Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема идеального в философии Платона




Развитие раннегреческой философии от Фалеса до Демокртита было, в основном, историей возникновения и развития материализма. Идеализм до Платона проявлялся лишь в «намеках» и во многом имел интуитивный характер. Платон создает рациональную идеалистическую систему с рационально обоснованными принципами. Философия Платона – это философия объективного идеализма, в которой определенным образом отражены почти все элементы прежних идеалистических учений древнегреческой мысли.

Платон (472-347 гг. до н.э.) - крупнейший философ древности, от которого до нашего времени дошли почти все его сочинения. Излагаемое в этих сочинениях учение получило название «теория идей». Философ воспользовался методом своего учителя Сократа, чтобы найти Единое не только для нравственности, но для всего космоса. У Платона идея становится сущностью каждой вещи. Идея есть то, что резко противопоставляется всем её чувственным подобиям, отражённым в нашем мире. Чувственные вещи, окружающие нас, изменчивы, преходящи, в них нет ничего прочного, устойчивого, тождественного. Именно в этом суть идеализма Платона: реально существует не чувственно воспринимаемый предмет, а лишь его умопостигаемая, бестелесная, не доступная чувствам сущность.

Космос прекрасен и совершенен, но теперь это единство заключается не в видимом порядке вещей, а в умопостигаемом порядке идей. У каждой вещи есть своя идея, которая для неё выступает как её смысл, образец и цель. Согласно «теории идей» Платона, идея является основанием всех вещей и условием возможности рассуждения. Она даёт возможность помыслить вещь. В самих вещах нет тождественности и единства, которые составляют опору мышления. С помощью идей можно мыслить вещи, не теряя их качества и логической строгости рассуждения. Идея выступает как бытие, логическая форма, сущность вещи, образец, смысл, цель вещи.

Приведём пример: имеется много отдельных животных, о которых мы можем сказать: «Это кошка». Какое-либо животное является кошкой потому, что оно разделяет общую природу, свойственную всем кошкам. То есть существует универсальное свойство «кошки», которое не родилось и не умирает с каждой отдельной кошкой. Оно не имеет места в пространстве и времени, оно – вечно. Философия, постижение истины для Платона заключается в созерцании мира идей. Нужно логически «узреть» идею, чтобы помыслить сущность вещи.

Платон описывает мир идей как освещённый солнцем интеллектуального созерцания, когда мы ясно различаем предметы во всей их истинной явленности. Это и есть мир истинного, вечного, неизменного, совершенного бытия. Мир вещей далёк от этого совершенства. Мир преходящих вещей – это неясный, сумеречный мир, в нём всё подвержено изменению, разрушению, распаду. Платон приводит ставший знаменитым образ пещеры: тот, кто не способен к созерцанию истины, принимает этот тленный мир как подлинное бытие. Но на самом деле он способен видеть только в одном направлении: он находится в пещере, спиной к выходу, через который пробивается лишь слабый отблеск солнечного света. Этот отблеск создаёт на стенах пещеры тени вещей, которые человек, далёкий от философии, принимает как единственно реальные. Но он обманут тенями. Другими словами, в философии Платона утверждаются две формы бытия: подлинное, истинное, реальное бытие (мир идей) и кажущееся, отраженное, производное бытие (мир чувственно воспринимаемых явлений и вещей). Последнее связывает подлинное бытие с небытием, для определения которого философ вводит понятие материи. Логическая цепочка Платона, таким образом, включает в себя три элемента: подлинное бытие (мир идей) – отраженное бытие – мир вещей – небытие (материя как таковая, материя в себе). Согласно платоновской теории познания, человеческая душа до своего воплощения в определённое тело, пребывала в мире идей и непосредственно созерцала космическое совершенство и красоту идей, но в земной жизни утратила всякое воспоминание об этом. Поэтому познание заключается в «припоминании» («мемезис») того, что созерцала душа в мире идей.

Разумное постижение истинно-сущих родов бытия или идей Платон называет диалектикой. Для него диалектика – это не только логика, не только учение о познании, не только учение о методе. Диалектика у Платона – это прежде всего учении о бытии, об истинно-сущем бытии, то есть об идеях. Идеи – это не просто общие понятия, это истинные виды или роды бытия. В соответствии с этим, диалектика – это онтологические прообразы, образцы и причины чувственных вещей.

Метафизика Платона и его учение о бытии лежит в основе его нравственно-этической концепции. Согласно Платону, нравственным может быть лишь тот поступок, который исходит из истинного знания. Душа уже изначально обладает этим истинным знанием, она состоит из трёх частей: разумной, волевой и вожделеющей. Разумная служит основой добродетели мужества. Она призвана ограничивать вожделеющую или чувственную ради добродетели умеренности и благополучия. Под руководством разума все части души дают начало добродетели справедливости. Этика Платона направлена на самосовершенствование личности с целью воспитания гражданина совершенного государства. Платона чрезвычайно интересовал вопрос о том, каким должно быть совершенное общежитие и каким воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению такого общежития. Анализируя различные формы государственного устройства, Платон находит, что все они несовершенны. Всем дурным формам государства он противопоставляет проект наилучшего государства и правления. Управлять государством должны люди определённого типа, а именно философы, ибо они носители добродетели мудрости. Опорой государства должны стать носители добродетели мужества – стражи. Их главная задача – защита государства от внешних и внутренних врагов. Последнее сословие в государстве должны составить носители добродетели благоразумия, которые должны добросовестно выполнять все возложенные на них обязанности. Общегосударственной добродетелью должна стать справедливость и религиозность, почитание богов. Для достижения государственных целей необходимо развернуть особую систему образования и воспитания, способной привить каждому сословию необходимые физические и профессиональные навыки. При этом для каждого сословия предусмотрен свой уровень образованности. На первый план в теории государства Платона выдвигается нравственный принцип. Задача государства воспитывать в гражданах независимо от их принадлежности к определённому сословию благочестие и религиозность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.