Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информация, заключенная в сообщении, есть сущность, определяющая изменение знаний при получении сообщения




Степень формализованности этого определения зависит от степени формализованности в описании знаний. Например, описаны ли эти знания с помощью вероятностных распределений или системой аксиом, с помощью теории множеств или чисто содержательно. Структура знаний может быть описана как тезаурус получателя, полнота которого (тезауруса) определяет способность получателя к извлечению новых знаний из сообщения (по Шрейдеру - Н.Ч.) [Д116].

Приведем (условную) классификацию информационных взаимодействий для трех типов систем (технических, смешанных и живых) и шести уровней (аспектов) представления и обработки информации (конечно, эти уровни частично пересекаются):

физический

сигнальный

лингвистический

семантический

коллективного поведения

воспроизводства и эволюции

При описании каждого из этих уровней приходится опираться на специфическую для соответствующего уровня концепцию преобразователя информации, свои языки описания, закономерности, разрабатываемые в рамках соответствующих дисциплин (наук), которые, тем самым, изучают информационное взаимодействие на данном уровне [Д116].

 

К сожалению, многочисленные попытки формализованного описания информационного взаимодействия на семантическом уровне не привели еще к открытию простых закономерностей, подобно тому, как обстоит дело на сигнальном уровне.

Для следующих уровней информационного взаимодействия можно сформулировать сегодня только некоторые принципы - условия, при выполнении которых информационное взаимодействие будет проходить успешно. Для информационного взаимодействия недостаточно только передать сообщение, нужно, чтобы приемник (адресат) обладал возможностью его адекватно воспринять. Из этого следует принцип тезауруса: важность наличия априорной информации, достаточной для дешифровки и усвоения полученного сообщения. Это означает, в частности, что участники информационного взаимодействия должны обладать согласованной информацией об используемых кодах, языках и семантике. Этот принцип подчеркивает первостепенную важность для информатики лингвистических и семантических исследований в широком смысле этого слова. В первую очередь, речь идет о фрагментах языков человеческого общения и их семантике, ставших сегодня основой для разработки средств человеко-машинного диалога

Важную роль играет привлекательность сообщения, наличие у адресата стимула для освоения содержания сообщения. Это обстоятельство позволяет сформулировать принцип фасцинации (привлекательности) сообщения, которая зависит от мотивов и целей адресата, формы сообщения и т.д. (по Мусхелишвили, Шрейдеру) [Д116].

Информационное взаимодействие в природе и технике

  Уровень инфор-мационного   Тип объекта
взаимодействия Искусственный (технический) Смешанный Естественный (живой)
Физический Датчики. Элементы вычислительной техники. Исполнительные устройства ввода-вывода Физические основы сенсомоторики. Вживляемые датчики, элементы искусственных органов Морфология и физиология рецепторов и эффекторов
Сигнальный Системы кодирования, системы автоматической обработки и преобразования сигналов Интерактивные системы первичной обработки информации. Диагностические системы. Искусственные органы Механизмы и функции нейронов и нейронных полей. Первичная обработка сенсорной информации
Лингвистический Системы автоматического управления, перевода и интерпретации текстов Человеко-машинные системы управления и обработки информации. Операционные системы. Формальные грамматики. Языки программирования. Системы управления базами данных Словарь и синтаксис естественного языка. Согласованная работа органов чувств
Семантический Автоматический логический вывод. Системы автоматического формирования и использования знаний Автоматизированные системы научных исследований, моделирование управления, проектирования и управления. Экспертные системы. Интерактивные системы принятия решений. Базы знаний Логика, науковедение. Феноменология и принципы ассоциаций, обобщений и умозаключений.
Коллективного поведения Компьютерные сети. Телекоммуникационные системы и радиосети. Взаимодействие роботов Человеко-машинные системы массового обслуживания. Коллективное поведение локально-организованных систем Социология. Управление в социальных системах. Коллективное взаимодействие и формирование морали
Обучения, воспроизводства и эволюции Компьютерные вирусы. Самовоспроизводящиеся роботы. Автоматические системы обучения, распознавания образов и принятия решений Человеко-машинные системы обучения. Автоматизированное построение объектов по их описаниям. Планирование эксперимента     Генетика. Биология развития и эволюция. Условные рефлексы. Педагогика

 

Литература:

Д116. Кузнецов Н.А. О развитии фундаментальных исследований по информационному взаимодействию в природе и обществе // НТИ. Сер.2. - 1998. - № 8. - С. 1-5.


6. Поняття інформаційного ланцюга. Проблеми взаємодії наук у його дослідженні.

(2 год.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.