КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международные стандарты, относящиеся к должностным лицам
Международной организацией труда (МОТ) в 1930 г. принята Конвенция № 29 о принудительном или обязательном труде, ратифицированная СССР в 1956 г. Она хотя и запрещает такой труд, однако не включает в него всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа. В этой связи Конвенцией определено условие, в соответствии с которым работа или служба такого лица должна осуществляться под надзором и контролем государственных властей и что такое лицо не может быть уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний и обществ (ст. 2). Применение принудительного или обязательного труда должно точно и полно регламентироваться властями (ст. 23). Конвенция содержит категорический запрет на проведение пыток: «Никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, будь то состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток» (ст. 2). Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения или наказания ратифицирована СССР в 1987 г. В ней дано определение пытки, означающей любое действие должностного лица, которым кому-либо умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, для получения от него необходимых сведений или признания. В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно (ст. 1). Национальное уголовное законодательство должно рассматривать пытки как преступления и устанавливать соответствующие за такие преступления наказания с учетом их тяжкого характера (ст. 4). В этой связи УК РФ предусматривает норму (п. «д» ч. 2 ст. 117), согласно которой причинение физических или психических страданий посредством применения пытки влечет лишение свободы от трех до семи лет. Конвенция предусматривает возможные внутригосударственные меры реагирования на информацию о пытках, вплоть до заключения лица, подозреваемого в совершении пытки, а также в попытке подвергнуть пытке или в соучастии в пытке, под стражу и производства предварительного расследования. В Конвенции также подчеркивается необходимость изучения учебных материалов и информации относительно запрещения пыток, в связи с чем они должны включаться в программы подготовки персонала правоприменительных органов, которые могут иметь отношение к содержанию под стражей и допросам лиц, подвергнутых любой форме ареста, задержания или тюремного заключения, или обращения с ними. Согласно международным правовым актам, УИК РФ установлены правила трудоиспользования осужденных. В частности, осужденные к лишению свободы обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. В то же время администрация обязана привлекать этих лиц к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности (ст. 103). Кодексом регламентировано также привлечение осужденных к лишению свободы к выполнению бесплатных работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий (ст. 106). Среди международных документов универсального характера, принятых на региональном уровне, прежде всего следует назвать Итоговый документ Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989). В части, касающейся обращения с заключенными, провозглашены следующие принципы: – обеспечивать, чтобы никто не подвергался произвольному аресту, содержанию под стражей или ссылке; – обеспечивать, чтобы со всеми лицами, содержащимися под стражей или в заключении, обращались гуманно и с уважением достоинства, присущего человеческой личности; – соблюдать принятые ООН Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка; – запрещать пытки и другие виды жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания, принимать эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры по предотвращению такой практики и к наказанию за нее. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод содержит следующие положения в отношении заключенных под стражу и осужденных: – никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечному либо унижающему достоинство обращению и наказанию (ст. 3); – никто не может быть лишен свободы иначе как в предусмотренных Конвенцией случаях и в порядке, установленном законом (ст. 5); – запрещается «принудительный или обязательный труд», однако в него не включается «любая работа, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям статьи 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заключения». Согласно Конвенции допускается применение смертной казни, однако в ст. 1 Протокола № 6 Конвенции от 28 апреля 1983 г. провозглашена ее отмена. Это наказание возможно лишь «за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны» (ст. 2 Протокола). Граждане стран, входящих в Совет Европы, имеют право на обращение в Европейский суд по правам человека (г. Страсбург) с жалобами на неправомерные действия государственных властей, если ими исчерпаны все законные средства судебной защиты их прав в своей стране. Таким правом обладают и осужденные к уголовным наказаниям. Гражданин, чьи права нарушены, составляет стандартное исковое заявление, в котором указывает, какие права нарушены и кто должен нести за это ответственность. Исковое заявление подается в суд первой инстанции, затем – в вышестоящую судебную инстанцию. Во всех случаях решение о передаче дела в Европейский суд по правам человека принимает Европейская комиссия по правам человека. Решение этого суда может быть двух видов: 1) об обязательности государства-ответчика привести свое национальное законодательство в соответствие с европейскими стандартами; 2) о компенсации ущерба пострадавшей стороне. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания, по сути дела, воспроизводит применительно к Европе Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1984 г. Однако она имеет свои особенности, связанные с созданием в 1987 г. специального внесудебного органа – Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания в местах заключения. Комитет призван оказывать помощь государствам, входящим в Совет Европы, в профилактике жестокого обращения с лицами, лишенными свободы. Его члены вправе: посещать места заключения для выявления нарушений в этой области, беспрепятственно перемещаться по территории страны пребывания, иметь доступ ко всем сведениям о местах нахождения лишенных свободы, а также к любой информации, необходимой Комитету. По итогам работы в каждой посещаемой членами Комитета стране составляется доклад с изложением выявленных фактов, включающий, при необходимости, рекомендации и предложения, на основе которых с соответствующим государством устанавливается диалог.
Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка определяет, что термин «должностные лица по поддержанию правопорядка» включает «всех назначаемых или избираемых должностных лиц, связанных с применением права». В нем, в частности, содержатся следующие положения: – при выполнении своих обязанностей должностные лица по поддержанию правопорядка уважают и защищают человеческое достоинство, поддерживают и защищают права человека по отношению ко всем лицам (ст. 2); – названные должностные лица могут применять силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей. Сила является разумно необходимой в целях предупреждения преступления, при правомерном задержании правонарушителей или подозреваемых правонарушителей. Применение огнестрельного оружия считается крайней мерой – когда подозреваемый правонарушитель оказывает вооруженное сопротивление или иным образом ставит под угрозу жизнь других и когда иные меры, имеющие менее исключительный характер, недостаточны для его обуздания или задержания (ст. 3); – ни одно должностное лицо по поддержанию правопорядка не должно терпимо относиться к любому действию, представляющему собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания (ст. 5); – должностные лица не должны совершать акты коррупции, они обязаны препятствовать любым таким актам и бороться с ними (ст. 7). В Комментарии к ст. 8 Кодекса подчеркивается, что должностные лица по поддержанию правопорядка, соблюдающие положения Кодекса, заслуживают уважения, полной поддержки и сотрудничества со стороны общества и учреждения по поддержанию правопорядка, в котором они служат. Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания основываются на Токийской декларации 1975 г. Всемирной медицинской ассоциации. Данные принципы констатируют следующее: – заключенные или задержанные должны обеспечиваться лечением такого же качества и уровня, как и лица, не являющиеся заключенными или задержанными; – участие или соучастие медицинских работников в пытках или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания является грубым нарушением медицинской этики; – работники здравоохранения считаются нарушившими медицинскую этику, если они вовлечены в любые другие профессиональные отношения с заключенными или задержанными лицами, целью которых не является исключительно обследование, охрана или улучшение их физического или психического здоровья; – медицинский персонал не должен применять свои знания и опыт для содействия проведению допроса заключенных или задержанных лиц таким образом, что это может отрицательно повлиять на физическое или психическое здоровье этих лиц, а также удостоверять, что состояние здоровья последних позволяет подвергать их любой форме обращения или наказания, которое может оказать отрицательное воздействие на их здоровье; – медицинский персонал может участвовать в процедуре смирительного характера в отношении заключенного или задержанного лица только в том случае, если это необходимо для охраны здоровья и безопасности такого лица или для безопасности окружающих.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |