КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Место и роль управления проектом
Завершение проекта. Осуществление проекта. Планирование и разработка проекта. Прединвестиционная (начальная). На первой фазе выделяется два основных направления анализа рыночной ситуации: 1. Анализ воздействия факторов внешней среды предприятия. 2. Анализ слабых и сильных сторон в конкурентной борьбе.
Фаза планирования и разработки проекта - включает в себя разработку бизнес-плана, получение инвестиций, разработку необходимой проектно-конструкторской и технологической документации, всестороннее обеспечение проекта (маркетинговые исследования, техническое оснащение, обеспечение трудовыми ресурсами, организация энергетического, ремонтного, транспортного обслуживания), разработку прототипа (опытного экземпляра). Фаза осуществления проекта - длится от фазы предыдущей до фазы последующей. Осуществляется до окончания экономической целесообразности проекта, либо до форс-мажорных обстоятельств, препятствующих осуществлению проекта, до прекращения осуществления проекта его руководителями. Фаза завершения проекта - ликвидация, характеризуется полным прекращением осуществления действия проекта и привидением начальных условий в исходное состояние. Для управления проектом и структуризации управления проектом как основы управления исполняются следующие, специальные модели: - дерево целей; - дерево решений; - дерево работ; - организована структура исполнителей. Для реализации вышеперечисленных специальных моделей используется следующие основные подходы: -строится матрица ответственности, сетевая модель. Определяется структура затрат и структура потребляемых ресурсов. -матрица ответственности включает в себя штрафы либо бонусы за те или иные решения с учетом времени принятия решений. -структура потребляемых ресурсов включает в себя перечень потребляемых ресурсов с указанием объёма потребления и стоимости для ресурсов. Данный перечень строится с учетом важности данного ресурса. К участникам проекта принято относить: - инициатора; - заказчика; - инвестора; - руководителя проекта; - команды проекта; - генерального подрядчика (субподрядчика).лек2 1. Понятие управления проектом и его необходимость 2. Современная концепция управления проектом 1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ И ЕГО НЕОБХОДИМОСТЬ
Организации и предприятия осуществляют целенаправленную деятельность, которая включает отдельные проекты и операции, связанные с производством продукции и оказанием услуг. Проекты и операции имеют общие черты: · имеют определенные цели; · выполняются людьми; · требуют ресурсы, количество которых, как правило, ограниченно; · подлежат управлению, т.е. планируются, контролируются и регулируются. Главное различие между операциями и проектами состоит в том, что первые повторяются многократно на протяжении длительного времени, а вторые являются временными и единичными. Например, разработка технологической линии по выпуску конкретной продукции – это проект, а ее дальнейшая эксплуатация – это операции. Каждый проект направлен на изменения той системы, в которой он осуществляется. При этом он обладает новизной и неповторимостью и имеет строго определенное время начала и окончания. Управление проектом (англ. project management) в широком понимании – это процесс руководства людскими и материальными ресурсами на протяжении жизненного цикла проекта на основе применения современных методов, средств и технологий для достижения определенных в проекте результатов. Основным предметом изучения дисциплины "Управление проектом" являются процессы, функции, задачи, методы и средства управления проектами. Управление проектом является междисциплинарной наукой и использует знания из области других дисциплин: общей теории управления; управления производством; социально-психологических дисциплин. Каждый менеджер проекта должен иметь знания из общей теории управления, уметь применять эти знания в конкретных производственных условиях, учитывая при этом социально-психологические особенности управляемого им коллектива работников. В управлении проектом заинтересованы все его основные участники, поскольку: · инвесторы получают возврат вложенных капиталов и предусмотренные проценты; · заказчик – реализованный проект и доходы от его использования; · контрактор – предусмотренное контрактом вознаграждение за успешное завершение проекта; · субконтракторы – плату за выполненные работы и услуги; · руководитель проекта и его команда – плату по контракту и дополнительное вознаграждение по результатам работы; · органы власти – налоги со всех участников проекта, а также удовлетворение общественных, социальных и экологических нужд; · потребители получают необходимые им товары и услуги. Управление проектом является необходимым в случаях: · дефицита и ограниченности средств и ресурсов; · инфляции и возрастания стоимости; · возрастающей сложности проекта; · усиления конкуренции; · социальных и экологических проблем; · проблем потребительского рынка; · взрастающих требований к качеству работ. Если эти факторы не учитывать, то это может привести к таким негативным последствиям, как: · снижение доходов и прибылей участников; · превышение установленной стоимости, продолжительности и сроков завершения проекта; · увеличение штрафов за нарушение обязательств; · превышение установленных лимитов на потребляемые ресурсы; · отставание выпуска новой продукции на потребительский рынок; · низкая эффективность инвестиций и большие сроки окупаемости проекта. Кроме того, управление может оказаться выгодным или необходимым для проектов: · с четко определенным единственным конечным продуктом; · с жесткими требованиями к срокам, затратам и результатам; · с высокой степенью престижности, когда затрагивается репутация организации; · при эксклюзивном характере, когда очень высоки возможные доходы и потери в случае неудачи.
2. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ
Современная концепция управления проектом описывается с помощью таких основных структурных и функциональных компонентов, как: · контекст управления проектом; · процессы управления проектом; · основные функции управления проектом; · методы управления проектом; · критерии эффективности управления проектом. Рассмотрим основное содержание этих компонентов. Контекст управления проектом включает: · предметную область проекта – его цели, результаты и состав работ; · жизненный цикл проекта; · участников проекта; · организацию проекта; · окружение проекта. Множество процессов управления проектом можно разделить на пять групп: · процессы инициации - формальное признание того, что начинаются работы по проекту или его очередной фазе; · процессы планирования – разработка плана проекта и системы управления для успешного достижения целей и результатов проекта; · процессы выполнения – координация людских и материальных ресурсов для выполнения плана проекта; · процессы контроля – слежение за ходом выполнения проекта и осуществление корректирующих воздействий для ликвидации отклонений от плана проекта; · процессы закрытия – формальная приемка выполненного проекта или его отдельной фазы, закрытие контрактов и завершение проекта. Для всех проектов можно выделить наиболее существенные функции управления проектом: · управление предметной областью проекта – ее изменение или уточнение как в процессе разработки проекта, так и при его выполнении; · управление качеством проекта – планирование, обеспечение и контроль качества проектных, организационных и управленческих решений; материалов, оборудования и сырья; выполняемых работ и результатов; · управление временем в проекте – определение последовательности и продолжительности работ, разработка календарного плана и контроль его выполнения; · управление стоимостью – планирование ресурсов, оценка их стоимости, формирование сметы и бюджета проекта, контроль стоимости; · управление риском – прогнозирование и предупреждение возникновения рисковых ситуаций, принятие мер по снижению риска, распределение возможного ущерба от риска между участниками проекта; · управление людскими ресурсами – определение требований к персоналу; поиск, отбор кандидатур и оформление на работу; планирование и распределение персонала по рабочим местам; организация обучения и повышения квалификации; предупреждение конфликтных ситуаций; установление оплаты труда и др.; · управление контрактами и поставками – планирование контрактов и поставок, подготовка предложений и запросов, выбор контракторов, администрирование и закрытие контрактов; · управление коммуникациями – сбор, передача, сортировка, отображение и интерпретация информации для всех участников проекта; · управление изменениями – прогнозирование изменений в проекте под влиянием внутренних и внешних факторов, разработка плана защиты и изменений проекта, исполнение плана, контроль изменений и оценка их эффективности. Управление проектом основано на использовании широкого спектра научных методов, таких как: · методы сетевого планирования и управления – используются для моделирования проекта, его временного и ресурсного анализа, распределения ресурсов и мониторинга проекта; · методы планирования затрат – используются для расчета стоимости проекта по проектам-аналогам или на основе объема работ и нормативной базы, а также для минимизации стоимости проекта за счет варьирования параметров финансовых схем, интенсивности работ, их сроков и способов выполнения; · методы контроля затрат – используются для мониторинга затрат посредством расчета различных стоимостных показателей и составления на их основе разнообразных графиков; · методы управления риском – используются для имитационного моделирования рисковых ситуаций, вероятностной и экспертной оценки их последствий; · методы управления качеством – используются для обеспечения соответствия потребностям в проекте, качества его разработки и планирования, соответствия проекта плановой документации, качества материально-технического обеспечения; · методы управления конфликтами – используются для прогнозирования, оценки и предотвращения конфликтных ситуаций; · методы управления изменениями – используются для прогнозирования, оценки и защиты проекта от изменений, внесения необходимых изменений; · методы управления контрактами – используются для упорядочения и систематизации процедур подготовки, согласования, оформления, контроля и закрытия контрактов; · методы организации управления проектом – используются для построения рациональных организационных форм и структур, установления регламента и взаимоотношения между участниками проекта, формирования необходимого состава команды проекта, эффективного управления персоналом и налаживания необходимых коммуникаций. Критериями эффективного управления проектом являются: · завершения проекта в установленные сроки и в рамках бюджета; · соблюдение требований к качеству результатов; · минимальный согласованный объем изменений в предметной области проекта; сохранение без нарушений текущей работы организации за рамками
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |