно проявилась черта Чайковского - умение работать, по 14 часов в сутки. Он работал, считая что «вдохновенье - гостья, которая не любит посещать ленивых, она является к тем, которые ее призывают.

Последним произведением Чайковского была Шестая симфония, которой он дирижировал 16 октября 1893 года, а 25 октября его не стало. В настоящее время в Клину находится дом-музей Чайковского. Там бережно хранятся книги, рукописи, адреса, обстановка, в которой жил композитор, все то, что может нам рассказать о талантливейшем русском композиторе второй половины XIX века.

 

Характеристика творчества. П.И.Чайковский, вобрав в себя лучшие достижения европейской и русской музыкальной культуры, опираясь на русское народное творчество и городской романс XIX века, создал классические образцы русского национального музыкального искусства. Он создал лирическую оперу, русский классический балет; его фортепианные и скрипичные концерты являются большим вкладом в мировую камерно-инструментальную музыку. По-новому зазвучали его фортепианные миниатюры и лирические романсы.

Музыка Чайковского лирична. Основным средством выразительности является развернутая мелодия. Мелодия включает в себя и широкий напев русской народной песни и напевно-декламационную выразительность человеческой речи. Музыку Чайковского отличают простота и доступность при высоком профессионально-художественном мастерстве. Гармония и форма у Чайковского определены содержанием. Гармония богата и разнообразна, но без обилия красочных деталей, все подчинено напряженности и динамизму, непрерывности развития. Широко используется секвенционнный тип развития. В произведениях Чайковского часто звучат танцевальные ритмы, особенно ритмы вальса, и не только в его балетах, но и в симфониях, операх, камерно-инструментальной и вокальной музыке. Подобно Глинке Чайковский воспринял песенную и танцевальную мелодику других народов: украинского, итальянского, французского.

Труден и мучителен путь Чайковского как оперного композитора. Он стремился к созданию лирической оперы, основанной на реалистическом восприятии жизни, не претендующей на занимательность внешнего действия и изображающей не идеализированных романтических героев в необычайных обстоятельствах, а людей близких к современникам. Художественный результат был достигнут только в пятой опере - опере «Евгений Онегин».

В отличие от опер уже в первых симфонических произведениях Чайковский нашел свой оригинальный язык и стиль. Уже в первой симфонии рождается новая трактовка симфонического цикла, новые приемы инструментовки и смелость гармонических планов. Создается индивидуальный мелодический стиль.

4. Симфоническое творчество

5. Оперное творчество

Симфоническое творчество. Симфоническая музыка занимала большое место в творчестве Чайковского на протяжении всей его жизни. Первым.его значительным произведением в этой области явилась увертюра «Гроза» по драме Островского, последними явились Шестая симфония и Третий фортепианный концерт, написанные незадолго до смерти. Среди различных по жанру симфонических произведений ведущее значение имеют 6 симфоний, симфония «Манфред» и одночастные программные увертюры и поэмы – «Фатум», «Ромео и Джульетта», «Буря», «Франческа да Римини», «Гамлет», «Воевода».

Выдающиеся произведения - четвертая и пятая симфонии. В жанре симфонии решается основной вопрос философских исканий композитора - о смысле человеческого существования. Чайковский был убежден, что симфоническое произведение дает возможность с большой свободой и без всяких ограничений отразить процесс развития художественной идеи. Как подлинный драматург он стремился к концентрированному выражению основного конфликта посредством столкновения и развития музыкальных образов. В музыке все это находит отражение в преобразовании, противопоставлении и взаимодействии различных музыкальных тем. Контрасты между темами проявляются и в мелодии, и в гармонии, и в оркестровых тембрах.

Большинство симфонических произведений Чайковского программны. На это указывает наименование произведений или отдельных его частей. Как например, симфония «Зимние грезы» и увертюра «Ромео и Джульетта». В симфонии «Манфред» дано большое словесное изложение программы. Программный замысел 6-й трагической симфонии не был обнародован, но в момент написания, по-видимому, имел для композитора большое значение. После первого исполнения в октябре 1893 года в Петербурге он ее назвал «Патетической», она является музыкальным обобщением извечного трагического противоречия жизни и смерти.

В избрании литературных сюжетов для программного сочинения сказывалась драматическая природа дарования композитора. Центральной задачей для него становилось воплощение идеи, главного конфликта литературного произведения. Чайковский вошел в историю развития мирового симфонизма как создатель лирико-драматических, лирико-трагедийных симфоний. В своих инструментальных произведениях он возродил бетховенские принципы обобщения идей и образов в больших симфонических масштабах.

В русской музыке XIX века только Чайковскому удалось поднять симфонию, по выражению Б.В. Асафьева, на уровень «эмоциональной философии в звуках». Лирическая природа его симфонизма, психологизм, опора на жанровую конкретность образов, тяготение к обобщенно-понимаемой программности выявлены средствами действенного и динамического симфонического метода.

В письме к Танееву Чайковский называл симфонию «самой лирической из музыкальных форм», а в письмах к фон Мекк, подчеркивая ее преимущества, писал о большом просторе для фантазии. Ощущая симфонию как «лирическую исповедь души, на которой много накипело», а создание ее - как «чисто лирический процесс», Чайковский в первую очередь отражает сложную психологическую, эмоциональную жизнь человека.

На протяжении всего творческого пути Чайковскому свойственно воплощать в своих симфонических произведениях острые конфликты противоборствующих сил. И эта особенность сближает непрограммную и программную инструментальную музыку Чайковского.

Важнейшая черта симфонической музыки Чайковского - взаимодействие ёе с оперным жанром. Симфоническое действие имеет приметы сюжетного развития, конфликтность образов в нем подчеркнута. Воздействие приемов оперной драматургии заметно в кульминационных моментах, особенно драматического и трагедийного характера. Таковы кульминации первых частей четвертой и шестой симфоний, внедрение темы рока в медленную часть пятой симфонии. Влияние оперы на симфонии выявилось в характере тематизма и особенностях его развития. Оно четко обозначилось в тематизме лирического типа с широким мелодическим развертыванием и одновременно в интонациях декламационного типа, близких речевой выразительности оперного речитатива.

В шестой симфонии Чайковский-симфонист выступил как художник, который подвел итог симфонизму XIX века, осмыслив в философском и эмоциональном плане главные тенденции классического и романтического искусства, как современнейший из композиторов своей эпохи. Музыка этой эпохи отличается предельной эмоциональной насыщенностью, остротой контрастов и яркой образностью. Чайковский в этой симфонии отказывается от приемов лейтмотивизма, использованных в четвертой и пятой симфониях, но он насыщает симфонию интонационными связями, придающими ей большую внутреннюю целостность. Завершается симфония скорбным финалом. Разнообразный круг жанровых элементов претворен в оркестровых сюитах, серенаде для струнного оркестра, «Итальянском каприччио».

Выдающийся вклад внесен Чайковским в развитие концертного жанра. Его 1-й и 2-й концерты для фортепиано с оркестром, концерт для скрипки с оркестром, вариации для виолончели с оркестром на тему рококо принадлежат к лучшим образцам этого жанра в мировой музыкальной литературе.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Значення деяких слів балади | Оперное творчество
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.