Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Доходы и расходы бюджетов

Налоги являются наиболее существенным источником до­ходов бюджета. С их помощью мобилизуются средства пред­приятий, населения и других налогоплательщиков. Налоговые поступления представляют собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления, поступающие в установ­ленных законом размерах и в определенные сроки. Их доля в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%.

Формирование доходной части бюджета носит в основном налоговый характер. Наряду с фискальной функцией налоги выполняют также регулирующую функцию, с помощью которой государство оказывает воздействие на производство. Ре­гулирующая функция проявляется в том, что размеры налого­обложения и различия тяжести налогов по отдельным секторам экономики и отраслям оказывают влияние на производство ВВП, реальный сектор экономики, платежеспособный спрос и капиталообразование. Налоговая система не должна ослаблять стимулы к экономической деятельности и способствовать ей.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

- федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюд­жетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очеред­ной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюдже­ты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действие долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации;

- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные тамо­женные платежи;

- государственная пошлина в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации.

К налоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся:

- собственные налоговые доходы бюджетов субъектов Россий­ской Федерации от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательст­вом Российской Федерации, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетно­го регулирования между бюджетом субъекта Российской Фе­дерации и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной фи­нансовый год и Федеральным законом "О финансовых осно­вах местного самоуправления в Российской Федерации";

- отчисления от федеральных регулирующих налогов и сбо­ров, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

К налоговым доходам местных бюджетов относятся:

- собственные налоговые доходы местных бюджетов от ме­стных налогов и сборов, определенные итоговым законо­дательством Российской Федерации;

- отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Рос­сийской Федерацией и субъектом Российской Федерации в порядке, установленном статьями Налогового кодекса;

- государственная пошлина, за исключением государствен­ной пошлины, зачисляемой в доходы федерального бюдже­та, – по нормативу 100% по месту нахождения кредитной в организации, принявшей платеж.

Наиболее значимыми налоговыми доход, ли являются на­лог на прибыль, налог на доходы физических лиц и косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, налог с оборота, ак­цизы, таможенные пошлины).

 

К неналоговым доходам относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательст­вом о налогах и сборах;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными уч­реждениями, находящимися в ведении соответственно фе­деральных органов исполнительной власти, органов ис­полнительной власти субъектов РФ, органов местного са­моуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмот­ренных законодательством о налогах и сборах;

- средства, подученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причи­ненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образовани­ям, и иные суммы принудительного изъятия;

- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключе­нием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов и иные неналоговые доходы.

Свыше половины неналоговых доходов приходится на до­ходы от внешнеэкономической деятельности.

К доходам от собственности и предпринимательской де­ятельности относятся все государственные доходы, поступление которых связано с владением собственностью, предпри­ятиями, финансовыми активами или нематериальными актива­ми, а также кассовая прибыль ведомственных предприятий, полученная ими в результате реализации товаров и услуг за пределы сектора государственного управления, К этой категории не относятся доходы за счет прибыли на капитал, поступающие либо от реализации капитальных активов, либо от продажи или выпуска акций, либо от погашения кредита.

К доходам от собственности и предпринимательской деятельности относятся:

- дивиденды по принадлежащим государству акциям;

- проценты за размещение в банках временно свободных средств;

- предоставление кредитов;

- арендная плата за землю;

- перечисляемая в бюджет прибыль Центрального банка;

- плата за недра и др.

Любые перечисления Центрального банка в органы государственного управления, которые не связаны с прибылью от его деятельности, сюда не включаются, а рассматриваются как финансирование от Центрального банка.

Плата за недра и платежи за использование акваторий и участков морского дна взимаются в форме денежных платежей, части добытого минерального сырья или иной произве­денной продукции, выполнения работ или предоставления ус­луг, зачета сумм предстоящих платежей в бюджет в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного производства.

Административные сборы и платежи включают:

- сборы и плату, полученные в обмен на товары непроизвод­ственного назначения и предоставление услуг некоммерче­ского характера;

- выручку от продаж, осуществляемых ведомственными предприятиями, издержки производства которых не могут быть определены отдельно;

- оплату товаров и услуг, характер которых связан с государ­ственным регулированием;

- обязательные платежи: за услуги, связанные с государ­ственным регулированием;

- поступления от продажи товаров, которые являются побоч­ными по отношению к обычной производственной иди со­циальной деятельности государственных ведомств и орга­низаций;

- платежи за услуги, которые предоставляются органами государственного управления;

- арендная плата за здания и сооружения, кроме земельной ренты.

Поступления по штрафам и санкциям включают поступле­ния от уплаты штрафов, и применения конфискационных мер, которые не имеют отношения к нарушению налогового режи­ма. В данную категорию включаются пени и штрафы, которые невозможно идентифицировать отдельно и отнести к наруше­ниям налогового законодательства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Влияние способов финансирования дефицита бюджета на экономику страны | Доходы и расходы бюджетов субъектов РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.