Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Обработка собранного материала




III. Один из самых надежных источников разнообразной информации — составленный вами с течением времени банк ваших собственных данных.

1. Прежде всего в банк данных вы направляете все рукописи (машинописный экземпляр) работ, которые вы выполнили и сдали руководителю, — в той или иной мере они пригодятся для написания новых работ. Кроме того, их нужно хранить во избежание возможных недоразумений и искажений текста, который вы представили руководителю или подали в вышестоящую организацию.

2. В своих папках-досье (по отдельным темам, проблемам, сферам знаний) вы должны хранить также ранее сделанные конспекты при работе над другими докладами, отчетами, вырезки из газет, ксерокопии и др. На вырезках из газет и ксерокопиях обязательно надо записывать название газеты и дату выпуска, название и выходные данные книги, страницы которой ксерокопированы (это называется паспортизацией).

3. Ведите также различные картотеки на отдельную проблему или отдельный аспект вашей деятельности (по алфавитному принципу) — это может быть картотека необходимых учреждений, лиц, товаров, заказов и др., предусматривающая постоянное внесение в карточки соответствующих данных.

Важность этого этапа написания работы в том, что вы переходите от рецептивной части исследования к продуктивной части, созданию письменного произведения на основе полученного материала — пока в виде отдельных эскизов, набросков. С этой целью следует произвести ряд важных действий. Частично вы можете выполнять их в процессе сбора материала, но при наличии его основной массы вы должны уже в полной мере приступить к аспектуализации, классификации (или классификациям) и выработке авторской позиций (концепции), исходя из которой наметить констатирующий, аналитический, оценочный и рекомендательный компоненты содержания.

1. Аспектуализация. Любое явление можно рассматривать, учитывая различные аспекты, например применительно к профессии учителя можно выделить следующие аспекты: требования, предъявляемые к современному учителю; вопросы подготовки учительских кадров; учитель как воспитатель; его самообразование и повышение квалификации; взаимоотношения учителя с учащимися; его взаимоотношения с родителями учащихся; учитель сегодня и в прошлом; отношение государства и общества к учителю (положение учителя в обществе) и др. Проблему СПИДа можно рассматривать следующим образом: история СПИДа; его лечение и профилактика; СПИД и современное духовно-нравственное состояние общества; молодежь и СПИД; СПИД и наркомания; СПИД и проституция и др.

Первоначальное выделение аспектов (аспектуализация) основано на предварительном анализе явления, проблемы и установлении их связей с различными сторонами и явлениями социальной жизни. Вторичная аспектуализация (уточнение, дополнение первоначальной) основана на анализе основных собранных материалов. Необходим синтез обеих аспектуализаций. Стремясь найти новые аспекты темы, надо расширять, углублять и по-новому представлять и всем известные ее аспекты. Кроме того, важно установить связи между отдельными аспектами одного и того же явления, их взаимозависимость, теоретическую и практическую значимость этих связей. Выявление большего числа аспектов, их взаимосвязей — залог разностороннего, всестороннего освещения темы или проблемы. Например, изучая проблему нищенства, помимо прочего можно выделить ее психологический и религиозный аспекты, анализ которых может оказать помощь в решении проблемы.

2. Классификация — это распределение, логическая систематизация явлений по классам, разрядам, группам, типам на основе их общих и различных признаков. В том же значении употребляется и термин типология. В работах это отражается в виде номинаций, позиций, рубрик, подрубрик, пунктов и подпунктов. При использовании чисто заголовочной (номинативной) классификации типы объектов только называются или добавляются поясняющие, характеризующие данные к называемому типу (по крайней мере, к некоторым).

При составлении классификации нужно придерживаться научных, логических правил классифицирования, в частности принципа единого основания деления. Согласно этому принципу несколько однородных понятий (каждое из которых соответствует определенным явлениям) обязательно должны быть объединены в одно, ближайшее для них родовое понятие и рассматриваться как его виды, разновидности. Например, в высказывании «В настоящее время в обществе большой удельный вес занимают деклассированные элементы населения: нищие, бомжи, беспризорники, беженцы, бродяги, бежавшие и скрывающиеся преступники» перечисленные типы людей объединены общим понятием — «деклассированные элементы». Если же этот перечень продолжить: «…пьяницы, наркоманы, проститутки, сексуальные маньяки», то классификация станет некорректной, так как эти понятия соответствуют уже другому родовому понятию — «лица, нарушающие общественный порядок» или «лица, вносящие дисбаланс в жизнь общества» и др.

Логичность классификации (типологии, рубрификации) необходимо сочетать с ее практическими удобствами, т.е. она должна достаточно легко восприниматься, особенно на слух. Не следует увлекаться количеством классификаций; в работе достаточно применить две классификации: классификацию точек зрения на проблему и классификацию полученных фактических данных.

Уже составленная классификация может быть подвергнута пересмотру, если появляется дополнительный важный материал или обнаруживается существенная логическая неувязка. При создании классификаций полезно учитывать существующие классификации по данной проблеме, совершенствуя, дополняя, развивая, корректируя их. Нельзя безоговорочно следовать существующим классификациям — наоборот, будьте критичны и стремитесь их улучшить. Еще одна рекомендация: старайтесь сделать оптимальным порядок ваших классификационных рубрик и подрубрик, обращая внимание на их важность; рубрики, близкие по содержанию, должны быть смежными.

3. Выработка авторской позиции (концепции), т.е. главной, основополагающей идеи, — это определение ведущего ориентира для всех других положений, рассуждений, оценок. Можно принять чужую концепцию (прямо заявив об этом), предварительно тщательно проанализировав ее и не найдя в ней существенных недостатков. Можно принять известную концепцию за основу, несколько изменив ее (тоже заявив об этом). Если же существующие концепции вас не удовлетворяют (или вообще не существуют), необходимо вырабатывать свою позицию.

В любом случае следует указать концепцию (кратко или подробно), которой вы руководствуетесь в работе, например: «Мы исходим из того, что…», или «Наше общее понимание такого-то явления заключается в том, что…», или «Данную проблему мы решаем в соответствии с идеями такого-то научного направления (такой-то политической, экономической теории) и его приложение в нашем случае выражается в том, что…».

Ваша заявленная (или не заявленная, но имеющаяся у вас) концепция должна прослеживаться по всей работе. Выработанная или принятая вами концепция окажет вам помощь в написании работы, обоснует ее логику.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.