Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стиль письменной работы

Далее вы намечаете будущие констатирующие, аналитические компоненты содержания, свои оценки и рекомендации, принцип их оптимального расположения и сочетания в данной работе, с учетом ее жанра и темы, а также других обстоятельств.

А. Прежде чем рассуждать, оценивать, рекомендовать, нужно что-то констатировать, т.е. установить факт, наличие чего-либо и сообщить об этом, например: «Известно, что за последние годы в стране появилась масса беспризорных детей». Констатация может состоять из одного или нескольких предложений, ее можно облечь в такие формулы, как: «в настоящее время существует…», «реальное положение состоит в том, что…», «имеются...», «наблюдаются…», «ни для кого не секрет, что…» и т.п. При констатации можно использовать оценочные элементы: «беда в том, что…», «рассмотренное плачевное состояние существует уже ряд лет…» и т.п.

Б. Аналитические компоненты содержания — это наблюдения и рассуждения, основанные на логическом анализе и синтезе, т.е. мысленные логические приемы или операции: разделение объекта на части и определение их значимости; установление связей с другими явлениями; сравнение с другими явлениями; установление аналогии; противопоставление явлений; подведение слова-понятия, обозначающего явление, к какому-то родовому понятию; определение отдельных видов родового понятия; обобщение разнородных явлений (установление общего между ними); определение признаков явления; формулирование понятия о нем. Например: «Беспризорные дети — это не сплошная однотипная масса, как может показаться, это дети, не имеющие родителей; дети, имеющие родителей, но убежавшие из дома; дети, выгнанные из дома родителями; потерявшиеся дети, которых ищут родители. Эти дети, очень несхожие в социальном и психологическом смысле, требуют во многом разного подхода».

В. Оценочные содержательные компоненты — это суждения о значимости явления, его достоинствах или недостатках, сложности, особенностях, возможности практического использования, степени перспективности, заменимости другим явлением и др.

Г. Рекомендательные содержательные компоненты — это выводы и суждения, заключающие в себе советы (более или менее настоятельные), пожелания, а также требования по осуществлению чего-либо, что подверглось анализу и получило оценку. Рекомендации могут быть со знаком плюс («делать») или минус («не делать»).

Каждый из перечисленных компонентов работы (доклада, отчета, аналитического обзора, научной, публицистической статьи и др.) может соответствовать определенному структурному блоку работы. Вполне естественны отдельные оценочные вкрапления в констатирующий или аналитический раздел. Подчас констатацию полезно совмещать с анализом. Возможны и другие сочетания компонентов. Тот или иной способ изложения зависит от темы, особенностей мышления автора, материала. Но общий план работы все же таков: от констатации к анализу, затем оценки, выводы и, наконец, рекомендации.

Мы уже упоминали о соотнесении содержания работы с пожеланиями руководителя. Можно добавить, что на разных этапах ее подготовки, тем более уже после представления руководителю, возможно согласование отдельных моментов (и даже концепции) ввиду каких-то новых возникших обстоятельств, особенно конъюнктурных, в том числе экономических, политических и др. Корректируйте содержание работы, даже если руководитель не осознает необходимость таких коррекций.

Содержание работы в определенной мере должно учитывать специфику адресата. Стиль доклада и особенно вариантность содержания (более подробное освещение одних аспектов и менее подробное — других, разные смысловые акценты в выводах, разное адресное направление рекомендаций) должны быть разными в зависимости от того, где доклад будет прочитан руководителем — в вашем коллективе, на всероссийской конференции (совещании), в министерстве, аудитории ученых, аудитории бизнесменов и др.

 

V. Техника (методика) написания работы

Техника (методика) написания научно-делового произведения — это строго регламентированное творчество.

После получения и обработки материалов можно создавать текст из имеющихся компонентов содержания.

Сначала создается структура (план) всей работы, которая впоследствии получает развитие. Структура (план) работы — это взаиморасположение и связь составных частей, которых нужно достигнуть, сформулировав названия этих частей.

Всякое письменное произведение имеет структуру. Весь собранный материал распределяется по структурным частям. Часто структура произведения во многом определяется традицией, самим жанром произведения — в этом случае она называется схемой, которая иногда сразу же задана заказчиком, — он может вручить вам отпечатанную схему будущей работы (или текст-образец, структуру которого нужно будет копировать) с жесткими требованиями следовать ей. В чем-то это облегчает ваши действия, но иногда может их затруднить: ваш материал, его анализ и др. могут не укладываться в заданный стандарт. В этом случае необходимо внести некоторые структурные изменения, но стремиться к их соответствию заданной схеме изложения (расширить названия структурных частей заданной схемы, добавить новые части или подчасти и т.д.).

Если структура работы не задана заранее, используйте традиционную структуру жанра произведения, знакомясь с текстом уже написанных докладов (отчетов), отмечая структурные блоки и следуя подобному порядку изложения или приспосабливая его к своим условиям. Структура каждого произведения письменного жанра довольно единообразна, поскольку вырабатывалась на протяжении длительного времени, все более оптимизируясь. Используя эту своеобразную систему ориентиров, не нужно мудрить и снова «изобретать велосипед».

В структуре (плане) вашей работы должен быть отражен каждый аспект темы или проблемы, причем каждому аспекту или каждому подвопросу должен быть посвящен отдельный пункт или подпункт, чтобы в тексте работы это составило отдельную текстовую часть или подчасть. Намечаются в плане пункты (позиции) и для других будущих структурных частей и подчастей: вводной, рекомендательной, общерезюмирующей и др.

Если это возможно, используйте изоморфизм, т.е. структурно схожее изложение или описание некоторых частей работы (некоторых аспектов, отдельных вопросов, составляющих отдельные разделы или подразделы). Для этого план должен содержать схожие подпункты в схожей последовательности. Например, план отчета или доклада, в котором вы хотите рассказать о состоянии воспитательно-образовательных учреждений области, может быть следующим:

«1. Воспитательно-образовательные учреждения для детей дошкольного возраста:

а) количество детей, нуждающихся в яслях и детских садах;

б) количество яслей и детских садов;

в) количество кадров воспитателей (нормативное, необходимое и наличное);

г) обеспеченность оборудованием;

д) обеспечение детей питанием.

2. Средние общеобразовательные школы области и их состояние: а) количество детей школьного возраста;

количество средних школ и ученических мест в них;

в) количество педагогических кадров;

г) обеспеченность школ оборудованием;

д) школьные буфеты и столовые».

Изоморфизм, используемый в плане, позволяет следовать единой логике изложения, что облегчит восприятие информации.

Составление плана — это начало создания всего текста, которое обычно происходит (особенно если работа должна быть обширной) по принципу концентризма — разделения производственного процесса на концентры или концентрические этапы, из которых каждый последующий в чем-то схож с предыдущим, но более значителен, широк и глубок (по аналогии с концентрическими кругами, исходящими из одного центра, но имеющими различные радиусы). Концентрами при создании обширной творческой работы являются:

- составление плана;

- составление проспекта или развернутого плана;

- создание чернового варианта всего текста работы;

- создание усовершенствованного варианта;

- создание окончательного варианта.

О плане (структуре) мы уже упоминали. Добавим, что он состоит из пунктов и подпунктов (нередко и подпункты имеют собственные подпункты), являющихся наметками всех будущих частей, разделов, подразделов, граф работы. План-структура не всегда должен быть неизменным — в процессе написания его можно переделывать, если становятся очевидными какие-то его дефекты.

Развернутый план (проспект работы) — это предварительное перечисление идей текста и ориентиров для его написания; это оснащение первоначального плана-структуры тезисами и краткими положениями. Каждый пункт и подпункт плана автор снабжает такими тезисами. Например, пункт (подпункт) «Беспризорные дети» может иметь следующие тезисы: «Беспризорные дети — это социальное зло», «Беспризорность увеличивается»; пункт «Девиантное поведение» — тезисы: «Отклонения в поведении могут быть опасными для общества, окружающих и могут быть безопасными», «Люди, склонные к девиантности, иногда понимают ненормальность своих поступков, а иногда и не признают этого».

Чем больше тезисов будет накапливаться в плане (разумеется, содержательных и полезных), тем лучше — в этом случае возникает проспект. В нем уже вырисовываются крупные смысловые штрихи и очертания создаваемого произведения. Это первоначальное наполнение структуры текста содержанием.

Можно догадаться, как это сделать: перепишите ваш план в виде анкеты, оставляя пустыми 10—12 строк после каждого пункта и подпункта, а затем постепенно заполняйте эти пустоты тезисами-идеями, краткими замечаниями и пометами.

Черновой вариант — это первоначальный текст работы, еще неполный, с оставленными пробелами, со многими исправлениями и вставками (на полях или на карточках, если вставки очень объемные). Если при написании тезисного проспекта вы развивали пункты плана, используя тезисы, то при написании чернового варианта происходит развитие тезисов, идет процесс гораздо более широкого наполнения структуры текста содержанием. Например, подробно развивается тезис проспекта «Беспризорные дети — это социальное зло»: причины этого, последствия, виновные лица, возможность исправить это положение, факторы, которые следует устранить или ослабить, типичные жизненные ситуации, подтверждающие тезис.

Наша следующая рекомендация очень похожа на предыдущую: снова составьте бланк для чернового варианта (он будет, конечно, в несколько раз больше, чем анкета для составления проспекта работы), т.е. перепишите структуру (план) работы, оставляя после названия каждого пункта и подпункта столько места, сколько предположительно нужно для его полного раскрытия. Затем заполняйте этот новый бланк, используя тезисы и прочие материалы.

После составления чернового варианта его целесообразно переписать (перепечатать на машинке), одновременно внося уточнения, оставляя имеющиеся пробелы, и в дальнейшем руководствоваться уже этим переписанным текстом.

Следующие концентры при создании работы — написание усовершенствованного ее варианта (может быть, не одного) и окончательного варианта. Каждый вариант становится все более совершенным, чем предыдущий. Действия во всех этих случаях мало чем различаются по существу: исправляются несогласованность мыслей, смысловые и фактические ошибки, уточняются формулировки, дополняются классификации, добавляются новые аспекты описания, новые, более наглядные факты, устраняются моменты, оказавшиеся сомнительными, недостаточно точными, информационно излишними, ненужные повторы и др., переставляются отдельные параграфы, фразы, заполняются оставленные пробелы, производится стилистическая и грамматическая правка. На этом этапе, особенно при отработке окончательного варианта, автор, скорее, выполняет обязанности редактора.

Для того чтобы процесс исправления и дополнения не представлял лишних трудностей, нужно соблюдать определенные правила рукописного (машинописного) письма. Оставляйте большие поля и достаточно большие промежутки между строками: мелкие исправления, вставки можно внести между строками или написать на полях. Более крупные вставки можно записать на карточки, пронумеровать их и пометить в соответствующем месте рукописи: «вставить с карточки №…». Можно также разрезать страницу рукописи и вклеить в середину вставку (предвидя такие ситуации, лучше оставлять обратную сторону страницы пустой). Обязательно помечайте вверху все страницы вашей рукописи порядковыми номерами — это называется «пагинация». Причем нумеруйте страницы в процессе работы, а не после ее окончания, в противном случае может возникнуть неразбериха. Пагинацию нужно соблюдать и при составлении анкет для развернутых планов и чернового варианта. Работая над созданием и совершенствованием рукописи текста, необходимо знать и применять корректорские знаки.

При написании обширного и сложного текста нужна широта и комплексность действий автора применительно ко всему подготавливаемому тексту в целом, несмотря на то, что в данное время он работает над отдельной его частью. Это означает, что автор должен помнить всю структуру будущего текста работы, используя составленную им анкету, учитывать ассоциации, которые возникают при написании одного раздела или рубрики, но относятся к другим разделам или рубрикам, устанавливать связь (или несоответствие) между тем, что он пишет, и другим разделом работы и т.п., и сразу вносить какие-то записи в определенные разделы.

Плохо, если автор соблюдает строгую последовательность, т.е. начинает писать второй параграф после первого, третий — после второго и т.д. Это очень нерационально, так как затягивает процесс написания, если что-то не получается. Если возникает какая-то трудность, нужно начать рассматривать следующий вопрос. Порой работу целесообразно начать с середины, развивая тему, которая вам наиболее известна.

Прежде всего требуется соблюдение общих речевых правил научного и делового изложения: использование профессиональной, общенаучной лексики, весьма осторожное употребление разговорной речи, использование специфических официально-деловых и научных конструкций, логических связок («следовательно», «так что», «таким образом») и др.

Кроме этого, следует:

- достигать ясности и четкости изложения, не допуская двусмысленностей;

- избегать речевой сумбурности, ненужных длиннот, неоправданных повторов, недосказанностей, невразумительных и ошибочных выражений;

- избегать излишнего педантизма (оправданный педантизм — это строгость и точность стиля, однако нужно стараться не перейти здесь какую-то грань);

- употреблять точные, но обтекаемые выражения, чтобы в дальнейшем автора труднее было поймать на слове. Например, сравните: «при условии роста производительности труда вопрос о повышении зарплаты может быть поставлен со всей серьезностью» и «. месячная зарплата будет повышена» (второй вариант был бы для вашего руководителя более обязывающим, чем первый);

- соотносить стиль речи со спецификой предполагаемой слушательской или читательской аудитории (министерские работники, научные работники, преподаватели вузов, деловые люди, коллектив вашего предприятия, массовая аудитория неоднородного характера и др.).

5.1. Особливості підготовки текстів письмових жанрів

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
IV. Обработка собранного материала | Характеристика отдельных письменных жанров
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.