Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Парменида и атомистические концепции




(Левкипп, Демокрит)

Дальнейшим шагом в развитии раннегреческой философии была философия Элейской школы Парменида и Зенона. Ее учения развивались, начиная с конца IV в. вплоть до начала второй половины V в. Первым по времени деятелем этой школы был Парменид (родился около 540 г. до н.э.). некоторые положения его учения были направлены против материалистических учений раннегреческих мыслителей. Трудно ответить на вопрос, кем был сам Парменид: материалистом или идеалистом. Но в теории познания как Парменида, так и его ученика Зенона, мы видим резкое противопоставление разумного знания и знания чувственного. Конечно, само по себе это положение не говорит ни об идеализме, ни о материализме, но, несомненно, это могло послужить основой для идеалистического уклона в философии.

Элеаты в истолковании субстанции перешли от конкретных природных стихий – воды, огня, воздуха и т.д. – к бытию как таковому. Парменид утверждает, что единственно истинным положением является утверждение: «бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать, ни высказать». Это значит, что мысль, какая бы она ни была, это всегда мысль о каком-то предмете. Мысль не может быть отделена от своего предмета, от бытия. Значит, мысль – это всегда бытие. Мы не можем помыслить ни о чём, даже если мысль о небытии как таковая всё же существует. Но небытия в строгом смысле слова, нет. Существует только бытие. Согласно Пармениду, небытие – это то же самое, что и пустота, пустое пространство. Но в мире нет пустоты, ничем не заполненного пространства, нет пространства, отделённого от вещества. Мир – это сплошная масса вещества, или, как говорит сам Парменид, шаровидное тело. Существует только бытие как заполненное веществом сферичное пространство.

Дальнейшие рассуждения приводят его к мысли о том, что мир, в котором нет пустоты, должен быть един, в нём нет, и не может быть никакого множества отдельных вещей. Поистине существует только единство, множества нет. В природе нет пустых промежутков между вещами, нет никаких щелей и зазоров, а, следовательно, ни одна вещь не отделена от другой.

Из этого следует важный для теории познания вывод – множество вещей, которое мы фиксируем нашими органами чувств – это обман. Картина мира, внушаемая нам чувствами, не истинна. Здесь Парменид вводит различие мнения и истинного знания. Мнение – это знание, полученное в результате чувственного восприятия. Но для учёного этот путь является недостаточным, так как данные органов чувств не всегда достоверны. Есть другой путь – путь истины, где царствуют не чувственные образы, а логика мысли.

Таким образом, достоверное знание, согласно Пармениду, связано с деятельностью ума. Современникам Парменида его учение казалось противоречащим всем знаниям о природе и вызывало множество споров. Для школы Парменида возникла потребность более строго с позиции логики отстоять свои метафизические позиции.

Эту задачу возложил на себя ученик Парменида Зенон из Элеи (490-430 гг. до н.э.). Зенон развил ряд аргументов в защиту учения Парменида. Метод, применённый им в этих аргументах, впоследствии дал основание Аристотелю назвать Зенона родоначальником «диалектики» - под диалектикой подразумевалось искусство выяснения истины путём обнаружения внутренних противоречий в мыслях противника и последующего устранения этих противоречий. Метод Зенона сходен с тем, который в математике называется методом от «противного». Отталкиваясь от логики Парменида, Зенон пытался доказать, что действительно существует только неподвижное и неизменное бытие. На уровне чувств мы сталкиваемся с движением буквально на каждом шагу. А существует ли оно на самом деле?

Зенон условно принимает тезисы противников о том, что есть пустота, множество вещей и движение. Рассмотрим один из аргументов Зенона, в котором он берёт движение как наблюдаемый факт и показывает, что если мыслить этот факт логически, то мы неизбежно придём к противоречиям. Надо увидеть движение в свете логики. Так родились на свет знаменитые апории (неразрешимые противоречия) Зенона. В качестве примера рассмотрим апорию под названием «Стрела»: на уровне органов чувств мы фиксируем, что стрела летит, движется, перемещается в пространстве. Но если мы рассмотрим её полет как сумму отрезков, равных длине самой стрелы, то видно, что в каждом из них стрела покоится. Следовательно, весь её путь – сумма состояний покоя. Так Зенон приходит к выводу, что движения нет, помыслив его логически, и только потом отказался от его реальности.

Аргументы Зенона дали мощный импульс дальнейшему развитию античной математики, логики и диалектики. Его апории побудили мысль искать разрешения намеченных трудностей. Попытка разрешить эти трудности была предпринята атомистическим материализмом.

Во второй половине V в. до н.э. в Греции появляется новый очаг развития науки – г. Абдеры. Здесь и прошла деятельность философа Левкиппа и его последователя и друга Демокрита.

Название учения Демокрита – атомистический материализм – показывает, что основная идея состоит в гипотезе о существовании неделимых частиц вещества, атомов («атомос» - неделимый). Атомов или физических частиц, начал бытия – бесконечное множество, они неделимы и непроницаемы, абсолютно плотны и не заключают в себе пустоты. Но сами они помещаются в пустоте, поэтому тела отделены друг от друга. Атомы носятся в пустоте, сталкиваются, сцепляются друг с другом, или, отталкиваясь, распадаются снова на отдельные. Так возникают все сложные тела в мире.

Это учение стало новым оригинальным способом решить естественнонаучную и философскую проблему, поставленную элеатами с их учением о том, что истинное бытие едино и не может ни возникать, ни погибать. Атомисты построили такое учение о природе, которое признало не только чувственное восприятие множественности и движения, но и возможность и помыслить. Замечательные воззрения Демокрита развивались в тесной связи с понятием о вечности времени. Философ утверждал, что ничто в мире не возникает беспричинно, но в силу необходимости. Необходимый порядок, действующий в мире, существует изначально. Мир всегда был таким, где господствует необходимость. Это означает, что Демокрит полностью отрицает случайность. В мире нет ничего беспричинно возникающего, следовательно, нет случайности.

В тесной связи с атомистикой находилось учение о познании. Атомисты вслед за элеатами сохраняют различие между чувственным и интеллектуальным знанием. Атомы недоступны непосредственному чувственному восприятию и открываются только уму. Но ум не противоположен чувствам. Он только углубляет, уточняет чувственные данные, которые вовсе не есть иллюзия. Но подлинное познание достигается только разумом. С помощью ума мы более тонко постигаем саму природу вещей, до которой не могут дотянуться наши органы чувств. Познание мира Демокрит объясняет на основе принципа «истечения». Согласно этому принципу, процесс познания – это восприятие человеком воздействий, которые оказывают тела на его органы чувств. Тончайшие копии настоящих вещей проникают в тело человека и образуют у него соответствующие ощущения.

Интересные идеи Демокрит выдвигает в области психологии и антропологии. Душу человека он рассматривает как соединение шаровидных огненных атомов, она имеет огненное начало. Жизнь отличается от нежизни только количеством круглых огненных атомов, находящихся в теле. Но эти атомы не только в человек, но и в телах животных, в камнях, растениях. Разумная часть души размещается в области груди, а остальная, неразумная, рассеяна по всему телу. Жизнь основывается на механическом равновесии и сопротивлении смерти. Душа смертна, но смерть это не мгновенный, а длительный процесс. Из тела постепенно выходят атомы души, даже если само тело уже покинули все видимые признаки жизни.

В учении Демокрита материализм достигает своей высшей формы. Однако дальнейшее развитие философии начинает развёртываться в области формирования идеалистической линии, наивысшим воплощением которой станет учение Платона.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.