Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы фиксации и систематизации сведений, полученных из этих источников, — это конспектирование (реферирование), картографирование, ксерокопирование и снабжение пометами




Картографирование — это запись на карточки библиографии, относящейся к определенной теме. На одну карточку записывают одно издание: фамилию и инициалы автора, название труда, город, в котором издана книга, название издательства и год издания. Если это небольшая работа (статья и др.), помещенная в сборнике трудов или журнале, то указываются название сборника (журнала), номер сборника (журнала) и год издания, а также другие данные. Картографировать можно и фактический материал, указывая на каждой карточке источник его получения.

Ксерокопировать целесообразно те работы или их части, реферирование которых займет много времени.

При конспектировании и картографировании следует пользоваться различными пометами: условными, отсылочными, оценочными, ассоциативными, мнемотехническими:

А) Если вы выписываете отдельные факты из какой-то книги не в тетрадь, а на карточки (чтобы позже растасовывать по разным основаниям для разных разделов работы и др.), то на каждой карточке указываете не полное, а условное название издания-источника в очень сокращенном виде. Например, если вы делаете выписки из словаря В. Даля, то вверху справа на каждой карточке пишете «СД» (словарь Даля), а если указываете том словаря и страницу, то запись может выглядеть следующим образом: «СД-IV-87». Такие паспортизационные пометы должны быть совершенно ясными для вас и не вызывать никаких вопросов через некоторое время. Тем не менее на отдельном листе вы должны иметь полную расшифровку таких помет — на случай, если что-то забудете или решите привести полную паспортизацию в тексте работы.

Б) При конспектировании и картографировании широко пользуются отсылочными пометами (см. — смотри и ср. — сравни), этим вы отсылаете (себя или другого) к источнику или разделу источника, в котором какая-то мысль изложена более подробно, иначе или в другой связи.

В) Оценочные пометы — это латинское sic!, N.B. — в русском переводе так!, нота бене (заметь хорошенько). Их проставляют на полях конспектов, карточек, желая подчеркнуть оригинальность, парадоксальность какой-то мысли или проинформировать, что цитата приведена верно. С этой же целью проставляют восклицательный знак. Вопросительный знак на полях означает, что какие-то разделы материала являются сомнительными или слабыми.

Г) Кроме этих оценочных помет на полях конспектов принято делать более конкретные краткие замечания, не только оценочные, но и ассоциативные. Краткой ассоциативной пометой является ср.; она же может быть одновременно и мнемотехнической, т. е. ее проставляют для напоминания себе о какой-то возникшей ассоциации, чтобы позже вернуться к ней и рассмотреть подробнее.

Д) Мнемотехническими замечаниями могут служить и такие краткие, но более конкретные пометы, как проверить по..., посмотреть в... и др.

Кроме помет на полях конспектов (карточек) по мере необходимости нужно делать различные пояснения, более развернутые замечания, поэтому поля должны быть широкими. Пометы и замечания лучше проставлять на полях, а не в тексте конспекта, чтобы они сразу привлекали внимание.

2. Другие письменные источники информации — это юридическая литература, учрежденческая документация (документация предприятия, организации), ведомственные издания, издания для служебного пользования, архивы. Нередко работа с этими источниками требует оформления особого доступа. Методика работы с ними в целом аналогична рассмотренной нами.

3. Источником информации для будущей работы могут быть письменные материалы, полученные от заказчика (руководителя), которые он может вручить вам по собственной инициативе или по вашей просьбе. Изучите эти материалы и определите, насколько они пригодны, чтобы стать основой всего произведения. Если степень их пригодности невелика, уведомьте об этом руководителя (особенно если он сам предложил свои материалы как возможную основу), обосновывая свои выводы. В интересах дела и демонстрируя тактичность, старайтесь использовать в своей работе отрывки из материалов, предоставленных руководителем.

II. Кроме письменных источников информации во многих случаях целесообразно пользоваться устными источниками (или устно-письменными), к которым относятся опросы-интервью, анкеты, тесты. Их проведение требует тщательной разработки системы вопросов, полноценной фиксации ответов и следования заранее установленным принципам анализа ответов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.