Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международно-правовые стандарты, применяемые к отдельным категориям правонарушителей




Труд заключенных рассматриваетсяЕвропейскими пенитенциарными правилами как позитивный элемент исправительного воздействия, профессиональной подготовки и административного управления. Согласно Правилам осужденных можно обязать трудиться, если по заключению врача их физическое и психическое здоровье позволяет это (Правила ООН подходят к решению этого вопроса несколько иначе: «Все осужденные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями, удостоверенными врачом»).

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными представляют собой наиболее полный и подробный документ, касающийся обращения с осужденными к лишению свободы. Структурно он делится на две основные части, содержащие 95 правил, которые носят рекомендательный характер.

С осужденными к лишению свободы

Специальные международные стандарты обращения

 

Первая часть – «Общеприменимые правила»– включает нормы, касающиесяобращения со всеми категориями заключенных (регистрация, распределение по категориям, размещение, личная гигиена, питание, медицинское обслуживание, дисциплина и наказания, средства усмирения, контакты с внешним миром, перемещение, персонал места заключения и др.).

Вторая часть – «Правила, применимые к особым категориям» – состоит из следующих разделов:

А. «Осужденные заключенные», в котором излагаются руководящие принципы управления пенитенциарными заведениями и цели их деятельности, вопросы обращения с заключенными, их классификации, индивидуализации работы с ними, льгот, труда, образования и отдыха, отношений с внешним миром и опеки после освобождения;

Б. «Душевнобольные и страдающие умственными недостатками заключенные», содержащий правила обращения с такими лицами, наблюдения за ними и обеспечения их лечения;

В. «Лица, находящиеся под арестом или ожидающие суда», включающий стандарты обращения с подследственными заключенными;

Г. «Заключенные по гражданским делам», предусматривающий правила обращения с лицами, содержащимися в заключении за невыполнение долговых обязательств и другие проступки неуголовного характера;

Д. «Лица, арестованные или помещенные в тюрьму без предъявления обвинения», предписывающий процедуру обращения с такими лицами.

 

Среди основополагающих (руководящих) принципов, которые содержатся в разделе «A» правил, представляющем наибольший интерес для обучающихся в образовательных учреждениях уголовно-исполнительного профиля, необходимо выделить следующие:

– в связи с фактом изоляции осужденного от общества, которая лишает его свободы, тюремная система не должна, за исключением случаев поддержания дисциплины, усугублять его страдания;

– цель лишения свободы состоит в защите общества и предотвращении угрожающих ему преступлений, а также в том, чтобы заключенный после отбытия наказания был способен вести честную жизнь в соответствии с законодательством;

– для достижения этой цели пенитенциарные учреждения должны использовать все доступные и подходящие средства и формы воспитания, образования заключенных, морального, духовного и другого воздействия на них с учетом индивидуальности каждого заключенного;

– режим учреждения должен стремиться свести к минимуму различия между жизнью в заключении и на свободе, которые ведут к ослаблению у осужденных чувства ответственности и сознания человеческого достоинства;

– перед окончанием срока заключения желательно создавать заключенному условия для постепенного возвращения к жизни в обществе;

– в обращении с заключенными необходимо подчеркивать не их исключение из общества, а то обстоятельство, что они продолжают оставаться его членами;

– для решения задач социальной реабилитации заключенных следует привлекать общественные организации, иметь в каждом учреждении социальных работников, ведающих вопросами поддержания и укрепления отношений заключенного с его семьей и могущими принести ему пользу социальными организациями;

– медицинская служба учреждения должна выявлять все имеющиеся у осужденного физические и психические заболевания или недостатки, которые могут воспрепятствовать его исправлению, принимать меры к их излечению;

– реализация названных принципов требует индивидуального подхода к заключенным, наличия гибкой системы классификации их на группы и размещения в разных учреждениях, обеспечения различного уровня охраны для каждой категории осужденных;

– обязанности общества по оказанию содействия персоналу учреждений в исправлении заключенных не должны заканчиваться с их освобождением, для чего необходимо иметь соответствующие органы, помогающие освобождаемым осужденным в социальной реабилитации.

Касаясь классификации заключенных, Правила называют ее цели:

· отделение заключенных от тех, кто по причине уголовного прошлого или дурного характера может оказать на них плохое влияние;

· разделение заключенных на категории, облегчающие работу с ними по их возвращению к жизни в обществе.

Для каждого заключенного должна разрабатываться программа работы с ним исходя из его индивидуальных потребностей, способностей и склонностей.

 

В части привлечения осужденных к труду Правила определяют:

· труд заключенных не должен причинять им страданий;

· все заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями, удостоверяемыми врачом;

· трудовая занятость заключенных должна обеспечиваться в течение нормального рабочего дня;

· они должны иметь один день отдыха в неделю, получать за свой труд справедливую оплату в рамках определенной системы, позволяющей им расходовать часть заработанных денег на приобретение предметов личного обихода и высылать своим семьям, а также передавать часть заработка на хранение администрации для выдачи им этих сбережений при освобождении.

 

В отношении образования и отдыха заключенных Правила устанавливают, что в пенитенциарных учреждениях следует обеспечивать возможность их дальнейшего образования (особое внимание должно уделяться обучению неграмотных и молодежи), а также для их отдыха и культурной деятельности в интересах физического и психического здоровья.

Рекомендации Правил, относящиеся к связям заключенных с внешним миром, их опеки после освобождения, состоят в следующем:

· заключенному следует помогать поддерживать и укреплять связи с лицами или учреждениями, находящимися за пределами места отбывания наказания, которые способны защищать интересы семьи заключенного и его социальной реабилитации;

· службы и учреждения, занимающиеся оказанием помощи освобожденным заключенным по их включению в жизнь общества, должны, насколько это возможно и нужно, заботиться о том, чтобы они получали необходимые документы и удостоверения личности, находили подходящее жилье и работу, имели удовлетворительную одежду (с учетом климатических условий), располагали средствами, достаточными для проезда к месту назначения и проживания в течение определенного периода, следующего за их освобождением.

 

В Правилах содержатся положения, касающиеся и персонала учреждений, исполняющих лишение свободы, в частности:

· для работы в этих учреждениях должны тщательно отбираться все категории персонала с учетом человечности, профессиональных способностей и личных качеств кандидатов, так как деятельность данных учреждений имеет большое общественное значение;

· сотрудники должны приниматься на работу в качестве специализированных работников, имеющих статус государственных служащих;

· вознаграждение за их труд должно быть достаточным и выгодным, учитывая специфику работы;

· сотрудники должны быть квалифицированными специалистами, постоянно поддерживать уровень своих знаний и физической подготовки;

· персонал должен вести себя и выполнять свои обязанности так, чтобы положительно влиять на заключенных и вызывать у них уважение;

· штаты сотрудников учреждений должны, по мере возможности, включать достаточное число специалистов, таких как психиатры, психологи, социальные работники, инструкторы-производственники;

· персонал не должен в своих отношениях с заключенными применять силу, за исключением случаев, установленных законодательством.

Процедуры эффективного выполнения Минимальных стандартных правил, касающихся обращения с заключенными, одобренные Экономическим и Социальным Советом ООН в 1984 г., содержат следующие положения:

– все государства, чьи нормы защиты лиц, подвергающихся заключению, не соответствуют Правилам, должны принять их;

– воплощение Правил в национальном законодательстве осуществляется с учетом их адаптации к существующим законам и культуре, но без ущерба для духа и цели Правил;

– для применения и выполнения в системе уголовного правосудия Правила предоставляются в распоряжение всех заинтересованных лиц, в частности персонала исправительных учреждений, а также доводятся до сведения заключенных;

– государства информируют генерального секретаря ООН один раз в пять лет в отношении применения Правил, а также о факторах и трудностях, если такие имеют место, влияющих на их реализацию.

Минимальные стандартные правила – это правила-рекомендации прямого действия. Несмотря на то что Правила необязательны для государств – членов ООН, они получили широкое признание в мире как авторитетные практические рекомендации по обеспечению деятельности мест лишения свободы. Их основополагающие положения нашли отражение и в ряде других специальных международных документов, одним из которых является Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме. Важнейшими из содержащихся в нем принципов являются:

– ни одно задержанное или находящееся в заключении лицо не должно подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство видам обращения;

– к лицам, заключенным под стражу, применяется режим, соответствующий их статусу неосужденных лиц, в связи с чем они содержатся отдельно от осужденных;

– задержанным и находящимся в заключении лицам предоставляется возможность обжалования неправомерных действий властей;

– лицо не может находиться в задержании без предоставления возможности быть заслушанным судебным или иным органом;

– задержанные и заключенные имеют право на получение помощи со стороны адвоката;

– об аресте или заключении лица должны уведомляться члены его семьи или другие лица по его выбору; задержанные и заключенные имеют право на посещение их членами семьи и переписку с ними;

– в целях наблюдения за соблюдением соответствующих законов и правил места задержания и заключения регулярно посещаются представителями компетентных органов, отличными от органов, в непосредственном ведении которых находятся эти места.

Минимальные стандартные правила ООН по обращению с заключенными явились основой создания Европейских пенитенциарных правил. Формально эти Правила имеют статус рекомендаций для администраций мест лишения свободы, но тем не менее возлагают моральные и политические обязательства на принявшие их европейские государства.

По структуре и содержанию Европейские пенитенциарные правила схо жи с названными Правилами ООН, однако имеют и некоторые особенности. В них нашли дальнейшее развитие основополагающие принципы обращения с заключенными, например:

· лишение свободы должно исполняться в таких условиях его отбывания и моральной атмосфере, которые обеспечивают уважение человеческого достоинства;

· цели исправительного воздействия на заключенных состоят в сохранении их здоровья и достоинства, формировании у них чувства ответственности и навыков, способствующих их интеграции в общество;

· защита личных прав заключенных обеспечивается посредством контроля, осуществляемого судебными или иными органами, не принадлежащими к пенитенциарной администрации.

В Правилах уделено больше внимания управлению пенитенциарными учреждениями, улучшение которого признается важным фактором поддержания и повышения эффективности деятельности их администраций.

Правила предусматривают подробную процедуру приема заключенных в места лишения свободы вплоть до разработки индивидуальных программ исправительного воздействия.

Несколько по-иному трактуются вопросы содержания в пенитенциарных учреждениях различных категорий заключенных. Так, мужчины и женщины, как правило, содержатся раздельно, хотя и могут совместно участвовать в организованной деятельности в рамках утвержденной для них программы исправления. Заключенные под стражу (подследственные) содержатся отдельно от осужденных, за исключением случаев их согласия на совместное пребывание или участие в полезной для них организованной деятельности. Молодые заключенные содержатся в условиях, максимально защищающих их от вредных влияний и учитывающих потребности их возраста.

Нормы, касающиеся поддержания дисциплины среди осужденных и налагаемых за ее нарушение взысканий, как в Правилах ООН, так и в рассматриваемых Правилах в основном совпадают, однако в последних не упоминается о взысканиях, предусматривающих сокращение питания (Правила ООН допускают применение таких наказаний, но только после осмотра заключенного врачом). Европейские пенитенциарные правила запрещают применение в качестве дисциплинарных мер коллективные наказания.

Правила более подробно регламентируют вопросы общения заключенных с внешним миром, режим содержания в местах лишения свободы. В частности, определено, что режим должен обеспечивать:

· условия жизни заключенных, совместимые с человеческим достоинством и нормами, принятыми в обществе;

· сведение к минимуму отрицательных последствий заключения;

· поддержание и укрепление связей осужденных с родственниками и общественностью.

Для содействия общению лиц, лишенных свободы, с внешним миром им должны предоставляться отпуска, в том числе по причинам медицинского, образовательного, профессионального, семейного и иного социального характера (Правила ООН отпуска из мест лишения свободы не предусматривают).

Рассматривая гораздо шире вопросы обучения заключенных, Правила предписывают, в частности, что обучение необходимо рассматривать как деятельность в рамках пенитенциарного режима, имеющую такой же статус и оплачиваемую в основном так же, как и труд, при условии, что оно осуществляется в течение рабочего дня и входит в утвержденную индивидуальную программу исправления.

 

 

Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), имеют рекомендательный характер и применяются государствами – членами ООН с учетом экономических, социальных и культурных условий, существующих в каждом из них. Правила определяют цели отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (содействие их благополучию, соблюдение соразмерности мер воздействия с особенностями личности правонарушителя и с обстоятельствами правонарушения) и принципы обращения с ними на всех стадиях уголовного правосудия, включая исполнение наказания.

Ограничение личной свободы несовершеннолетнего правонарушителя должно быть сведено до минимума. Лишение личной свободы возможно лишь в случае, если он признан виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица или в неоднократном совершении иных серьезных правонарушений, а также в отсутствие другой соответствующей меры воздействия.

К несовершеннолетним не применяются смертная казнь и телесные наказания. При выборе карающих санкций в отношении несовершеннолетних правонарушителей должны преобладать интересы обеспечения благополучия и будущего молодых людей, что обусловливает использование всего диапазона мер, альтернативных лишению свободы, максимального применения системы пробации путем вынесения условных приговоров и отсрочки их исполнения. Правила рекомендуют применять к несовершеннолетним такие меры воздействия, как

· опека,

· надзор,

· пробация,

· постановления о работе на благо общины,

· об участии в групповой психотерапии,

· о передаче на воспитание и др.

Помещение несовершеннолетнего в исправительное учреждение является крайней мерой, так как негативные последствия лишения свободы и изоляции от общества сказываются на нем в большей степени, чем на взрослом. Если в отношении несовершеннолетнего избрано наказание в виде лишения свободы, то оно должно быть ограничено минимально необходимым сроком. При этом предпочтение должно отдаваться «открытым» учреждениям по сравнению с «закрытыми ». Учреждения тюремного типа для несовершеннолетних неприемлемы. Они должны содержаться отдельно от взрослых.

Целью воспитательной работы с несовершеннолетними, содержащимися в исправительных учреждениях, является обеспечение опеки, защиты, образования и профессиональной подготовки для оказания им помощи в выполнении социально полезной и плодотворной роли в обществе. Несовершеннолетним должны обеспечиваться уход и оказываться необходимая помощь – социальная, психологическая, медицинская, физическая, а также помощь в области образования и профессиональной подготовки, что вызывает необходимость постоянного улучшения работы персонала исправительных учреждений.

В более широких масштабах рекомендуется применять в отношении несовершеннолетних осужденных условное освобождение и, как правило, в ранние сроки отбывания наказания.

Правила подчеркивают необходимость использования промежуточных форм работы, которые могут реализовываться в исправительных учреждених с ослабленным режимом, воспитательных домах, центрах дневной подготовки, и других форм, которые могут способствовать надлежащей реинтеграции несовершеннолетних в жизнь общества.

Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, разработаны с учетом положений важнейших международно-правовых документов, принятых в рамках ООН, – Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенции о правах ребенка, а также других международных документов, касающихся защиты прав и благополучия молодых людей.

Правила провозглашают следующие основные принципы и цели:

– система правосудия в отношении несовершеннолетних должна защищать их права и безопасность, содействовать их хорошему физическому и умственному состоянию. Тюремное заключение должно применяться лишь как крайняя мера и в течение минимально необходимого срока;

– цель Правил – установление минимальных стандартов, принятых ООН для защиты несовершеннолетних, лишенных свободы в любой форме, в соответствии с правами человека и основными свободами, чтобы противодействовать неблагоприятным последствиям всех видов заключения и способствовать вовлечению осужденных в жизнь общества;

– забота о несовершеннолетних, содержащихся в исправительных учреждениях, и подготовка к возвращению их в общество являются социальной деятельностью большой важности.

Согласно Правилам условия содержания несовершеннолетних осужденных должны соответствовать цели перевоспитания при уделении должного внимания их потребности в уединении, возможностям общения со сверстниками, участию в занятиях спортом и проведении досуга. Спальные помещения, как правило, должны состоять из нескольких комнат для небольших групп осужденных или отдельных комнат на одного человека. Они обеспечиваются пищей, качество и количество которой должны отвечать диетическим и санитарно-гигиеническим нормам, желательно с учетом религиозных и культурных требований.

Каждый несовершеннолетний имеет право на получение обязательного образования, которое по возможности следует организовывать за пределами исправительного учреждения. Библиотеки учреждений должны располагать соответствующей учебной и другой литературой, предназначенной для несовершеннолетних.

С целью выбора профессии и учетом требований администрации учреждения несовершеннолетним осужденным должна предоставляться возможность выбора видов оплачиваемых работ в дополнение к профессиональной подготовке. Интересы несовершеннолетних в области профессиональной подготовки не должны быть подчинены целям извлечения прибыли исправительным учреждением.

Для обеспечения должной связи несовершеннолетних с внешним миром, имеющей важное значение для их подготовки к жизни на свободе, им необходимо разрешать общаться с семьями, друзьями и иными лицами, покидать исправительное учреждение для посещения дома, получать разрешение на выход за пределы учреждения для учебы, профессиональной подготовки и других важных целей.

Правила содержат ограничения, касающиеся физического сдерживания и применения силы. Использование этих средств запрещается, за исключением случаев, когда все другие меры контроля исчерпаны и не дали результата, и лишь в той форме, которая разрешена законом. Они не могут носить характер унижения или глумления и должны использоваться в ограниченном объеме и только в течение минимального необходимого времени. Ношение и применение оружия персоналом должно быть запрещено.

В отношении несовершеннолетних недопустимы сокращение питания, ограничение или лишение контактов с семьей в каких бы то ни было целях. Труд не должен применяться к несовершеннолетним в качестве дисциплинарной меры. Коллективные наказания запрещены. Ни один осужденный не должен выполнять функции по поддержанию дисциплины, за исключением тех, которые связаны с осуществлением контроля за конкретной деятельностью в социальной области, области образования и спорта или в рамках программ самоуправления.

Согласно Правилам персонал исправительных учреждений для несовершеннолетних должен быть квалифицированным, иметь в своем составе достаточное число таких специалистов, как воспитатели, инструкторы производственного обучения, социальные работники, психиатры, психологи. Особое внимание при подборе сотрудников должно обращаться на их честность, гуманность, способность работать с несовершеннолетними, профессиональные навыки. Персонал следует постоянно поощрять к гуманному, добросовестному и эффективному выполнению своих обязанностей, к тому, чтобы его поведение служило образцом для несовершеннолетних и положительно ориентировало их на будущее. Сотрудникам необходимо иметь подготовку в области детской психологии, знать международные нормы в области прав человека и прав ребенка. При выполнении своих обязанностей они должны уважать и охранять человеческое достоинство и основные права всех несовершеннолетних осужденных.

Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) распространяются на всю сферу уголовной юстиции – от возбуждения уголовного дела до исполнения наказания. В них содержатся основные принципы и положения, касающиеся реализации уголовных мер, не связанных с тюремным заключением. Правила, имея рекомендательный характер, применяются исходя из политических, экономических, социальных и культурных условий каждой страны, а также целей и задач ее системы уголовного правосудия.

Органам, выносящим приговоры, Правила рекомендуют предусматривать по делам следующие альтернативные лишению свободы меры:

– устные санкции (замечание, порицание, предупреждение);

– условное освобождение от ответственности;

– поражение в гражданских правах;

– экономические санкции и денежные наказания;

– конфискация или постановление о лишении права собственности на имущество;

– возвращение имущества жертве или постановление о компенсации;

– условное наказание или наказание с отсрочкой;

– условное освобождение из заключения и судебный надзор;

– выполнение общественно полезных работ;

– направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием;

– домашний арест;

– любой другой вид обращения, не связанный с тюремным заключением;

– какое-либо сочетание перечисленных мер.

Согласно Правилам, выбор меры, не связанной с тюремным заключением, должен основываться на оценке характера и степени тяжести правонарушения, а также личности и биографии правонарушителя, целей приговора и прав жертвы. В ходе применения мер, не связанных с лишением свободы, права правонарушителя не ограничиваются в большей степени, чем это санкционировано компетентным органом, вынесшим первоначальное решение. Не связанные с лишением свободы меры исключают проведение медицинских и психологических экспериментов над правонарушителем или причинение ему физической либо душевной травмы. Правонарушитель вправе подать запрос или жалобу в судебный или другой компетентный независимый орган по вопросам, затрагивающим его личные права в процессе применения альтернативных лишению свободы мер.

Правила предусматривают ряд альтернативных мер, применяемых после вынесения приговора, в целях замены лишения свободы более мягким видом наказания:

· отпуском или помещением осужденного в исправительное учреждение полутюремного типа;

· освобождением в связи с работой или учебой; различными формами освобождения под честное слово;

· сокращением срока;

· помилованием.

И наоборот, если мера, не связанная с лишением свободы, окажется неэффективной, то к правонарушителю могут быть применены более строгие меры воздействия, вплоть до тюремного заключения. Однако такое решение должно приниматься после тщательного рассмотрения обстоятельств дела и только при отсутствии других подходящих альтернативных мер.

 

Международно-правовые документы в отношении лиц,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.